Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Триполитанская и балканские войны 1911-1913 гг.
Внутренняя слабость младотурок была хорошо видна империалистам, и они стремились воспользоваться ею, чтобы осуществить раздел Османской империи. 28 сентября 1911 г. Италия ультимативно потребовала от Турции передать ей Триполитанию и на следующий день начала войну. Немногочисленные турецкие войска, лишенные возможности получить поддержку из далеко расположенной Турции, терпели одно поражение за другим. Этим воспользовались противники младотурок, и в июле 1912 г. последние были отстранены от власти. Новое правительство составила оппозиционная англофильская партия «Хюррийет ве итиляф» («Свобода и согласие»). Младотурок стали преследовать. Новое правительство не смогло предотвратить окончательного поражения Турции в войне. По тайному договору, подписанному 15 октября 1912 г., Турция отказалась от Триполитании и Киренаики в пользу Италии. 18 октября в Лозанне был подписан гласный договор с Италией. Обе эти страны были превращены в итальянскую колонию, получившую название Ливии. Во время войны Италия захватила также Додеканесские острова, расположенные поблизости от турецких берегов. Подписание договора с Италией не принесло, однако, мира турецкому народу. За 9 дней до подписания мира с Италией началась война с коалицией балканских стран-Болгарией, Сербией, Грецией и Черногорией (первая балканская война). Поводом к войне послужил отказ Турции предоставить автономию Македонии и Фракии. Независимо от целей, которые ставили себе в этой войне правительства стран балканской коалиции, она была освободительной — несла освобождение народам, еще томившимся под турецким игом. Между тем со стороны Турции это была несправедливая война-война за сохранение своего господства над балканскими народами. Балканская война принесла туркам поражение. Правительство итиляфистов запросило мира. На этот раз младотурки воспользовались военными неудачами итиляфистов. 23 января 1913 г. один из лидеров младотурок Энвер-бей с группой приверженцев учинил военный переворот, и младотурки вернулись к власти. Они возобновили войну с Болгарией, но исправить положение не смогли. По Лондонскому миру, подписанному 30 мая 1913 г., почти вся территория европейских владений Турции была разделена между победителями. Албания была объявлена независимым княжеством.
Однако союзники по первой балканской войне, оспаривая друг у друга отвоеванные у Турции территории, 29 июня 1913 г. начали, на этот раз между собой, новую войну (вторая балканская война между Болгарией, с одной стороны, Сербией, Черногорией, Грецией и примкнувшей к ним Румынией, с другой), которая длилась до 10 августа 1913 г. Болгария потерпела поражение. Младотурки воспользовались этим и вернули Турции Адрианополь с прилегающим округом. Внутренняя политика младотурок во время балканских войн и после них приобрела еще более реакционный характер. С начала 1914 г. в стране установилась диктатура «младотурецкого триумвирата»-трех лидеров младотурок: военного министра и начальника генштаба Энвера-паши, министра внутренних дел и председателя Центрального комитета партии «Единение и прогресс» Талаат-паши, морского министра и военного губернатора Стамбула Джемаль-паши. Усилились репрессии против рабочего движения, вооруженной силой подавлялось национально-освободительное движение в Македонии, арабских странах, среди армян. Официальной идеологией младотурецких правящих кругов вместо обанкротившейся во время балканских войн доктрины «османизма» стала еще более реакционная и агрессивная идеология — пантюркизм. Эта доктрина проповедовала необходимость объединения всех тюркоязычных народов, включая народы Кавказа, Крыма, Поволжья и Средней Азии под главенством Турции. Пантюркизм был направлен главным образом против России. Такой же целеустремленностью отличалась другая реакционная доктрина, которую в свое время широко использовал низложенный султан Абдул-Хамид II,-панисламизм. Последний стремился к объединению всех мусульман под эгидой халифа-турецкого султана. Доктрина панисламизма использовалась также и младотурками как средство ликвидировать национально-освободительную борьбу арабов против турецких угнетателей. Младотурки принимали некоторые меры для того, чтобы создать привилегированное положение турецкой буржуазии. Так, в 1913 г. они приняли закон о поощрении турецкой промышленности и несколько законов, облегчавших вовлечение государственных и вакуфных земель в товарооборот. Однако, поскольку империалисты продолжали господствовать в экономике Турции и феодальные пережитки в землевладении не были устранены, эти законы не могли дать ощутимого эффекта.
За короткий срок пребывания у власти младотурок экономическая зависимость Турции от империалистических держав еще более усилилась. Так, за время с 1890 до 1908 г., т. е. за 18 лет, Турция заключила займов на сумму в 45,3 млн. лир, а за шесть лет младотурецкого господства-на сумму в 49,4 млн. лир. Бюджет и внешняя торговля имели угрожающий дефицитный характер. Внешняя политика младотурок также не была самостоятельной. Турция оказалась под давлением двух враждебных друг другу империалистических группировок-Англии, Франции и России, с одной стороны, Германии и ее союзников-с другой. При этом особенно энергично действовала Германия. Она все более усиливала свои экономические и политические позиции в Турции. Англия и Франция проявляли инертность. Уже отчетливо вырисовывалась близкая перспектива войны между двумя группировками. В такой чреватой большими опасностями обстановке для слабой во всех отношениях Турции, в том числе в военном, лучшей политикой был бы мир и нейтралитет. Однако триумвират, особенно наиболее влиятельные министры Энвер-паша и Талаат-паша, придерживались немецкой ориентации. Веря в силу Германии, они надеялись при ее помощи реализовать свои пантюркистские планы и захватить территории России с тюркоязычным населением. При решающем содействии Энвер-паши в 1913 г. в Турцию была приглашена немецкая военная миссия во главе с генералом Лиманом фон Сандерсом, которая взяла в свои руки турецкую армию. Таким образом, военно-политическое преобладание Германии в Турции накануне первой мировой войны стало полным.
