О предопределении человеческих деяний, способности, исправлении и обвинении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О предопределении человеческих деяний, способности, исправлении и обвинении.



 

[См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 499-545].

 

205. Мы должны спросить у кадаритов: “Может ли великий и могучий Аллах научить своих рабов тому, чего Он сам не знает?”

Безусловно, они скажут: “Аллах может научить своих рабов только тому, что Ему известно”. Тогда мы должны сказать: “В таком случае, Аллах не может одарить людей способностью совершать то, что Он сам не способен совершить”. Конечно же, они согласятся с нами. Тогда мы должны сказать, что если Аллах одарил людей способностью совершать неверие, то Он также способен сотворить неверие для своих рабов. И если Он способен сотворить неверие, почему они лживо и противоречиво отказываются признать то, что именно Аллах сотворил неверие неверующих? Всевышний сказал: «Он вершит то, что пожелает». Сура «Худ» («Худ»), аят 107, а также сура «аль-Бурудж» («Созвездия Зодиака»), аят 16. И если Аллах пожелал, чтобы неверие существовало, то Он сам сотворил его и предопределил его существование.

 

206. Мы должны опровергнуть их ошибочные представления о доброте и спросить у них: “Разве великий и могучий Аллах не способен одарить своих рабов многочисленными благами так, что они начнут преступать границы дозволенного? Разве Аллах не способен поставить людей в такие условия, когда они непременно станут неверующими? Вспомните, что Всевышний сказал: «Если бы Аллах увеличил удел всем своим рабам [без разбору], они впали бы в ослушание на земле». Сура «аш-Шура» («Совет»), аят 27.

 

Он также сказал: «Если бы это не побудило людей стать одной общиной [неверных], то Мы даровали бы тем, кто не верует в Милосердного, серебряные крыши в домах и лестницы, по которым они поднимались бы наверх». Сура «аз-Зухруф» («Украшения»), аят 33.

Безусловно, они согласятся с нами и должны будут признать, что Аллах способен смилостивиться над рабами так, что все они уверуют, и способен сделать так, что все люди обратятся в неверующих.

 

207. Мы должны напомнить им о том, что великий и могучий Аллах сказал: «И если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном». Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 83.Он также сказал: «И если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы». Сура «ан-Нур» («Свет»), аят 21. Он также сказал: «Он посмотрит вниз, увидит своего приспешника посреди адского пламени и воскликнет: «Клянусь Аллахом! Ты ведь чуть не погубил меня. И если бы не благоволение Господа моего, то я оказался бы в числе ввергнутых [в ад]». Сура «ас-Саффат» («Выстроившиеся в ряды»), аят 55-57.

Что это за милость, которую Аллах проявил по отношению к правоверным и которая не позволила им стать поборниками сатаны? Что это за милость, отсутствие которой не позволило бы людям очиститься от грехов? Что это за милость, благодаря которой праведники не оказались в числе ввергнутых в преисподнюю? Является ли это некой особой милостью, которой Аллах почтил правоверных и лишил неверующих?

Если наши оппоненты ответят утвердительно, то тем самым откажутся от своих воззрений, признают истину и уверуют в то, что великий и могучий Аллах действительно почтил правоверных особой милостью, которой не были удостоены неверующие.

Однако они могут сказать, что речь идет о милости, которой Аллах почтил как верующих, так и неверующих. Допустим, что речь действительно идет о милости, которой Аллах почтил как правоверных, так и неверующих, которые тем не менее не очистились от грехов, последовали за сатаной и будут ввергнуты в преисподнюю. Такой милостью являются, например, руки и ноги, которые есть у неверных и которые не мешают им повиноваться сатане. Можем ли мы предположить, что Аллах говорит правоверным: “Если бы Я не сотворили вас с двумя руками и двумя ногами, то вы стали бы поборниками сатаны”? Безусловно, они скажут, что мы не имеем права предполагать подобное. Тогда мы должны им сказать, что наряду с этим мы не имеем права верить в то, что говорят они.

 

Все это означает, что великий и могучий Аллах действительно одарил правоверных особой милостью и помог им найти истину и встать на прямой путь. Аллах превознес правоверных над неверующими и лишил последних этой особой милости.

 

208. Вопрос о способности.

