Практическое занятие 1. Современные средства проектирования информационных систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 1. Современные средства проектирования информационных систем.



Разработка эскизного проекта

Эскизный проект (техническое предложение) — это документ, где излагаются основные концепции построения автоматизированной системы или отдельных ее подсистем. Поскольку в техническом задании только обозначаются цели, но не указываются пути их решения, то эскизный проект охватывает всю систему и описывает избранные пути решения задач.

Документ представляется в виде проектной документации, описывающей архитектуру системы, структуру ее подсистем, состав модулей, предложения по выбору базовых программно-аппаратных средств, которые должны учитывать прогноз развития предприятия. Утверждая эскизный проект, заказчик дает свое согласие на предложения разработчиков, касающиеся направлений работ и вариантов основных проектных решений. После принятия эскизного проекта разрабатывается прототип автоматизированной системы, представляющий собой набор программ, имитирующих работу готовой системы.

Разработка технического и рабочего проектов

Технический проект разрабатывается на основании утвержденного технического задания. Его целью является привязка типовых решений к конкретным условиям работы предприятия, что требует решения комплекса вопросов правового, технического, организационного и экономического характера. Разработка технического проекта предполагает:

  • определение объектов информационной системы и их атрибутов;
  • расчет количества экземпляров каждого объекта;
  • определение методов вычисления производных показателей на основе значений исходных показателей;
  • установление связи между объектами и процессами;
  • разработку структуры базы данных и проверку ее полноты;

· определение порядка сбора, хранения, передачи, обработки и контроля данных;

  • выбор необходимых для решения задачи программных средств;
  • выбор операционной системы и системы управления базами данных;
  • оценку объемов памяти и трудоемкости разработки программ.

Рабочий проект — это техническая документация, разработанная на основе утвержденного заказчиком технического задания и утвержденная в установленном порядке. Документ содержит уточненные данные и детализированные общесистемные проектные решения, программы и инструкции по решению задач, уточненную оценку эффективности, перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.

В состав рабочей документации проекта входят: пояснительная записка, должностные инструкции, инструкции по заполнению входных документов, использованию выходных документов, организации и ведению нормативно-справочной информации и другие документы.

Способы декомпозиции систем

Процесс проектирования системы требует распределения разработчиков по отдельным направлениям работ, а также увязки выделенных направлений в единое целое. Для определения состава элементов проектируемой системы и обеспечения связей между ними осуществляется ее декомпозиция на подсистемы. Этот процесс может быть осуществлен несколькими способами.

Декомпозиция по организационной структуре предприятия требует разработки подсистемы автоматизированной системы управления для каждого подразделения предприятия или каждой организации. Например, может разрабатываться автоматизированная подсистема для отдела труда и заработной платы, материального отдела и т.д., в каждой из которых будут реализовываться все функции управления. Такая форма удобна для разработчика, поскольку ему несложно определить структуру автоматизированной системы, однако она полностью копирует структуру управления, сложившуюся под влиянием жестких ограничений, накладываемых ручным способом обработки, а потому затрудняет реализацию новых форм и методов управления.

Декомпозиция по функциям управления (планирование, учет и контроль, регулирование) расширяет возможности интегрированной обработки данных по управлению, но снижает оперативность процесса из-за сокращения обратных связей внутри подсистемы. Такая декомпозиция целесообразна в системах, обслуживающих достаточно стабильные процессы, не требующие интенсивных потоков информации в обратных связях.

Информационно-целевой метод декомпозиции базируется на заранее сформулированной концепции проектирования автоматизированной системы, представляющей собой совокупность принципов и требований, которым она должна удовлетворять. Предполагает декомпозицию системы по целевым уровням:

· первый уровень включает подсистемы, обеспечивающие конечные цели предприятия и охватывающие все этапы разработки;

· второй — подсистемы, предназначенные для достижения частных целей и охватывающие часть этапов разработки.

