Основные организационно-правовые формы работы Парламента, его палат и комиссий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные организационно-правовые формы работы Парламента, его палат и комиссий



Основной организационно-правовой формой работы Парламента Республики Беларусь является сессия. Сессия, это собрание депутатов, проводимое в установленный законом срок и правомочное решать все вопросы отнесённые к ведению данного представительного органа государства. Согласно ст. 95 Конституции Республики Беларусь, палаты собираются на две очередные сессии в год.

Первая сессия открывается 2 октября и её продолжительность не может быть более восьмидесяти дней.

Вторая сессия открывается 2 апреля и её продолжительность не может быть более девяноста дней.

Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.

Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента Республики Беларусь, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня.

Внеочередные сессии созываются указами Президента.

 

Палата представителей

Согласно ст. 8 закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» работа Палаты представителей осуществляется в форме заседаний, совместных заседаний с Советом Республики, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, других органов Палаты представителей, депутатских групп, депутатов в Палате представителей, избирательных округах, а также в иных формах в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Деятельность Палаты представителей основывается на принципах:

1 Демократичности

2 Разделения властей

3 Законности

4 Приоритета общепризнанных принципов международного права

5 Свободы обсуждений и принятия решений

6 Многообразия (плюрализм) мнений

7 Привлечения граждан к участия в принятии решений и обсуждений вопросов государственной жизни.

8 Открытость. Деятельность Палаты представителей и ее органов осуществляется открыто и гласно. В необходимых случаях могут проводиться закрытые заседания.

Порядок формирования органов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Формы их деятельности

В соответствии со ст. 96 Конституции Республики Беларусь, Палата представителей избирает из своего состава Председателя палаты и его заместителя. Избираются эти лица тайным голосованием с использованием бюллетеней. Председатель и его заместитель могут быть досрочно освобождены от должности также тайным голосованием и с использованием бюллетеней.

Председатель Палаты представителей:

1 Осуществляет общее руководство палатой

2 Ведёт заседания палаты

3 Возглавляет Совет палаты

4 Направляет в Совет Республики принятые в Палате представителей проекты законов

5 Представляет Палату представителей и координирует деятельность палаты с Советом Республики, Президентом, другими государственными органами, общественными организациями

6 Подписывает постановления и решения Палаты представителей

7 Дает поручения постоянным комиссиям палаты, Секретариату по вопросам, относящимся к их ведению

Заместитель Председателя исполняет поручения Председателя и замещает его в случае необходимости. В целях реализации своих полномочий Председатель, заместитель Председателя издают распоряжения.

 

Совет Палаты представителей

Совет Палаты создается главным образом для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, а также для организации работы постоянных комиссий и иных органов палаты.

Совет Палаты является постоянно действующим органом подотчетным Палате представителей и осуществляет свою деятельность на основе Конституции Республики Беларусь и законодательства.

Состоит из Председателя Палаты представителей, его заместителя, председателей постоянных комиссий, а также 6 членов, избираемых Палатой из числа депутатов.

Совет Палаты возглавляет Председатель Палаты представителей.

Основная форма работы – заседания, как правило, открытые, но простым большинством можно решить вопрос о проведении закрытого заседания, если этого требуют интересы государства. Правомочными являются заседания, если присутствуют более 50% членов Совета Палаты. Проводятся заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Созываются они Председателем, а в его отсутствие – заместителем Председателя. Совет Палаты принимает решения простым большинством голосов от полного его состава, которые подписываются Председателем Палаты представителей, а в его отсутствие – заместителем Председателя Палаты представителей. В необходимых случаях решения Совета Палаты могут быть приняты путем опроса членов Совета Палаты представителей.

Депутаты Палаты представителей могут участвовать в работе Совета совещательного голоса, а также на заседаниях с таким же правом может присутствовать Начальник Секретариата Палаты представителей. На заседаниях Совета по разрешению Председателя Палаты представителей могут присутствовать представители иных государственных органов, общественных объединений.

Заседания Совета Палаты протоколируются и стенографируются. Компетенция Совета Палаты представителей:

1.организация работы по подготовке сессий;

2.подготовка проекта повестки дня для сессии Палаты представителей;

3.обеспечение присутствия депутатов Палаты представителей на сессии;

4.дает поручения Секретариату Палаты представителей и решает иные вопросы, связанные с проведением сессий.

В целях содействия депутатам Палаты представителей в выполнении своих полномочий Совет Палаты представителей осуществляет контроль за своевременным рассмотрением и реализацией государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами предписаний и замечаний депутатов Палаты представителей, высказанных на сессиях, информирует об этом депутатов.