Мы должны спросить у них: “Разве способность уверовать не является милостью и добродетелью великого и могучего Аллаха?” Они ответят утвердительно, и тогда мы должны сказать: “Почему же вы не соглашаетесь с тем, что способность является наставлением на прямой путь?” Они будут вынуждены согласиться с этим, и тогда мы должны сказать: “Если неверующие были способны уверовать, то почему вы не соглашаетесь с тем, что они были наставлены на прямой путь? А если они были наставлены на прямой путь, то они должны заслуживать похвалы. Однако это далеко не так, и это значит, что неверующие были неспособны уверовать и что великий и могучий Аллах одарил такой способностью только правоверных”.

 

209. Если бы способность уверовать и способность обратиться в неверие представляли собой одно и то же, то стремящийся уверовать поступал бы таким образом благодаря способности исповедовать неверие. Однако мы видим, что правоверные стремятся к великому и могучему Аллаху и избегают неверия, и это значит, что человеческая способность уверовать отличается от способности исповедовать неверие.

 

210. Мы должны спросить их: “Разве сила веры не является милостью великого и могучего Аллаха?” Безусловно, они ответят утвердительно. Тогда мы должны спросить их об одолжении: “Разве тот, кто делает одолжение, не вправе сам решать, оказывать милость или нет?” Вне всякого сомнения, они согласятся с этим, потому что в этом заключается разница между одолжением и должным. Тогда мы должны сказать: “Если Аллах повелевает людям уверовать, то Он вправе не делать им одолжения. И всякий, кого Он оставит без своей поддержки, будет лишен способности уверовать. Мы исповедуем эти воззрения и придерживаемся этих взглядов”.

 

211. Мы должны спросить их: “Может ли Аллах наставить неверующих на прямой путь таким образом, что те станут верующими?”

Если они скажут: “Нет”, – то фактически припишут великому и могучему Аллаху слабость и бессилие, от которых Он бесконечно далек. Если же признают, что Аллах способен наставить неверующих на прямой путь, то признают истину и отрекутся от своих воззрений.

 

212. Они могут спросить нас о смысле высказываний великого и могучего Аллаха «А ведь Аллах не желает притеснять рабов» [Сура «Гафир» («Прощающий»), аят 31] и «Аллах не желает притеснять [обитателей] миров». Сура «Аль ‘Имран» («Семейство ‘Имрана»), аят 108.

В ответ мы должны сказать, что эти откровения означают, что Аллах не поступает со своими рабами несправедливо. Аллах сказал, что не желает притеснять своих рабов, но Он не говорил, что не желает, чтобы рабы не притесняли друг друга. Аллах действительно не поступает со своими рабами несправедливо, однако Он позволяет одним рабам обижать других.

 

213. Они могут спросить нас о том, что тогда означает высказывание всевышнего Аллаха «В творении Милостивого ты не увидишь какой-либо несообразности». Сура «аль-Мульк» («Власть»), аят 3. И если неверие является несообразным и безрассудным поступком, может ли оно быть творением Аллаха?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны привести контекст этого высказывания великого и могучего Господа: «Он – тот, кто создал семь сводов небесных. В творении Милостивого ты не увидишь какой-либо несообразности. Обрати же свой взор, [чтобы убедиться,] видишь ли ты хоть какой-нибудь изъян. Потом обрати к ним свой взор вторично: опустится твой взор усталым, утомленным». Сура «аль-Мульк» («Власть»), аяты 3-4. Аллах имел в виду, что люди не смогут найти несообразности в небесах, потому что в этих аятах упоминаются небеса, а не неверие. Следовательно, доводы наших оппонентов являются несостоятельными, хвала же за это надлежит Господу миров!

 

214. Мы должны спросить их: “Считаете ли вы, что Аллах почтил Правдивейшего Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, особой милостью, которой изначально был лишен Абу Джахль?”

Если они не согласятся с этим, то солгут самым бессовестным образом. Если же они скажут: “Да”, – то фактически откажутся от своих воззрений, потому что они не считают, что Аллах изначально одаряет правоверных особой милостью, которой не удостаиваются неверующие.

 

215. Они могут сказать, что великий и могучий Аллах не творит ложь и напраслину, потому что священный Коран гласит: «Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну». Сура «Сад» («Сад»), аят 27.

