Тема: Младотурецкая революция 1908-1909гг. и правление младотурок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Младотурецкая революция 1908-1909гг. и правление младотурок.



Тема: Младотурецкая революция 1908-1909гг. и правление младотурок.

Цель: студенты должны знать причины, ход, содержание и итоги революции.

В Османской империи.

План

1.Османская империя накануне революции: причины революции.

2.Установление конституционной монархии. Младотурки у власти.

3.Османская империя в годы Первой мировой войны.

Литература

История стран Азии и Африки в новое время. М., 1989. Ч. 1; 1991. Ч.2

История Востока в шести томах. М., 2000. Ч. З; 2004. т.4.

Хрестоматия по новой истории. 1640—1815. М., 1963. т. 1.

Хрестоматия по новой истории. 1815—1870. М., 1965. т. 2.

Новая история стран зарубежной Азии и Африки.

Новая история стран Азии и Африки.XVI – XIX вв.: учебник для студ. Высших. Учеб. заведений / А.М. Родригес и др. в 3ч. М., 2004.

Социальные отношения

Иностранный капитал, подчиняя себе отсталые страны, вместе с тем создает в них материальные предпосылки для борьбы против его гнета. Таковы неразрешимые противоречия развития капитализма. В. И. Ленин писал:«... капитализм, разбудив Азию, вызвал и там повсюду националь­ные движения...»В этом состоит объективно созидательная работа иностранного капитала в колониях и полуколониях.

Империалистический капитал в закабаленных им странах гораздо больше разрушает, чем создает. Все же новые социальные силы, рождаемые его даже незначительной созидательной работой, начинают вести борьбу за прогрессивное развитие своих стран.

Иностранный капитал, уже к началу эпохи империализма превративший Турцию в свою полуколонию, произвел в ее экономике большие разрушения и сильно сдерживал ее развитие. Наряду с этим в ней появились и некоторые прогрессивные тенденции. Прежде всего стал заметным рост разделения труда. В конце XIX-начале XX в. Турция превращается в аграрно-сырьевой придаток крупных империалистических стран. Но эта разрушительная деятельность иностранного капитала сопровож­дается и развитием производства технических культур. Так, площадь под табаком с 1884 по 1903 г. увеличилась в 3,3 раза, сбор хлопка с 1895 по 1908 г. возрос в 32 раза и т. д.

Рост разделения труда в сельском хозяйстве, вовлечение его в мировой товарооборот, проникновение капиталистических отношений привели к усилению классовой дифференциации в деревне. Десятки тысяч крестьян разорились. Начал формироваться класс капиталистов-помещиков и сельской буржуазии в лице кулаков, с одной стороны, и современный сельскохозяйственный пролетариат-с другой.

Важные процессы начались и в городах Турции. Импорт иностранных товаров вызвал разрушение местной промышленности. Но наряду с этим иностранные капиталисты, побуждаемые собственными интересами, начали строить в Турции фабрики, заводы, шахты.

Особенно большое воздействие на экономику страны оказало железно­дорожное строительство. Иностранные капиталисты строили железные дороги, движимые исключительно корыстными интересами. Вместе с тем в тех районах, где появились железные дороги, начало ускоренными темпами развиваться товарное сельское хозяйство и усилилась классовая дифференциация. Далее, для обслуживания железных дорог были построены вагонные и паровозные депо, мастерские. Рост потребности в топливе привел к.резкому увеличению добычи угля в Зонгулдакском бассейне (с 80 тыс. т в 1888г. до 660 тыс.т в 1908 г.). Рост торговли вызвал строительство портов, выросло население прибрежных городов.

Рост торговли и некоторое развитие промышленности привели к на­рождению в городах новых классов-торговой и, в значительно меньшей степени, промышленной буржуазии, с одной стороны, и городского про­летариата, в частности фабрично-заводского, с другой.

Буржуазные классы, начавшие формироваться в Турции, отличались здесь своими особенностями. Наиболее влиятельная часть торговой бур­жуазии была связана с иностранным рынком и зависела от иностранного капитала (компрадорская буржуазия). Другая часть была преимущественно связана с внутренним рынком. Компрадорская буржуазия состояла главным образом из лиц нетурецкой национальности-греков, армян, евреев и др. Промышленная буржуазия, не считая иностранных фабрикантов, занимавших господствующее положение, была слаба. В большей своей части и она состояла из лиц нетурецкой национальности.