Преимущества метода информационно-целевой декомпозиции по сравнению с декомпозицией по организационной структуре и функциям управления состоят в достижении большего соответствия структуры системы управления существующему производственному процессу, в выявлении прямых связей с этим процессом. Недостатки метода состоят в необходимости проведения большого объема работ по анализу производственного процесса и сопроводительной документации, в требованиях высокого уровня квалификации исполнителей работ.

 

  1. Содержание и оформление технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на проектирование.

Техническое задание — это документ, необходимый для начала работ по разработке и внедрению автоматизированной системы, это задание на всю проектируемую систему. Документ определяет требования и исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления; структуру разрабатываемой системы, требования к отдельным ее частям, состав используемых технических средств. Документ регламентирует отношения сторон и охватывает не только работы, которые предполагается реализовать с помощью ЭВМ, но и выполняемые сотрудниками соответствующих служб вручную. Техническое задание должно быть:

  • точно сформулированным, что исключит неоднозначность его понимания разными исполнителями;
  • полным, т.е. содержать описание всех аспектов функционирования системы, в том числе и ее реакцию на ошибочные действия пользователя;
  • ясным: текст документа должен быть понятен и пользователю, и разработчику.

После утверждения «Техническое задание» становится документом, которым руководствуются разработчики на всех этапах создания системы. На его основании составляются координационный план работ, сетевой график работ и производится расчет затрат на разработку системы. Содержание разделов технического задания К примеру, техническое задание на создание автоматизированной системы учета на базе комплекса программ «1С:Бухгалтерия» может содержать следующие разделы.

Раздел 1. Назначение и цели создания системы Назначением системы является организация автоматизированного решения задач учета в организационных подразделениях предприятия-заказчика с целью достижения следующих результатов:

  • снижение трудоемкости и сокращение сроков обработки информации;
  • повышение достоверности информации;
  • повышение уровня автоматизации учетных работ;
  • автоматизация процесса обмена учетной информации между подразделениями и работниками;
  • оперативное формирование информации для нужд управления;
  • усиление контрольных функций учета.

Раздел 2. Требования к комплексу технических средств и системному программному обеспечению.

Комплекс технических средств и системное программное обеспечение должны удовлетворять определенным требованиям:

  • рабочие места пользователей с характеристиками не ниже: процессор Pentium - II 333, ОЗУ 32Мб, объем жесткого диска 800 Мб, видеоподсистема, обеспечивающая работу в режиме разрешения 800x600;
  • выделенный сервер с характеристиками не ниже: процессор 2xPentium III — 500Мгц, ОЗУ 512 Мб, объем жесткого диска Зх9Гб;
  • кабельная система на «витой паре» 100 Мбит, коммутируемая — не более 12-15 рабочих станций на сегмент;
  • операционная система для рабочих станций — Microsoft Windows 98/NT/2000/XP. Сетевая операционная система — Microsoft Windows NT/2000 Server.

Раздел 3. Требования к квалификации пользователей

Учетные работники предприятия-заказчика должны иметь знания и навыки, достаточные для выполнения следующих функций:

  • содержательный контроль учетной информации;
  • выполнение неавтоматизированных расчетов по своему участку работы;
  • автоматизированное ведение нормативно-справочной информации;
  • выполнение процедур автоматизированной обработки информации в заданной последовательности;
  • корректировки ошибок, допущенных в процессе работы; п получение и контроль автоматизированных отчетов;
  • контроля информации, полученной от других подсистем. Кроме названных техническое задание включает разделы: о требования к информационному обеспечению и средствам разработки;
  • требования к системе документирования; а требования к составу и содержанию работ (согласно календарному плану); о требование к функциям, реализуемым системой;
  • требования к порядку контроля и приемки системы.

 

  1. Проектирование информационного обеспечения (ИО) автоматизированной информационной системы.

Информационное обеспечение (ИО) — важнейший элемент автоматизированных информационных систем — предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений.

В теории автоматизированных систем обработки экономической информации ИО принято делить на: системы показателей данной предметной области (например, показатели бухгалтерского учета, финансово-кредитной деятельности, анализа и др.); системы классификации и кодирования; документацию; потоки информации — варианты организации документооборота; различные информационные массивы (файлы), хранящиеся в машине и на машинных носителях и имеющие различную степень организации.