В ответ мы должны сказать, что этим аятом великий и могучий Аллах опроверг слова язычников, которые считали сбор, воскрешение и будущую жизнь ложью. Всевышний поведал, что Он не сотворил вселенную ради забавы и что покорные рабы непременно получат вознаграждение, тогда как ослушники будут наказаны. Он также подчеркнул порочность воззрений многобожников, которые отрицали сбор, воскрешение, вознаграждение и наказание. Именно поэтому далее Он сказал: «Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от адского огня!» Сура «Сад» («Сад»), аят 27. А в следующем аяте Аллах объяснил смысл этих слов и сказал: «Неужели будут равны перед Нами те, кто уверовал и вершил добро, и те, кто бесчинствовал на земле? Неужели будут равны перед Нами богобоязненные и грешники?» Сура «Сад» («Сад»), аят 28. Это означает, что Аллах вначале умертвит всех людей, а затем воскресит их, и тогда богобоязненные рабы и грешники не окажутся на одной стезе.

 

216. Они могут спросить нас о высказывании великого и могучего Аллаха «Все благое, что постигает тебя, суть от Аллаха, а все скверное, что постигает тебя, суть от тебя самого». Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 79.

В ответ на это мы должны сказать, что иудеи, когда собирали богатый урожай, говорили: “Это – от Аллаха”. А когда начиналась засуха или их постигали неурожай и бедствия, они говорили Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха: “Это все – из-за тебя”. Тогда великий и могучий Аллах сказал: «Если им выпадает на долю что-либо благое, они говорят: “Это – от Аллаха”. Если же их постигает беда, то они говорят: “Это – из-за тебя”. Скажи: “Все – от Аллаха”. Что случилось с этими людьми? Они почти не понимают того, что им говорят. Все благое, что постигает тебя, суть от Аллаха, а все скверное, что постигает тебя, суть от тебя самого». Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 78-79. Наши оппоненты упомянули часть откровения и забыли про предыдущий аят, который тесно связан с последующим. В Коране нет противоречий. Не может быть, чтобы Аллах вначале сказал, что все – от Аллаха, а в следующем аяте опроверг это и сказал, что бедствия, которые выпадают на долю людей, отличаются от бедствий, которые выпадают на долю Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Из всего сказанного становится ясно, что этот аят не только не служит доводом в пользу наших оппонентов, но и опровергает их воззрения.

 

217. Они могут спросить нас о высказывании великого и могучего Аллаха: «Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне». Сура «аз-Зарийат» («Рассеивающие прах»), аят 56.

В ответ на этот вопрос мы должны сказать, что великий и могучий Аллах имел в виду только правоверных, а не неверующих. Аллах поведал о том, что многих людей Он сотворил для огненной преисподней. Он сосчитал их, записал их имена, а также имена их отцов и матерей, и они не были сотворены для поклонения Аллаху.

 

218. Вопрос о возложении обязанностей.

Мы должны спросить их: “Разве великий и могучий Аллах не вменил в обязанность неверующим прислушиваться к истине, принимать ее и верить в своего Господа?” Безусловно, они ответят: “Да”. Тогда мы должны напомнить им о том, что великий и могучий Аллах сказал: «Они не могли внимать [наставлениям] и не могли узреть [истину]». Сура «Худ» («Худ»), аят 20. Он также сказал: «В тот день Мы поставим прямо перед адом неверных, на глазах которых была пелена, из-за которой они не вспоминали Меня и не могли внимать [истине]». Сура «аль-Кахф» («Пещера»), аяты 100-101. И тем не менее Аллах обязал их внимать истине.

 

219. Мы должны спросить их о следующем высказывании великого и могучего Аллаха: «В тот день обнажится голень [Аллаха], и их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого». Сура «аль-Калам» («Письменная трость»), аят 42. Разве великий и могучий Аллах не велит неверующим пасть ниц в будущей жизни? Он действительно велит им сделать это, хотя в достоверном предании говорится, что хребты лицемеров будут подобны клинку меча, из-за чего они не смогут совершить земной поклон*. Все это означает, что если великий и могучий Аллах велит людям сделать что-либо, то совсем необязательно, чтобы Он одарил каждого из них способностью выполнить повеление. И это утверждение полностью разрушает воззрения кадаритов.

*[Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наш Господь обнажит свою голень, и тогда каждый верующий мужчина и каждая верующая женщина падут ниц перед Ним. А те, кто в мирской жизни падал ниц ради показухи и доброго имени, останутся стоять. Они попытаются совершить поклон, но их позвоночник превратится в один сплошной позвонок». Этот хадис передал аль-Бухари в главе о высказывании Всевышнего «В тот день обнажится голень» (68:42) раздела «Китаб ат-Тафсир» (4919)].

