Тема: Жанровое многообразие и поэтика традиционного детского фольклора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Жанровое многообразие и поэтика традиционного детского фольклора



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

ПАМЯТКА

к выполнению практических занятий

по детской литературе

 

 

1. Медленно и внимательно прочитайте художественное произведение, стараясь в своем воображении воссоздать картины, события, героев, изображённых автором. Попытайтесь почувствовать, какова эмоциональная окрашенность каждого фрагмента произведения. Если это стихотворный текст, читайте вслух, обращая внимание на особенности ритмической организации.

2. Подумайте, все ли в тексте вам понятно. Слова и выражения с неясным вам значением выпишите в рабочую тетрадь, выясните их значение по толковому словарю русского языка. Если непонятно что-то в развитии событий, во взаимоотношениях персонажей, перечитайте соответствующие фрагменты текста.

3. Восстановите в памяти последовательность событий, взаимоотношения персонажей, оцените характеры героев, попытайтесь определить отношение к ним автора, сформулировать идеи, заложенные в тексте.

4. Перечитайте текст, проверяя свои первоначальные впечатления и наблюдения.

5. Познакомьтесь с планом практического занятия, восстановите в памяти значение, содержание литературоведческих терминов. В случае затруднения обратитесь к лекциям по теории литературы, словарям литературоведческих терминов, собственному терминологическому словарику, учебникам по введению в литературоведение. Выполните задания, ответьте на вопросы, основные положения запишите в рабочую тетрадь.

6. Изучите рекомендованную дополнительную литературу, соотнося свои выводы и наблюдения с прочитанным. Делайте выписки, дополняя записанное ранее.

7. На практическое занятие принесите только художественные тексты и рабочие тетради. Учебные пособия оставьте дома.

8. Отвечая на предложенный в ходе практического занятия вопрос, старайтесь говорить свободно, а не читать подряд все записанное в рабочей тетради.

9. Помните, что собственное мнение, если оно аргументировано, собственные наблюдения приветствуются.

10. Не бойтесь высказать ошибочные суждения, но бойтесь остаться пассивным и равнодушным к обсуждаемым проблемам.

 

Усвоение курса «Детская литература» – одно из основных звеньев формирования будущего специалиста – учителя начальных классов.

В процессе практических занятий студент должен:

· усвоить специфические особенности детской литературы и основные этапы её развития;

· усвоить наиболее значимые факты биографии крупных детских писателей и особенности их художественной манеры (жанровые предпочтения, тематика, стиль);

· научиться определять особенности текстов различных литературных родов и жанровых форм;

· уметь анализировать текстовый материал, как художественный, так и литературоведческий, с учётом авторской позиции и особенностей построения;

· уметь интерпретировать художественный текст;

· осознавать, как текст может восприниматься читателями младшего школьного возраста, и на какие особенности текста следует обратить их внимание;

· выучить наизусть не менее 15 стихотворений, входящих в комплекты книг по литературному чтению.

 

Практическое занятие № 1 (2 часа)

 

Тема: Жанровое многообразие и поэтика традиционного детского фольклора

Цели занятия:

1. Познакомиться с разнообразием жанров детского фольклора

2. Отрабатывать умение определять жанр по его конститутивным признакам.

3. Выявить специфические художественные средства фольклорного произведения как явления традиционного народного словесного творчества.

 

Вопросы и задания:

I. Назовите специфические особенности устного народного творчества. Продолжите составление таблицы, фиксирующей различия фольклора и литературы.

Фольклор Литература

1. Устный текст. 1. Письменный текст.

2. ……………… 2. …………………….

II. Внимательно прочитайте текст лекции «Жанровое многообразие и поэтика детского фольклора». Познакомьтесь с дополнительной литературой по теме практического занятия.

Определите жанр приведенных ниже произведений, особенности их структурной организации. Проанализируйте систему образов и использованные приемы художественной выразительности, своеобразие языка.


1. Сон да Дрема,

Пойди Ване в голова.

Уж как Сон идет по лавочке,

Дрема-то по другой.

Уж как сон-то Дрему

И расспрашивает:

«Где мы Ванюшку найдем,

 

Там и спать укладем».

Вот сон Ванечку нашел

Под холщовым положком.