Наиболее сложной организацией является автоматизированный банк данных, включающий массивы для решения регламентных задач, выдачи справок и обмена информацией между различными пользователями.

В ходе проектирования ИО, выполняемого совместно с пользователями-экономистами, осуществляются следующие работы:

· • определяются состав показателей, необходимый для решения экономических задач, их объемно-временные характеристики и информационные связи;

· • разрабатываются различные классификаторы и коды; изучается возможность использования общегосударственных классификаторов;

· • выявляется возможность применения унифицированной системы документации для отражения показателей, проектируются формы новых первичных документов, приспособленных к требованиям машинной обработки;

· • ведется организация информационного фонда; определяются состав базы данных и его организация; проектируются формы вывода результатов обработки.

Создание информационного обеспечения осуществляется в тесной связи с технологией автоматизированной обработки и программным обеспечением.

Автоматизированные информационные системы, предусматривающие использование персональных машин, ориентированных на конечного пользователя, несколько меняют сложившиеся подходы к проектированию ИО. Персональные компьютеры заставляют пересмотреть стереотипы обработки информации и процессов, происходящих в любой сфере человеческой деятельности. Применение компьютеров предусматривает участие пользователя в процессе решения задачи на машине, значительно увеличивая при этом круг информационных работ. Значительно расширяются информационные потребности работников экономических служб при выполнении ими профессиональных обязанностей. Появляются возможности: формирования с помощью машины всевозможных сборников, докладов; ведения в машине справочников, календарей; оформления и тиражирования результатов обработки; подготовки текстового материала, включая машинописные работы; изготовления документов в виде таблиц; хранения больших объемов информации в памяти машины в достаточно компактной форме. Создание вычислительных сетей позволяет осуществлять широкий обмен информацией между пользователем; организовать электронную почту, обеспечить доступ пользователя к различным информационным ресурсам. Значительное влияние на организацию информационной технологии оказывают и изменения в системах управления хозяйством, внедрение рыночной экономики. Прежде всего, это отражается на организации банков данных. Изменение потоков информации, связанное с интенсификацией межрегиональных связей, существенно влияет на организацию обмена информацией.

Стремительный рост экономических связей различных регионов, предприятий и организаций приводит к возрастающей потребности в достоверных и актуальных классификаторах экономической информации; решаются вопросы о дополнении действующих классификаторов новыми позициями и понятиями; создаются новые классификаторы.

Дальнейшее развитие получает концепция интеграции обработки информации, предусматривающая слияние в единую целостную систему задач различных функций деятельности, решаемых на основе единого банка данных и информационного обмена между различными уровнями обработки. Следует отметить, что к проектированию ИО компьютерных информационных систем можно приступить лишь после выработки подходов к построению автоматизированных рабочих мест и определения функций пользователей.

Наиболее сложным становится информационное обеспечение в случае организации многоуровневых локальных вычислительных сетей ПЭВМ и распределенных АРМ, подключенных к центральной ЭВМ, в режимах работы сервера и рабочих станций. Создание ИО в данном случае должно осуществляться для каждого уровня обработки. Необходимо установить круг экономических задач, решаемых на каждом рабочем месте, формы обмена информацией между ними, схемы документооборота, а также решить вопросы организации распределенного банка данных. Организация ИО ведется параллельно с программным обеспечением и информационной технологией, ориентированной на конечного пользователя. При создании ИО автоматизированных информационных сетей выполняются следующие работы:

· Определяются состав экономических задач и система показателей для каждого уровня обработки (индивидуальных АРМ, локальных вычислительных сетей, распределенных сетей).

· Устанавливаются состав и способы обмена информацией между различными уровнями обработки.

· Ведутся создание информационного фонда и распределение его между уровнями обработки.

· Создаются различные формы ввода информации на ПЭВМ с учетом многоуровневой обработки данных.

· Рассматриваются вопросы использования различных видов классификаторов и обеспечивается составление локальных классификаторов экономической информации.

· Создаются различные формы вывода информации (включая подготовку таблично-текстового материала для составления докладов, аналитических записок, бюллетеней, справочников).