 

220. Вопрос о причинении боли детям.

Мы должны сказать им: “Разве великий и могучий Аллах не причиняет детям боль в мирской жизни? Некоторые дети, например, болеют проказой и теряют части рук и ног. Иные дети переносят другие страдания, и это является вполне допустимым явлением”.

Если они согласятся с нами, то мы должны сказать: “Если это справедливо, то почему вы не соглашаетесь с тем, что Аллах накажет их в будущей жизни и что это наказание также будет справедливым?”

Они могут сказать, что дети испытывают страдания для того, чтобы их родители извлекали из этого уроки. Тогда мы должны сказать: “Если Аллах причиняет детям страдания в мирской жизни для того, чтобы их родители извлекали из этого уроки, и такое отношение является справедливым, то почему мы не можем сказать, что в будущей жизни Аллах накажет детей неверующих для того, чтобы еще больше разгневать самих неверующих, и что такое отношение также будет справедливым?”

В одном из хадисов говорится: «В День воскресения для детей многобожников будет разожжен огонь, а затем им будет велено броситься в него. Кто из них бросится в него, попадет в рай. А кто не сделает этого, попадет в ад». [См. «Фатх аль-Бари», т. 3, стр. 246-251].

В другом хадисе, рассказанном от имени Пророка, мир ему и благословение Аллаха, говорится: «Если хочешь, то я позволю тебе услышать их стоны в аду».

 

[Этот хадис передал Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (т. 6, стр. 208), однако одним из его рассказчиков был вольноотпущенник Бахийи по имени Абу ‘Акиль, который считается слабым рассказчиком. Кроме того, личность самого Бахийи была неизвестна знатокам хадисов. Согласно наиболее достоверному мнению, дети многобожников будут прислуживать в раю, о чем упоминается в достоверном хадисе. См. книгу Насир ад-Дина аль-Албани «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (1468). См. также сноску 126, пункт 68 данной книги].

 

221. Мы должны напомнить им о словах всевышнего и всеблагого Аллаха: «Да отсохнут руки Абу Лахаба! Он уже сгинул. Не спасли его ни богатство, ни то, что он обрел. Он попадет в пламенный огонь». Сура «аль-Масад» («Пальмовые волокна»), аяты 1-3.

 

Аллах повелел ему уверовать, но наряду с этим поведал ему о том, что он никогда не уверует. Аллах говорил правду, когда сказал, что он никогда не уверует. И тем не менее Аллах повелел ему уверовать. Воистину, вера и знание о том, что человек никогда не уверует, несовместимы. Человек не в состоянии уверовать, зная о том, что он никогда не уверует. А это значит, что Аллах повелел Абу Лахабу сделать то, на что он не был способен, потому что Абу Лахаб должен был уверовать, зная о том, что ему никогда не удастся сделать это.

 

222. Мы должны спросить их: “Разве великий и могучий Аллах не приказывает уверовать людям, хотя заведомо зная о том, что некоторые из них не уверуют?”

Безусловно, они согласятся с этим. Тогда мы должны спросить их: “Если вы способны уверовать, можете ли вы не уверовать?” Если они скажут: “Нет”, – то согласятся с нами. Если же они скажут: “Да”, – то фактически осмелятся предположить, что рабы Аллаха способны покинуть пределы божественного знания. Воистину, великий и могучий Аллах бесконечно далек от этого!

 

223. Опровержение му‘тазилитских взглядов.

Мы должны сказать им: “Разве зороастрийцы не являются неверующими уже потому, что считают, что сатана способен творить зло, которое не способен сотворить Аллах?”

Они не могут не согласиться с этим. Тогда мы должны сказать: “Вы же считаете, что неверующие способны творить зло, которое не способен сотворить великий и могучий Аллах. Тем самым вы обошли зороастрийцев в своем заблуждении, потому что в добавок ко всему вы также верите, что сатана способен творить зло, которое не способен сотворить великий и могучий Аллах”. Это помогает нам понять, почему Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, кадариты являются зороастрийцами этой общины». [См. сноску 51. Пункт 12 данной книги].

Они действительно являются зороастрийцами мусульманской общины, потому что повторяют слова зороастрийцев.

 

224. Кадариты (от арабин “кадар”, букв. “мера; предпределение”) считают, что это название больше подходит нам, потому что мы верим в то, что великий и могучий Аллах предопределил зло и неверие. Они говорят, что кадаритами следует называть тех, кто верит в предопределение, а не тех, кто отрицает его.

