ТОП 10:

Тема: Жанровое многообразие произведений для детей Л. Н. Толстого.



Цели занятия:

1. Выявить место и значение произведений для детей в творчестве Л. Н. Толстого.

2. Познакомиться с разнообразием жанров произведений, включённых в «Азбуку» и «Русские книги для чтения» и особенностями их поэтики.

3. Совершенствовать навыки анализа художественных произведений.

Вопросы и задания:

1. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого и ее влияние на творчество писателя для детей.

Изложите основные факты педагогической деятельности Толстого, обратите внимание, как оценивал Толстой современную ему детскую литературу и какие требования к ней предъявлял.

2. История создания «Азбуки», «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения».

Когда начал писатель работать над «Азбукой», и какие мотивы побудили его обратиться к этому труду?

Как построена «Азбук»», какие материалы для чтения в нее включены, и в чем их особенность?

Почему «Азбука» не имела успеха? Чем отличается от нее «Новая азбука»?

Дайте общую характеристику содержания и построения «Четырех русских книг для чтения». Почему автор подчеркнул в названии определение «русских»?

Приведите высказывания Л. Н. Толстого о том, как он сам оценивал свои «Азбуки» и их назначение.

3. Место фольклора в книгах Л. Н. Толстого для детей, его жанры и специфика использования.

а) Из «Азбуки» выберите 10 - 15 пословиц на разные темы. Раскройте их нравственный смысл.

Проанализируйте несколько «пословичных» рассказов (коротких рассказов с нравственным содержанием, суть которого выражена пословицей). Какова в них взаимосвязь пословицы и рассказа? Какие особенности сюжета, композиции, языка рассказов указывают на то, что они адресованы детям?

б) В книги для чтения Толстой включил 4 былины («Сухман», «Вольга-богатырь», «Святогор-богатырь», «Микулушка Селянинович»). Они были обработаны писателем по нескольким источникам. Подробно проанализируйте одну из былин. Какие педагогические и эстетические задачи ставил Толстой, включая именно эти былины в детское чтение?

в) Место сказок в книгах Толстого. Проанализируйте одну из сказок («Три медведя», «Липунюшка», «Как мужик гусей делил»).

4. Особенности жанров басни, короткого рассказа и других малых форм для детей, и круг нравственных вопросов в них.

а) Прочитайте басни «Обезьяна и горох», «Старик и смерть», «Лгун», «Собака и ее тень», «Муравей и голубка», «Лев и мышь», «Отец и сыновья». Раскройте смысл каждой из них. С помощью каких средств осмеивает Толстой те или иные пороки и утверждает добродетель?

б) Прочитайте рассказы «Подкидыш», «Камень», «Как меня выучили шить», «Пожар», «Как меня в лесу застала гроза», «Корова», «Котенок», «Косточка», «Девочка и грибы», «Акула», «Прыжок».

Ответьте на вопросы:

Какие детали, подробности рассказа важны при пересказе детьми «Косточки» и «Котенка»?

Как Л. Н. Толстой создает эмоциональное настроение в этих рассказах, и каким образом дети могут сделать самостоятельный нравственный вывод?

Определите основной конфликт в рассказе «Акула» и пути его разрешения.

Кто является главным персонажем этого рассказа?

Охарактеризуйте образ старого артиллериста. Проследите динамику развития характера.

Выделите изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор придает движение сюжету, выразительность картинам и создает эмоциональное настроение.

Какова роль пейзажа в рассказе?

Аналогично проанализируйте рассказ «Прыжок». Почему один из них имеет подзаголовок «рассказ», а другой – «быль»? Сделайте вывод о тематике этих рассказов.

Охарактеризуйте образы детей в рассказах «Пожар», «Корова», «Котенок» и др.

5.Научно-познавательные произведения в книгах для чтения Л. Н. Толстого. Их темы, жанры, стиль.

Прочитайте следующие статьи: «Слон», «Китайская царица Силинчи», «Эскимосы», «От скорости сила», «Какая бывает роса на траве», «Удельный вес», «Магнит», «Куда девается вода из моря» и др.

Какая разница между жанрами, обозначенными Толстым как «описание», «рассуждение», «быль», «история»? По каким признакам можно определить жанровую природу статьи?

Сопоставьте статью Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве» и следующий фрагмент из автобиографического произведения В. Солоухина «Капля росы»:

«В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит, ничего не сказать о сверкании росного утра. Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие – чисто кровавого цвета, третьи – матово светятся изнутри, четвертые – молочно-голубые, пятые – белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розовостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то желтыми. Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными круглыми упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. Может быть, даже он не обращает внимания на такие подробности, как синяя или розовая роса, или на то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, и вот передать его невозможно».

Проведите целостный анализ рассказа «Черемуха» (или «Старый тополь»).

6. Анималистические рассказы (рассказы о животных) Л. Н. Толстого, их познавательное и нравственное значение. Проанализируйте рассказ «Лев и собачка», цикл рассказов о Бульке.

7. История создания, сюжет, характеры в повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Её идейное содержание.

Автор и рассказчик.

Что изменилось бы, если бы рядом с Жилиным не было Костылина? Смогли бы мы тогда по достоинству оценить Жилина?

Как относится Толстой к горцам, их жизни, обычаям?

Портретная характеристика: что Толстой подчеркивает во внешности, движениях Дины; каким вы себе представляете Жилина?

Каковы функции пейзажа в повести?

Напишите от лица Дины рассказ о ее дружбе с Жилиным.

Прочитайте рассказ Саши Черного «Кавказский пленник».

 

Литература.

Л. Н. Толстой. Азбука. Новая Азбука. – М., 1978.

Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 14 тт. – М., 1952. Т. 10.

Л. Н. Толстой. Для детей. Рассказы, басни, сказки, былины. – М., 1976.

Л. Н. Толстой. Книга для детей. – М., 1991.

Азбука Льва Толстого. – Тула, 1994.

Н. Н. Гусев. «Азбука» (1871 – 1872) // Н. Н. Гусев. Лев Николаевич Толстой. – М., 1963.

Иноземцев И. Толстой – детям о природе. (О научно-познавательных очерках Толстого) // Наука и жизнь, 1978, № 9. – С. 70 – 72.

Каштанова И. Л. Н. Толстой о детях и для детей. – Тула, 1971.

Квятковский И. Л. Педагогические идеи «Азбуки», книг для чтения // Дошкольное воспитание, 1991, № 6. - С.60 – 63.

Козыро Л. А. «Азбука» («Новая азбука» и Русские книги для чтения) // Л. Н. Толстой. Энциклопедия. / Сост. и научн.ред. Н. И. Бурнашова. М., 2009. – С. 12 – 19.

Николаева В. О языке детских рассказов Л. Н. Толстого // О литературе для детей. Вып. 6. – Л., 1961.

Фоменко Н. В. Дидактические уроки Л. Н. Толстого // Начальная школа, 1994, № 1. – С. 4.

Фотеева А. Умная мораль (Рассказы Толстого для детей) // Дошкольное воспитание, 1973, № 3. – С. 51 – 56.

 

 

Практическое занятие № 9







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.100.232 (0.006 с.)