Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Права и обязанности беженцев и лиц, которым предоставлена дополнительная защита в Республике БеларусьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на то, что понятия «беженец» и «лицо, ищущее убежища» являются синонимами, при их использовании сложилась практика обозначения вторым термином иностранца, который еще не признан официально беженцем на территории принимающего государства. В отношении такого лица осуществляется процедура предоставления ему статуса беженца, и, соответственно, объем прав и обязанностей иностранца напрямую зависит от стадии процедуры, на которой находится ходатайствующее лицо. В законодательстве Республики Беларусь существует также категория лиц (иностранных граждан или лиц без гражданства), у которых отсутствуют основания для предоставления им статуса беженца, но существуют вполне обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и которые не могут или не желают вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства. Данной категории предоставляется дополнительная защита. Дополнительная защита предоставляется таким лицам на срок до одного года. В случае сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства иностранных граждан или лиц без гражданства оснований, по которым им предоставлена дополнительная защита, срок ее предоставления может продлеваться до одного года. Так, мы можем выделить права и обязанности лица, ищущего убежища: 1) группы лиц, индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите которых невозможно по причине их одновременного массового прибытия и в этой связи необходимости решения вопроса об их допуске и пребывании в Республике Беларусь по основаниям, предусмотренным для предоставления статуса беженца или дополнительной защиты (временная защита). 2) права и обязанности лица ходатайствующего о защите; 3) права и обязанности признанного беженца. 4) права и обязанности лиц, которым предоставлена дополнительная защита. Правовой статус иностранцев относящихся к группе лиц, индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите которых невозможно по причине их одновременного массового прибытия в Республику Беларусь (временная защита) закреплен ст. 25 и 26 Закон Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защите в Республике Беларусь». В частности, данная категория лиц имеет право: получение информации о своих правах и обязанностях; бесплатную скорую (неотложную) медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения; поселение в местах, определенных Советом Министров Республики Беларусь, и передвижение по территории Республики Беларусь в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь; добровольное возвращение в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства; обращение в Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев; пользование иными правами наравне с иностранцами, временно пребывающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. В обязанности данных лиц входит: соблюдать Конституцию и законодательство Республики Беларусь, а также уважать национальные традиции белорусского народа; представить документы для выезда за границу; пройти идентификацию личности в случае отсутствия документа для выезда за границу либо в случае предъявления подложного или поддельного документа для выезда за границу; пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и обязательное медицинское освидетельствование; исполнять иные обязанности наравне с иностранцами, временно пребывающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Правовой статус иностранца, ходатайствующего о защите, также практически целиком регулируется национальным правом с соблюдением важнейших прав беженца (невысылки, невыдачи и др.), закрепленных в международно-правовых нормативных актах и законодательстве Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защите в Республике Беларусь» в ст. 29 называет следующие права данной категории лиц, а также прибывших вместе с ним членов его семьи: получение информации о своих правах и обязанностях, а также о рассмотрении ходатайства о защите; самостоятельное поселение в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; проживание в пункте временного поселения либо месте временного поселения в случае отсутствия возможности самостоятельного поселения; получение денежной помощи в порядке и размерах, определенных Советом Министров Республики Беларусь; бесплатную скорую (неотложную) медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения; трудоустройство наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь; подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства о защите; обращение в Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев; судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь; пользование иными правами наравне с иностранцами, временно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Несовершеннолетний, ходатайствующий о защите, кроме указанных прав имеет также право на обучение в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, и медицинское обслуживание наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь. К обязанностям ходатайствующего о защите, относятся: соблюдать Конституцию и законодательство Республики Беларусь, а также уважать национальные традиции белорусского народа; стать на учет в подразделении по гражданству и миграции по месту временного проживания в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней после ознакомления с решением о предоставлении дополнительной защиты; сообщить в течение семи дней в подразделение по гражданству и миграции сведения об изменении фамилии, собственного имени, отчества, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства другого государства; сообщить в подразделение по гражданству и миграции о намерении выехать на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь; стать на учет в подразделении по гражданству и миграции при перемене места временного проживания в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней со дня прибытия к новому месту временного проживания в Республике Беларусь; исполнять иные обязанности наравне с иностранцами, временно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Правовой статус признанного беженца в Республике Беларусь характеризуется самым широким объемом прав и обязанностей и имеет комплексный характер. Фактически, права беженца включают в себя следующие группы прав: 1) права граждан Республики Беларусь, такие как право на: бесплатную медицинскую помощь; получение образования; социальную защиту, в том числе и социальное обеспечение и т.