Культура
Реакция, восторжествовавшая в Турции при Абдул-Хамиде II крайне отрицательно отразилась на развитии культуры в стране. Школьная реформа в жизнь не проводилась, почти все турецкое население было» неграмотным. До вступления на престол Абдул-Х амида II в 1870 г. был основан университет в Стамбуле (он был закрыт в 1871 г. и вновь открыт в 1900 г.), были созданы несколько высших и средних специальных учебных заведений, в том числе учительские институты (включая женский), школа искусств и ремесел. Однако эти учебные заведения влачили жалкое существование. Лишь после младотурецкой революции в развитии школы в Турции произошли некоторые сдвиги. Были увеличены ассигнования на просвещение (но они составляли всего 2,27% расходной части бюджета), открыты новые начальные школы (их было 28 615 в начале XX в. и 36 230 в 1910 г.), новые средние школы, так называемые идадийе и лицеи, расширено профессиональное образование, основаны первые женские средние школы. В 1913 г. был принят новый закон, призванный улучшить, обучение в начальных школах. Увеличилось количество средних школ. Таким образом, после младотурецкой революции наметился известный прогресс в турецком светском образовании. Светские средние и высшие школы стали очагами национальной турецкой интеллигенции. Но в целом успехи были незначительны. Даже в светских школах, особенно в начальных, религия занимала большое место. Массы прозябали в невежестве.. В 1914 г. 90% турок были безграмотными (процент безграмотности среди турецких греков равнялся 50, а среди турецких армян — 33).
В мрачные годы царствования Абдул-Хамида II чрезвычайно тяжелые условия были созданы и для турецкой литературы. Из-за гонений прогрессивных писателей она пришла в упадок. Все же с начала 90-х годов XIX в. в литературе наступает некоторое оживление. Появляются в печати произведения художественной литературы и публицистики, направленные против средневековой косности, мракобесия, гнета и произвола,утверждающие необходимость приобщения Турции к западной культуре. В 1890 г. начинает выходить журнал «Сервет-и фюнун» («Сокровищница знаний»), вокруг которого сгруппировались многие крупные-писатели того времени. Самыми выдающимися из них были поэт Тевфик Фикрет (1867—1915) и прозаик Халид Зия Ушаклыгиль (1866—1945). Журнал «Сервет-и фюнун», продолжавший борьбу против отсталых восточных традиций в литературе и за приобщение к западной культуре, вместе с тем отличался сильным подражанием французской литературе, за что многие писатели упрекали его в галломании. Объединенные вокруг него писатели придерживались принципа «искусство для искусства». Журнал, издававшийся в количестве всего тысячи экземпляров, предназначался лишь для немногих. Несмотря на все эти недостатки, журнал во многом сыграл положительную роль. Реакционное правительство Абдул-Хамида II закрыло его в 1901 г. В те же годы были писатели, которые не разделяли принципа «искусство для искусства» и старались своим творчеством служить народу. Таким был выдающийся писатель-демократ Хюсейн Рахми Гюрпынар-1864—1944). Героями произведений этого писателя были люди из народа, с которыми он тесно общался. Хюсейн Рахми писал о тяжелой жизни трудящихся, простых людей и бичевал эксплуататоров. В 1901 г. власти запретили ему заниматься литературной деятельностью, и он смог ее возобновить лишь после младотурецкой революции. В конце XIX — начале XX в. в Турции появились переводы произведений Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Новое наступление турецкой реакции в начале XX в. вплоть до самой революции 1908 г. привело к молчанию и упадку турецкую художественную литературу и прессу. Немногочисленные сохранившиеся газеты превратились в правительственные листки. После младотурецкой революции возобновилась деятельность писателей старшего поколения и появились новые молодые талантливые прозаики и поэты. К ним принадлежали поэт Ахмед Хашим, прозаики Рефик Халид, Ака Гюндюз, Омер Сейфеттин и др. В произведениях некоторых писателей нашла отражение реакционная идеология пантюркизма. Ее главным выразителем был Зия Гёк Алп.
Реакция препятствовала развитию и театрального искусства. Лишь после младотурецкой революции наступило оживление в этой области культуры. В 1914 г. в Стамбуле был создан театр под названием «Дар юль-беда-и османи» («Османский храм искусства»). В области изобразительных искусств, в которой наметился известный; прогресс в 60—70-х годах XIX в. (появились профессиональные художники, получившие специальное образование в Париже; в 1874 г. была организована первая выставка живописи), наблюдался застой, как и в других областях культуры. Хотя в 1882 г. и была открыта первая в Турции художественная школа, но условия для развития живописи отсутствовали. Некоторые предпосылки для этого были созданы после младотурецкой. революции. Уже в 1908 г. было основано «Общество турецких художников». Наука не получила во второй половине ХIХ — начале XX в. заметного развития. Некоторые положительные результаты были достигнуты в области языкознания, этнографии, истории. Новые веяния в культурной жизни Турции были во многом прогрессивным явлением. Но оникоснулись лишь верхушки турецкого общества и почти совсем не затронули широкие турецкие массы. Султанские правящие круги по-прежнему остались главным препятствием на пути экономического, политического и культурного прогресса Турции.
Историография
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.009 с.) |