В ответ на это мы должны сказать, что кадаритом называется тот, кто считает, что он самостоятельно предопределяет свою судьбу и свои деяния и не зависит от предопределения великого и могучего Аллаха. К такому выводу можно прийти после лексического анализа этого слова, потому что ювелиром называется тот, кто сам занимается ювелирными работами, а не тот, для кого изготовляют ювелирные изделия. И плотником называется тот, кто сам занимается этим ремеслом, а не тот, для кого изготавливают изделия. Кадариты считают, что они самостоятельно предопределяют свою судьбу и не зависят от предопределения Господа, и поэтому они заслуживают такого названия.

Что же до нас, то мы не являемся кадаритами, потому что считаем, что мы совершаем свои деяния по предопределению нашего великого и могучего Господа. Мы не говорим, что предопределяем свою судьбу, а говорим, что она предопределена для нас.

 

225. Мы должны сказать им: “Если всякий, кто верит в предопределение великого и могучего Аллаха, является кадаритом, то даже в этом случае вас можно назвать этими именем, потому что вы тоже веруете в то, что великий и могучий Аллах предопределил меру благодеяниям и управляет небесами и землей в соответствии со своим предопределением. Все это означает, что ваши доводы являются несостоятельными”.

 

226. Вопрос о запечатывании сердец.

Мы должны напомнить им о высказывании великого и могучего Аллаха «Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – завеса». Сура «аль-Бакара» («Корова»), аят 7. Он также сказал: «Кого Аллах желает вести прямым путем, тому Он расширяет грудь для принятия ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот поднимается на небо». Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 125.Пусть они скажут, считают ли они, что людей с запечатанными сердцами и ушами Аллах наставил на прямой путь и что Аллах расширил их грудь для принятия ислама?

Если они ответят: “Да”, – то это будет крайне противоречивое утверждение. Нам же останется спросить их, каким образом расширенная для принятия ислама грудь оказывается сжатой и запечатанной? Великий и могучий Аллах сказал: «Неужели они не размышляют о Коране? Или же на сердцах их затворы?» Сура «Мухаммад» («Мухаммад»), аят 24. Каким образом раскрытие груди совместимо с затворами, расширение со сжатием, а прямой путь с заблуждением? Если подобное возможно, то человек может одновременно исповедовать единобожие и отрицать существование Аллаха, что прямо противоположно единобожию. И если подобное возможно, то вера может быть совместима с неверием даже в душе одного и того же человека. Если же подобное недопустимо, то ваши доводы опять оказываются ошибочными.

Однако они могут сказать: “Нет, запечатанная, сжатая и заблудшая душа не может быть раскрыта для принятия веры”. Тогда мы должны сказать: “Таким же образом прямой путь несовместим с заблуждением, а это означает, что Аллах не раскрывает груди неверующих для принятия веры. Напротив, Аллах запечатывает и ожесточает их сердца и навешивает на них затворы, которые не позволяют истине проникнуть в них. Именно поэтому пророк Муса, мир ему и благословение Аллаха, обратился к своему Господу со словами: «Господь наш! Ты даровал Фараону и его знати в мирской жизни украшения и богатства. Господь наш! Они сбили других с Твоего пути. Господь наш! Уничтожь их богатство и ожесточи их сердца, чтобы они не могли уверовать, пока не увидят мучительные страдания». Сура «Йунус» («Йунус»), аят 88. А великий и могучий Аллах ответил им: «Услышана ваша молитва». Сура «Йунус» («Йунус»), аят 89. Великий и могучий Аллах также поведал о том, что неверующие говорят: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты зовешь, наши уши глухи к этому, а между нами и тобой – завеса». Сура «Фуссылат» («Разъяснены»), аят 5. Из всего этого следует, что великий и могучий Аллах покрыл их сердца покрывалом, повесил на них затворы, отвратил их от истины и запечатал их, а наряду с этим сжал их грудь, после чего повелел им уверовать, заведомо зная, что они никогда не уверуют. Фактически Аллах обязал их сделать то, что они были не способны сделать. Он сотворил в их сердцах отчуждение от веры, которое представляет собой не что иное, как неверие. И это значит, что именно Аллах сотворил неверие и грехи своих рабов”.

