Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Легкая атлетика в комплексе ГТО↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Положительное влияние легкоатлетических упражнений предопределило их широкое включение в программу физического воспитания школьников и молодежи, в планы тренировок по различным видам спорта, во все ступени ГТО (1931-1972 гг.) и занятия физической культурой людей старшего возраста. 24 мая 1930 года газета «Комсомольская правд» опубликовала материалы, в которых высказывалась мысль о необходимости введения единого критерия для оценки всесторонней физической подготовленности молодежи, предполагалось установить специальные нормы и требования, а тех, кто их выполнит, награждать значком. Инициатива получила признание в широких кругах общественности. После годичного обсуждения разработанного Всесоюзным советом физической культуры проекта ГТО, он был утвержден и 7 марта 1931 года принят. Этот комплекс состоял из одной ступени, которая включала 16 практических нормативов по различным физическим упражнениям и 3 требования (знать основы советского физкультурного движения, военного дела и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями). При этом количество легкоатлетических упражнений составил 7, из которых по 2 вида имели упражнения в ходьбе, беге, прыжках и одно упражнение в метании. Уже в это время легкая атлетика по массовости занимала одно из первых мест среди других видов спорта. Количество награжденных значком ГТО I-й ступени к 1937 году превышало 4 500 000 человек. В 1932 году была введена II ступень комплекса ГТО. В содержание этой ступени входили 3 теоретических требования и 18 нормативов, 6 из них были представлены легкоатлетическими упражнениями. Нормы были достаточно высоки. Их можно было сдать только при условии систематических тренировок. Об этом свидетельствует и количество награжденных знаком ГТО II, которое к 1937 году составило 22 000 человек. В 1934 году для школьников была введена ступень «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Она содержала 15 норм и 3 требования. Легкая атлетика была представлена 8-ю упражнениями (3 упражнения в ходьбе, по 2 в беге и прыжкам и одно в метаниях). Значкист БГТО должен был уметь провести занятие по одному из видов спорта, знать правила и уметь судить спортивную игру. С целью стимулирования массового развития спорта, повысить качество учебно-спортивной работы и улучшить подготовку квалифицированных спортсменов, в стране введена Единая всесоюзная спортивная квалификация, которая вместе с комплексом ГТО была основой оценки результатов физического воспитания.
Выполняя нормативные требования комплекса, выступая в соревнованиях, многие физкультурники начали регулярно заниматься легкой атлетикой. Со сдачи норм комплекса ГТО начали спортивный путь многие замечательные легкоатлеты. В качестве примера, можно назвать, братьев Серафим и Григория Знаменских, чьи блестящие победы сыграли большую роль в общем прогрессе бега на длинные дистанции и популяции легкоатлетического спорта. В 30-е годы комплекс ГТО сыграл огромную роль в развитии физкультурного движения в стране, стал основой деятельности физкультурных организаций, благодаря комплексу многие юноши и девушки получили всестороннюю физическую подготовку. 1 октября 1940 года был введен в действие новый комплекс. Ступени нового комплекса остались прежними, но каждая из них состояла теперь из двух разделов: обязательных норм, куда входили теоретические требования, общеразвивающие упражнения и упражнения военно-прикладного характера, и норм по выбору, способствующих развитию определенных физических качеств. Было сокращено количество нормативов: в БГТО – 11 норм, ГТО I ступени – 14 и ГТО II ступени – 15. По новому положению нормативы ступеней БГТО и ГТО II можно было сдать на оценку - «сдано» и «отлично». Для того чтобы получить значок ГТО II-й ступени «Отличник», отдельные нормы и требования надо было сдать специальной комиссии. Требования военного времени заставили внести существенные изменения в содержание комплекса ГТО. Было сокращено общее количество нормативов, некоторые нормы были заменены другими, имеющими более выраженный военно-прикладной характер (знание топографии, оружия, бег, прыжки и метания в повседневной одежде, штыковой бой, и др.). Эта перестройка сыграла положительную роль в подготовке резервов для Красной Армии. В послевоенное время комплекс ГТО совершенствовался в направлении дальнейшего сокращения количества норм, установления взаимосвязи между этими нормами и программами физического воспитания учебных заведений, уточнения возрастных групп сдающих нормы комплекса. Изменения были внесены в положение о комплексе ГТО в 1946 и 1950 годах, а наиболее существенные – в 1959 году.