· Разрабатываются вопросы информационно-справочного обслуживания пользователей, построения типовых форм запросов.

· Создается автоматизированная информационная технология, обеспечивающая непосредственный контакт пользователя с ПЭВМ (разработка сценария диалога человека с машиной, структура диалога, меню, пользование инструктивными материалами на основе организации помощи в машине).

· Прорабатываются вопросы организации на ПЭВМ делопроизводства управленческой деятельности, контроля за исполнением документов.

· Создается информационное взаимодействие с внешней средой на основе организации электронной почты.

Создание ИО осуществляется в ходе составления технорабочего проекта и предусматривает составление инструкций пользователям по применению основных положений ИО в их практической деятельности, связанной с обработкой экономических задач на ПЭВМ. Это:

· • инструкции по подготовке документов к машинной обработке и их кодированию;

· • инструкции, по обработке экономической задачи на ПЭВМ — вводу программы, исправлению информационных массивов, вводу исходных данных, корректировке информации, загрузке в базу данных, организации запросов, получению выходных данных, организации обмена информацией с другими пользователями.

До последнего времени при проектировании информационных систем в основном применялась структурная методология, которая предусматривала использование для описания систем разного рода моделей, схем и диаграмм и предоставляла в распоряжение разработчиков строгие формализованные методы описания как самих систем, так и принимаемых технологических решений. Такой подход обеспечивает наглядность и строгость анализа, что позволяет разработчикам и пользователям системы с самого начала активно участвовать в ее создании, совместно обсуждать основные технические решения.

Однако эта технология создает проблемы при внесении в систему серьезных изменений, требующих доработки проекта. Имеет место неадекватная спецификация требований, предъявляемых заинтересованными сторонами, возникают сложности обнаружения ошибок, не всегда высоким бывает качество разрабатываемой документации, что снижает эксплуатационные характеристики системы. Проектирование выполняется в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования информационных систем.

Поскольку все стадии проектирования информационной системы являются чрезвычайно трудоемкими процессами, создание средств и методов автоматизации данного процесса является важной задачей проектировщиков систем. Эффективным решением вопроса явилось появление программно-технических средств специального класса, называемых CASE-средства-ми, реализующими CASE-технологии создания и сопровождения информационной системы в течение всего ее жизненного цикла.

CASE-технология представляет собой методологию проектирования информационной системы, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей. Это специальный инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, позволяющий автоматизировать процесс проектирования и разработки программного обеспечения. Название технологии (Computer Aided System Engineering) подчеркивает направленность технологии на поддержку концептуального проектирования сложных систем, преимущественно слабоструктурированных. Есть и другое название (Computer Aided Software Engineering), которое переводится как автоматизированное проектирование программного обеспечения. Соответственно второму названию CASE-системы называют инструментальными CASE или инструментальными средами разработки программного обеспечения.

Принципы CASE-технологии

CASE-технологии поддерживают процессы проектирования, выбора технологии, архитектуры и написания программного обеспечения. Это системы конструирования программ с помощью компьютера. Современные CASE-технологии применяются для построения программного обеспечения самого разного класса, но наиболее широко используются в области разработки сложных коммерческих, системных и управляющих программных средств. С помощью технологий данного типа разработчик системы описывает предметную область, входящие в нее объекты, их свойства, связи между самими объектами и их свойствами, в результате чего формируется модель, описывающая основных участников системы, их полномочия, потоки документов. Создаваемая в ходе описания электронная версия проекта распечатывается и передается для согласования всем участникам проекта как рабочая документация.

Достоинствами технологии являются: повышение производительности труда программистов, возможность формализации процесса документирования, минимизация ошибок и несовершенства программного обеспечения конечных пользователей, обновление и модернизация пользовательских программ.