Они Ванечку нашли,

Спать уклали и ушли.

 


--------------------------------------------------------------------------------------------------------


2. Спи, усни,

Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми.

Сон да дрема

У тя в сердцах,

Кунья-то шуба

У тя на ногах,

Соболина-та шапка

У тя в головах.

Спи, посыпай,

На повоз поспевай:

Доски готовы,

Кони спряжены.

Спи, посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем;

Боронить сошлем

В чистые поля,

В зеленые луга.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------

 


3. Баю-баюшки-баю,

Ушел отец за рыбою,

Мать ушла пеленки мыть,

Дедушка – дрова рубить.

Брат ушел царю служить,

Он ушел молодой,

А вернется с бородой.

Я баю-баю-баю,

Баю ягодку мою…

Да спи, мой маленький,

Без каченьица,

Без укладываньица…

Баю-баюшки, бай-бай.

Спи, дитя, подоле

Да расти поболе.


Можно ли утверждать, что колыбельные песни – история народа. Почему?

Внимательно прочитайте стихотворение Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897). Какие приемы народной колыбельной песни использовал поэт? (Что объединяет народные и литературные колыбельные песни?) Выучите одну из народных колыбельных песен и стихотворение А. Н. Майкова наизусть.


Колыбельная песня.

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

 

Улетел орел домой;

Солнце скрылось под водой;

Ветер, после трех ночей,

Мчится к матери своей.

 

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звезды воевал?

Али волны все гонял?»

 

«Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых,

Я дитя оберегал,

Колыбелочку качал!»


 

III. Прочтите несколько вариантов прибауточного сюжета. Сравните их: найдите в сюжете общую схему, которая характерна для всех вариантов, и те детали, которыми варианты отличаются друг от друга.

 


1. «Цыба коза!

Где ты была»

- Коней пасла.

- А кони где?

- Микулка увел.

- А где Микулка?

- В клетке сидит.

- А где эта клетка?

- Водой унесло.

- А где вода7

- Быки выпили.

- А где быки?

- По борам ушли.

- А где тот бор?

- Черви выточили.

- А черви где?

- В тростник ушли.

- А где тростник?

- Коса выкосила.

- А где коса?

- Изломалася.

- А осколки где?

- Потерялися.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------


Сорока-дуда

Коней стерегла:

- Где кони?

- Заворотами стоят.

- Где ворота?

- Вода унесла.

- Где вода?

- Быки выпили.

- Где быки?

- За гору ушли.

- Где гора?

- Черви выточили.

- Где черви?

- Гуси выклевали.

- Где гуси?

- В камыш ушли.

- Где камыш?

- Девки выжали.

- Где девки?

- За мужья ушли.

- Где мужья?

- На войну ушли.

- Да где же война?

- Среди двора.


 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------


3. «Кысынька брысенька,

Где была?»

- На печном столбу.

- А где печной столб?

- Водой унесло.

- А где вода?

- Гуси выпили.

- А где гуси?

- В тальник ушли.

- А где тальник?

- Девки выломали.


4.


Бабушка стара

На завалинке спала,

Коньков пасла.

- Куда мои кони ушли?

- В сарай.

- А где сарай?

- Водой снесло.

- А где вода?

- Быки выпили.

- А где быки?

- В лес ушли.

- А где лес?

- Девочки выломали.

- А где девочки?

- Повыросли, замуж повыскакивали.

- А где мужья?

- На войну ушли.

- А где война?

- Осередь огня.


 

IV. Принимая классификацию М. Н. Мельникова, выделившего заумные, сюжетные и кумулятивные считалки, определите, к какому типу относятся данные считалки:

 


1. Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Раз, два, три –

Ты свободный,

Выходи!


 


2. Раз, два – кружева,

Три, четыре – прицепили,

Пять, шесть – кашу есть,

Семь, восемь - деньги просим,

Девять, десять – белый месяц,

Одиннадцать, двенадцать –

на улице бранятся:

Девки делят сарафан,

Кому пуговки литые,

Кому серьги золотые.


 


3. Белка прыгала, скакала,

А на елку не попала,

А попала в царский дом.

Там сидели за столом:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?


