Канд. филос. наук Е.И. Бесхлебный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Канд. филос. наук Е.И. Бесхлебный



ЛОГИКА

 

Учебно-методическое пособие

ХАБАРОВСК, 2008


 

 

Одобрено методическим советом

Дальневосточного юридического института МВД РФ

 

Составитель

Канд. филос. наук Е.И. Бесхлебный

Рецензенты:

канд. филос. наук, профессор Н.И. Миронов

(Хабаровский пограничный институт ФСБ России);

канд. экон. наук, доцент Т.И. Бровкина

(Дальневосточный юридический институт МВД России)

 

 

Логика: Учебно-методическое пособие – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2008. - 60 с.

 

Учебно-методическое пособие включает тематический план курса, планы семинарских занятий и рекомендации по подготовке к ним, ключевые понятия и контрольные вопросы по каждой теме, а также практические задания по всем темам курса и необходимую учебную литературу.

Для курсантов и студентов очной формы обучения.

 

 

Подписано в печать 29.09. 2008. Формат 60х84 1/16.

Бумага офис. Гарнитура Таймс

Усл. печ. л. 3,49. Уч. - изд. л. 3,68. Тираж 300 экз. Заказ №

 

Дальневосточный юридический институт МВД РФ.

Организационно-научный и редакционно-издательский отдел.

Участок оперативной полиграфии.

680030, Хабаровск, Казарменный пер., 15.

 

© Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2008.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..……. Тематические планы……………………………………………………….   Темы семинарских и практических занятий………….…………….. Тема 1. Предмет и значение логики……………………..……..………   Тема 2. Понятие………….……………………………………….……....   Занятие 1-е Понятие как форма мышления……..……..………………. Занятие 2-е Операции с понятиями……..……..….……..……..…….…   Тема 3. Суждение………….……………………………………….…….. Занятие 1. Простые суждения……..……..….……..……..…………….. Занятие 2. Сложные суждения и их виды……..……..………………...   Тема 4. Дедуктивное умозаключение………….……………………... Занятие 1. Непосредственные умозаключения……..……..…………... Занятие 2. Простой категорический силлогизм……..……..……….…. Занятие 3. Умозаключения из сложных суждений……..……..…….…   Тема 5. Индукция и аналогия…………………………………………..   Тема 6. Законы логики и принципы правильного мышления……. Тема 7. Доказательство как логическая основа аргументации……   Тема 8. Логические основы вопросно-ответного мышления в юридической области ………..……………………………………..........   Тема 9. Гипотеза …….………………………………………..………….                      

 


Введение

Бытует мнение, что можно логично рассуждать, даже не зная правил логики: ведь умеют же люди выражать свои мысли с помощью речи, не зная или не помня ее грамматики.

Конечно, любой нормальный человек способен мыслить и не изучая логики. Однако в практических сферах, где мышление является инструментом профессиональной деятельности, для специалиста важным является не умение просто мыслить, а правильно мыслить. Точно так же, как умение правильно дышать в сферах, где дыхание является инструментом профессиональной деятельности (например, плавание, бег, пение, дикция и т.п.). Поэтому для юриста, как специалиста, главным инструментом которого является его ум, способность глубоко и грамотно мыслить, стихийной правильности мышления явно недостаточно. Он должен научиться контролировать мышление со стороны его формы, сознательно управлять этим процессом: проверять его правильность, предупреждать возникновение логических ошибок, а также находить их и исправлять.

С другой стороны, трудно найти область практической деятельности, где бы низкий уровень логического мышления, нарушение законов логики, бездоказательность утверждений и отрицаний, построение неправильных рассуждений может причинить вред больший, чем в правовой области. В юридической практике нередки случаи и когда логические ошибки допускаются по незнанию, и когда нарушение законов и правил логики осуществляется преднамеренно.

Чем же тут может помочь формальная логика? Логику не случайно считают орудием истины и незаменимым средством разоблачения лжи, заблуждения и дезинформации.