Турецкий пролетариат, который формировался в рассматриваемый период, был многонациональным. При этом среди квалифицированных рабочих преобладали представители нетурецких национальностей.

В конце XIX-начале XX в. расширилась прослойка буржуазной интеллигенции. Увеличилось число врачей,юристов, техников, служащих различных компаний, писателей, журналистов, чиновников, офицеров. Среди лиц свободных профессий преобладали нетурки. Чиновники в по­давляющей части и все офицеры были турками.

Национальные противоречия, используемые и разжигаемые импе­риалистами и султанскими правящими кругами, мешали объединению всех антиимпериалистических и антифеодальных сил. При всем том прогрессивные элементы всех национальностей, побуждаемые прежде всего классовыми интересами, начали борьбу против реакционного абдул-хамидовского режима. Наступил и для Турции час пробуждения.

Младотурки у власти

Революция 1908 г. была выражением стремления всех прогрессивных слоев населения Турции обеспечить стране всесторонний прогресс, убрав с пути препятствия, расставленные феодальным режимом и империалистическими странами. Народные массы всех национальностей ждали от младотурок радикальных реформ в социальной области, а угнетенные народы еще и удовлетворения своих национальных интересов. Однако младотурки, опасаясь самостоятельного народного движения, как это имело место в России в 1905-1907 гг., взяли курс не на углубление, а на ограничение революции. Вот почему В. И. Ленин через две недели после младотурецкой революции характеризовал ее не как победу, а как полу­победу, «ибо турецкий Николай Второй отделался пока обещанием восста­новить знаменитую турецкую конституцию».

Младотурки не ставили перед собой задачи осуществить глубокие социальные и экономические преобразования, которые были необходимым условием социально-экономического прогресса, так как они вызвали бы бурный рост активности масс. Между тем только активность трудящихся и могла превратить полупобеду в полную победу революции. Младотурки не осуществили коренной ломки государственного аппарата и системы управления. Были сделаны лишь некоторые перестановки в правительстве. Они даже не взяли открыто власти в свои руки. Правда, через свои комитеты в центре и провинции младотурки осуществляли активный контроль за деятельностью властей. Особое внимание они обратили на то, чтобы обеспечить себе верность армии и жандармерии. Без санкции младотурок правительство не могло принять ни одного ответственного решения. Но свой контроль младотурки осуществляли не в интересах народных масс, а против них. Младотурки отказались от своих предреволюционных обещаний предоставить крестьянам землю, рабочим-охрану труда, нетурецким национальностям-равноправие. Силой оружия они подавляли рабочие забастовки.

Необходимо сказать, что с первых же дней после революции импе­риалисты, относившиеся к ней отрицательно, стали создавать препятствия для созидательной деятельности.' Так, в октябре 1908 г. Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину. Турецкое правительство объявило ей экономический бойкот, народные массы активно включились в борьбу, несмотря на лишения, которые они терпели в связи с этим. Но вскоре правительство капитулировало. Массы же обнаружили готовность про­должать борьбу.

Всю свою энергию младотурки сосредоточили на выборах в парламент (палату депутатов). Они добились внушительной победы. Всего было избрано 262 депутата, из них 150 были кандидатами младотурок. Среди избранных 120 были турками, 70-арабами, 23 греками, 20-албанцами, 10-армянами и т. д. Одновременно султан обновил почти весь состав сенаторов, он оставил только троих из старого состава.и назначил 39 новых.

Младотурки.не использовали своего большинства для проведения антифеодальных и антиимпериалистических реформ. За это империалисты, как отмечал В. И. Ленин, хвалили младотурок.

Подобное поведение младотурок объяснялось прежде всего классовым составом партии «Иттихад ве теракки», в особенности ее руководства. Последнее состояло главным образом из помещиков, офицеров, чиновников и представителей буржуазной интеллигенции, которые часто были выходцами из феодальной или бюрократической среды.