Использование CASE-технологии предполагает:

  • выделение существенных аспектов системы и отвлечение от несущественных с целью представления проблемы в общем виде;
  • конкретизацию информации, используемой на каждом этапе;
  • соблюдение концептуальной общности подходов на всех этапах разработки жизненного цикла программного изделия, то есть обеспечение поддержки единой философии, при которой внимание разработчиков концентрируется на логическом проектировании при абстрагировании от физического проектирования;
  • соблюдение принципа независимости данных, при котором модели данных проектируются и анализируются независимо от процесса их логической обработки и физической структуры;
  • обеспечение структурированности и иерархической организованности данных;
  • наличие у пользователя средств доступа к базе данных и возможность использования данных без программирования.

Использование CASE-технологии обеспечивает:

  • сокращение времени на разработку проекта по сравнению с неавтоматизированными технологиями;
  • уменьшение стоимости разработки проекта;
  • контроль за соблюдением связей между компонентами проекта и возможность одновременного внесения нескольких изменений в проект.

Качество инструментальных CASE-средств определяется:

  • простотой использования в сочетании с мощными функциями;
  • поддержкой возможности коллективной работы;
  • разделением компонентов объектной модели по категориям выполняемых функций;
  • поддержкой сложных моделей;
  • обновлением программного обеспечения, контролем версий;
  • гибкостью построения диаграмм, обеспечивающей наглядность работы для пользователя;

 

  • хорошими средствами контроля ошибок, в том числе -логических, и другими характеристиками.

Первоначальное значение термина CASE ограничивалось вопросами автоматизации разработки только программного обеспечения. В настоящее время оно приобрело новый смысл и охватывает процесс разработки сложных информационных систем в целом. В настоящее время CASE-средства вместе с системным программным обеспечением и техническим средствами образуют полную среду разработки информационных систем. Известно множество CASE-систем, различающихся по степени компьютерной поддержки этапов разработки проектов. Наиболее известной в настоящее время является CASE-система Oracle, позволяющая создавать приложения на базе одноименной СУБД.

К CASE-средствам относят программные средства, автоматизирующие процессы жизненного цикла программного обеспечения и обладающие следующими особенностями:

  • наличие мощных графических средств для описания и документирования информационной системы, обеспечивающих удобный интерфейс с разработчиком и развивающих его творческие возможности;
  • интеграция отдельных компонентов CASE-средств, обеспечивающих управляемость процессом разработки информационной системы;
  • использование специальным образом организованного хранилища проектных метаданных.

Известные CASE-средства классифицируются по разным признакам. Наиболее распространенной является их классификация по типам и категориям средств, отражающая функциональную ориентацию CASE-средств на или иные процессы жизненного цикла:

  • средства анализа (UpperCASE), предназначенные для построения и анализа моделей предметной области;
  • средства анализа и проектирования (MiddleCASE), поддерживающие наиболее распространенные методологии проектирования и использующиеся для создания проектных спецификаций;
  • средства проектирования баз данных, обеспечивающие моделирование данных и генерацию схем баз данных для наиболее распространенных СУБД, например DataBaseDesigner (ORACLE);
  • средства разработки приложений, например Delphi (Borland).

Кроме основных имеются вспомогательные типы, включающие средства конфигурационного управления, средства тестирования, средства документирования и другие.

Классификация CASE-средств по категориям определяет степень их интегрированности по выполняемым функциям и включает:

  • отдельные локальные средства, решающие небольшие автономные задачи;
  • частично интегрированные средства, охватывающие большинство этапов жизненного цикла информационной системы;
  • полностью интегрированные средства, поддерживающие весь жизненный цикл информационной системы.

На российском рынке программного обеспечения имеются следующие CASE-средства: Designer/2000, Silverrun; CASE-Аналитик и другие.

 

Практическое задание: Разработать техническое задание на проектирование информационной системы для АРМ специалиста по налогам для прежприятия.

Контрольные вопросы

  1. Назовите задачи проектирования экономических информационных систем.
  2. В чем сущность структурного подхода к проектированию информационных систем?
  3. Что предполагает системный анализ?
  4. Создание какого типа модели предполагает системное проектирование?
  5. Назовите этапы проектирования экономической информационной системы.
  6. В чем разница между техническим заданием и эскизным проектом?
  7. Что входит в состав рабочей документации проекта?
  8. В чем особенности индивидуального проектирования?
  9. Назовите преимущества проектирования системы на основе макетирования.
  10. Назовите особенности декомпозиции по организационной структуре.
  11. В чем особенности информационно-целевого метода декомпозиции?
  12. Чем вызвана необходимость появления CASE-средств?
  13. Какие преимущества обеспечивает использование CASE-технологии?
  14. Особенности и классификация CASE-средств
  15. Назовите особенности CASE-средств.
  16. Как классифицируются CASE-средства по типам?