 

V. Что такое – жеребьевая сговорка? Познакомьтесь с фрагментом из автобиографического произведения В. Солоухина «Капля росы» и подумайте, насколько сохранилась в селе Олепине Владимирской области традиция исполнения жеребьевых сговорок, какие изменения произошли в содержании сговорок?

«Когда наши предки были еще язычниками, и ветер, и дождь, и земля – все это было для них боги, а самым могучим богом было солнце, тогда они весной, едва обсохнет какая-нибудь высокая горка, собирались на эту горку и играли там, возбужденные возвратившимся теплом, и называлось это ярилины игры.

Я думаю теперь, что не от тех ли, в сущности не очень далеких времен и в нашем селе остался обычай в первые весенние дни собираться на буграх. Правда, разнообразные некогда игры свелись теперь к двум-трем, а главным образом, к игре с мячом, а именно «в долгую лапту». Этот обычай умер на моих глазах в годы войны, и сейчас его не так-то просто возродить снова.

Бугры – это именно бугры; высокие обширные холмы, вырастающие один из другого и постепенно снижающиеся в сторону реки. Несмотря на округлость форм холмов, там легко можно было выбрать ровную площадку, пригодную для лапты. Идти на бугры приходилось по сырой, студеной земле, кое-где по снежку, зато на самих буграх можно было и разуться, настолько на припеке обогрелась земля с плотной прошлогодней травкой. Люди разувались, и это сообщало им особую резвость.

Вот стоят две «матки», равные по силе и ловкости игрока. А мы идем загадываться, разбившись на равные по силе пары. Отойдешь с товарищем в сторону, пошепчешься: «Давай, ты будешь прясло, а я плетень» (или ты будешь ястреб, а я голубь, или ты будешь плуг, а я борона, или ты будешь амбар, а я сарай); загадавшись, идем к «маткам», дожидающимся в стороне.

- Плетень или прясло?

- Прясло, - говорит один «матка».

И товарищ мой, поскольку он «прясло», идет к этому «матке», а я остаюсь у другого.

Пара за парой подходят к «маткам».

- Гвоздь или подкову?

- Топор или топорище?

- Лес или реку?

Девушки придумывают себе нежные символы:

- Сирень или черемуху?

- Василек или незабудку?

- Голубое или красное?

Интересно отметить, что течение жизни и изменения ее тотчас находят отклик и в этих символах, которые я отношу к фольклору, вместе со всевозможными детскими считалочками.

Недавно, проходя мимо мальчишек, я слышал, как они загадывались:

- «С-80» или колесник?

Легко можно предположить и такие сочетания:

- Трехтонку или полуторку?

- Силос или вику?

- «Ту-104» или спутник?

Таким образом, все разделяются на две большие партии, примерно равные по силе и ловкости, поскольку равными были игроки в каждой паре».

VI. Проанализируйте одну из представленных ниже страшных историй. Определите, к какой группе страшных историй они относятся.

а) «Однажды одна девочка играла на пианино. Вдруг из него высунулась рука и сказала: «Маленькая девочка, отдавай все свои деньги!». Девочка так и сделала, потому что очень испугалась. После она пошла к маме и все ей рассказала. Мама не поверила и решила сама проверить. Она стала играть на пианино, и оттуда снова высунулась рука и сказала, чтобы та отдала деньги. Мама девочки тоже очень испугалась и отдала то, о чем просила рука. Потом девочка и ее мама сказали об этом бабушке. Бабушка тоже не поверила и решила проверить. Когда она играла на пианино, снова появилась рука и сказала: «Старая бабушка, отдавай свои деньги!» испугавшись, бабушка отдала их. Недолго думая, девочка, мама и бабушка решили вызвать милицию. Открыв крышку пианино, милиционеры увидели, что там сидит … Карлсон и считает деньги: «На плюшку хватает, на ватрушку хватает, а вот на торт не хватает».

(Катынкин Коля, 9 лет. Калуга, 2001).