Младотурки могли себе позволить вести политику ограничения рево­люции потому, что, как указывал В. И. Ленин, в младотурецкой революции «масса народа, громадное большинство его активно, самостоятельно, со своими собственными экономическими и политическими требованиями...»

заметноне выступала. Такое положение прежде всего объяснялось слабостьютурецкого рабочего класса, который был тогда малочислен и не­организован.

Чрезвычайно опасной для революции была политика младотурок внациональном вопросе. В противовес справедливым требованиям угнетянных национальностей они выдвинули реакционную великодержавную доктрину, согласно которой все население Османской империи, без раз­личиярелигии и национальности, в силу своего якобы равноправия будто бы составляет «единую османскую нацию». Подобная реакционная доктрина (известная под названием паносманизма или паноттоманизма), ставофициальной идеологией младотурок, естественно, отталкивала от нихугнетенные народы.

17 декабря 1908 г., после тридцатилетнего перерыва, открылась первая сессия нового парламента. Чтобы лучше обеспечить свое руководство парламентом, ЦК партии «Иттихад ве теракки» переехал из Салоник з Константинополь.

Основное внимание младотурки уделили подготовке реформ в области юстиции, права (требовалось разработать новые кодексы) и просвещения. Эти реформы (в них была особенно заинтересована турецкая буржуазия) сильно задевали интересы духовенства и феодальных слоев, и они усилили свою борьбу. Оппозиция воспользовалась тем, что консервативная политика младотурок в социальном и национальном вопросах оттолкнула от них значительную часть масс. Противники младотурок создали партию «Ахрар» («Либералы»), а сторонники султана и противники конституции основали партию «Единение мусульман».

13 апреля (31 марта старого стиля) реакционеры совершили государ­ственный переворот. Однако в такой острый момент народные массы всех национальностей, в частности македонские партизанские отряды, вновь оказали младотуркам поддержку, так как не желали возвращения нена­вистного режима Абдул-Хамида. В Македонии была создана «Армия действия», которая двинулась на Стамбул и подавила контрреволюционный мятеж. 27 апреля Абдул-Хамид был низложен. На престол был возведен его дряхлый и безвольный брат Мехмед V Решад. На этот раз младотурки открыто взяли власть в свои руки. 28 июня 1909 г. парламент принял закон, объявлявший день 23 июля национальным праздником.

Вскоре младотурки провели через парламент ряд существенных поправок к конституции, ограничивших прерогативы султана и расширив­ших права палаты депутатов (парламент состоял из палаты депутатов и сената). Новая конституция давала больше прав буржуазии, чем первая 1876 г., но политические права широких масс народа были по-прежнему весьма и весьма ограниченными. Все же трудящимся удалось провести в новую палату депутатов нескольких социалистов. Депутаты социалисты отстаивали здесь интересы трудящихся, внесли проект закона о труде; они подвергли резкой критике младотурецкие проекты закона о запрещений забастовок на общественно полезных предприятиях и «Закона об обществах», который был призван всячески затруднять создание про­грессивных, демократических и национально-освободительных организа­ций. Несмотря на трудности, в 1909 г. возникли социалистические орга­низаций в Салониках и Стамбуле, а в 1910 г. была создана Османская социалистическая партия. В 1911 г. впервые в истории Турции 500 рабо­чих нелегально отметили 1 Мая.

В вопросах внешней политики младотурки оказались перед большими трудностями. Главная из них состояла в том, что младотурецкая революция встретила единый реакционный фронт всех империалистических держав. Последние боялись влияния турецкой революции на колонии и зависимые страны. Революция в этих странах, в свою очередь, привела бы к усилению революционного движения в метрополиях. В Турции империалисты не допускали даже малейшего ущемления их интересов. Поражение революции 1905—1907 гг. в России укрепило положение империалистов. При таких условиях лишь тесная связь с массами и опора на них, радикальные реформы в социальном и национальном вопросах могли бы обеспечить младотуркам стойкие позиции в борьбе с империа­листами. Но именно народных масс младотурки боялись гораздо больше, чем реакции и империалистов. Они предпочли политику служения импе­риалистам, стараясь лишь выбрать ту державу, союз с которой сулил им наибольшие выгоды.