Согласно ст. 22 Регламента Палаты представителей, акты Совета Палаты представителей принимаются большинством голосов от его полного состава в форме решений и подписываются Председателем Палаты представителей, а в его отсутствие - заместителем Председателя Палаты представителей. Проект решения, рассматриваемого Советом Палаты представителей, предварительно визируется председателем постоянной комиссии, которой поручена его подготовка, Начальником Секретариата Палаты представителей, руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, а в их отсутствие - их заместителями, а также руководителем и работником структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившим проект. В случае несогласия с предлагаемым решением либо его частью визирование осуществляется с приложением замечаний и (или) предложений.

В случае необходимости по поручению Председателя Палаты представителей или его заместителя в период между заседаниями Совета Палаты представителей может быть принято решение Совета Палаты представителей путем опроса членов Совета Палаты представителей посредством сбора подписей.

 

Комиссии Палаты представителей

Комиссии могут быть постоянные и временные.

Постоянные комиссии избираются из числа депутатов Палаты представителей на срок своих полномочий для ведения законопроектной работы, а также предварительного рассмотрения и подготовки вопросов относящихся к ведению Палаты представителей.

Перечень и состав постоянной комиссии утверждается Палатой представителей и оформляется постановлением. Постоянная комиссия состоит из председателя комиссии, заместителей председателя и членов. Состав примерно 5-13 депутатов. Кандидатуры на должность Председателя выдвигаются депутатскими группами или депутатами единолично. Допускается самовыдвижение. Способ голосования при избрании постоянной комиссии определяется Палатой представителей.

Кандидатуры на должность заместителя Председателя выдвигаются на заседании комиссии и вносятся на утверждение Палаты представителей соответствующей комиссией.

Каждый депутат Палаты представителей обязан состоять в одной из комиссий за исключением Председателя Палаты и его заместителя, которые по должности не могут входить в состав постоянной комиссии.

Основная форма работы – заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Созываются они Председателем (заместителем) комиссии и правомочно, если на нем присутствует более половины членов от полного состава. Проводятся заседания Председателем (заместителем) комиссии. Решения принимаются простым большинством голосов от полного состава комиссии и оформляются протоколом заседания, причем в заседаниях комиссии могут принимать участие и др. депутаты Палаты представителей, но с правом совещательного голоса. На заседания могут приглашаться др. заинтересованные организации и СМИ. Комиссии вправе проводить совместные заседания, но там председательствует Председатель (заместитель) Палаты представителей. Комиссии вправе привлекать к своей работе экспертов, специалистов, назначать экспертизу законопроекта, создавать на общественных началах научно-консультативные советы по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, но на добровольных началах.

Временные комиссии создаются при необходимости. Способ формирования определяется решением Палаты и оформляется постановлением. Также порядок деятельности временных комиссий определяется Палатой представителей при их образовании.

Комиссия состоит из числа членов и председателя, могут привлекаться специалисты не входящие в состав Палаты. Причем избрание депутата членом временной комиссии не освобождает его от работы в постоянной комиссии.

Форма работы временной комиссии такова же, как и постоянной комиссии – заседание. По результатам деятельности временная комиссия представляет Палате доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана. По докладу временной комиссии Палатой принимается постановление.

Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных задач или досрочно по решению Палаты представителей, оформляемого постановлением.

Депутатские группы

Депутатские группы образуются для обсуждения и высказывания мнений по законопроектам. Создание депутатских групп возможно при наличии не менее 10 депутатов Палаты представителей, желающих войти в состав. Руководитель избирается ее членами.

Депутаты, образовавшие депутатскую группу, письменно уведомляет Председателя Палаты представителей об образовании депутатской группы, а Председатель обязан на ближайшем заседании Палаты объявить о создании группы.

Каждая группа депутатов имеет право на выступление или заявление своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседаниях Палаты представителей, а также имеет право распространять в Палате подготовленные ею материалы.

 

Совет Республики

В соответствии со ст. 8 закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» работа Совета Республики осуществляется в форме заседаний, совместных заседаний с Палатой представителей, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, других органов Совета Республики, членов Совета Республики, а также в иных формах в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Принципы деятельности:

1 верховенство права и законности

2 демократизма

3 приоритет общепризнанных норм международного права

4 разделение властей

Основная форма работы – заседания, которые, как правило, проводятся открыто. В необходимых случаях проводится закрытое заседание.

 

Председатель Совета Республики, его заместитель

Председатель и его заместитель избираются из состава Совета Республики тайным голосованием с использованием бюллетеней и считаются избранными, если они получили простое большинство голосов от полного состава Палаты.