Изучение логики развивает ясность и четкость мышления, способность оптимально уточнять предмет мысли, внимательность, аккуратность, умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли. Тот, кто овладеет знанием и навыками формально-логического мышления, будет способен быстро выделить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценить доказательную силу высказываний в споре, дискуссии, найти короткие и правильные пути исправления ошибок.

Данное пособие, очерчивая круг проблем учебного курса логики, призвано помочь в усвоении теории и овладении навыками правильного мышления. Его структура включает тематический план и последовательное раскрытие тем курса в вопросах семинарских занятий. Рекомендации, представленные по каждой теме, не заменяют учебника, а призваны лишь сориентировать учащихся в проблемах, выносимых на семинарские занятия, и помочь в самостоятельной работе с учебником. Овладение логикой предполагает не только усвоение теоретического материала, но и выработку навыков использования логических законов и правил на практике. Для этого по каждой теме даются упражнения и практические задания.


 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Для курсантов 1а и 1б курсов

№ п/п Наименование разделов и тем Общее коли- чество часов Аудиторных самостоятель- ная работа
лекций семинаров практич. занятий
  Предмет и значение логики          
  Понятие          
  Суждение          
  Дедуктивное умозаключение          
  Индукция и аналогия          
  Законы логики и принципы правильного мышления          
  Доказательство как логическая основа аргументации          
  Логические основы вопросно-ответного мышления в юридической области          
  Гипотеза          
ИТОГО          

 

Для студентов 1 Д курса

№ п/п Наименование разделов и тем Общее коли- чество часов Аудиторных самостоятель- ная работа
лекций семинаров практич. занятий
  Предмет и значение логики          
  Понятие          
  Суждение          
  Дедуктивное умозаключение          
  Индукция и аналогия   -      
  Законы логики и принципы правильного мышления     -      
  Доказательство как логическая основа аргументации          
  Логические основы вопросно-ответного мышления в юридической области          
  Гипотеза          
ИТОГО          

 

Темы семинарских и практических занятий

 

 

Тема 1. Предмет и значение логики

План

1. Логика в структуре человеческого познания.

2. Истинность мысли и правильность рассуждений.

3. Язык как знаковая система.

4. Основные этапы развития логики.

5. Значение логики для юристов.

 

Основные понятия: формальная логика, символическая логика, логическая форма, логические константы, логические переменные, язык естественный, язык искусственный, имя, знак, значение, смысл, законы мышления, принципы мышления.

 

Литература

Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. Изд. 2-е, стереотип. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 3-130.

Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. Хабаровск, 2007. С. 6-22.

Гетманова А.Д. Логика. М., 2002. С. 9-33.

Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М., 2000. С. 3-25.

Иванов Е.А. Логика. М., 2001. С. 1-38.

Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001. С. 6-37.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000. С. 5-29.

 

Методические рекомендации

Данная тема призвана дать представление об общей природе человеческого мышления и особенностях логической теории мышления, показать значение логики как фактора повышения практической эффективности правовой деятельности. При изучении вопроса о логике в структуре человеческого познания необходимо усвоить, что логика есть наука о формах и законах мысли, о структуре этих форм и их взаимосвязи.

Другим важным моментом является сопоставление истинности мысли и ее формальной правильности. Здесь необходимо уяснить, как истинность относится к содержанию мыслей, а правильность – к их форме. При этом необходимо обратить внимание на то, что логика, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, не ставит перед собой задачи непосредственного исследования путей и способов постижения истины. Истинность рассуждения обеспечивает иначе, а именно тем, что исследует правила мышления – те алгоритмы, которые гарантируют истинность заключения лишь при условии истинности посылок. Тем самым в центре внимания логики оказывается правильность мышления. Это позволяет ей рассматривать логические структуры независимо от их логического содержания.

Важно отметить, что применение формально-логических методов в юридическом мышлении, оперативной и следственной практике станет возможным в результате последовательного изучения теоретического курса логики и права, выработки практических навыков использования логических форм, законов и правил.

Вопрос о форме мышления самым непосредственным образом связан с языком. Рассматривая вопрос о языке как знаковой системе, необходимо усвоить такие понятия, как знак и значение, имя и смысл, познакомится с другими семантическими категории. Для этого удобно использовать схему, предложенную немецким логиком Г. Фреге, известную как семантический треугольник.