б) «У девочки умер папа, после чего они с мамой переехали жить на другую квартиру. Однажды ночью девочка проснулась от какого-то шороха и решила посмотреть, кто это шумит. Там, в другой комнате, стояла ее мама и стучала в стену. И вдруг оттуда высунулся черт и спросил: «Ты хочешь есть?» Мама девочки ответила, что да. Тогда он дал ей небольшой гроб. Мама своими ногтями открыла его и съела покойника. На следующий день, когда девочка была дома одна, она подошла к стене и постучала в нее. Оттуда выглянул черт и спросил, хочет ли она есть, после чего дал ей гроб. Но девочка не смогла его открыть, сказав черту, что она обрезала ногти. Черт помог ей открыть гроб, и девочка съела покойника. Ночью, когда мама стояла у стены, черт у нее спросил: «Ты же отрезала сегодня ногти?» мама сказала, что она не отрезала и что тогда была ее дочь, и так как она все знает, ее нужно убить. На следующий день, когда девочка была дома одна, появился какой-то шарик, который прыгал, прыгал возле нее, да и съел девочку». (Катынкин Коля, 9 лет. Калуга, 2001).

Сопоставьте фольклорные страшные истории со страшной историей Сергея Седова «Роковой козёл» (см. приложение)

В чём их сходство и различие? С чем мы имеем дело: с подражанием, пародией или стилизацией?

 

VII. Какой жанр устного народного творчества использовал Борис Заходер, чтобы создать свое стихотворение «Где поставить запятую»? Исправьте текст так, чтобы признаки названного вами фольклорного жанра исчезли.


Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!


 

 

Дополнительное задание для уважающих и любящих и русскую литературу.

Подумайте, на основе какой народной ролевой игры создает свою сказку «Гуси-лебеди» А. М. Ремизов? (См. приложение). Чем текст литературного произведения отличается от текста игры?

 

 

Литература.

Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник. – М., 2001.

Бахтин В. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – М., 1982.

Детский фольклор / Сост., вступ. статья, подгот. текстов и коммент. М.Ю. Но­вицкой и И.Н. Райковой. – М., 2002.

Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество: Учеб. пособие. – М., 1977.

Круглов Ю.Г. Русский фольклор. – М., 2000.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие. – М., 1987.

Потешки. Считалки. Небылицы / Сост., вступ. ст. и примеч. А. Н. Мартынова. – М., 1989.

Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Новиковой. – М., 1986.

Русское устное народное творчество: Хрестоматия / Сост. А.В. Кулагин. – М., 1996.

 

 

Приложение

 

Сергей Седов

РОКОВОЙ КОЗЁЛ

Это случилось в одной средней школе. На уроке физкультуры у шес­тиклассников. На этом уроке они должны были прыгать через нового козла. Этот козел был черный и блестящий, через него еще никто нико­гда не прыгал. Вот один шестиклассник разбежался, перепрыгнул через козла — и упал без дыхания. Школьный врач констатировал смерть. По­том прыгнула шестиклассница. Через козла она хорошо перелетела, ни­чего не задела, но когда приземлилась, то сразу упала и скончалась. Ни­кто ничего не понимал. Еще две шестиклассницы перепрыгнули и два шестиклассника. Все тоже сразу умерли. Девчонки испугались и пере­стали прыгать, а ребята были посмелее, и еще трое погибло... Всего, зна­чит, девять учеников умерло. И вот лежат они мертвые на матах, а учи­тель физкультуры не знает, что делать. То ли урок продолжать, то ли что? И потом, — думает, — меня же с работы выгонят за такое количест­во трупов на уроке!

И тут ему в голову пришла мысль.

— А ну-ка, ребята! – говорит он оставшимся в живых. — Давайте возьмем это тело за руки да за ноги.

Взяли шестиклассники одну погибшую шестиклассницу за руки, за ноги, и пронесли ее обратно над козлом, спиной вперед. И как толь­ко пронесли, шестиклассница ожила и сказала, что чувствует себя хоро­шо. Тут остальные тела также протащили и вернули к жизни. И все они чувствовали себя даже лучше чем раньше! Учитель на радостях всему классу пятёрки поставил, а шестиклассники стали прыгать через козла на тот свет и обратно.

 

А. М. Ремизов

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Еще до рассвета, когда черти бились на кулаки, и соби­ралась заря в восход взойти, и вскидывал ветер шелковой плеткой, вышел из леса волк в поле погулять.