Компетенция Председателя:

1. общее руководство Советом Республики

2. проведение заседаний Совета Республики

3. ведение внутреннего распорядка

4. представление повестки дня

5. возглавляет Президиум Совета Республики

6. подписывает постановления Совета Республики и его Президиума

7. направляет для рассмотрения постоянной комиссии Совета Республики проекты законов, принятые Палатой представителей.

8. представляет Совет Республики во взаимоотношениях с государственными органами, общественными, международными организациями

9. направляет и конкретизирует деятельность Секретариата

10.издает распоряжения и поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции

Совет Республики может отменять распоряжения Председателя, противоречащие законодательству.

Заместитель Председателя Совета Республики решает вопросы, входящие в компетенцию Председателя и может быть досрочно освобожден от деятельности тайным голосованием с использованием бюллетеней.

Президиум Совета Республики предназначен для организации работы Совета Республики и предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к ведению Совета Республики. Его состав: Председатель Совета Республики, его заместитель, Председатели постоянных комиссий. Основная форма работы – заседания, которые проводятся в открытой форме. Члены Совета Республики могут участвовать в заседаниях Президиума с правом совещательного голоса. По должности имеют право участвовать начальник Секретариата Совета Республики и руководители структурных подразделений Секретариата (начальники управлений и отделов).

Заседания Президиума Совета Республики протоколируются и, по решению Президиума могут стенографироваться. Протокол подписывается Председателем (заместителем) Совета Республики.

На заседании могут присутствовать Президент, его представители, Премьер-министр, члены Правительства (имеют право выступать на заседаниях Президиума с речью или сообщением в любое время).

Заседания Совета Республики проводятся в период сессии. На них рассматриваются вопросы и принимаются решения в пределах компетенции Совета Республики. Заседание является правомочным, если на них присутствует квалифицированное число членов. Заседание являются открытыми Утренние заседания с 10:00 до 14:00 часов (с 11.30-12:00 перерыв); вечерние – с 16:00 до 18:00. Решением Совета может быть установлено другое время проведения заседаний.

Комиссии Совета Республики:

1 постоянные

2 временные

Комиссии предназначены для ведения законопроектных работ, предварительным рассмотрением и подготовкой вопросов отнесенных к компетенции Совета Республики.

Постоянные комиссии – постоянно действующий орган Совета Республики. В Совете Республики имеется 5 постоянных комиссий:

по законодательству и государственному строительству;

по экономике, бюджету и финансам;

по образованию, науке, культуре и социальному развитию;

по региональной политике и местному самоуправлению;

по международным делам и национальной безопасности.

Совет Республики может принять решение о создании новых, реорганизации либо ликвидации ранее созданных постоянных комиссий.

Численность комиссий определяется Советом Республики и состоит не менее чем из 8 человек. Состав постоянных комиссий избирается большинством голосов открытым голосованием и оформляется постановлением.

Председатель постоянной комиссии избирается тайным голосованием большинством голосов и выдвигается на избрание Председателем Совета Республики, его заместителем, членами. Заместитель председателя выдвигается членами постоянной комиссии и избирается на ее заседании большинством голосов от полного состава и утверждается Советом Республики. Оформляется постановлением.

Все члены Совета Республики входят в состав постоянных комиссий за исключением Председателя и его заместителя. При оформлении комиссии учитывается желание членов Совета Республики, образование, квалификация и т.д. При избрании постоянной комиссии голосование, как правило, проводится в целом по составу комиссии, если от членов Совета Республики не поступает возражений по персональному составу.

Основная форма работы – заседания, которые считаются правомочными, если на них присутствовало большинство от полного состава комиссии. Заседание созывается Председателем постоянной комиссии, его заместителем, а также по требованию не меньше 1/3 членов постоянной комиссии. На заседании могут быть приглашены представители заинтересованных органов, организаций и СМИ.

Приглашенные на заседания могут участвовать в обсуждении рассматриваемых проблем, давать консультации и т.д. В заседаниях могут участвовать с правом совещательного голоса члены Совета Республики, не входящие в состав данной комиссии, а также представители других органов государства, работники Секретариата Совета Республики, специалисты, эксперты.

Постоянная комиссия готовит заключения по проектам законов, принятых Палатой Представителей и дополнений, вносимых в Конституцию, иные заключения по рассматриваемым Палатой представителей вопросам, отнесенным к их компетенции.

В заключении постоянной комиссии, которая рассматривает принятый Палатой Представителей законопроект, делается оценка данного законопроекта и принимается решение о рекомендации одобрить или отклонить его.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.03 с.)