Сравнение естественного и искусственных языков дает возможность изучить принципы построения символического языка, его логические константы и переменные, показать, как они фиксируются в простых и сложных высказываниях, т.е. как переводится предложение естественного языка в символическое выражение, принятое в логике.

Знакомясь с основными этапами развития логики, необходимо, прежде всего, рассмотреть вклад Аристотеля в создание этой науки и те важнейшие положения, которые были внесены в ее развитие многими другими учеными.

В этом же вопросе уместно рассмотреть соотношение традиционной (формальной) логики и математической (символической).

Рассматривая вопрос о значении логики для юристов, следует показать, как разнообразные способы логического рассуждения используются и в практике доказывания, и в практике построения следственных версий, и в судопроизводстве, и в нормотворчестве, и в теоретическом анализе права. Здесь важно понять, почему формальная сторона в праве гораздо более сильна, чем в любой иной форме социальной мысли, и усвоить, как логическая форма оказывает влияние на содержание правового мышления.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные значения слова «логика»?

2. Что изучает формальная логика?

3. Какова роль формальной логики в системе научного знания?

4. Что такое логическая форма?

5. Как используется абстрактное мышление в логике?

6. Что такое истинность мысли?

7. Что такое логическая правильность мысли?

8. Каково соотношение истинности и логической правильности мысли?

9. Изучает ли (и если да, то с какой целью) формальная логика неправильное мышление?

10. Какое значение имеют истинность и правильность в реальном мыслительном процессе?

11. Каким образом логика обеспечивает истинность рассуждения?

12. Какова взаимосвязь логической формы и правового мышления?

13. Как соотносятся мышление и язык?

14. Что такое знак?

15. Назовите основные виды знаков.

16. Знаки какого вида исследует логика?

17. Что такое значение?

18. Что такое смысл?

19. Какова взаимосвязь знака, значения и смысла?

20. Что такое семиотика как наука и каковы ее основные разделы?

21. Что такое естественный язык?

22. Что такое искусственный язык?

23. В чем проявляется взаимосвязь между естественным и искусственным языками?

24. Какие основные искусственные языки используются в логике?

25. Что такое метаязык?

26. Что такое объектный язык?

27. В чем основное отличие языка логики высказываний от языка логики предикатов?

28. Чем отличается традиционная логика от символической?

29. Какие основные этапы выделяют в историческом развитии логики?

30. В чем заключается значение логики для юристов?

31. Как влияют логические формы на нормативный характер правового мышления?

 

Тема 2. Понятие

Литература

Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. Изд. 2-е, стереотип. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 131-142.

Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. Хабаровск, 2007. С. 23-36.

Гетманова А.Д. Логика. М., 2002. С. 34-44.

Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М., 2000. С. 27-38.

Иванов Е.А. Логика. М., 2001. С. 39-69.

Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001. С. 131-146.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000. С. 30-44.

 

Методические рекомендации

Первое занятие по данной теме призвано дать представление о понятии как основной исходной форме логического мышления.

Ее усвоение предполагает, прежде всего, выяснение языковых средств выражения понятий или, иначе говоря, соотношения понятия и слова. Другой важный аспект данной темы представляет анализ логической структуры понятия. Выяснение того, что представляют собой содержание и объем понятия, позволит усвоить закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Необходимо знать, что по объему выделяют такие виды понятий, как общие (регистрирующие и нерегистрирующие), единичные и нулевые. А по содержанию выделяют такие виды понятий, как конкретные и абстрактные понятия, положительные и отрицательные, понятия в собирательном и разделительном смыслах. Логическая характеристика понятия предполагает последовательный анализ отдельного понятия со стороны его объема и содержания.

Вопрос об отношении между понятиями – это вопрос, прежде всего, о соотношении их объемов. Здесь важно знать и научиться различать сравнимые и несравнимые понятия, совместимые и несовместимые понятия, а также типы совместимости и несовместимости понятий. Необходимо также научиться выражать отношения между понятиями при помощи круговых схем Эйлера.

