Разъяснение воззрений приверженцев истины и Сунны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разъяснение воззрений приверженцев истины и Сунны.



23. Кто-то может сказать: “Вы отвергаете воззрения му‘тазилитов, джахмитов, харуритов, рафидитов и мурджиитов. Расскажите же нам о воззрениях, которых вы придерживаетесь, и вероубеждениях, которые вы исповедуете”.

 

24. В ответ мы скажем, что воззрения, которых мы придерживаемся, и вероубеждения, которые мы исповедуем, сводятся к неукоснительному следованию писанию нашего великого и могучего Господа и Сунне нашего Пророка, мир ему, и дороге сподвижников, их последователей и знатоков хадисов. Мы придерживаемся этих взглядов и говорим то, что говорил Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль, да осветит Аллах его лик и да приумножит его вознаграждение. Мы также сторонимся тех, кто оспаривает его взгляды, потому что он был праведным имамом и безупречным старейшиной, посредством которого Аллах разъяснил истину и уничтожил заблуждение, осветил прямой путь и сокрушил ошибочные воззрения еретиков, заблудших и сомневающихся. Да смилостивится Аллах над этим выдающимся, уважаемым, почитаемым и славным имамом!

 

25. Мы веруем в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и во все, что они принесли от Аллаха и что пересказывали заслуживающие доверия люди со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Мы веруем в это и не отвергаем ни одно из таких преданий. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 403].

Мы веруем в то, что великий и могучий Аллах является единственным Богом, кроме которого нет иного божества. Аллах – единственный Бог, который ни от кого не зависит и не имеет ни супруги, ни детей. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 15-42].

Мы веруем в то, что Мухаммад является Его рабом и Посланником, отправленным с верным руководством и религией истины. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 110-135].

 

26. Мы веруем в то, что рай и ад являются истиной. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 484-499]. Мы веруем в то, что Судный час непременно настанет, и в этом нет ни малейшего сомнения. И тогда Аллах воскресит тех, кто покоится в могилах. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 463-484].

 

27. Мы веруем в то, что Аллах вознесся на небесный трон. Он сказал: «Он – Милостивый, который вознесся на трон». Сура «Та Ха» («Та Ха»), аят 5.

 

28. Мы веруем в то, что у Аллаха есть лик, которому мы не придаем форму. Он сказал: «Вечен лишь лик Господа твоего, преславный и благородный». Сура «ар-Рахман» («Милостивый»), аят 27.

 

29. Мы веруем в то, что у Аллаха есть две руки, которым мы не придаем форму. Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил своими обеими руками?» Сура «Сад» («Сад»), аят 75. Он также сказал: «Обе руки Его простерты». Сура «аль-Маида» («Трапеза»), аят 64.

 

30. Мы веруем в то, что у Аллах есть два глаза, которым мы не придаем форму. Он сказал: «Он поплыл под Нашим присмотром в воздаяние тому, кого отвергли». Сура «аль-Камар» («Месяц»), аят 14.

 

31. Мы веруем в то, что только заблудший человек полагает, что имена Аллаха относятся к другим существам. См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 80-81.

32. Мы веруем в то, что Аллах обладает знанием. Он сказал: «Но Аллах свидетельствует, что ниспосланное тебе Он ниспослал по своему знанию». Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 166. Он также сказал: «Самка может зачать или разрешиться от бремени только с Его ведома». Сура «Фатыр» («Создатель»), аят 11.

 

33. Мы веруем в то, что Аллах обладает силой и мощью. Он сказал: «Неужели они не видели, что сотворивший их Аллах превосходит их мощью?» Сура «Разъяснены» («Фуссылат»), аят 15.

 

34. Мы веруем в слух и зрение Аллаха и не отрицаем этих качеств, в отличие от му‘тазилитов, джахмитов и хариджитов.

 

35. Мы веруем в то, что речь Аллаха не является творением, и стоит Аллаху сказать: “Будь!” – как творение возникает. Он сказал: «Когда Мы желаем чего-нибудь, то стоит Нам сказать: “Будь!” – как желаемое сбывается». Сура «ан-Нахль» («Пчелы»), аят 40.

 

[Ибн Абу аль-‘Изз аль-Ханафи в своей книге «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа» (стр. 149-150), изданной под редакцией Башира Мухаммада аль-‘Уйуна, писал: «Слова Аллаха хранятся в сердцах, произносятся устами и записываются в свитках. Абу Ханифа, да смилостивится над ним всевышний Аллах, в книге «аль-Фикх аль-Акбар» отметил, что все это происходит в действительности. Если говорят, что слова Аллаха записаны в свитке, то понимать это следует в прямом смысле. И если говорят, что слова Аллаха записаны чернилами, то понимать это также необходимо в прямом смысле. Мы говорим, что свиток написан чернилами. Это выражение отличается по смыслу от высказываний о том, что в свитке написано о небесах и земле, о Мухаммаде и ‘Исе. Эти выражения в свою очередь отличаются по смыслу от высказывания о том, что свиток написан рукой такого-то писца. Эти три выражения имеют совершенно различное значение и отличаются по смыслу от высказываний о том, что в свитке записаны слова Аллаха. И только заблудший человек, который не нашел прямого пути, не обращает внимания на различия между значениями этих высказываний. Такая же разница существует между чтением Корана, которое относится к человеческим деяниям, и самими кораническими аятами, которые являются слова Создателя. Если человек не видит разницу между этими понятиями, то он является заблудшим. Если мы прочтем слова «Все, кроме Аллаха, является ложью», написанные на листе бумаги почерком известного каллиграфа, то можем сказать, что эти слова действительно являются словами арабского поэта Лубейда и действительно написаны рукой известного каллиграфа. Это действительно будет правдой, и рассказ об этом действительно будет правдивым. Но ни одна из перечисленных нами действительностей не похожа на другую»].