д.; 2) права иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране. К этим правам относятся: право заниматься трудовой, хозяйственной или иной незапрещенной деятельностью; право вступать в профессиональные союзы и другие общественные объединения, заключать или расторгать брак с гражданами Республики Беларусь и иными лицами и некоторые другие; 3) специфические права, присущие только беженцу. Здесь мы можем говорить о неприменении уголовных и административных санкций за незаконный въезд и пребывание беженца на территории Республики Беларусь, о праве на убежище, о невыдаче и невысылке беженцев, о запрете их принудительного возвращения в страну, откуда они прибыли, и о выдаче признанному беженцу соответствующего удостоверения личности. По уровню закрепления можно выделить права, охраняемые Конституцией; Законом Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защите в Республике Беларусь» и другими законами, регулирующими правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь; подзаконными нормативными правовыми актами. Конституция Республики Беларусь закрепляет такие права, как право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности, презумпцию невиновности и целый ряд других. Закон Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защите в Республике Беларусь» говорит о праве беженца на проживание на территории нашего государства на период действия статуса беженца, о праве на получение денежной помощи и других видов помощи и т.д. Подзаконные нормативно-правовые акты конкретизируют порядок осуществления беженцами своих прав, регулируют вопросы, связанные с поселением беженцев, получением ими вида на жительство и проездных документов для выезда за пределы Республики Беларусь и въезда на территорию республики и другие. В отличие от личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права связаны с обладанием человеком гражданством конкретного государства. Исходя из этого иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии со ст. 19-20 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы республики, принимать участие в референдумах, а также не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к белорусскому гражданству. Однако было бы неверно утверждать, что данная категория населения вообще не обладает политическими правами и свободами. Так, ст. 9 указанного выше Закона говорит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право вступать на общих основаниях с белорусскими гражданами в профессиональные союзы и другие общественные объединения не преследующие политические цели, если это не противоречит их уставам и законодательству Республики Беларусь. Среди прочих прав беженца, перечисленных в ст. 19 Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защите в Республике Беларусь», абзац 12 называет право на судебную защиту наравне с белорусскими гражданами. Возможности пользованья социально-экономическими и культурными конституционными правами и свободами предоставлены беженцам на равных возможностях с иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь. Неразрывно связаны с правами признанного беженца и его обязанности. Можно выделить обязанности беженца как лица, постоянно проживающего на территории Республики Беларусь, так и связанные с его особым правовым статусом. К первой группе обязанностей относятся: обязанность соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь, уважать национальные традиции; обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц; обязанность заботиться о сохранении историко-культурного, духовного наследия; обязанность охранять природную среду. Вторая группа обязанностей беженца содержится в ст. 20 Закона «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защите в Республике Беларусь»: стать на учет в подразделении по гражданству и миграции по месту жительства или временного проживания в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней после ознакомления с решением о предоставлении статуса беженца; сообщить в течение семи дней в подразделение по гражданству и миграции сведения об изменении фамилии, собственного имени, отчества, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства другого государства; сообщить в подразделение по гражданству и миграции о намерении выехать на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь; стать на учет в подразделении по гражданству и миграции при перемене места жительства или временного проживания в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней со дня регистрации по новому месту жительства или временного проживания в Республике Беларусь; исполнять иные обязанности наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Права и обязанности лиц, которым предоставлена дополнительная защита, закреплены ст. 22 и 23 Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защите в Республике Беларусь». К правам данной категории лиц относятся: получение информации о своих правах и обязанностях, в том числе об обращении с заявлением о продлении дополнительной защиты; получение свидетельства о дополнительной защите; получение разрешения на временное проживание в Республике Беларусь на срок предоставления дополнительной защиты; проживание в месте временного поселения в случае