Контрольные вопросы

1. Какая логическая форма рассматривается в традиционной логике в качестве исходной?

2. Как соотносятся понятие и имя?

3. Что может быть предметом мысли человека?

4. Что такое свойство и признак и как они соотносятся?

5. Что такое существенный признак предмета мысли?

6. Каковы критерии различения существенных и несущественных признаков предмета мысли?

7. Что представляет собой понятие как форма мышления?

8. Какие логические приемы могут быть использованы для выявления существенных признаков предмета мысли?

9. Как соотносятся понятие и слово?

10. Что такое синонимы?

11. Что такое омонимы?

12. Что такое паронимы?

13. Что такое термин?

14. Что такое содержание понятия?

15. Что такое объем понятия?

16. Как соотносятся объем и содержание понятия?

17. Каковы пределы действия закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия?

18. Как соотносятся объем и содержание понятия со значением и смыслом слова?

19. На какие виды делят понятия по их объему?

20. Чем отличаются определенные понятия от неопределенных?

21. Какие понятия называют пустыми, а какие – непустыми?

22. Как отличить фактически пустые понятия от логически пустых?

23. Какие понятия называют единичными?

24. Какие понятия называют общими?

25. На какие виды делят понятия по их содержанию?

26. Какие понятия называют конкретными?

27. Какие понятия называют абстрактными?

28. Как различаются соотносительные и безотносительные понятия?

29. Чем отличаются положительные понятия от отрицательных по функциональной предназначенности и по форме выражения?

30. Чем отличаются собирательные понятия от несобирательных?

31. Что значит дать логическую характеристику понятию?

32. Чем сравнимые понятия отличаются от несравнимых?

33. Что такое совместимые понятия и чем они отличаются от несовместимых?

34. Какие виды совместимости существуют в отношениях между понятиями?

35. Какое отношение между понятиями называют равнозначностью (тождественностью) и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

36. Какое отношение между понятиями называют пересечением и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

37. Какое отношение между понятиями называют подчинением и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

38. Какие виды несовместимости имеются в отношениях между понятиями?

39. Какое отношение между понятиями называют противоположностью и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

40. Какое отношение между понятиями называют противоречивостью и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

41. Какое отношение между понятиями называют соподчинением и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

42. Какое отношение между понятиями называют внеположенностью и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

 

Задачи и упражнения

 

Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

1. Пистолет. Оружие. Орудие. Патроны. Огнестрельное оружие.

2. Правонарушение. Преступление. Кража. Грабеж.

3. Правонарушение. Преступление. Кража. Вор. Грабитель.

4. Сотрудник милиции. Оперативный работник. Следователь. Дознаватель. Муниципальный служащий.

5. Закон. Основной закон государства. Конституция России. Конституционный суд. Статья Конституции.

6. Сотрудник милиции. Водитель. Юрист. Отец. Дочь.

7. Сотрудники милиции. Оперативный дежурный. Участковый инспектор. Дознаватель. Майор милиции.

8. Орудие. Орудие взлома. Орудие преступления. Предмет. Топор.

9. Право. Правопорядок. Правозащитник. Правоохранительные органы. Сотрудник правоохранительных органов.

10. Право. Конституционное право. Гражданское право. Римское право.

 

 

Литература

Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. Изд. 2-е, стереотип. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 150-165.

Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. Хабаровск, 2007. С. 37-51.

Гетманова А.Д. Логика. М., 2002. С. 45-76.

Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М., 2000. С. 39-47.

Иванов Е.А. Логика. М., 2001. С. 70-93.

Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001. С. 147-181.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000. С. 45-62.

Методические рекомендации

Второе занятие по данной теме призвано познакомить с основными операциями над понятиями и показать их значение для квалификации правонарушений и других аспектов юридической практики.

Первые три операции связаны с объемными характеристиками понятий и только четвертая – с его содержательной характеристикой.

Для понимания сути операций обобщения и ограничения понятий важно иметь в виду, что обе эти операции основаны на законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Но если в операции обобщения мысль направлена от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом, то в операции ограничения – наоборот. При изучении этих операций следует обратить внимание на пределы ограничения и обобщения понятий.