Подобное поведение партии «Иттихад ве теракки» объяснялось главым образом особенностями турецкой буржуазии, интересы которой она представляла. Эта буржуазия была преимущественно торговой, слабой, малочисленной и не представляла собой большой прогрессивной общест­венной силы, способной на борьбу за радикальные буржуазно-демократи­ческие реформы.

Все же младотурецкая революция, хотя она и не привела к крупным политическим, экономическим и социальным переменам, была значительным явлением в турецкой истории. Она создала условия для некоторого прогресса в общественно-политической и культурной жизни страны, способствовала росту политической активности народных масс и была для них Школой революционной борьбы. Без сомнения, она обеспечила бы дальнейшее развитие Турции по пути прогресса, если бы этому не помешали империалистические державы.

Культура

 

Реакция, восторжествовавшая в Турции при Абдул-Хамиде II крайне отрицательно отразилась на развитии культуры в стране. Школь­ная реформа в жизнь не проводилась, почти все турецкое население было» неграмотным. До вступления на престол Абдул-Х амида II в 1870 г. был основан университет в Стамбуле (он был закрыт в 1871 г. и вновь открыт в 1900 г.), были созданы несколько высших и средних специальных учеб­ных заведений, в том числе учительские институты (включая женский), школа искусств и ремесел. Однако эти учебные заведения влачили жалкое существование. Лишь после младотурецкой революции в развитии школы в Турции произошли некоторые сдвиги. Были увеличены ассигнования на просвещение (но они составляли всего 2,27% расходной части бюджета), открыты новые начальные школы (их было 28 615 в начале XX в. и 36 230 в 1910 г.), новые средние школы, так называемые идадийе и лицеи, рас­ширено профессиональное образование, основаны первые женские сред­ние школы. В 1913 г. был принят новый закон, призванный улучшить, обучение в начальных школах. Увеличилось количество средних школ. Таким образом, после младотурецкой революции наметился известный прогресс в турецком светском образовании. Светские средние и высшие школы стали очагами национальной турецкой интеллигенции. Но в целом успехи были незначительны. Даже в светских школах, особенно в началь­ных, религия занимала большое место. Массы прозябали в невежестве.. В 1914 г. 90% турок были безграмотными (процент безграмотности среди турецких греков равнялся 50, а среди турецких армян — 33).

В мрачные годы царствования Абдул-Хамида II чрезвычайно тяжелые условия были созданы и для турецкой литературы. Из-за гонений прогрессивных писателей она пришла в упадок. Все же с начала 90-х годов XIX в. в литературе наступает некоторое оживление. Появляются в печати произведения художественной литературы и публицистики, направленные против средневековой косности, мракобесия, гнета и произвола,утверждающие необходимость приобщения Турции к западной культуре. В 1890 г. начинает выходить журнал «Сервет-и фюнун» («Сок­ровищница знаний»), вокруг которого сгруппировались многие крупные-писатели того времени. Самыми выдающимися из них были поэт Тевфик Фикрет (1867—1915) и прозаик Халид Зия Ушаклыгиль (1866—1945).

Журнал «Сервет-и фюнун», продолжавший борьбу против отсталых восточных традиций в литературе и за приобщение к западной культуре, вместе с тем отличался сильным подражанием французской литературе, за что многие писатели упрекали его в галломании. Объединенные вокруг него писатели придерживались принципа «искусство для искусства». Журнал, издававшийся в количестве всего тысячи экземпляров, предна­значался лишь для немногих. Несмотря на все эти недостатки, журнал во многом сыграл положительную роль. Реакционное правительство Абдул-Хамида II закрыло его в 1901 г.

В те же годы были писатели, которые не разделяли принципа «искус­ство для искусства» и старались своим творчеством служить народу. Таким был выдающийся писатель-демократ Хюсейн Рахми Гюрпынар-1864—1944). Героями произведений этого писателя были люди из народа, с которыми он тесно общался. Хюсейн Рахми писал о тяжелой жизни трудящихся, простых людей и бичевал эксплуататоров. В 1901 г. власти запретили ему заниматься литературной деятельностью, и он смог ее возобновить лишь после младотурецкой революции. В конце XIX — начале XX в. в Турции появились переводы произведений Грибоедова, Пушкина, Лермонтова.