Классификация по типу ЭВМ

На сегодняшний день существуют:

· ЭС для уникальных стратегически важных задач на суперЭВМ (Эльбрус, CRA'. CONVEX и др.);

· ЭС на ЭВМ средней производительности (типа ЕС ЭВМ, mainframe);

· ЭС на символьных процессорах и рабочих станциях (SUN, APOLLO);

· ЭС на мини- и супермини-ЭВМ (VAX, micro-VAX и др.);

· ЭС на персональных компьютерах (IBM PC, MAC II и подобные).

Практическое занятие 1. Современные средства проектирования информационных систем.

Основные вопросы:

  1. Стадии, этапы создания и внедрения АИС.
  2. Содержание, организация и результаты выполнения этапов проектирования.
  3. Проектная документация.
  4. Методы ведения проектировочных работ.
  5. Содержание и оформление технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на проектирование.
  6. Проектирование информационного обеспечения (ИО) автоматизированной информационной системы.

 

  1. Стадии, этапы создания и внедрения АИС.

Сущность процесса проектирования

Проектирование экономической информационной системы является начальным этапом ее жизненного цикла и осуществляется при создании новых и модернизации старых систем. Это ответственный и трудоемкий процесс, направленный на создание модели функционирования объекта по описанию его структуры и окружающего информационного пространства. Целью данного процесса является разработка технической документации, связанной с получением и преобразованием исходной информации в результатную, т. е. с организацией автоматизированной информационной технологии. Обязательными составляющими процесса являются анализ и синтез предметной области или экономического объекта.

Автоматизированные системы (АС), используемые в различных видах деятельности (исследование, проектирование, управление и т. п.), включая их сочетания, создаются в организациях, объединениях и на предприятиях (далее – организациях), как правило, в несколько стадий. Стадии и этапы создания АС устанавливает стандарт ГОСТ 34.601-90«АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. СТАДИИ СОЗДАНИЯ», введенный 01.01.92 и действующий по настоящее время.

Процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.

Стадии и этапы создания АС выделяются как части процесса создания по соображениям рационального планирования и организации работ, заканчивающихся заданным результатом.

Работы по развитию АС осуществляют по стадиям и этапам, применяемым для создания АС.

Состав и правила выполнения работ на установленных настоящим стандартом стадиях и этапах определяют в соответствующей документации организаций, участвующих в создании конкретных видов АС.

Стадии и этапы создания АС в общем случае приведены в таблице 2.

Таблица 2

Стадии и этапы создания АС

Стадии Этапы работ
1.Формирование требований к АС 1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС 1.2. Формирование требований пользователя кАС 1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)
2. Разработка концепции АС 2.1. Изучение объекта 2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ 2.3 Разработка вариантов, концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя 2.4. Оформление отчета о выполненной работе
3. Техническое задание 3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС
4.Эскизный проект 4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям 4.2. Разработка документации на АС и ее части
5. Технический проект 5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям 5.2. Разработка документации на АС и ее части 5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку 5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации
6. Рабочая документация 6.1. Разработка, рабочей документации, на систему и ее части. 6.2. Разработка или адаптация программ.
7. Ввод в действие 7.1. Подготовка, объекта автоматизации к вводу АС в действие. 7.2. Подготовка персонала. 7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями) 7.4. Строительно-монтажные работы 7.5. Пусконаладочные работы 7.6. Проведение предварительных испытаний. 7.7. Проведение опытной эксплуатации. 7.8. Проведение приемочных испытаний.

Жизненный цикл позволяет выделить четыре основные стадии:

· предпроектную,

· проектную,

· внедрение,

· функционирование.

