ТОП 10:

Сделайте вывод из посылок разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная.



1. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю над его поведением. В данном случае надзор за несовершеннолетним Н. возложить на его родителей нельзя. Следовательно…

2. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 Уголовно-исполнительного кодекса – следственным изолятором. Суд приговорил Н. к содержанию в колонии особого режима. Следовательно…

3. Подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения. Подозреваемый получил копию протокола о его задержании. Следовательно…

4. Производство предварительного следствия заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела. Производство предварительного следствия закончилось постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. Следовательно …

5. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора. Данная жалоба была подана в суд защитником заявителя. Следовательно…

6. Судебное заседание начинается с доклада представителя учреждения или органа, подавшего представление, либо с объяснения заявителя. Данное судебное заседание началось с объяснения заявителя. Следовательно…

7. Подозреваемый вправе давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. Подозреваемый гр. С. не отказывается от дачи объяснений и показаний. Следовательно…

 

Проверьте правильность следующего условно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему. Если заключение не следует с необходимостью, установите причину его проблематичности. (Этой причиной могут быть рассуждения по одному из неправильных модусов, а также ложный либо вероятный характер посылок).

1. Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, то оно признается совершенным при отягчающих обстоятельствах. Убийство гражданина С. не является преступлением, совершенным с целью сокрытия другого преступления. Значит, оно не может быть признано совершенным при отягчающих обстоятельствах.

2. Договор заключается, если между договаривающимися сторонами достигается соглашение. Однако договор не заключен. Значит, соглашение между договаривающимися сторонами не достигнуто.

3. Если вокруг огнестрельной раны имеются следы внедрения пороха, значит, выстрел был произведен с близкого расстояния. В данном случае вокруг раны следы пороха отсутствуют. Следовательно, выстрел был произведен с дальнего расстояния.

4. Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие состава преступления. В действиях Н. таких данных нет. Следовательно, уголовное дело против него не может быть возбуждено

5. Для усыновления требуется согласие усыновляемого при достижении им десятилетнего возраста. В данном случае согласия усыновляемого Петрова не требуется. Значит, в данном случае усыновляемый Петров не достиг десятилетнего возраста.

6. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения. Действия обороняющегося Ф. не являются превышением пределов необходимой обороны. Следовательно, он вследствие неожиданности посягательства не мог объективно оценить степень и характер опасности нападения.

 

Проверьте правильность следующего чисто-условного умозаключения, постройте его схему. Если заключение не следует с необходимостью, установите причину его проблематичности.

1. Если кража совершена "по наводке", то значит у преступника был сообщник, а если был сообщник, то налицо преступная группа. Если же преступление совершено группой, то это – преступление с отягчающими обстоятельствами. Значит, если кража совершена "по наводке", то она – с отягчающими обстоятельствами.

2. Если лекции не интересны, то их плохо посещают. А когда лекции плохо посещают, то учебная часть проверяет посещаемость. Если же учебная часть проверяет посещаемость, то ее инспекторы перегружены работой. Значит, если лекции интересны, то инспекторы учебной части не перегружены работой.

3. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. Если брак расторгается, то суд выносит решение о расторжении брака. Если суд выносит решение о расторжении брака, то в необходимых случаях он принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.

 

Определите логическую структуру следующего умозаключения. Если заключение следует с необходимостью, сделайте его, а если нет, укажите какие причины не позволяют этого сделать:

1. Обмен жилыми помещениями может быть судом признан недействительным, если он произведен с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом. В случае признания обмена недействительным, стороны подлежат переселению в ранее занимаемые помещения. Следовательно…

2. Арбитражным судом решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть принято только в том случае, если должник не представил возражений по существу заявленных требований в установленный судом срок. В данном случае должник представил возражения по существу заявленных требований в установленный судом срок. Следовательно…

3. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия. В данном случае угрозы экологической катастрофы не было. Следовательно…

4. Обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер. Данный обмен носит фиктивный характер. Значит…

5. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления. В деяниях гр. П., добровольно отказавшегося от доведения преступления до конца, иного состава преступления не содержится. Следовательно…

6. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости... К такому лицу по назначению суда могут быть применены меры медицинского характера. Следовательно…

7. В случаях, когда ребенок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать по суду лишения родителей родительских прав. Значит…

8. Гражданин вправе требовать по суду опровержения позорящих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Гражданин С. не вправе требовать по суду опровержения сведений или позорящих его честь и достоинство, или его деловую репутацию. Следовательно…

9. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. В данном случае юридическому лицу не было отказано в государственной регистрации. Следовательно…

10. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Решение о ликвидации фонда «АмВ» судом было принято. Следовательно…

 

Тема 5. Индукция и аналогия

План

1. Индуктивное умозаключение:

1.1. виды индукции;

1.2. индуктивные методы установления причинно-следственных связей.

