Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Поэзия Н. А. Некрасова в детском чтении.
Цели занятия: 1. Актуализировать сведения о биографии и творческом пути Н. А. Некрасова. 2. Отрабатывать навыки проблемного и целостного анализа стихотворных текстов. 3. Уяснить специфику изображения детства и народных характеров в произведениях Н. А. Некрасова для детей. 4. Выявить художественное своеобразие стихотворений Н. А. Некрасова, посвящённых русским детям.
Вопросы и задания: 1. Начиная подготовку к практическому занятию, повторите по учебным пособиям и лекциям теоретический материал, связанный с проблемами сюжета и композиции сюжета художественного произведения и художественной речью. 2. Внимательно прочитайте следующие произведения Н. А. Некрасова: «Родина», «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Дедушка Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Генерал Топтыгин», «Зеленый шум», «Соловьи», «Пчелы», «Накануне светлого праздника», «Школьник», «Плач детей». 3. Выберите из биографии писателя основные факты, помогающие уяснить реалистический и демократический характер его творчества. Особое внимание обратите на детские годы писателя, используя в качестве иллюстративного материала стихотворение «Родина» (1846 г.). Проследите, как переплетаются в стихотворении «Родина» два временных плана: настоящее (описание «родных мест», увиденных лирическим героем после долгого отсутствия) и прошлое (воспоминания о годах детства). Как помогают воссозданию этих двух временных планов формы глаголов настоящего и прошедшего времени? Приведите примеры. Выделите в стихотворении тематические части. Какие образы-переживания и образы-персонажи являются основными в каждой части? Охарактеризуйте их и отношение к ним лирического героя. Почему лирический герой испытывает «отвращение» к родным местам и «отраду» по поводу их разорения и запустения? Выпишите из текста выразительные эпитеты. Какие части речи, кроме прилагательных, использует лирический герой для передачи своего отношения к воспоминаниям детства? Найдите в тексте синонимы и антонимы и определите их функции. Как используется в стихотворении прием контраста? Какие фигуры поэтического синтаксиса способствуют созданию напряженной эмоциональной окрашенности стихотворения?
Какие смыслы вкладывает поэт в название стихотворения? (Сведения о биографии поэта вы найдете в любом учебнике литературы для 10 класса, в литературной энциклопедии, биобиблиографических словарях или книге Н. С. Шера). 4. Тема детства в произведениях Н. А. Некрасова. а) Судьба крестьянских детей в стихотворениях «Соловьи», «Плач детей». Иносказательный смысл стихотворения «Соловьи». Подготовка ребенка к реальной жизни. Социальные мотивы в «Плаче детей» (1860). б) «Мороз, Красный нос» (1863 г.). Образы детей как последнее видение стынущей в заколдованном сне труженицы Дарьи. Диапазон эмоциональной окрашенности (разнообразие эмоций) и функция приема контраста: светлые эпизоды на фоне горестных мыслей вдовы о потерянном муже. (Часть 2, строфы ХХХ – ХХХУ1). в) Ребенок как символ будущего родины: «Школьник» (1856), Ваня из «Железной дороги» (1864). 5. «Крестьянские дети» (1861) Н. А. Некрасова как выражение «обаянья поэзии детства». 1. Каково значение слова «умиление» в строчке: «… я замер – коснулось души умиленье…». В чем Некрасов видит физические и душевные преимущества крестьянских детей перед «балованными детками»? 2. Определите основные идеи произведения. 3. Охарактеризуйте образ рассказчика. Каково его отношение к крестьянским детям. В чем и как это появляется? 4. По композиции стихотворение «Крестьянские дети» напоминает пьесу для детского театра. Выделите в произведении три основные части-действия. Какие приемы драматизации использует автор в каждой части? Выделите во второй части отдельные сцены, определите их идейную направленность и функции в структуре всего произведения. Как используется в этой части прием контраста? 5. В учебнике О. В. Джежелей («Чтение и литература». 4 класс. Часть первая) приводится комментарий Корнея Ивановича Чуковского к фрагменту из стихотворения, рассказывающему о встрече с мужичком с ноготок. Детям предлагается понять, представить, прочувствовать рассуждения К. И. Чуковского. Познакомьтесь с этим комментарием. Что такой комментарий дает вам, помогает ли он лучше представить описанное в стихотворении? 6. Фрагмент, воспроизводящий встречу повествователя с «мужичком» построен как самостоятельный рассказ в рассказе. Какой фразой предыдущей части он вводится? Каким словом начинается? Проследите развитие событий во времени. Какие элементы описания встречаются в ходе повествования?
7. Чьей точкой зрения организован текст? В чем это проявляется? Какой прием в описании мальчика является доминантным (основным)? Каким образом описание картины, которой удивлен повествователь, приобретает русские черты? Какая оппозиция возникает в пейзаже с появлением последней метафоры («С клеймом нелюдимой мертвящей зимы»)? 8. Как характеристика (русское – настоящее, живое) проявляется в рассуждении о русских детях? Как развивается контраст в рассуждении? Какие ценности русского человека актуализирует Некрасов в прямом обращении к детям? 9. Письменно проанализируйте фрагмент поэмы «Крестьянские дети» от слов: «Ух, жарко!… До полдня грибы собирали» до слов: «Не пьет! Отступились…». Выделите средства художественной выразительности (лексические, синтаксические, фонетические), охарактеризуйте размер и особенности рифмы. 10. Ответив на вопросы, дайте развёрнутый анализ стихотворения «Крестьянские дети» по следующему плану: План · Сюжет стихотворения Н. А. Некрасова. · Композиция сюжета. · Образы русских детей в стихотворении. Способы их воссоздания. · Пейзаж и его функции в произведении. · Образ рассказчика. · Идейное содержание произведения. · Особенности поэтического языка. 6. Образы крестьян в поэзии Н. А. Некрасова для детей. а) «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). Дед Мазай как носитель бережной и разумной любви к природе, к родному краю. Действенный характер этой любви. Основные штрихи характера. Постоянное переключение внимания ребенка, как средство снять утомление. Мягкий юмор, позволяющий усвоить дидактическое наполнение стихотворения. Композиционно-ритмическое построение стихотворения. б) «Дядюшка Яков» (1867). Использование фольклорного элемента, народной речи. Образ дядюшки Якова. С помощью какого приема раскрываются достоинства дядюшки Якова? в) Идейная направленность стихотворения «Генерал Топтыгин» (1867). Политический колорит дидактизма. 7. Картины природы в стихотворениях Некрасова. Колоритность описаний. Единство детства и природы – один из любимых мотивов Некрасова. Народность образов Зеленого Шума, Мороза, Красного носа. Бессловесные друзья детей (лошадка Власа, Савраска, Фингал, зайцы). 8. «Накануне Светлого праздника» как «чудо-картина» народного единения вокруг символа веры. 9. Новаторский характер поэзии Н. А. Некрасова.
Литература Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. – М., 2000. Русская детская литература / Под ред. Ф. И. Сетина. – М., 1972. Илюшин А. А. Поэзия Некрасова. – М., 1990. Рез З. Я. Лирика Н. А. Некрасова в школьном изучении. – М., 1982. Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему…»: О творчестве Н. А. Некрасова. – М., 1985. Скатов Н. Н. Некрасов. – М., 1994. (Сер. ЖЗЛ). Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. – М, 1971. Шер Н. С. Рассказы о русских писателях. – М., 1960. – С. 313 – 358. Якушин Н. И. Некрасов в жизни и творчестве. – М., 2001.
Практическое занятие № 8 (2 часа)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.01 с.) |