ТОП 10:

Тема: Народность и реализм басен И. А. Крылова.



Мне чин один лишь лестен был –

Чин человека.

И. А. Крылов.

Цели занятия:

1. Познакомиться с этапами биографии и творческого пути И. А. Крылова.

2. Выявить основные признаки басни как жанра, познакомиться с прозаической и стихотворной разновидностями басни.

3. Познакомиться с тематическим многообразием и художественным своеобразием басен И. А. Крылова.

4. Формировать навыки анализа басен.

5. Уяснить значение басни в круге детского чтения и трудности, возникающие при изучении этого жанра в школе.

 

Вопросы и задания:

1. Познакомьтесь с биографией и творческим путём И. А. Крылова по одному из рекомендованных изданий.

2. Повторите значение понятий: эпос, жанр, художественный метод, реализм, народность.

Выпишите в тетради определение жанра басни из «Словаря литературоведческих терминов» и из книги для чтения З. И Романовской «Живое слово» (3 класс, раздел «Иван Андреевич Крылов»). Сравните их.

Попробуйте дать свое определение басни. Запишите его.

Внимательно прочитайте «Путешествие 4» из 1 части книги для чтения в 4 классе «В океане света» Р. Н. и Е. В. Бунеевых. О каких особенностях жанра басни говорит И. А. Крылов?

Профессор Николай Александрович в беседе с Крыловым утверждает: «Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны». Согласны ли вы с этим мнением? Докажите примерами.

Какие признаки жанра будут в центре вашего внимания при работе над басней в начальных классах? Какое определение вы предложите детям?

3.Л. С. Выготский в книге «Психология творчества» утверждает: «… мы имеем в басне два параллельных течения, и басня прозаическая и поэтическая продолжают существовать все время как два разных литературных жанра.

К прозаическим басням следует отнести басни Эзопа, Лессинга, Толстого и других. К басням поэтическим - Лафонтена, Крылова и их школы».

Сформулируйте различие между прозаическими и поэтическими баснями, сопоставив две пары текстов:

а) Басни И. А. Крылова и Л. Н. Толстого «Стрекоза и муравей».

«Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши». (Л. Н. Толстой)

б). Басни Эзопа «Ворон и лисица», «Ворона и рак» (считается, что Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры, был первым сочинителем басен и И. А. Крылова «Ворона и лисица» и «Ворона и рак».

Эзоп

Ворон и Лисица

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос – быть тебе владыкой всех пернатых!» - так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало.

Не верь врагам – проку не выйдет».

 

Чем эта басня похожа на рассказ?

Чем она похожа на сказку?

Почему последнее предложение написано с новой строки?

 

Ворона и рак

Летела ворона над рекой. Смотрит – ползет рак. Ворона – хап его и уселась на ветке закусить.

Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:

- Эх, ворона, ворона, знал я твоего отца и твою мать, - славные были птицы.

- Угу! – ответила ворона, не раскрывая рта.

- И братьев и сестер твоих знал, - что за добрые были птицы!

- Угу! – ответила опять ворона.

- Да все же хоть они хорошие были птицы, а далеко им до тебя. Разумнее тебя я никого не видал.

Понравилось вороне, как ее хвалят.

- Ага! – каркнула она во весь рот и упустила рака в воду.

 

Что общего у этих басен?

Чем они различаются?

Каковы формы представления морали в этих баснях?

 

в) Басню Эзопа «Лисица и Виноград» и одноименную басню Крылова.

Эзоп

Лисица и виноград

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».

Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

 

С прозаическими или поэтическими баснями, на ваш взгляд, легче работать в начальной школе? Почему?

 

4. В. Г. Белинский писал: «Басни Крылова – не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басня». В каких из прочитанных басен вы увидели элементы жанров, названных Белинским? Обоснуйте свое мнение примерами.

5. Исследовательница Е. П. Привалова утверждает: «В басне не много героев, и каждый из них является носителем ярко выраженных отрицательных или положительных черт характера, которые выявляются в его поступках и высказываниях». Можно ли однозначно согласиться с этим утверждением? Аргументируйте свое мнение.