Канули черти в овраг, занялась заря, выкатилось в зорьке солнце.

А под солнцем рай-дерево распустило свой сирене­вый медовый цвет.

Гуси проснулись. Попросились гуси у матери в поле по­летать. Не перечила мать, отпустила гусей в поле, сама ос­талась на озере, села яйцо нести. Несла яйцо, не заметила, как уже день подошел к вечеру.

Забеспокоилась мать, зовет детей:

— Гуси-лебеди, домой!

Кричат гуси:

— Волк под горой!

— Что он делает?

— Утку щиплет.

— Какую?

— Серую да белую.

— Летите, не бойтесь...

Полетели гуси с поля. А волк тут как тут. Перенял все стадо, потащил гусей под горку. Ему, серому, только того и надо.

— Готовьтесь, — объявил волк гусям, — я сейчас вас есть буду.

Взмолились гуси:

— Не губи нас, серый волк, мы тебе по лапочке отда­дим по гусиной.

— Ничего не могу поделать, я — волк серый.

Пощипали гуси травки, сели в кучку, а уж солнышко заходит, домой хочется.

Волк в те поры точил себе зубы: иступил, лакомясь утками.

А мать, как почуяла, что неладное случилось с детьми, снялась с озера да в поле. Полетала по полю, покликала, видит — перышки валяются, да следом прямо и пришла к горке.

Стала она думать, как ей своих найти, — у волка были там и другие гуси, — думала, думала и придумала: пошла ходить по гусям да тихонько за ушко дергать. Который гусь пикнет, стало быть, ее, — материн, а который закукарека­ет, не ее — волков.

Так всех своих и нашла.

Уж и обрадовались гуси, содом подняли.

Бросил волк зубы точить, побежал посмотреть, в чем дело.

Тут-то они на него, на серого, и напали. Схватили вол­ка за бока, поволокли на горку, разложили под рай-дере­вом да такую баню задали, не приведи Бог.

— Вы мне хвост-то не оторвите! — унимал гусей волк, отбрыкивался.

Пощипали-таки его изрядно, уморились да опять на озеро: пора и спать ложиться.

Поднялся волк не солоно хлебавши, пошел в лес.

Возникла темная туча, покрыла небо.

А во тьме белые томновали по лугу девки-пустоволоски да бабы-самокрутки, поливали одолень-траву.

Вылезли на берег водяники, поснимали с себя тину, сели на колоды и поплыли.

Шел серый волк, спотыкался о межу, думал-гадал о Иване Царевиче.

На озере гуси во сне гоготали.

 

Примечания:

Черти бились на кулачки – предрассветный сумрак – лисья темнота (полночь).

Рай-дерево – название сирени.

Томновать – томность, томный, - тосковать.

Девки-путоволоски – простоволоски, с непокрытою головой.

Бабы-самокрутки – окрутившиеся своей волей, ведьмы.

Одолень-трава – одолей-трава –приворотная, одолевающая.

Водяники – водяницы, русалки, утопленницы

 

Практическое занятие № 2 (2 часа).

Сказки о животных.

Внимательно прочитайте и проанализируйте сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и тетерев». Обратите особое внимание на следующие вопросы:

1. Соединение в сказке человеческого и животного мира; реальных черт и элементов вымысла в изображении и поведении сказочных персонажей;

2. Есть ли в сказке идеализированный герой; каковы характеристики образов животных в сказке.

3. Присутствует ли в сказке иносказательный потенциал и как он проявляется? Можно ли говорить о юмористическом или сатирическом смысле сказки?

4. Охарактеризуйте сюжет сказок. Определите основной конфликт и назовите мотив, лежащий в основе сюжета. В чем смысл варьирования мотива?

5. Какова композиция сказки: одноэпизодная, многоэпизодная или кумулятивная (построенная по принципу цепочки с повторением всех эпизодов: а + аб + абв + абвг и т. д.). Что можно сказать о композиционных формах сказок (описание, повествование, монолог, диалог, рассуждение)?

6. Особенности исполнения сказок о животных, театральное, драматическое начало в них

7. Найдите в сказках традиционные сказочные формулы, постоянные эпитеты, повторы и другие средства художественной выразительности. Какова их роль в сказке?