Согласно положению, сдача нормативов разрешалась только на соревнованиях. Стали проводиться олимпиады «Готов к труду и обороне СССР». Ф. Ванин, Е. Васильева, А. Пугачевский, В.Куц, В. Кузнецов и многие другие легкоатлеты начали свое спортивное совершенствование после ого, как попробовали свои силы в сдаче нормативов комплекса ГТО. В 1966 году по инициативе ЦК ДОСААФ была разработана и введена в действие еще одна ступень комплекса ГТО – «Готов к защите Родины» (ГЗР), рассчитанная на юношей допризывного и призывного, основу которой составили легкоатлетические упражнения. 1 марта 1972 года был введен в действие новый комплекс ГТО. В 1973 году были изменены некоторые нормы. В 1975 году было принято решение о введении дополнения в Единую Всесоюзную классификацию в раздел «Многоборья комплекса ГТО». 23 августа 1979 года была введена новая ступень комплекса ГТО «К стартам готов!». Эта ступень была рассчитана на мальчиков и девочек 7-9 лет. В 1975-76 учебном году была изменена школьная программа по физическому воспитанию. Одной из главных ее задач являлась подготовка учащихся к сдаче норм ГТО, что обеспечивалось структурой и содержанием разделов программы. На уроках физической культуры теперь более эффективно можно было развивать у школьников основные двигательные качества. Для этой цели на уроках в IV-VII классах выделялось до 30% времени урока, а в VIII-X классах – до 50%. В старших классах рекомендовалось проводить уроки тренировочной направленности. В 1975-76 годах стали проводиться Всесоюзные детские спортивные игры «Старты надежд» по всем ступеням комплекса. В 80-90 годы нормативы комплекса ГТО неоднократно пересматривались и фактически сам комплекс и его идея после распада Советского Союза перестали существовать. В 2014-15 годах по инициативе Президента России В.В. Путина возрождается новый комплекс ГТО. Предложенный комплекс направлен на существенное повышение работы по физическому воспитанию населения России, приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями, приобщение к здоровому образу жизни.
Вопросы для самоконтроля 1. Почему один из видов соревнований в Древней Греции был назван «пентатлон»? 2. Какая международная организация объединяет национальные федерации по легкой атлетике? 3. Какая проблема и почему, по мнению Н.И.Пономарева, в физической культуре является одной из сложных и недостаточно разработанной? 4. Почему соревнования являются одной из сторон спортивной деятельности? 5. Почему физические упражнения являются носителем «аккумулированного общественно-исторического двигательного опыта»? 6. Приведите примеры применения легкоатлетических упражнений древности. 7. В каком виде легкой атлетики определился первый чемпион Олимпийских игр современности? 8. Кто стал героем первых Олимпийских игр в Афинах? 9. Дайте характеристику бегу, как одному из упражнений легкой атлетики. 10. В чем древние философы Сократ, Платон, Аристотель и др. видели идеал калокагатии? 11. Расскажите о видах и разновидностях легкоатлетических метаний. 12. Дайте классификацию физических упражнений применяемых в подготовке легкоатлета. 13. Почему легкая атлетика занимает основное место в системе физического воспитания человека?
14. Почему комплекс ГТО является основой физического воспитания населения нашей страны? 15. В чем вы видите социальную значимость занятий физической культурой, спортом и легкой атлетикой? 16. Чем были вызваны изменения в содержании комплекса ГТО?
Список литературы 1. Голощапов, Б. Р. История физической культуры / Б. Р. Голощапов. – М., Академия, 2001. 2. Дюперрон, Г. А. Краткий курс по истории физических упражнений / Г. А. Дюперрон. – Л., 1924. 3. Легкая атлетика и методика преподавания: учеб. для ин-тов физ. культ. /Под ред. О. В. Колодия и др. – М., Физкультура и спорт, 1985. 4. Легкая атлетика: учеб. для студентов пед. ин-тов. /Под ред. А. Н. Макарова и др. – М., Просвещение, 1987. 5. Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина и др. – М., Физкультура и спорт, 1989. 6. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. – М., Физкультура и спорт,1970. 7. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. – М., «Астрель», 2002. 8. Пономарев Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н. И. Пономарев – М., Физкультура и спорт, 1970. 9. Специальные упражнения легкоатлетов / Под ред. Н.И. Выставкина и З.П. Синицкого. –М.: Физкультура и спорт,1962 10. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культ. /Под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. – М., Физкультура и спорт, 1976. Т.1. 11. Холодов, Ж. К.Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М., Академия, 2000. 12. Чернецкий, Ю. М.История олимпийского движения: учебное пособие / Ю. М. Чернецкий. – Челябинск, ЧГПИ, 1991.
Сайт института физической культуры: http:// ifk.uspu.ru e-mail: ifk@uspu. ru
У Ч Е Б Н О Е И З Д А Н И Е
Составитель Никитин Валерий Иванович
Ведение в легкую атлетику Учебное пособие
Подписано в печать 11.01.16. Формат 60 х 84 1/16. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Усл. печ. л. 1,9. Уч. изд. 1,5. Тираж 300 экз. Заказ ___. Оригинал-макет изготовлен и отпечатан в отделе множительной техники Уральского государственного педагогического университета 620219 Екатеринбург, ГСП-135, проспект Космонавтов, 26 E-mail: uspu@dialup.utk.ru
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.171 (0.008 с.) |