 

227. Мы должны напомнить им о том, что великий и могучий Аллах сказал своему Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Если бы Мы тебя не поддержали, ты готов был уже немного склониться на их сторону». Сура «аль-Исра» («Ночное путешествие»), аят 74. А говоря о пророке Йусуфе, мир ему и благословение Аллаха, всевышний Аллах сказал: «Она возжелала его, и он возжелал бы ее тоже, если бы не увидел прежде знамений своего Господа». Сура «Йусуф» («Йусуф»), аят 24.

Пусть они ответят нам: “Разве великий и могучий Аллах оказал неверующим такую же поддержку?” Если они скажут: “Нет”, – то фактически откажутся от своих воззрений. Если же они ответят утвердительно, то мы должны сказать им: “Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не склонился на сторону неверующих благодаря поддержке Аллаха, и это означает, что если бы Аллах оказал такую же поддержку неверующим, то они не обратились бы в неверие. Однако они не отреклись от неверия, из чего следует, что Аллах оказал своему Пророку, мир ему и благословение Аллаха, такую поддержку, которая не была оказана неверующим”.

 

228. Мы должны сказать им: “Представьте себе человека, который просит своего знакомого вернуть ему долг. Знакомый говорит ему, что вернет ему долг завтра, если на то будет воля Аллаха. Если он вернет долг, разве это не произойдет по воле Аллаха?”

Если они скажут: “Да”, – то мы должны спросить у них: “Если завтра этот человек не сможет вернуть долг, разве он нарушит обещание?” Конечно же, они согласятся с тем, что он не нарушит обещания*. Тогда мы должны сказать им: “Если бы Аллах пожелал, чтобы он вернул долг, а он не сделал этого, то он нарушил бы обещание. И если бы он пообещал вернуть деньги с наступлением рассвета и не сделал бы этого на рассвете, то он также нарушил бы обещание”.

 

*[В действительности, он нарушит обещание, потому что слова «если на то будет воля Аллаха» в данном случае подтверждают обещание, а не ставят его выполнение в зависимость от воли Аллаха. В противном же случае подобные обещания становятся бессмысленными].

 

229. Вопрос о предопределенных сроках.

Мы должны напомнить им о том, что великий и могучий Аллах сказал: «Когда наступает их срок, они не могут ни отсрочить его, ни приблизить». Сура «аль-А‘раф» («Ограды»), аят 34. Он также сказал: «Но никогда Аллах не даст отсрочки человеку, чей смертный час настал». Сура «аль-Мунафикун» («Лицемеры»), аят 11.Безусловно, они согласятся с этим.

Тогда мы должны спросить их: “Как вы думаете, если убийца несправедливо лишил человека жизни, убитый умер в соответствии с предопределенным сроком или вопреки установленному для него сроку?”

Если они скажут, что человек был убит в соответствии с предопределением, то признают истину и откажутся от кадаритских воззрений. Если же они скажут, что он был убит вопреки установленному для него сроку, то мы должны спросить у них: “Когда же должен был закончиться жизненный срок убитого?”

Они могут сказать, что об этом сроке было известно только одному Аллаху. В ответ на это мы должны сказать: “Представим себе, что если бы человек не был убит, то он мог бы жениться на женщине. В таком случае Аллах должен считать эту женщину женой этого человека, даже если он не дожил до женитьбы на ней. С другой стороны, если бы этот человек не был убит, то он мог бы стать неверным. И в таком случае Аллах должен считать его неверным, даже если он не успел обратиться в неверие”.

Безусловно, они не согласятся с этим. Следовательно, срок, до которого не дожил убитый человек, не может быть предопределенным для него сроком. И обратные утверждения не имеют никакой связи с высказыванием великого и могучего Аллаха «Когда наступает их срок, они не могут ни отсрочить его, ни приблизить». Сура «аль-А‘раф» («Ограды»), аят 34.

 

230. Мы должны сказать им: “Если вы считаете, что убийца мог оставить убитого в живых и тем самым продлить ему жизнь, то получается, что убийца способен укоротить отведенный для человека жизненный срок или продлить ему жизнь до наступления установленного для него часа. Из ваших слов получается, что люди способны укорачивать или продлевать жизнь рабам Аллаха, а также решать, жить им до наступления установленного для них часа или расставаться с жизнью. Воистину, это противоречит религии”.

 

231. Вопрос о мирском уделе.

Мы должны сказать им: “Как вы думаете, если человек насильно присваивает чужое имущество и пожирает его запрещенным образом, является ли это имущество ниспосланным Аллахом уделом?”