2. Умозаключение по аналогии:

2.1. общая характеристика аналогии;

2.2. виды аналогии.

 

Основные понятия:индукция, наведение, полная индукция, популярная индукция, научная индукция, метод перечисления, метод отбора (селекция, элиминация), статистическое обобщение, метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков, причинная связь, аналогия, уподобляемые объекты, признаки сходства, переносимый признак, аналогия свойств, аналогия отношений, строгая аналогия, нестрогая аналогия, моделирование, аналогия закона, аналогия права.

 

Литература

Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. Изд. 2-е, стереотип. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 213-224.

Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. Хабаровск, 2007. С. 125-142.

Гетманова А.Д. Логика. М., 2002. С. 178-206.

Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М., 2000. С. 131-143.

Иванов Е.А. Логика. М., 2001. С. 191-212.

Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001. С. 107-130.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000. С. 162-194.

 

Методические рекомендации

Занятие по данной теме призвано познакомить с такими видами вероятностных умозаключений, как индукция и аналогия и методами, повышающими степень надежности этих умозаключений.

Рассмотрение индуктивных умозаключений рекомендуется начать с выяснения внутренней природы этой формы мышления и ее логической структуры. Анализируя виды индуктивных умозаключений, необходимо усвоить различия в структуре и познавательных возможностях полной и неполной индукции. Характеризуя виды неполной индукции, важно отметить условия, повышающие степень вероятности выводов популярной индукции. Особенное внимание следует обратить на научную индукцию и показать ее отличие от обычной неполной индукции через простое перечисление при отсутствии противоречащих фактов. Здесь важно выяснить принципы отбора и исключения (элиминации), ограничивающие возможность случайных обобщений. Необходимо также уделить внимание и такому особому виду умозаключения неполной индукции, как статистическое обобщение.

Следует раскрыть индуктивные методы установления причинных связей между явлениями: метод сходства, метод различия, объединенный метод сходства и различия, метод остатка, метод сопутствующих изменений, показать структуру умозаключений, построенных по каждому из методов, и их познавательные возможности.

Подводя итог анализа индуктивных умозаключений, важно показать их роль в теории и практике правовой реальности.

Раскрывая особенности и суть умозаключений по аналогии, необходимо рассмотреть их структуру и правила, а также условия повышения вероятности выводов по аналогии.

В зависимости от характера информации, переносимой с одного предмета на другой, аналогия делится на аналогию свойств (иногда ее называют аналогией предметов) и аналогию отношений. Необходимо охарактеризовать каждый из этих видов аналогии.

По характеру выводного знания аналогия делится на строгую аналогию, дающую достоверное заключение; нестрогую аналогию, дающую вероятностное заключение; ложную аналогию, дающую ложное заключение. Для выражения степени вероятности умозаключения по аналогии используется математическая символика, поэтому необходимо научиться применять математический инструментарий для ее отражения.

В заключение необходимо показать значение и возможности умозаключений по аналогии для ликвидации пробелов в правовой оценке и при построении юридических версий.

 

Контрольные вопросы

1. Какие умозаключения называются индуктивными и в чем их особенность?

2. Какие виды индукции существуют и в чем их различия?

3. Каковы условия повышения вероятности выводов в индуктивных умозаключениях?

4. Какие ошибки допускаются в индуктивных умозаключениях?

5. Какие методы установления причинно-следственных связей существуют в индуктивных умозаключениях?

6. Какова особенность метода статистического обобщения?

7. Что представляет собой аналогия как вид умозаключения и в чем заключается его особенность?

8. Какие структурные элементы выделяются в умозаключении по аналогии?

9. Какие виды умозаключений по аналогии существуют?

10. От соблюдения каких условий зависит повышение вероятности выводов по аналогии?

11. Каковы возможности применения аналогии в юридической деятельности?

12. Что такое аналогия права?

13. Что такое аналогия закона?

14. В чем состоит особенность моделирования как разновидности аналогии?

15. Какие виды моделирования существуют и какова возможность их применения в юридической деятельности?

 

Задачи и упражнения

 

О каком виде индукции идет речь в следующих примерах?

1. Изучая свойства серебра, люди обнаружили, что серебро активирует кислород, уничтожающий бактерии. С помощью серебра очищают питьевую воду. Хирурги применяют серебросодержащие кремы при лечении ожогов и скрепляют кости цементом, который содержит бактерицидные соли серебра. Многим тысячам людей, пострадавших от тяжелых ожогов, жизнь спасли, применив препараты, включающие серебро. Люди сделали заключение о возможности и необходимости применения серебра при лечении различных заболеваний.

2. На основании определенного вида индукции судят о средней урожайности поля, всхожести семян, составе найденных полезных ископаемых, больших партий товаров (например, консервов).

3. Выводы на основании анкетирования, социологического опроса определенных групп населения.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.47.43 (0.009 с.)