Ознакомление с операцией деления предполагает усвоение таких понятий, как «делимое», «основание деления», «члены деления», отражающих элементы деления и поиск ответов на вопросы, что делится, на основании чего делится и что получается в результате деления. Выяснение структуры и функционального предназначения деления понятий позволит проанализировать правила и возможные ошибки в этой операции.

В учебной литературе различают таксономическое (родовидовое) и мереологическое (аналитическое) деление. Таксономическое деление, в свою очередь, бывает двух видов: дихотомическое и по видообразующему признаку. При их характеристике необходимо отметить, чем дихотомическое деление отличается от деления по видоизменению признака. При изучении классификации и ее видов необходимо обратить внимание на значение классификации для юридической науки и практики.

Ознакомление с операцией определения предполагает усвоение таких понятий, как определяемое (дефиниендум) и определяющие (дефиниенс), отражающих элементы определения и поиск ответов на вопросы, что определяется и при помощи чего определяется. Выяснение структуры и функционального предназначения определения позволит проанализировать правила и возможные ошибки в определении понятий.

Рассматривая виды определений, необходимо обратить внимание на то, что в зависимости от того, что определяется - сам предмет или имя, его обозначающее, - определения делятся на реальные и номинальные, а по способу раскрытия признаков определяемого предмета определения делятся на явные и неявные.

При изучении способов явных определений понятий необходимо особое внимание уделить определению через ближайший род и видовое отличие и таким его подвидам, как генетическое, сущностное, функциональное и структурное определения. Не следует оставлять без внимания и приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют логические операции с понятиями?

2. В чем суть операции обобщения и каковы ее правила?

3. В чем суть операции ограничения и каковы ее правила?

4. В чем суть операции определения и каковы ее правила?

5. В чем суть операции деления и каковы ее правила?

6. Что такое реальное определение и чем оно отличается от номинального?

7. Что такое явное определение и чем оно отличается от неявного?

8. Какие виды определений относятся к явным?

9. При соблюдении каких условий (требований) определение считается правильным?

10. Какие виды определений относятся к неявным?

11. Какая логическая операция называется делением и какова ее структура?

12. Какие виды делений выделяют в логике?

13. Что представляет собой деление по видообразующему признаку и каким требованиям оно должно отвечать?

14. Что представляет собой дихотомическое деление и каким требованиям оно должно отвечать?

15. Что представляет собой аналитическое деление и каким требованиям оно должно отвечать?

16. Какое из перечисленных видов деления называют таксономическим, а какое – мереологическим?

17. Что представляет собой классификация как способ деления?

 

Задачи и упражнения

Является ли следующее высказывание определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены:

1. Кража есть тайное хищение личного имущества граждан.

2. Конституция - свод законов, являющихся основными в конкретном обществе.

3. Законопослушный гражданин - человек, не уличенный в совершении противоправных действий.

4. Правонарушение - это общественно опасное деяние.

5. Арендатор есть человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.

6. Свидетель - лицо, дающее свидетельские показания.

7. Атеист - человек, не верящий в бога.

8. Склад - помещение для хранения материальных ценностей.

9. Рецидивист - лицо, неоднократно совершавшее общественно опасное деяние.

 

Заключено ли в следующем примере деление понятия? В делении установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите ошибку:

1. Уголовные наказания подразделяются на основные и дополнительные.

2. Батальон делится на роты, а роты - на взводы.

3. Сделки бывают односторонние и двусторонние.

4. Согласно статье 44 УК РФ, наказания делятся: на штраф, обязательные работы, исправительные работы, конфискацию имущества, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок, смертную казнь.

5. Умысел может быть прямым и косвенным.

6. Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг.

7. Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.

8. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

9. Уголовный кодекс делится на Общую и Особенную части.

10. Гражданский кодекс РФ состоит более чем из четырех сотен статей.

Проверьте правильность следующего обобщения понятия:

1. Сержант – лейтенант – генерал – следователь.

2. Гражданский кодекс - кодекс - юридический документ- закон.

3. Халатность - должностное преступление - преступление.