Если они скажут: “Да”, – то фактически откажутся от кадаристких воззрений. Если же они скажут: “Нет”, – то мы должны сказать: “Получается, что человек, который всю свою жизнь питался только тем, что было заработано запрещенным образом, вообще не кормился от удела Аллаха”.

Мы также должны сказать им: “А если этот человек из заработанного нечестным путем имущества кормит других людей, то получается, что их кормильцем является не Аллах, а несправедливый человек”.

Настаивая на своих воззрениях, они фактически признают существование двух кормильцев, один из которых ниспосылает благой удел, тогда как второй кормит людей запрещенными благами. Что же касается людей, которые питаются этими запрещенными благами, то получается, что их тела и кости формируются не из ниспосланных Аллахом благ.

Если человек утверждает, что Аллах не кормит людей запрещенными благами, то получается, что этими благами их кормит кто-то другой. Получается, что их тела формируются, а кости крепнут, но все это происходит без участия великого и могучего Аллаха, потому что эти люди питаются благами, заработанными нечестным путем. Эти воззрения являются великим неверием, и выводят из лона ислама тех, кто разделяет их.

 

232. Мы должны спросить их, почему они не соглашаются с тем, что именно Аллах ниспосылает людям блага, заработанные нечестным путем?

Они могут сказать, что если Аллах ниспосылает людям запрещенные блага, то получается, что Он отдает им во владение запрещенное имущество. Тогда мы должны спросить их: “Кто ниспосылает пропитание ребенку, который питается молоком матери, и животному, которое пасется на пастбище?” Они ответят: “Аллах”. Тогда мы должны спросить их: “Разве Аллах отдает им это пропитание во владение? И вообще, разве животные обладают имуществом?” Конечно же, они ответят отрицательно, и тогда мы должны сказать: “Почему же вы считаете, что если Аллах ниспосылает запрещенные блага, то Он отдает людям во владение запрещенное имущество? Очень часто Аллах ниспосылает блага своим творениям, но не отдает их во владение”.

Мы также должны спросить их: “Разве Аллах не наделил своих рабов способностью совершать запрещенное, даже если Он не отдает им запрещенные блага во владение?” Безусловно, они согласятся с этим, и тогда мы должны сказать: “Почему же вы не соглашаетесь с тем. что Аллах ниспосылает своим рабам запрещенные блага, даже если Он не отдает их им во владение?”

 

233. Мы должны сказать им: “Если правоверные становятся на прямой путь благодаря поддержке Аллаха, то почему вы не соглашаетесь с тем, что неверующие встают на путь неверия, потому что Аллах лишает их своей поддержки? Если вы полагаете, что Аллах наставляет на прямой путь даже неверующих, то скажите прямо, что Аллах оберегает неверующих от неверия. Но как может Аллах оберегать их от неверия, если они исповедуют его? Вам остается признать, что Аллах действительно оставляет неверующих без своей поддержки. А разве подобное забвение в сущности не является неверием, которое Аллах создает в своих творениях?”

Если они согласятся с этим, то согласятся с нашей позицией. Если же они скажут: “Нет”, – то мы должны спросить их: “Как можно назвать то, что Аллах оставляет неверующих без своей поддержки?” Они могут сказать, что это означает, что Аллах оставляет неверующих один на один с неверием. Тогда мы должны спросить их: “Разве вы не говорите, что правоверные по воле великого и могучего Аллаха также остаются один на один с неверием?” Они ответят: “Да, говорим”. Тогда мы должны сказать: “Если Аллах, лишая людей своей поддержки, оставляет их один на один с неверием, и если правоверные также остаются один на один с неверием, то получается, что Аллах лишает правоверных своей поддержки”. Воистину, подобные утверждения являются вероотступничеством, и поэтому нашим оппонентам не остается ничего, кроме как согласиться с тем, что лишение Божьей поддержки является неверием, которое Аллах создает в своих рабах. А признав это, они откажутся от кадаристких воззрений.

 

234. Кадариты могут спросить нас: “Разве не может случиться так, что раб Божий окажется между милостью, за которую он должен благодарить Аллаха, и между несчастьем, которое он должен терпеливо сносить?”

В ответ мы должны сказать, что рабы Аллаха постоянно сталкиваются с милостями и несчастьями. Каждая милость обязывает раба благодарить за нее Аллаха. Что же касается несчастий, то они бывают двух видов. К первому виду относятся болезни, недуги и другие несчастья, которые человек обязан терпеливо сносить. А ко второму виду относятся грехи, неверие и другие несчастья, в которых человек обязан каяться.

