Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Народность и реализм басен И. А. Крылова.
Мне чин один лишь лестен был – Чин человека. И. А. Крылов. Цели занятия: 1. Познакомиться с этапами биографии и творческого пути И. А. Крылова. 2. Выявить основные признаки басни как жанра, познакомиться с прозаической и стихотворной разновидностями басни. 3. Познакомиться с тематическим многообразием и художественным своеобразием басен И. А. Крылова. 4. Формировать навыки анализа басен. 5. Уяснить значение басни в круге детского чтения и трудности, возникающие при изучении этого жанра в школе.
Вопросы и задания: 1. Познакомьтесь с биографией и творческим путём И. А. Крылова по одному из рекомендованных изданий. 2. Повторите значение понятий: эпос, жанр, художественный метод, реализм, народность. Выпишите в тетради определение жанра басни из «Словаря литературоведческих терминов» и из книги для чтения З. И Романовской «Живое слово» (3 класс, раздел «Иван Андреевич Крылов»). Сравните их. Попробуйте дать свое определение басни. Запишите его. Внимательно прочитайте «Путешествие 4» из 1 части книги для чтения в 4 классе «В океане света» Р. Н. и Е. В. Бунеевых. О каких особенностях жанра басни говорит И. А. Крылов? Профессор Николай Александрович в беседе с Крыловым утверждает: «Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны». Согласны ли вы с этим мнением? Докажите примерами. Какие признаки жанра будут в центре вашего внимания при работе над басней в начальных классах? Какое определение вы предложите детям? 3. Л. С. Выготский в книге «Психология творчества» утверждает: «… мы имеем в басне два параллельных течения, и басня прозаическая и поэтическая продолжают существовать все время как два разных литературных жанра. К прозаическим басням следует отнести басни Эзопа, Лессинга, Толстого и других. К басням поэтическим - Лафонтена, Крылова и их школы». Сформулируйте различие между прозаическими и поэтическими баснями, сопоставив две пары текстов: а) Басни И. А. Крылова и Л. Н. Толстого «Стрекоза и муравей». «Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши». (Л. Н. Толстой)
б). Басни Эзопа «Ворон и лисица», «Ворона и рак» (считается, что Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры, был первым сочинителем басен и И. А. Крылова «Ворона и лисица» и «Ворона и рак». Эзоп Ворон и Лисица Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос – быть тебе владыкой всех пернатых!» - так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало. Не верь врагам – проку не выйдет».
Чем эта басня похожа на рассказ? Чем она похожа на сказку? Почему последнее предложение написано с новой строки?
Ворона и рак Летела ворона над рекой. Смотрит – ползет рак. Ворона – хап его и уселась на ветке закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит: - Эх, ворона, ворона, знал я твоего отца и твою мать, - славные были птицы. - Угу! – ответила ворона, не раскрывая рта. - И братьев и сестер твоих знал, - что за добрые были птицы! - Угу! – ответила опять ворона. - Да все же хоть они хорошие были птицы, а далеко им до тебя. Разумнее тебя я никого не видал. Понравилось вороне, как ее хвалят. - Ага! – каркнула она во весь рот и упустила рака в воду.
Что общего у этих басен? Чем они различаются? Каковы формы представления морали в этих баснях?
в) Басню Эзопа «Лисица и Виноград» и одноименную басню Крылова. Эзоп Лисица и виноград Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
С прозаическими или поэтическими баснями, на ваш взгляд, легче работать в начальной школе? Почему?
4. В. Г. Белинский писал: «Басни Крылова – не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басня». В каких из прочитанных басен вы увидели элементы жанров, названных Белинским? Обоснуйте свое мнение примерами.