8. Педагогическая ценность и идейно-воспитательное значение сказок.

 

Волшебные сказки.

Внимательно прочитайте и проанализируйте сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

1. Как проявляется фантастическое начало в волшебных сказках?

2. Система образов сказки. Какие функции выполняет в сказке тот или иной персонаж?

3. Назовите черты характера главных персонажей (Аленушки и Иванушки, ведьмы, Иванушки-дурачка, Ивана-царевича и Василисы Премудрой).

Может ли герой сказки справиться с заданием сам, без волшебных помощников? Почему?

Почему Иванушка-дурачок, а не его умные братья получает волшебные дары или помощь в решении трудных задач?

Проследите за поступками, поведением, речью сказочного героя. Каковы принципы создания образов-персонажей и приемы их раскрытия? Присущ ли фольклорным персонажам психологизм, т. е. углубленное изображение их чувств и переживаний?

4. Охарактеризуйте сюжет и композицию сказки, выделив основные мотивы, назвав их последовательность, установив композиционные элементы. Обратите внимание на постоянные формулы, выпишите их в тетрадь. Насколько широко представлены в сказке описания? Обоснуйте причины такого явления.

6. Что можно сказать о пространстве и времени данной сказки?

7. Выпишите в рабочих тетрадях все средства традиционной художественной выразительности, обнаруженные вами в сказке (постоянные эпитеты, тавтологические эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, повторы, синонимические повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.).

8. Составьте по анализируемой сказке (одной из названных) систему вопросов, которые вы задали бы своим ученикам на уроке. Задайте эти вопросы на практическом занятии товарищам и прокомментируйте их ответы. Оцените, какой из вопросов, предложенных вашими товарищами, был самым удачным.

Выучите наизусть одно из предложенных ниже или самостоятельно вами выбранных стихотворений, в котором поэты пишут о сказках или используют сказочные образы.

 

Дополнительное задание для уважающих и любящих русскую литературу.

Прочитав стихотворения И. Бунина и Г. Ладонщикова, подумайте, чем героини каждого из стихотворений отличаются от традиционной Бабы-Яги русских народных сказок? Что объединяет героинь стихотворений и в чем их различие?


Баба-Яга.

Гулкий шум в лесу нагоняет сон –

К ночи на море пал сырой туман.

Окружен со всех четырех сторон

Темной осенью островок Буян.

 

А еще темней – мой холодный сруб,

Где ни вздуть огня, ни топить не смей,

А в окно глядит только старый дуб,

Под которым смерть закопал Кощей.

 

Я состарилась, изболелась вся –

Десять сот годов берегу ларец!

Будь огонь в печи – я б согрелася,

Будь дрова в печи – похлебала б щец.

 

Да огонь – в морях мореходу весть,

Да на много верст слышен дым от лык…

Черт тебе велел к черту в слуги лезть,

Дура старая, неразумный шлык!

(И. Бунин)

 


 


В старой сказке.

Стонет от ветра

Глухая тайга,

Плачет-печалится Баба-яга,

Хотя для печали

Причин вроде не:

Живет она целую тысячу лет.

Избушка ее и тепла, и светла,

Ступа исправна,

В порядке метла,

Хранятся в запасе коварство и зло.

Что ж на душе у нее тяжело?

Может быть, зло ей

Творить надоело,

Хочет хоть раз

Сделать доброе дело?

Может, ей хочется

Выйти из сказки,

Узнать теплоту

Человеческой ласки?

(Г. Ладонщиков)


Литература.

Аникин В. П. Русские народные сказки. – М., 1959.

Аникин В. П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М., 1977.

Зуева Т. В. Волшебная сказка. /Под ред. Б. П. Кирдана. – М., 1993.

Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. – Л., 1974.

Померанцева Э. В. Русская народная сказка. – М., 1965.

Пропп В. Я. Морфология сказки. – М., 2001.

Пропп В. Я. Русская сказка. – Л., 1984.

Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. – М., 1977. – С. 96 - 121.

 

Практическое занятие № 3 (2 часа)

План.

1. Историко-литературные сведения о произведении и его авторе.