отсутствия возможности самостоятельного поселения на срок предоставления дополнительной защиты, но не более одного года; медицинское обслуживание и трудоустройство наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь; обращение в подразделение по гражданству и миграции с заявлением о продлении дополнительной защиты; обращение в подразделение по гражданству и миграции с новым ходатайством о защите в случае возникновения оснований для предоставления статуса беженца; содействие Департамента в получении сведений о близких родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства; добровольное возвращение в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства; выезд на постоянное место жительства в другое государство; воссоединение семьи; обращение в Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев; судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь; пользование иными правами наравне с иностранцами, временно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Несовершеннолетний иностранец, которому предоставлена дополнительная защита, кроме указанных прав имеет также право на обучение в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, и медицинское обслуживание наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь. К обязанностям данной категории лиц, относятся: соблюдать Конституцию и законодательство Республики Беларусь, а также уважать национальные традиции белорусского народа; стать на учет в подразделении по гражданству и миграции по месту временного проживания в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней после ознакомления с решением о предоставлении дополнительной защиты; сообщить в течение семи дней в подразделение по гражданству и миграции сведения об изменении фамилии, собственного имени, отчества, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства другого государства; сообщить в подразделение по гражданству и миграции о намерении выехать на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь; стать на учет в подразделении по гражданству и миграции при перемене места временного проживания в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней со дня прибытия к новому месту временного проживания в Республике Беларусь; исполнять иные обязанности наравне с иностранцами, временно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Таким образом, совокупность прав и обязанностей беженца и лица, ищущего убежища, представляет собой комплексное явление. Они неразрывно связаны между собой и необходимы. В целом, они позволяют данной группе лиц нормально существовать в нашей стране, и направлены на реализацию, как их интересов, так и интересов государства.
ЛИТЕРАТУРА 1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006. 2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602 – XII (ред. от 09.10.2006 г. № 166−З). – Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001.– № 2/478. 3. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 23.07.2008 г. № 424−3 (ред. от 31.12.2009 г. № 114−З) // Там же. – 2008. – № 2/1521. 4. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. № 108−З // Там же. – 2010. – № 2/1660. 5. Об органах внутренних дел: Закон Респ. Беларусь от 17.07.2007 г. № 263−З (ред. от 15.07.2010 г. № 164-З). – Там же. – 2007. – № 2/1360. 6. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 08.05.2007 г. № 220−З (ред. от 18.03.2010 г.). Там же. – 2007. – № 2/1317. 7. Кодекс о судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 29.06.2006 г. № 139−З (ред. от 28.12.2009 г. № 77−3). – Там же. – 2006. – № 2/1236. 8. О Конституционном Суде Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь 30.03.1994 г. № 2914−XII (ред. от 15.06.2009 г. № 26−3). – Там же. – 2001. – № 2/438. 9. О правовом положении иностранных гражданах и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. № 105−3. – Там же. – 2010. − № 2/1657. 10. О предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 23.06.2008 г. № 354–З (ред. от 01.01.2010 г. № 109–3). – Там же. – 2008. – № 2/1451. 11. Б утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 15.03.2007 г. № 333 (ред. от 09.07.2010 г. № 1030). – Там же. -1999. - № 5/1904 12. Васильева Т.А. Эволюция конституционно-правового статуса иностранцев в странах западной демократии // Государство и право. – 2009. – № 3. – С. 63 – 71. 13. Гудвин−Гилл Г.С. Статус беженца в международном праве / Пер. с англ. Под ред. М.И. Левиной. – М.: ЮНИТИ, 1997. 14. Григорьев А.А. Множественное гражданство в контексте интеграционной политики Республики Беларусь // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство. Мат. междун. конф. (26−27 октября 2001г., г. Гродно). – Гродно, 2002. – С. 180−183. 15. Здасюк Н.И. Международно-правовое положение беженцев в структуре национального законодательства Республики Беларусь // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство. Мат. междун. конф. (26−27 октября 2001г., г. Гродно). – Гродно, 2002. – С. 152−157. 16. Кивель В.Н. Конституционные права личности и их защита: монография / В.Н. Кивель. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2005. 17. Правовое положение иностранных граждан в России. – М., 1996. 18. Рафик Мугахед Али Институт гражданства в международном праве // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство. Мат. междун. конф. (26−27 октября 2001г., г. Гродно). – Гродно, 2002. – С. 120−122. 19. Сборник международно-правовых документов и национальных законодательных актов по вопросам беженцев / сост. Ю.А. Сарашевский, А.В. Селиванов. – Мн., 2000. 20. Статус беженца в международном праве / Под ред. С. Гай. – М., 1997. 21. Сорока В.П. Правовое регулирование трудовой деятельности иностранных граждан В Республике Беларусь // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство. Мат. междун. конф. (26−27 октября 2001г., г. Гродно). – Гродно, 2002. – С. 285−286.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.01 с.) |