4. Огнестрельное оружие - оружие - орудие преступления - орудие.

5. Столица - большой город - город - населенный пункт.

6. Криминология - юридическая наука - наука.

Проверьте правильность следующего ограничения понятия:

1. Прокуратура - городская прокуратура - районная прокуратура.

2. Допрос - допрос свидетеля - допрос подозреваемого.

3. Военнослужащий - офицер - лейтенант.

 

Тема 3. Суждение

Занятие 1. Простые суждения

План

I. Общая характеристика суждения и его языковая форма.

2. Типы простых суждений и их логическая структура:

2.1. Виды простых суждений.

2.2. Объединенная классификация суждений.

2.3. Распределенность терминов в суждении.

3. Отношения между простыми суждениями.

 

Основные понятия: суждение, субъект суждения, предикат суждения, связка, квантор, атрибутивное суждение, релятивное суждение, экзистенциальное суждение, количество суждения, качество суждения, распределенность термина в суждении, смысловое поле суждения, исключающее суждение, выделяющее суждение, совместимость суждений, несовместимость суждений.

 

Литература

Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. Изд. 2-е, стереотип. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 143 – 150.

Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. Хабаровск, 2007. С.54-76.

Гетманова А.Д. Логика. М., 2002. С. 77-87; 97-100.

Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М., 2000. С. 58-71; 95-96.

Иванов Е.А. Логика. М., 2001. С. 94-124; 133-140.

Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001. С. 44-49.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000. С. 63-77; 86-94.

 

Методические рекомендации

Первое занятие по данной теме призвано познакомить с суждением как одной из фундаментальных форм логического мышления и выяснить базовые характеристики простых суждений, их основные типы и виды, а также отношения между ними.

Приступая к изучению суждения, следует иметь в виду, что эта форма мышления дает возможность утверждать или отрицать связь между предметами мысли. Поскольку эти утверждения или отрицания могут соответствовать или не соответствовать действительности, то суждения, их выражающие, обладают свойством быть истинными или ложными.

Рассматривая языковые средства выражения суждений, следует обратить внимание на связь суждения и предложения, уяснить, какие предложения выражают суждения, а какие не выражают и почему.

Для того, чтобы четче усвоить логическую структуру простого суждения, необходимо понять и запомнить ее элементы: субъект, предикат, связка и квантор, а также научиться их находить и распознавать в суждениях, где они явно не выражены, сводить такие суждения к явной или стандартной логической форме. Знакомясь с атрибутивными, релятивными, экзистенциальными видами простых суждений, следует обратить внимание на их специфику и запомнить формулу символической записи каждого из них.

Изучая количественную и качественную характеристику категорических суждений, следует вначале рассмотреть их виды отдельно по каждому из показателей (деление категорических суждений по количеству на единичные, частные, общие и по качеству – на утвердительные и отрицательные), а затем, по обоим показателям одновременно, что предполагает их объединенная классификация. В последнем случае необходимо учесть, что единичные суждения рассматриваются как общие.

Необходимо также выяснить, какие суждения называются выделяющими, невыделяющими и исключающими.

Поскольку терминами в суждениях выступают понятия, то для наглядного представления отношений между терминами в суждении используются уже известные круговые схемы Эйлера, которые отражают все виды совместимости и несовместимости понятий. Новое, на что нужно обратить внимание при изучении категорических суждений, это то, как все эти виды отношений между понятиями, отраженные в кругах Эйлера, корреспондируются с объединенной классификацией суждений. Для этого необходимо усвоить, что такое распределенность терминов в суждении и смысловое поле суждения, как и то и другое обозначаются графически.

Отношение между суждениями всех видов совместимости и несовместимости удобно рассматривать при помощи мнемонической схемы, известной под названием «логический квадрат». Выяснив, какие типы суждений обозначают вершины логического квадрата и какие отношения между суждениями представляют его стороны и диагонали, можно понять, как он указывает на отношения сравнимых суждений по истинности и ложности.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой суждение как логическая форма?

2. Что является важнейшим отличительным признаком суждения?

3. Как называют суждение, соответствующее действительности?