2. Реализация в произведении житийного канона: трехчастная композиция, самоуничижение автора, использование библейских образов и цитат, отбор самых значительных событий жизни героя (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), выявление христианского идеала в образе Александра Невского, чудеса, авторское отношение к герою.

3. Традиции воинской повести в житии: специфика жанра («Повесть о житии Александра Невского»), обращение князя к дружине, описание битв на Неве и Чудском озере как кульминационные сцены произведения, использование в этих описаниях формул воинской повести.

 

II. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

План.

1. Историко-литературные сведения о произведении и его авторе.

2. Элементы канона в «Повести».

3. Отступления от канона: название произведения, использование фольклорных сюжетов змееборчества и отгадывания загадок, демократизм образа Февронии, специфика производимых ею чудес, воспевание любви и преданного супружества, отсутствие аскетизма в изображении жизни героев, особенности языка «Повести».

 

III. «Житие Сергия Радонежского» как тип преподобнического жития.

План.

1. Историко-литературные сведения о произведении и его авторе. Отражение в «Житии» исторической жизни Руси.

2. Композиция жития: значение эпизодов, описывающих детство святого; основание монастыря и деятельность в качестве игумена; чудеса.

3. Особенности стиля жития: стиль «плетение словес».

 

Литература.

Гудзий Н. К. История древней русской литературы. - 7-е изд.– М., 1968.

Дмитриева Р. П. Повесть о Петре и Февронии. – М., 1979.

Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л., 1987.

История русской литературы Х1 – ХУ11 веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1985.

Кусков В. В. История древней русской литературы. – 5-е изд. – М., 1989.

Лихачев Д. С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975.

 

Практическое занятие № 4 (2 часа)

 

Эзоп

Ворон и Лисица

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос – быть тебе владыкой всех пернатых!» - так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало.

Не верь врагам – проку не выйдет».

 

Чем эта басня похожа на рассказ?

Чем она похожа на сказку?

Почему последнее предложение написано с новой строки?

 

Ворона и рак

Летела ворона над рекой. Смотрит – ползет рак. Ворона – хап его и уселась на ветке закусить.

Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:

- Эх, ворона, ворона, знал я твоего отца и твою мать, - славные были птицы.

- Угу! – ответила ворона, не раскрывая рта.

- И братьев и сестер твоих знал, - что за добрые были птицы!

- Угу! – ответила опять ворона.

- Да все же хоть они хорошие были птицы, а далеко им до тебя. Разумнее тебя я никого не видал.

Понравилось вороне, как ее хвалят.

- Ага! – каркнула она во весь рот и упустила рака в воду.

 

Что общего у этих басен?

Чем они различаются?

Каковы формы представления морали в этих баснях?

 

в) Басню Эзопа «Лисица и Виноград» и одноименную басню Крылова.

Эзоп

Лисица и виноград

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».

Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

 

С прозаическими или поэтическими баснями, на ваш взгляд, легче работать в начальной школе? Почему?

 

4. В. Г. Белинский писал: «Басни Крылова – не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басня». В каких из прочитанных басен вы увидели элементы жанров, названных Белинским? Обоснуйте свое мнение примерами.

5. Исследовательница Е. П. Привалова утверждает: «В басне не много героев, и каждый из них является носителем ярко выраженных отрицательных или положительных черт характера, которые выявляются в его поступках и высказываниях». Можно ли однозначно согласиться с этим утверждением? Аргументируйте свое мнение.

Как вы думаете, почему басня имеет дело предпочтительно с животными или неодушевленными предметами, редко используя в качестве персонажей людей? Делается ли это, чтобы:

а) вызвать удивление читателя;

б) вследствие известной всем определенности и постоянства характера (волк – сильный и хищный, лиса – хитрая и т. п.), поэтому не нужны пространные характеристики персонажей;

в) потому, что персонажи-животные не возбуждают такого сострадания, как люди, они являются условными фигурами, которые создают необходимую для эстетического впечатления изоляцию от действительности;

в) потому, что каждое животное представляет заранее известный способ действия, «герой есть только шахматная фигура для определенного действия», по выражению Л. С. Выгодского?