Новое наступление турецкой реакции в начале XX в. вплоть до самой революции 1908 г. привело к молчанию и упадку турецкую художествен­ную литературу и прессу. Немногочисленные сохранившиеся газеты превратились в правительственные листки.

После младотурецкой революции возобновилась деятельность писате­лей старшего поколения и появились новые молодые талантливые прозаики и поэты. К ним принадлежали поэт Ахмед Хашим, прозаики Рефик Халид, Ака Гюндюз, Омер Сейфеттин и др. В произведениях некоторых писателей нашла отражение реакционная идеология пантюркизма. Ее главным выразителем был Зия Гёк Алп.

Реакция препятствовала развитию и театрального искусства. Лишь после младотурецкой революции наступило оживление в этой области культуры. В 1914 г. в Стамбуле был создан театр под названием «Дар юль-беда-и османи» («Османский храм искусства»).

В области изобразительных искусств, в которой наметился известный; прогресс в 60—70-х годах XIX в. (появились профессиональные худож­ники, получившие специальное образование в Париже; в 1874 г. была организована первая выставка живописи), наблюдался застой, как и в дру­гих областях культуры. Хотя в 1882 г. и была открыта первая в Турции художественная школа, но условия для развития живописи отсутствовали. Некоторые предпосылки для этого были созданы после младотурецкой. революции. Уже в 1908 г. было основано «Общество турецких худож­ников».

Наука не получила во второй половине ХIХ — начале XX в. замет­ного развития. Некоторые положительные результаты были достигнуты в области языкознания, этнографии, истории.

Новые веяния в культурной жизни Турции были во многом прогрес­сивным явлением. Но оникоснулись лишь верхушки турецкого общества и почти совсем не затронули широкие турецкие массы. Султанские правя­щие круги по-прежнему остались главным препятствием на пути эконо­мического, политического и культурного прогресса Турции.

 

Историография

Турецкая историография

 

Всултанской Турции, режим которой препятствовал развитию страны вцелом и ее культуры и науки в частности, истории как науки не было. До самых последних дней султанского режима существовали официальные историографы, в обязанность которых входило описание и прославление деяний турецких султанов. Их труды были не научными историческими исследованиями, а в лучшем случае собранием описаний в хронологиче­ской последовательности фактов и событий. Эти труды имеют значение первоисточника, но требующего к себе критического отношения: необхо­димо проверять по другим источникам правильность как сообщаемых в них фактических сведений, так и освещение этих фактов.

Наиболее значительными трудами такого рода были «Истории» (по-турецки — тарих) крупных историографов — Ахмеда Джевдета (Ahmet Cevdet), Ахмеда Лютфи (Ahmet Liitfi) и последнего историографа Абдур-рахмана Шерефа (A. Seref). Первый является автором двенадцатитомной

«Истории», освещающей события 1774—1826 гг., второй в своем труде рассказал о событиях 1825—1862 гг. (изданы семь томов, в которых изло­жение доведено до 1849 г.), последний написал историю Турции от младо-турецкой революции до июля 1918 г. Ему же принадлежит «История ту­рецкого государства» в двух томах (изданы в 1898—1901 гг.). Некоторые европейские историки Турции рассматривают этот труд А. Шерефа как первую научную (с методической точки зрения) историю Турции, написан­ную турком.

Первые шаги по пути создания исторической науки в Турции были сделаны после младотурецкой революции; в 1910 г. было создано «Осман­ское историческое общество», оно выпускало свой журнал. В эти годы начали свою деятельность крупные историки Турции Ахмед Рефик (A. Refik) и Мехмед Фуад Кепрюлю (М. F. Kopriilii).