Каждая стадия проектирования разделяется на ряд этапов и предусматривает составление документации, отражаюшей результаты работы.

1 стадия – предпроектное обследование:

1 этап – сбор материалов для проектирования – формирование требований, изучение объекта проектирования, разработка и выбор варианта концепции системы;

2 этап – анализ материалов и формирование документации – создание и утверждение технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы.

2 стадия – проектирование:

1 этап – техническое проектирование, где ведется поиск наиболее рациональных проектных решений по все аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы, а результаты работы отражаются в техническом проекте;

2 этап – рабочее проектирование, в процессе которого осуществляется разработка и доводка программ, корректировка структур баз данных, создание документации на поставку и установку технических средств, разработка инструкций по их эксплуатации, подготовка должностных инструкций исполнителям. Результаты отражаются в рабочем проекте.

3 стадия – ввод системы в действие:

1 этап – подготовка к внедрению – установка и ввод в эксплуатацию технических средств, загрузка баз данных, опытная эксплуатация программ, обучение персонала;

2 этап – проведение опытных испытаний всех компонентов системы перед передачей в промышленную эксплуатацию;

3 этап – сдача в промышленную эксплуатацию, оформляется актами приема-сдачи работ.

4 стадия – промышленная эксплуатация:

повседневное функционирование информационной системы включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.

 

  1. Содержание, организация и результаты выполнения этапов проектирования.

В России действует стандарт на стадии создания автоматизированных систем (ГОСТ 34.601-90). Кроме того, существует международный стандарт на стадии жизненного цикла программной продукции (ISO 12207: 1995). В соответствии с данным стандартом на каждом этапе выполняются следующие работы.

1. На этапе 1.1 «0бследование объекта и обоснование необходимости создания АС» в общем случае проводят:

  • сбор данных об объекте автоматизации и осуществляемых видах деятельности;
  • оценку качества функционирования объекта и осуществляемых видов деятельности, выявление проблем, решение которых возможно средствами автоматизации;
  • оценку, (технико-экономической, социальной и т. п.) целесообразности создания АС.

2. На этапе 1.2 «Формирование требований пользователя к АС» проводят:

  • подготовку исходных данных для формирования требований к АС (характеристика объекта автоматизации, описание требований к системе, ограничения допустимых затрат, на разработку, ввод в действие и эксплуатацию, эффект, ожидаемый от системы, условия создания и функционирования системы);
  • формулировку и оформление требований пользователя к АС.

3. На этапе 1.3 «Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)» проводят оформление отчета о выполненных работах на данной стадии и оформление заявки на разработку АС (тактико-технического задания) или другого заменяющего ее документа, с аналогичным содержанием.

4. На этапах 2.1 «Изучение объекта» и 2.2. «Проведение необходимых научно-исследовательских работ» организация-разработчик проводит детальное изучение объекта автоматизации и необходимые научно-исследовательские работы (НИР), связанные-с поиском путей и оценкой возможности реализации требований пользователя, оформляют и утверждают отчеты о НИР.

5. На этапе 2.3. «Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта-концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя» в общем случае проводят разработку альтернативных вариантов концепции создаваемой АС л планов их реализации; оценку необходимых ресурсов на их реализацию и обеспечение функционирования; оценку преимуществ и недостатков каждого варианта; сопоставление требований пользователя и характеристик предлагаемой системы и выбор оптимального варианта; определение порядка оценки качества и условий приемки системы; оценку эффектов, получаемых от системы.

6. На этапе 2.4 «Оформление отчета о выполненной работе» подготавливают и оформляют отчет, содержащий описание выполненных работ на стадии, описание и обоснование предлагаемого варианта концепции системы.

7. На этапе 3.1 «Разработка и утверждение технического задания на создание АС» проводят разработку, оформление, согласование и утверждение технического задания на АС и, при необходимости, технических заданий на части АС.

8. На этапе 4.1 «Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям» определяются: функции АС; функции подсистем, их цели и эффекты; состав комплексов задач и отдельных задач; концепции информационной базы, ее укрупненная структура; функции системы упра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.093 с.)