5. Исследовательница Е. П. Привалова утверждает: «В басне не много героев, и каждый из них является носителем ярко выраженных отрицательных или положительных черт характера, которые выявляются в его поступках и высказываниях». Можно ли однозначно согласиться с этим утверждением? Аргументируйте свое мнение. Как вы думаете, почему басня имеет дело предпочтительно с животными или неодушевленными предметами, редко используя в качестве персонажей людей? Делается ли это, чтобы: а) вызвать удивление читателя; б) вследствие известной всем определенности и постоянства характера (волк – сильный и хищный, лиса – хитрая и т. п.), поэтому не нужны пространные характеристики персонажей; в) потому, что персонажи-животные не возбуждают такого сострадания, как люди, они являются условными фигурами, которые создают необходимую для эстетического впечатления изоляцию от действительности; в) потому, что каждое животное представляет заранее известный способ действия, «герой есть только шахматная фигура для определенного действия», по выражению Л. С. Выгодского? 6. Каковы отношения между моралью басни и поэтическим рассказом в ней? Согласны ли вы с утверждением Л. Выготского: «Всякая басня говорит всегда больше, чем заключено в ее морали…»? Как это согласуется с наблюдениями Водовозова, указавшего на то, что, читая басню «Ворона и Лисица», дети не могли согласиться с ее моралью: «Басня «Ворона и Лисица» изображает ловкость и изворотливость лисы, которая выманивает сыр у глупой вороны. Ее нравственная мысль – показать, как бывает наказан тот, кто поддается на льстивые слова, - урок очень практический и полезный неопытным людям. Но, с другой стороны, искусство льстеца здесь представлено так игриво, что нисколько не видно гнусности лжи. Лисица чуть ли не была права, обманывая ворону, которой вся вина состоит в одной ее глупости: плутовка забавляет вас своею хитростью, и вы не чувствуете к ней ни малейшего презрения. Здесь смех, возбуждаемый глупой вороной, в ином случае как бы не совсем нравственен. Если над ней посмеется ребенок, сам наклонный ко лжи и лукавству, то цель басни вряд ли будет достигнута» (Водовозов В. О педагогическом значении басен Крылова. // Журн. Мин-ва народного просвещения, 1862, 3 12). 7. Познакомьтесь хотя бы с одной монографией о творчестве Крылова из перечисленных в списке литературы,, сделайте из нее выписки в тетради. 8. Проделайте в тетради целостный анализ двух басен Крылова: 1 вариант: «Волк на псарне», «Лебедь, Щука и Рак». 2 вариант: «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки». 3 вариант: «Ворона и лисица», «Квартет». 4 вариант: «Ворона и лисица», «Чиж и Голубь». Проанализировав басни, предложите к каждой по 2 – 3 проблемных вопроса, которые вы могли бы задать своим ученикам. Какие строки из басен Крылова стали крылатыми выражениями?
План. 1. Основные этапы творческой деятельности И. А. Крылова (развитие творчества Крылова в Х111 и начале Х1Х столетия: темы, идейные мотивы, сатирические образы, жанры). Мировоззрение баснописца. 2. Определение жанра басни.
3. Тематическое многообразие и идейный смысл басен Крылова: басни социально-политические («Лев на ловле», «Слон на воеводстве», «Рыбья пляска»), морально-философские («Стрекоза и Муравей», «Огородник и философ», «Листы и корни»), социально-бытовые («Слон и Моська», «Демьянова уха», «Свинья под дубом»). Басни Крылова как выражение народной мудрости и практического опыта народа. 4. Художественные особенности басен Крылова: типичность басенных образов, заострение ведущей черты характера, совмещение «зоологического» и «человеческого» планов в одном образе; образ автора-рассказчика; своеобразие сатиры и юмора; особенности басенного языка, его устный, народно-разговорный характер; гибкость стиха.
Литература. Басни И. А. Крылова: «Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Квартет», «Свинья под дубом», «Волк и Кот», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки», «Трудолюбивый медведь». Названные тексты включены в различные комплексы книг по литературному чтению. Архипов В. А. Крылов: Поэзия народной мудрости. – М., 1974. Афанасьев В. В. Чудесный плащ волшебника. Вст. ст. // Крылов И. А. Избранные произведения. М., 1979. – С. 5 – 28. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1997. (Ч. 111, гл. 6). Десницкий А. В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. – М., 1983. Коровин В. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. – М., 1996. (Гл. «Поэт и мудрец»). Коровин В. И. Басни Ивана Крылова. – М., 1999. Степанов Н. Л. Басни Крылова. – М., 1969. Степанов Н. Л. Мастерство Крылова-баснописца. – М., 1956. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М., 1960.
Практическое занятие № 5 (2 часа)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.015 с.) |