Как вы думаете, почему басня имеет дело предпочтительно с животными или неодушевленными предметами, редко используя в качестве персонажей людей? Делается ли это, чтобы:

а) вызвать удивление читателя;

б) вследствие известной всем определенности и постоянства характера (волк – сильный и хищный, лиса – хитрая и т. п.), поэтому не нужны пространные характеристики персонажей;

в) потому, что персонажи-животные не возбуждают такого сострадания, как люди, они являются условными фигурами, которые создают необходимую для эстетического впечатления изоляцию от действительности;

в) потому, что каждое животное представляет заранее известный способ действия, «герой есть только шахматная фигура для определенного действия», по выражению Л. С. Выгодского?

6. Каковы отношения между моралью басни и поэтическим рассказом в ней? Согласны ли вы с утверждением Л. Выготского: «Всякая басня говорит всегда больше, чем заключено в ее морали…»? Как это согласуется с наблюдениями Водовозова, указавшего на то, что, читая басню «Ворона и Лисица», дети не могли согласиться с ее моралью:

«Басня «Ворона и Лисица» изображает ловкость и изворотливость лисы, которая выманивает сыр у глупой вороны. Ее нравственная мысль – показать, как бывает наказан тот, кто поддается на льстивые слова, - урок очень практический и полезный неопытным людям. Но, с другой стороны, искусство льстеца здесь представлено так игриво, что нисколько не видно гнусности лжи. Лисица чуть ли не была права, обманывая ворону, которой вся вина состоит в одной ее глупости: плутовка забавляет вас своею хитростью, и вы не чувствуете к ней ни малейшего презрения. Здесь смех, возбуждаемый глупой вороной, в ином случае как бы не совсем нравственен. Если над ней посмеется ребенок, сам наклонный ко лжи и лукавству, то цель басни вряд ли будет достигнута» (Водовозов В. О педагогическом значении басен Крылова. // Журн. Мин-ва народного просвещения, 1862, 3 12).

7. Познакомьтесь хотя бы с одной монографией о творчестве Крылова из перечисленных в списке литературы,, сделайте из нее выписки в тетради.

8. Проделайте в тетради целостный анализ двух басен Крылова:

1 вариант: «Волк на псарне», «Лебедь, Щука и Рак» .

2 вариант: «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки».

3 вариант: «Ворона и лисица», «Квартет».

4 вариант: «Ворона и лисица», «Чиж и Голубь».

Проанализировав басни, предложите к каждой по 2 – 3 проблемных вопроса, которые вы могли бы задать своим ученикам.

Какие строки из басен Крылова стали крылатыми выражениями?

 

План.

1. Основные этапы творческой деятельности И. А. Крылова (развитие творчества Крылова в Х111 и начале Х1Х столетия: темы, идейные мотивы, сатирические образы, жанры). Мировоззрение баснописца.

2. Определение жанра басни.

3. Тематическое многообразие и идейный смысл басен Крылова:

басни социально-политические («Лев на ловле», «Слон на воеводстве», «Рыбья пляска»),

морально-философские («Стрекоза и Муравей», «Огородник и философ», «Листы и корни»),

социально-бытовые («Слон и Моська», «Демьянова уха», «Свинья под дубом»).

Басни Крылова как выражение народной мудрости и практического опыта народа.

4. Художественные особенности басен Крылова:

типичность басенных образов, заострение ведущей черты характера, совмещение «зоологического» и «человеческого» планов в одном образе;

образ автора-рассказчика;

своеобразие сатиры и юмора;

особенности басенного языка, его устный, народно-разговорный характер;

гибкость стиха.

 

Литература.

Басни И. А. Крылова: «Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Квартет», «Свинья под дубом», «Волк и Кот», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки», «Трудолюбивый медведь». Названные тексты включены в различные комплексы книг по литературному чтению.

Архипов В. А. Крылов: Поэзия народной мудрости. – М., 1974.

Афанасьев В. В. Чудесный плащ волшебника. Вст. ст. // Крылов И. А. Избранные произведения. М., 1979. – С. 5 – 28.

Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1997. (Ч. 111, гл. 6).

Десницкий А. В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. – М., 1983.

Коровин В. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. – М., 1996. (Гл. «Поэт и мудрец»).

Коровин В. И. Басни Ивана Крылова. – М., 1999.

Степанов Н. Л. Басни Крылова. – М., 1969.

Степанов Н. Л. Мастерство Крылова-баснописца. – М., 1956.

Шер Н.С. Рассказы о русских писателях . – М., 1960.

 

Практическое занятие № 5 (2 часа)







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.008 с.)