ТОП 10:

Тема: Поэзия Н. А. Некрасова в детском чтении.



 

Цели занятия:

1. Актуализировать сведения о биографии и творческом пути Н. А. Некрасова.

2. Отрабатывать навыки проблемного и целостного анализа стихотворных текстов.

3. Уяснить специфику изображения детства и народных характеров в произведениях Н. А. Некрасова для детей.

4. Выявить художественное своеобразие стихотворений Н. А. Некрасова, посвящённых русским детям.

 

Вопросы и задания:

1. Начиная подготовку к практическому занятию, повторите по учебным пособиям и лекциям теоретический материал, связанный с проблемами сюжета и композиции сюжета художественного произведения и художественной речью.

2. Внимательно прочитайте следующие произведения Н. А. Некрасова:

«Родина», «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Дедушка Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Генерал Топтыгин», «Зеленый шум», «Соловьи», «Пчелы», «Накануне светлого праздника», «Школьник», «Плач детей».

3. Выберите из биографии писателя основные факты, помогающие уяснить реалистический и демократический характер его творчества. Особое внимание обратите на детские годы писателя, используя в качестве иллюстративного материала стихотворение «Родина» (1846 г.).

Проследите, как переплетаются в стихотворении «Родина» два временных плана: настоящее (описание «родных мест», увиденных лирическим героем после долгого отсутствия) и прошлое (воспоминания о годах детства). Как помогают воссозданию этих двух временных планов формы глаголов настоящего и прошедшего времени? Приведите примеры.

Выделите в стихотворении тематические части. Какие образы-переживания и образы-персонажи являются основными в каждой части? Охарактеризуйте их и отношение к ним лирического героя. Почему лирический герой испытывает «отвращение» к родным местам и «отраду» по поводу их разорения и запустения? Выпишите из текста выразительные эпитеты. Какие части речи, кроме прилагательных, использует лирический герой для передачи своего отношения к воспоминаниям детства? Найдите в тексте синонимы и антонимы и определите их функции.

Как используется в стихотворении прием контраста?

Какие фигуры поэтического синтаксиса способствуют созданию напряженной эмоциональной окрашенности стихотворения?

Какие смыслы вкладывает поэт в название стихотворения?

(Сведения о биографии поэта вы найдете в любом учебнике литературы для 10 класса, в литературной энциклопедии, биобиблиографических словарях или книге Н. С. Шера).

4. Тема детства в произведениях Н. А. Некрасова.

а) Судьба крестьянских детей в стихотворениях «Соловьи», «Плач детей».

Иносказательный смысл стихотворения «Соловьи».Подготовка ребенка к реальной жизни.

Социальные мотивы в «Плаче детей» (1860).

б) «Мороз, Красный нос» (1863 г.).

Образы детей как последнее видение стынущей в заколдованном сне труженицы Дарьи. Диапазон эмоциональной окрашенности (разнообразие эмоций) и функция приема контраста: светлые эпизоды на фоне горестных мыслей вдовы о потерянном муже. (Часть 2, строфы ХХХ – ХХХУ1).

в) Ребенок как символ будущего родины:«Школьник» (1856),Ваня из «Железной дороги» (1864).

5. «Крестьянские дети» (1861) Н. А. Некрасовакак выражение «обаянья поэзии детства».

1. Каково значение слова «умиление» в строчке: «… я замер – коснулось души умиленье…».

В чем Некрасов видит физические и душевные преимущества крестьянских детей перед «балованными детками»?

2. Определите основные идеи произведения.

3. Охарактеризуйте образ рассказчика. Каково его отношение к крестьянским детям. В чем и как это появляется?

4. По композиции стихотворение «Крестьянские дети» напоминает пьесу для детского театра. Выделите в произведении три основные части-действия. Какие приемы драматизации использует автор в каждой части? Выделите во второй части отдельные сцены, определите их идейную направленность и функции в структуре всего произведения. Как используется в этой части прием контраста?

