Легкая атлетика в комплексе ГТО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легкая атлетика в комплексе ГТО



Положительное влияние легкоатлетических упражнений предопределило их широкое включение в программу физического воспитания школьников и молодежи, в планы тренировок по различным видам спорта, во все ступени ГТО (1931-1972 гг.) и занятия физической культурой людей старшего возраста.

24 мая 1930 года газета «Комсомольская правд» опубликовала материалы, в которых высказывалась мысль о необходимости введения единого критерия для оценки всесторонней физической подготовленности молодежи, предполагалось установить специальные нормы и требования, а тех, кто их выполнит, награждать значком.

Инициатива получила признание в широких кругах общественности. После годичного обсуждения разработанного Всесоюзным советом физической культуры проекта ГТО, он был утвержден и 7 марта 1931 года принят.

Этот комплекс состоял из одной ступени, которая включала 16 практических нормативов по различным физическим упражнениям и 3 требования (знать основы советского физкультурного движения, военного дела и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями). При этом количество легкоатлетических упражнений составил 7, из которых по 2 вида имели упражнения в ходьбе, беге, прыжках и одно упражнение в метании. Уже в это время легкая атлетика по массовости занимала одно из первых мест среди других видов спорта. Количество награжденных значком ГТО I-й ступени к 1937 году превышало 4 500 000 человек.

В 1932 году была введена II ступень комплекса ГТО. В содержание этой ступени входили 3 теоретических требования и 18 нормативов, 6 из них были представлены легкоатлетическими упражнениями. Нормы были достаточно высоки. Их можно было сдать только при условии систематических тренировок. Об этом свидетельствует и количество награжденных знаком ГТО II, которое к 1937 году составило 22 000 человек.

В 1934 году для школьников была введена ступень «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Она содержала 15 норм и 3 требования. Легкая атлетика была представлена 8-ю упражнениями (3 упражнения в ходьбе, по 2 в беге и прыжкам и одно в метаниях). Значкист БГТО должен был уметь провести занятие по одному из видов спорта, знать правила и уметь судить спортивную игру.

С целью стимулирования массового развития спорта, повысить качество учебно-спортивной работы и улучшить подготовку квалифицированных спортсменов, в стране введена Единая всесоюзная спортивная квалификация, которая вместе с комплексом ГТО была основой оценки результатов физического воспитания.

Выполняя нормативные требования комплекса, выступая в соревнованиях, многие физкультурники начали регулярно заниматься легкой атлетикой. Со сдачи норм комплекса ГТО начали спортивный путь многие замечательные легкоатлеты. В качестве примера, можно назвать, братьев Серафим и Григория Знаменских, чьи блестящие победы сыграли большую роль в общем прогрессе бега на длинные дистанции и популяции легкоатлетического спорта.

В 30-е годы комплекс ГТО сыграл огромную роль в развитии физкультурного движения в стране, стал основой деятельности физкультурных организаций, благодаря комплексу многие юноши и девушки получили всестороннюю физическую подготовку.

1 октября 1940 года был введен в действие новый комплекс. Ступени нового комплекса остались прежними, но каждая из них состояла теперь из двух разделов: обязательных норм, куда входили теоретические требования, общеразвивающие упражнения и упражнения военно-прикладного характера, и норм по выбору, способствующих развитию определенных физических качеств. Было сокращено количество нормативов: в БГТО – 11 норм, ГТО I ступени – 14 и ГТО II ступени – 15. По новому положению нормативы ступеней БГТО и ГТО II можно было сдать на оценку - «сдано» и «отлично».

Для того чтобы получить значок ГТО II-й ступени «Отличник», отдельные нормы и требования надо было сдать специальной комиссии.

Требования военного времени заставили внести существенные изменения в содержание комплекса ГТО. Было сокращено общее количество нормативов, некоторые нормы были заменены другими, имеющими более выраженный военно-прикладной характер (знание топографии, оружия, бег, прыжки и метания в повседневной одежде, штыковой бой, и др.). Эта перестройка сыграла положительную роль в подготовке резервов для Красной Армии.

В послевоенное время комплекс ГТО совершенствовался в направлении дальнейшего сокращения количества норм, установления взаимосвязи между этими нормами и программами физического воспитания учебных заведений, уточнения возрастных групп сдающих нормы комплекса. Изменения были внесены в положение о комплексе ГТО в 1946 и 1950 годах, а наиболее существенные – в 1959 году.

Согласно положению, сдача нормативов разрешалась только на соревнованиях. Стали проводиться олимпиады «Готов к труду и обороне СССР».

Ф. Ванин, Е. Васильева, А. Пугачевский, В.Куц, В. Кузнецов и многие другие легкоатлеты начали свое спортивное совершенствование после ого, как попробовали свои силы в сдаче нормативов комплекса ГТО.