 

235. Они могут спросить нас: “Что лучше: добро или тот, кто одаряет добром?” В ответ мы должны сказать, что тот, кто одаряет добром, лучше самого добра. Тогда они могут спросить: “А что хуже: зло или тот, кто ниспосылает зло?” Тогда мы должны сказать: “Если зло причиняется несправедливо, то оно исходит от злого существа. Однако великий и могучий Аллах творит зло и поступает при этом справедливо. Что же касается ваших выводов, то они являются ошибочными, потому что ущербны ваши основные принципы. Утверждения о том, что зло исходит только от еще большего зла, неприемлемы к тому злу, которое сотворено Аллахом. Достаточно сказать, что великий и могучий Аллах сотворил Иблиса, который представляет собой зло и наряду с этим порождает зло. Аллах действительно сотворил сущее зло. Что же касается вашей религии, то она порочна и ущербна”.

 

236. Мы должны спросить му‘тазилитов: “Разве великий и могучий Аллах не сказал: «Алиф. Лам. Мим. Это писание, в котором нет сомнения, – руководство для богобоязненных»? Сура «аль-Бакара» («Корова»), аяты 1-2. Разве Коран не является руководством для богобоязненных?” Безусловно, они ответят утвердительно.

Тогда мы должны спросить их: “Разве, говоря о Коране, великий и могучий Аллах не сказал: «Он ведет по прямому пути и исцеляет тех, кто уверовал. А те, которые не веруют, слепы [к нему], и их уши глухи [к нему], словно к ним взывают издалека»? Сура «Фуссылат» («Разъяснены»), аят 44. Разве не Аллах поведал о том, что неверующие слепы к Корану?” Конечно же, они опять ответят утвердительно.

Тогда мы должны спросить их: “Означает ли это высказывание великого и могучего Аллаха, что верующие, для которых Коран является верным руководством, слепы к Корану?” Они непременно ответят: “Нет”.

Вот тогда мы должны сказать: “Если верующие, для которых Коран является верным руководством, не могут быть слепы к писанию, то для неверующих, которые действительно слепы к нему, Коран не может быть верным руководством”.

 

237. Мы должны спросить их: “Разве великий и могучий Аллах не сказал: «Многих Он вводит ею в заблуждение, а многих ведет прямым путем»? Сура «аль-Бакара» («Корова»), аят 26. Разве эти слова не означают, что Аллах не вводит в заблуждение всех людей? Если бы Аллах хотел сказать, что Он вводит в заблуждение всех людей, то Он не поведал бы о том, что вводит в заблуждение многих. Следовательно, Аллах не вводит в заблуждение абсолютно всех”. Безусловно, они согласятся с нами.

Тогда мы должны сказать: “Почему же вы не соглашаетесь с тем, что Всевышний не наставляет на прямой путь абсолютно всех людей. Если бы Аллах хотел сказать, что Он наставляет на прямой путь всех людей, то Он не сказал бы, что наставляет на прямой путь многих. Однако аят звучит именно так, и поэтому нам становится ясно, что Аллах не наставляет на прямой путь абсолютно всех. И это утверждение разрушает представления наших оппонентов о том, что Аллах наставляет на прямой путь абсолютно все свои творения”.

 

238. Мы должны сказать им: “Вы считаете, что если Аллах призывает неверующих уверовать, то это можно расценивать как наставление на прямой путь неверующих, которые отвергают повеления Аллаха. Почему же вы не говорите, что призыв Аллаха уверовать не приносит им пользу и не исправляет их деяния? Почему вы не говорите, что неверующие обезопашены от неверия, хотя и не следуют прямым путем? Наставление неверующих на прямой путь подразумевает, что Аллах исправляет их деяния, обезопашивает их от неверия и помогает им уверовать, несмотря на то, что они являются неверующими. Воистину, подобное невозможно, потому что Аллах лишает неверующих своей поддержки. Каким же образом Аллах помогает неверующим уверовать, если Он оставляет их без своей поддержки? И если вы настаиваете на том, что Аллах помогает неверующим уверовать, то почему вы не говорите, что неверующий может оказаться верующим? Если же вы считаете подобное невозможным, то почему вы настаиваете на собственных утверждениях?”

 

239. Вопрос о заблуждении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.08 с.)