6. Каковы отношения между моралью басни и поэтическим рассказом в ней? Согласны ли вы с утверждением Л. Выготского: «Всякая басня говорит всегда больше, чем заключено в ее морали…»? Как это согласуется с наблюдениями Водовозова, указавшего на то, что, читая басню «Ворона и Лисица», дети не могли согласиться с ее моралью:

«Басня «Ворона и Лисица» изображает ловкость и изворотливость лисы, которая выманивает сыр у глупой вороны. Ее нравственная мысль – показать, как бывает наказан тот, кто поддается на льстивые слова, - урок очень практический и полезный неопытным людям. Но, с другой стороны, искусство льстеца здесь представлено так игриво, что нисколько не видно гнусности лжи. Лисица чуть ли не была права, обманывая ворону, которой вся вина состоит в одной ее глупости: плутовка забавляет вас своею хитростью, и вы не чувствуете к ней ни малейшего презрения. Здесь смех, возбуждаемый глупой вороной, в ином случае как бы не совсем нравственен. Если над ней посмеется ребенок, сам наклонный ко лжи и лукавству, то цель басни вряд ли будет достигнута» (Водовозов В. О педагогическом значении басен Крылова. // Журн. Мин-ва народного просвещения, 1862, 3 12).

7. Познакомьтесь хотя бы с одной монографией о творчестве Крылова из перечисленных в списке литературы,, сделайте из нее выписки в тетради.

8. Проделайте в тетради целостный анализ двух басен Крылова:

1 вариант: «Волк на псарне», «Лебедь, Щука и Рак».

2 вариант: «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки».

3 вариант: «Ворона и лисица», «Квартет».

4 вариант: «Ворона и лисица», «Чиж и Голубь».

Проанализировав басни, предложите к каждой по 2 – 3 проблемных вопроса, которые вы могли бы задать своим ученикам.

Какие строки из басен Крылова стали крылатыми выражениями?

 

План.

1. Основные этапы творческой деятельности И. А. Крылова (развитие творчества Крылова в Х111 и начале Х1Х столетия: темы, идейные мотивы, сатирические образы, жанры). Мировоззрение баснописца.

2. Определение жанра басни.

3. Тематическое многообразие и идейный смысл басен Крылова:

басни социально-политические («Лев на ловле», «Слон на воеводстве», «Рыбья пляска»),

морально-философские («Стрекоза и Муравей», «Огородник и философ», «Листы и корни»),

социально-бытовые («Слон и Моська», «Демьянова уха», «Свинья под дубом»).

Басни Крылова как выражение народной мудрости и практического опыта народа.

4. Художественные особенности басен Крылова:

типичность басенных образов, заострение ведущей черты характера, совмещение «зоологического» и «человеческого» планов в одном образе;

образ автора-рассказчика;

своеобразие сатиры и юмора;

особенности басенного языка, его устный, народно-разговорный характер;

гибкость стиха.

 

Литература.

Басни И. А. Крылова: «Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Квартет», «Свинья под дубом», «Волк и Кот», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки», «Трудолюбивый медведь». Названные тексты включены в различные комплексы книг по литературному чтению.

Архипов В. А. Крылов: Поэзия народной мудрости. – М., 1974.

Афанасьев В. В. Чудесный плащ волшебника. Вст. ст. // Крылов И. А. Избранные произведения. М., 1979. – С. 5 – 28.

Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1997. (Ч. 111, гл. 6).

Десницкий А. В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. – М., 1983.

Коровин В. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. – М., 1996. (Гл. «Поэт и мудрец»).

Коровин В. И. Басни Ивана Крылова. – М., 1999.

Степанов Н. Л. Басни Крылова. – М., 1969.

Степанов Н. Л. Мастерство Крылова-баснописца. – М., 1956.

Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М., 1960.

 

Практическое занятие № 5 (2 часа)

План.

1. Основные факты биографии и творческого пути А. Погорельского.

2. Повествование и образ повествователя.

3. Сюжетно-композиционная организация повести.

4. Пространство и время в повести.

5. Образ Алеши как психологически убедительный, живой образ ребенка, данный в развитии. Приемы раскрытия образа, особенности психологизма.

6. Дидактическая направленность повести. Особенности дидактизма.

7. Литературная сказка. Ее особенности.

8. Волшебная повесть А. Погорельского в начальной школе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.281 с.)