Подлинный расцвет турецкой историографии в Турции начинается после национально-буржуазной революции 1918—1923 гг., в результате которой страна освободилась от полуколониальной политической зависи-мости и от султанского режима. В 1931 г. взамен «Османского историче­ского общества» было создано «Турецкое историческое общество», которое, пользуясь поддержкой Кемаля Ататюрка и турецкого правительства, проводило и проводит большую исследовательскую работу, объединяет турецких историков и руководит их деятельностью. В Турции появились десятки историков своей страны, среди них и крупные, с международными именами. В отличие от дореволюционного времени центр изучения турец­кой истории переместился в Турцию. Широко изучается история в средние века, новое и новейшее время. Издано огромное количество работ, в том числе крупных. Библиография турецких исторических трудов содержится в книге Е. Корая «Библиография турецких исторических сочинений» (на турецком языке). Второе издание этой книги вышло в свет в 1959 г. Турецкие авторы публикуют труды не только на турецком, но и на запад­ноевропейских языках.

К числу крупных ученых следует отнести исследователей истории Турции конца XVIII — начала XIX в. и борьбы за реформы Ю. Акчуру (J. Ak§ura), Исмаила Хаккы Узунчаршылы (I. H. Uzungarsih), Э. 3. Ка­рала (Е. Z. Karal). Последнему принадлежат также ценные исследования, посвященные реформам Махмуда II. Некоторые значительные труды опубликованы турецкими авторами о Танзимате — коллективный боль­шой труд «Танзимат», работы Решада Кайнара (R. Каупаг), X. Инадд-жыка (Н. Inalcik), Э. 3. Карала и др.; о движении «новых османов» и борьбе за конституцию — труды Б. Байкала (В. Baykal), М. Кунтая (М. Kuntay), А. Курана (A. Kuran), И. X. Узунчартылы: содержатель­ные исследования, посвященные изучению политической жизни Турции,, истории ее общественной мысли и борьбы за прогресс опубликованы Т. 3. Тунайя (Т. Z. Tunaya), H. Беркесом (N. Berkes) и др.

Особо следует отметить издание турецкими историками капитального сводного труда по истории Османской империи. Первые четыре тома (в шести книгах), завершающиеся началом 1792г., написаны проф. И. X. Узунчаршылы, 5—8-й тома, посвященные новой истории и доведен­ные до 1907 г., принадлежат перу проф. Э. 3. Карала. К ним примыкает капитальное сочинение Ю. X. Байура (Y. H. Bayur) в трех томах и восьми книгах (изд. 1940—1953 гг.) «История турецкой революции», освещающее события от младотурецкой революции до первой мировой войны. Многие работы турецких историков посвящены внешней политике Турции и ее международным проблемам в новое время.

Труды современных турецких историков базируются на большом круге первоисточников, неизданных турецких и западных архивных материалов, а также на турецких и западноевропейских исследованиях (русские источники и литература турецким историкам почти неизве­стны).

При всех несомненных достоинствах современная турецкая историо­графия отличается существенными недостатками: в ней очень слабо осве­щаются социально-экономические отношения и их эволюция; отсутствует историзм в его подлинно научном значении, т. е. понимание объективных законов развития человеческого общества и этапов исторического процесса в соответствии с этими законами, поэтому нет и правильной, ясной перио­дизации эпох; игнорируется значение национального вопроса в истории Турции; с националистических позиций освещаются национально-освобо­дительные движения угнетенных народов против турецкого ига и др.

 

Тема: Младотурецкая революция 1908-1909гг. и правление младотурок.

Цель: студенты должны знать причины, ход, содержание и итоги революции.

В Османской империи.

План

1.Османская империя накануне революции: причины революции.

2.Установление конституционной монархии. Младотурки у власти.

3.Османская империя в годы Первой мировой войны.

Литература

История стран Азии и Африки в новое время. М., 1989. Ч. 1; 1991. Ч.2

История Востока в шести томах. М., 2000. Ч. З; 2004. т.4.

Хрестоматия по новой истории. 1640—1815. М., 1963. т. 1.

Хрестоматия по новой истории. 1815—1870. М., 1965. т. 2.

Новая история стран зарубежной Азии и Африки.

Новая история стран Азии и Африки.XVI – XIX вв.: учебник для студ. Высших. Учеб. заведений / А.М. Родригес и др. в 3ч. М., 2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.14 (0.047 с.)