4. Как называют суждение, не соответствующее действительности?

5. Что является языковой формой выражения действительности?

6. Почему вопросы не являются суждениями?

7. Чем отличаются простые суждения от сложных?

8. Какова логическая структура простого суждения?

9. Что называется субъектом суждения?

10. Что называется предикатом суждения?

11. Что такое связка и какую роль она играет в суждении?

12. Что такое квантор и какие виды кванторов существуют?

13. Чем отличается квантор от кванторного слова?

14. Что выражает суждение свойств и какова его схема?

15. Что выражает суждение существования?

16. Что выражает суждение отношения и какова его схема?

17. Какие суждения называют категорическими?

18. На какие виды суждения разделяются по качеству?

19. На какие виды суждения разделяются по количеству?

20. Как отличить отрицательные суждения от утвердительных?

21. Какие суждения называют исключающими?

22. Какие суждения называют общими?

23. Какие суждения называют частными?

24. Какие суждения называют единичными?

25. Как отличить общее суждение от частного?

26. К каким суждениям при их объединенной классификации приравниваются единичные суждения?

27. Как отличить неопределенное частное суждение от определенного частного суждения?

28. На какие виды делятся простые суждения по их объединенной классификации и какой буквой каждое из них обозначается?

29. Что представляет собой смысловое поле суждения и как оно показывается на графических схемах?

30. Что значит распределенность и нераспределенность термина в суждении и как это показывается на схемах?

31. Какова распределенность терминов во всех суждениях, представленных в их объединенной классификации?

32. Что представляют собой выделяющие суждения и какова распределенность терминов в них?

33. Какие отношения могут быть между простыми суждениями и какие из них отражаются при помощи логического квадрата?

34. Как используется логический квадрат для определения отношений между простыми суждениями по истинности и ложности?

35. Что такое стандартная или ясная форма суждения?

36. Какие приемы существуют для приведения суждения к стандартной логической форме?

37. Какой термин указывает на известное знание в суждении и тем самым определяет его тему?

38. Какой термин указывает на новизну в суждении?

39. Что такое логическое ударение?

40. Какими способами можно преобразовать глагольную форму выражения термина в именную?

 

Задачи и упражнения

Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:

1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

2. Некоторые сотрудники милиции - дознаватели.

3. Некоторые ранения - огнестрельные.

4. Нормы права имеют принудительный характер.

5. Большинство сотрудников районного суда имеют высшее образование.

6. Не все то преступно, что общественно вредно.

7. Вердикт - решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей;

8. Часть норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, относится к международному частному праву.

9. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается.

10. Все граждане обладают правоспособностью, за исключением случаев, предусмотренных законом.

11. Не все юристы – судьи.

12. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.

Признав первое суждение в паре истинным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности (или ложности) второго суждения:

1. Все следственные действия по данному делу правомерны. – Некоторые следственные действия по данному делу правомерны.

2. Чистосердечное признание является обстоятельством, смягчающим ответственность. – Чистосердечное признание не является обстоятельством, смягчающим ответственность.

3. Не все преступления раскрываются. – Все преступления раскрываются.

4. Некоторые сделки не остаются неоформленными. – Ни одна сделка не остается неоформленной.

5. Все виды лжи заслуживают порицания. – Некоторые виды лжи не заслуживают порицания.

6. Большинство из задержанных не имеют претензий к милиции. – Этот задержанный не имеет претензий к милиции.

7. Все сделки считаются правомерными. – Почти все сделки считаются правомерными.

8. Не все сделки считаются правомерными. – Некоторые сделки считаются правомерными.

9. Большинство сделок считаются правомерными.– Не все сделки считаются правомерными.

10. Разбой является оконченным преступлением в момент нападения. – Разбой не является оконченным преступлением в момент нападения.

 

Литература

Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. Изд. 2-е, стереотип. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 238-258.

Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. Хабаровск, 2007. С.76-84.

Гетманова А.Д. Логика. М., 2002. С. 87-97.

Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М., 2000. С. 67-69.

Иванов Е.А. Логика. М., 2001. С. 124-133.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.238.189 (0.195 с.)