В 1966 году по инициативе ЦК ДОСААФ была разработана и введена в действие еще одна ступень комплекса ГТО – «Готов к защите Родины» (ГЗР), рассчитанная на юношей допризывного и призывного, основу которой составили легкоатлетические упражнения.

1 марта 1972 года был введен в действие новый комплекс ГТО. В 1973 году были изменены некоторые нормы. В 1975 году было принято решение о введении дополнения в Единую Всесоюзную классификацию в раздел «Многоборья комплекса ГТО».

23 августа 1979 года была введена новая ступень комплекса ГТО «К стартам готов!». Эта ступень была рассчитана на мальчиков и девочек 7-9 лет.

В 1975-76 учебном году была изменена школьная программа по физическому воспитанию. Одной из главных ее задач являлась подготовка учащихся к сдаче норм ГТО, что обеспечивалось структурой и содержанием разделов программы. На уроках физической культуры теперь более эффективно можно было развивать у школьников основные двигательные качества. Для этой цели на уроках в IV-VII классах выделялось до 30% времени урока, а в VIII-X классах – до 50%. В старших классах рекомендовалось проводить уроки тренировочной направленности.

В 1975-76 годах стали проводиться Всесоюзные детские спортивные игры «Старты надежд» по всем ступеням комплекса.

В 80-90 годы нормативы комплекса ГТО неоднократно пересматривались и фактически сам комплекс и его идея после распада Советского Союза перестали существовать.

В 2014-15 годах по инициативе Президента России В.В. Путина возрождается новый комплекс ГТО. Предложенный комплекс направлен на существенное повышение работы по физическому воспитанию населения России, приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями, приобщение к здоровому образу жизни.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему один из видов соревнований в Древней Греции был назван «пентатлон»?

2. Какая международная организация объединяет национальные федерации по легкой атлетике?

3. Какая проблема и почему, по мнению Н.И.Пономарева, в физической культуре является одной из сложных и недостаточно разработанной?

4. Почему соревнования являются одной из сторон спортивной деятельности?

5. Почему физические упражнения являются носителем «аккумулированного общественно-исторического двигательного опыта»?

6. Приведите примеры применения легкоатлетических упражнений древности.

7. В каком виде легкой атлетики определился первый чемпион Олимпийских игр современности?

8. Кто стал героем первых Олимпийских игр в Афинах?

9. Дайте характеристику бегу, как одному из упражнений легкой атлетики.

10. В чем древние философы Сократ, Платон, Аристотель и др. видели идеал калокагатии?

11. Расскажите о видах и разновидностях легкоатлетических метаний.

12. Дайте классификацию физических упражнений применяемых в подготовке легкоатлета.

13. Почему легкая атлетика занимает основное место в системе физического воспитания человека?

14. Почему комплекс ГТО является основой физического воспитания населения нашей страны?

15. В чем вы видите социальную значимость занятий физической культурой, спортом и легкой атлетикой?

16. Чем были вызваны изменения в содержании комплекса ГТО?

 

Список литературы

1. Голощапов, Б. Р. История физической культуры / Б. Р. Голощапов. – М., Академия, 2001.

2. Дюперрон, Г. А. Краткий курс по истории физических упражнений / Г. А. Дюперрон. – Л., 1924.

3. Легкая атлетика и методика преподавания: учеб. для ин-тов физ. культ. /Под ред. О. В. Колодия и др. – М., Физкультура и спорт, 1985.

4. Легкая атлетика: учеб. для студентов пед. ин-тов. /Под ред. А. Н. Макарова и др. – М., Просвещение, 1987.

5. Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина и др. – М., Физкультура и спорт, 1989.

6. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. – М., Физкультура и спорт,1970.

7. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. – М., «Астрель», 2002.

8. Пономарев Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н. И. Пономарев – М., Физкультура и спорт, 1970.

9. Специальные упражнения легкоатлетов / Под ред. Н.И. Выставкина и З.П. Синицкого. –М.: Физкультура и спорт,1962

10. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культ. /Под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. – М., Физкультура и спорт, 1976. Т.1.

11. Холодов, Ж. К.Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М., Академия, 2000.

12. Чернецкий, Ю. М.История олимпийского движения: учебное пособие / Ю. М. Чернецкий. – Челябинск, ЧГПИ, 1991.

 

 

Сайт института физической культуры: http:// ifk.uspu.ru

e-mail: ifk@uspu. ru

 

У Ч Е Б Н О Е И З Д А Н И Е

 

Составитель Никитин Валерий Иванович

 

Ведение в легкую атлетику

Учебное пособие

 

 

Подписано в печать 11.01.16. Формат 60 х 84 1/16.

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.

Усл. печ. л. 1,9. Уч. изд. 1,5. Тираж 300 экз. Заказ ___.

Оригинал-макет изготовлен и отпечатан в отделе множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620219 Екатеринбург, ГСП-135, проспект Космонавтов, 26

E-mail: uspu@dialup.utk.ru

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.02 с.)