ТОП 10:

Тема: Жанр жития в древнерусской литературе.



 

Цели занятия:

1. Познакомиться с русской агиографией.

2. Выявить разнообразие типов житийных произведений.

3. Проанализировать структуру, способы типизации и особенности языка разнообразных житийных произведений.

 

Вопросы и задания:

I.«Житие Александра Невского» как княжеское житие.

1. Выпишите в своих рабочих тетрадях объяснения всех непонятных вам слов, воспользовавшись толковым словарем.

2. Автор романа-хроники «Соборяне» Н. Лесков, говоря о судьбе своего героя протопопа Туберозова, оказавшегося в ситуации, которая требует от него решимости и готовности к разного рода неприятностям и лишениям, приводит слова протопопа: «Жизнь кончилась, начинается житие». В чем, по-вашему, различие понятий «жизнь» и «житие»?

3. Какие этикетные формулировки в предисловии свидетельствует об ориентации на житийный канон?

4. Что сообщается в начале повествования о рождении Александра и его родителях? Соотнесите это начало с началом жития Сергия Радонежского и жития Петра и Февронии Муромских.

5. Внимательно вчитайтесь в описание трех чудес, о которых сообщает житие Александра. Какое чудо имеет агиографический характер?

6. Обратите внимание на молитвы князя, на отступления церковно-риторического характера. О чем они свидетельствуют?

7. Какой вывод можно сделать, обобщая ответы на первые четыре вопроса?

8. Какие приемы использует агиограф, чтобы раскрыть достоинства, показать человеческое и воинское величие Александра? (Вводит сравнениями Александра в ряд персонажей Библии, дает его похвалу устами чужеземца, передает слухи, распространявшиеся об Александре, приводит отзыв об Александре Батыя, рассказывает о подвигах Александра).

9. Приведите примеры характеристик, данных автором Александру. Можно ли утверждать, что характеристики Александра разноплановы? В чем и как это проявляется?

10. Чем определяется, при разноплановости характеристик Александра, цельность его образа? Что можно сказать об отношении автора к его герою?

11. Какие еще качества (особенности) жития могут быть объяснены своеобразным отношением автора к герою?

12. Перечитайте эпизоды, в которых рассказывается о ратных подвигах князя. В каком качестве предстает он перед читателем в этих эпизодах?

13. Какие формулы используются в рассказах о сражениях? Выпишите их.

14. Подумайте над фрагментом жития, рассказывающим о подвигах отличившихся в битве на Неве шести героев. В чем особенности этого фрагмента?

15. Какова эмоциональная окрашенность заключительной части жития – рассказа о последних днях князя и о его смерти?

16. Какие выводы об особенностях жанра «Повести о житии Александра Невского» можно сделать?

 

План.

1. Историко-литературные сведения о произведении и его авторе.

2. Реализация в произведении житийного канона: трехчастная композиция, самоуничижение автора, использование библейских образов и цитат, отбор самых значительных событий жизни героя (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), выявление христианского идеала в образе Александра Невского, чудеса, авторское отношение к герою.

3. Традиции воинской повести в житии: специфика жанра («Повесть о житии Александра Невского»), обращение князя к дружине, описание битв на Неве и Чудском озере как кульминационные сцены произведения, использование в этих описаниях формул воинской повести.

 

II.«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

План.

1. Историко-литературные сведения о произведении и его авторе.

2. Элементы канона в «Повести».

3. Отступления от канона: название произведения, использование фольклорных сюжетов змееборчества и отгадывания загадок, демократизм образа Февронии, специфика производимых ею чудес, воспевание любви и преданного супружества, отсутствие аскетизма в изображении жизни героев, особенности языка «Повести».

 

III.«Житие Сергия Радонежского» как тип преподобнического жития.

План.

1. Историко-литературные сведения о произведении и его авторе. Отражение в «Житии» исторической жизни Руси.

2. Композиция жития: значение эпизодов, описывающих детство святого; основание монастыря и деятельность в качестве игумена; чудеса.

3. Особенности стиля жития: стиль «плетение словес».

 

Литература.

Гудзий Н. К. История древней русской литературы. - 7-е изд .– М., 1968.

Дмитриева Р. П. Повесть о Петре и Февронии. – М., 1979.

Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л., 1987.

История русской литературы Х1 – ХУ11 веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1985.

Кусков В. В. История древней русской литературы. – 5-е изд. – М., 1989.

Лихачев Д. С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975.

 

Практическое занятие № 4 (2 часа)

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.150 (0.004 с.)