Тема: Состав сказочного эпоса и поэтические особенности русских народных сказок о животных и волшебных сказок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Состав сказочного эпоса и поэтические особенности русских народных сказок о животных и волшебных сказок.



Цели занятия:

1. Осмыслить специфические особенности сказочного эпоса.

2. Уяснить признаки, отличающие один вид сказки от другого.

3. Выявить структуру, принципы типизации, художественные средства, используемые для создания сказочных персонажей.

 

Вопросы и задания:

Дайте определение народной сказки и прокомментируйте ее жанровые признаки. Какой признак сказки, на ваш взгляд, является важнейшим? В чем проявляется воспитательная функция сказки?

2. Чем сказка отличается от мифа?

3. Какой принцип лежит в основе наиболее распространенной классификации сказок? Определите особенности каждого вида сказок: волшебной, бытовой, сказки о животных.

4. Для беседы с учащимися о сказке поищите высказывания о ней русских писателей, стихи, в которых звучит тема сказки.

Сказки о животных.

Внимательно прочитайте и проанализируйте сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и тетерев». Обратите особое внимание на следующие вопросы:

1. Соединение в сказке человеческого и животного мира; реальных черт и элементов вымысла в изображении и поведении сказочных персонажей;

2. Есть ли в сказке идеализированный герой; каковы характеристики образов животных в сказке.

3. Присутствует ли в сказке иносказательный потенциал и как он проявляется? Можно ли говорить о юмористическом или сатирическом смысле сказки?

4. Охарактеризуйте сюжет сказок. Определите основной конфликт и назовите мотив, лежащий в основе сюжета. В чем смысл варьирования мотива?

5. Какова композиция сказки: одноэпизодная, многоэпизодная или кумулятивная (построенная по принципу цепочки с повторением всех эпизодов: а + аб + абв + абвг и т. д.). Что можно сказать о композиционных формах сказок (описание, повествование, монолог, диалог, рассуждение)?

6. Особенности исполнения сказок о животных, театральное, драматическое начало в них

7. Найдите в сказках традиционные сказочные формулы, постоянные эпитеты, повторы и другие средства художественной выразительности. Какова их роль в сказке?

8. Педагогическая ценность и идейно-воспитательное значение сказок.

 

Волшебные сказки.

Внимательно прочитайте и проанализируйте сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

1. Как проявляется фантастическое начало в волшебных сказках?

2. Система образов сказки. Какие функции выполняет в сказке тот или иной персонаж?

3. Назовите черты характера главных персонажей (Аленушки и Иванушки, ведьмы, Иванушки-дурачка, Ивана-царевича и Василисы Премудрой).

Может ли герой сказки справиться с заданием сам, без волшебных помощников? Почему?

Почему Иванушка-дурачок, а не его умные братья получает волшебные дары или помощь в решении трудных задач?

Проследите за поступками, поведением, речью сказочного героя. Каковы принципы создания образов-персонажей и приемы их раскрытия? Присущ ли фольклорным персонажам психологизм, т. е. углубленное изображение их чувств и переживаний?

4. Охарактеризуйте сюжет и композицию сказки, выделив основные мотивы, назвав их последовательность, установив композиционные элементы. Обратите внимание на постоянные формулы, выпишите их в тетрадь. Насколько широко представлены в сказке описания? Обоснуйте причины такого явления.

6. Что можно сказать о пространстве и времени данной сказки?

7. Выпишите в рабочих тетрадях все средства традиционной художественной выразительности, обнаруженные вами в сказке (постоянные эпитеты, тавтологические эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, повторы, синонимические повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.).

8. Составьте по анализируемой сказке (одной из названных) систему вопросов, которые вы задали бы своим ученикам на уроке. Задайте эти вопросы на практическом занятии товарищам и прокомментируйте их ответы. Оцените, какой из вопросов, предложенных вашими товарищами, был самым удачным.

Выучите наизусть одно из предложенных ниже или самостоятельно вами выбранных стихотворений, в котором поэты пишут о сказках или используют сказочные образы.

 

Дополнительное задание для уважающих и любящих русскую литературу.

Прочитав стихотворения И. Бунина и Г. Ладонщикова, подумайте, чем героини каждого из стихотворений отличаются от традиционной Бабы-Яги русских народных сказок? Что объединяет героинь стихотворений и в чем их различие?


Баба-Яга.

Гулкий шум в лесу нагоняет сон –

К ночи на море пал сырой туман.

Окружен со всех четырех сторон

Темной осенью островок Буян.

 

А еще темней – мой холодный сруб,

Где ни вздуть огня, ни топить не смей,

А в окно глядит только старый дуб,

Под которым смерть закопал Кощей.

 

Я состарилась, изболелась вся –

Десять сот годов берегу ларец!

Будь огонь в печи – я б согрелася,

Будь дрова в печи – похлебала б щец.

 

Да огонь – в морях мореходу весть,

Да на много верст слышен дым от лык…

Черт тебе велел к черту в слуги лезть,

Дура старая, неразумный шлык!

(И. Бунин)

 


 


В старой сказке.

Стонет от ветра

Глухая тайга,

Плачет-печалится Баба-яга,

Хотя для печали

Причин вроде не:

Живет она целую тысячу лет.

Избушка ее и тепла, и светла,

Ступа исправна,

В порядке метла,

Хранятся в запасе коварство и зло.

Что ж на душе у нее тяжело?

Может быть, зло ей

Творить надоело,

Хочет хоть раз

Сделать доброе дело?

Может, ей хочется

Выйти из сказки,

Узнать теплоту

Человеческой ласки?

(Г. Ладонщиков)


Литература.

Аникин В. П. Русские народные сказки. – М., 1959.

Аникин В. П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М., 1977.

Зуева Т. В. Волшебная сказка. /Под ред. Б. П. Кирдана. – М., 1993.

Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. – Л., 1974.

Померанцева Э. В. Русская народная сказка. – М., 1965.

Пропп В. Я. Морфология сказки. – М., 2001.

Пропп В. Я. Русская сказка. – Л., 1984.

Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. – М., 1977. – С. 96 - 121.

 

Практическое занятие № 3 (2 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.013 с.)