5. В учебнике О. В. Джежелей («Чтение и литература». 4 класс. Часть первая) приводится комментарий Корнея Ивановича Чуковского к фрагменту из стихотворения, рассказывающему о встрече с мужичком с ноготок. Детям предлагается понять, представить, прочувствовать рассуждения К. И. Чуковского. Познакомьтесь с этим комментарием. Что такой комментарий дает вам, помогает ли он лучше представить описанное в стихотворении?

6. Фрагмент, воспроизводящий встречу повествователя с «мужичком» построен как самостоятельный рассказ в рассказе. Какой фразой предыдущей части он вводится? Каким словом начинается? Проследите развитие событий во времени. Какие элементы описания встречаются в ходе повествования?

7. Чьей точкой зрения организован текст? В чем это проявляется?

Какой прием в описании мальчика является доминантным (основным)?

Каким образом описание картины, которой удивлен повествователь, приобретает русские черты?

Какая оппозиция возникает в пейзаже с появлением последней метафоры («С клеймом нелюдимой мертвящей зимы»)?

8. Как характеристика (русское – настоящее, живое) проявляется в рассуждении о русских детях? Как развивается контраст в рассуждении?

Какие ценности русского человека актуализирует Некрасов в прямом обращении к детям?

9. Письменно проанализируйте фрагмент поэмы «Крестьянские дети» от слов: «Ух, жарко!… До полдня грибы собирали» до слов: «Не пьет! Отступились…». Выделите средства художественной выразительности (лексические, синтаксические, фонетические), охарактеризуйте размер и особенности рифмы.

10. Ответив на вопросы, дайте развёрнутый анализ стихотворения «Крестьянские дети» по следующему плану:

План

· Сюжет стихотворения Н. А. Некрасова.

· Композиция сюжета.

· Образы русских детей в стихотворении. Способы их воссоздания.

· Пейзаж и его функции в произведении.

· Образ рассказчика.

· Идейное содержание произведения.

· Особенности поэтического языка.

6.Образы крестьян в поэзии Н. А. Некрасова для детей.

а)«Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Дед Мазай как носитель бережной и разумной любви к природе, к родному краю. Действенный характер этой любви. Основные штрихи характера.

Постоянное переключение внимания ребенка, как средство снять утомление.

Мягкий юмор, позволяющий усвоить дидактическое наполнение стихотворения.

Композиционно-ритмическое построение стихотворения.

б) «Дядюшка Яков» (1867).

Использование фольклорного элемента, народной речи.

Образ дядюшки Якова. С помощью какого приема раскрываются достоинства дядюшки Якова?

в) Идейная направленность стихотворения «Генерал Топтыгин» (1867).

Политический колорит дидактизма.

7. Картины природы в стихотворениях Некрасова.

Колоритность описаний.

Единство детства и природы – один из любимых мотивов Некрасова.

Народность образов Зеленого Шума, Мороза, Красного носа.

Бессловесные друзья детей (лошадка Власа, Савраска, Фингал, зайцы).

8. «Накануне Светлого праздника»как «чудо-картина» народного единения вокруг символа веры.

9. Новаторский характер поэзии Н. А. Некрасова.

 

Литература

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. – М., 2000.

Русская детская литература / Под ред. Ф. И. Сетина. – М., 1972.

Илюшин А. А. Поэзия Некрасова. – М., 1990.

Рез З. Я. Лирика Н. А. Некрасова в школьном изучении. – М., 1982.

Скатов Н. Н. « Я лиру посвятил народу своему…»: О творчестве Н. А. Некрасова. – М., 1985.

Скатов Н. Н. Некрасов. – М., 1994. (Сер. ЖЗЛ).

Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. – М, 1971.

Шер Н. С. Рассказы о русских писателях. – М., 1960. – С. 313 – 358.

Якушин Н. И. Некрасов в жизни и творчестве. – М., 2001.

 

 

Практическое занятие № 8 (2 часа)







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.007 с.)