 

36. Мы веруем в то, что любое добро и зло происходит на земле только с позволения Аллаха. Все события происходят по воле великого и могучего Аллаха и что человек не способен совершить нечто раньше, чем это будет совершено Аллахом, как и не способен обойтись без Аллаха или оказаться вне божественного знания. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 93-98].

 

37. Мы веруем в то, что Аллах является единственным Творцом, и только Он творит и предопределяет деяния своих рабов. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 72-73, 87-92]. Он сказал: «Аллах сотворил и вас, и то, что вы делаете». Сура «ас-Саффат» («Выстроившиеся в ряды»), аят 96. А рабы Аллаха не способны творить, хотя сами были сотворены. Аллах сказал: «Есть ли другой творец, кроме Аллаха, который давал бы вам пропитание с неба и земли?» Сура «Фатыр» («Создатель»), аят 3. Он также сказал: «Идолы, которым они поклоняются вместо Аллаха, не могут ничего сотворить, хотя сами были сотворены». Сура «ан-Нахль» («Пчелы»), аят 20. Он также сказал: «Разве тот, кто творит, равен тому, кто не творит?» Сура «ан-Нахль» («Пчелы»), аят 17. Он также сказал: «Неужели они появились на свет сами по себе? А может быть, они и есть творцы?» Сура «ат-Тур» («Гора»), аят 35. Подобных аятов в писании Аллаха много.

 

38. Мы веруем в то, что Аллах вдохновил правоверных на повиновение, смилостивился над ними, позаботился о них, сделал их праведными и наставил их на прямой путь. Что же касается неверных, то Аллах ввел их в заблуждение и не повел их прямым путем. Он не проявил к ним милости в этом отношении в отличие от того, что полагают заблудшие и несправедливые люди. А если бы Аллах смилостивился над ними, то они стали бы праведниками, и если бы Аллах наставил их на прямой путь, то они последовали бы прямым путем. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 247-250]. Всевышний и всеблагой Аллах сказал: «Тот, кого Аллах наставляет на прямой путь, идет прямым путем. Те же, кого Аллах сбивает с пути, оказываются в убытке». Сура «аль-А‘раф» («Ограды»), аят 178.

Мы веруем в то, что Аллах может сделать неверующих уверовавшими праведниками и смилостивиться над ними, однако на основании своего божественного знания Он пожелал, чтобы они оставались неверными, оставил их без своей помощи и запечатал их сердца. [Аль-Хасан аль-Басри написал послание к жителям Басры, которые отрицали свободу воли. Оно гласило: «Кто не верит в предопределение и предустановление Аллаха является неверующим. И кто сваливает вину за совершенный грех на своего Господа, является неверующим. Никто не повинуется Аллаху вопреки Его воле, и никто не ослушается Аллаха вопреки Его воле, потому что Он является властным Правителем своего царствия и способен вмешиваться в деяния своих творений. Если они совершают благодеяния, то Он не мешает им. Если же они совершают грехи, то Он может помешать им, если пожелает. Но даже если они не совершат греха, это не происходит по принуждению Аллаха, потому что если бы Аллах принуждал свои творения к повиновению и покорности, они не заслужили бы вознаграждения, а если бы Он принуждал их к неповиновению, то они не заслужили бы наказания. А если бы Он предоставил их самим себе, то это стало бы недостатком Его власти и могущества. И поэтому творения зависят от воли Аллаха, которую они не способны постичь, и если они повинуются Ему, то это происходит по Его милости к ним. Если же они ослушаются Его, то это становится доводом против них». См. книгу Мухаммада Абу Зухры «Абу Ханифа», стр. 158].

 

39. Мы веруем в то, что добро и зло происходят в соответствии с предопределением и предустановлением Аллаха. Мы веруем в предопределение Аллаха, которое объемлет все доброе и злое, радостное и печальное. Мы также знаем, что если несчастье миновало нас, то оно не могло причинить нам зла, если же оно постигло нас, то оно не могло обойти нас стороной.*

Мы веруем в то, что рабы Аллаха не способны принести себе ни добра, ни зла, если только этого не пожелает Аллах. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 105-108, 248-290]. Великий и могучий Аллах сказал: «Скажи: “Не в моей власти принести себе пользу или вред, если того не захочет Аллах”». Сура «аль-А‘раф» («Ограды»), аят 188.

 

*[Ат-Тирмизи в 260-й главе раздела «Китаб Сифат аль-Кийама» (2518), Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (стр. 293, 303, 307) и Убейй ас-Сунни (425) передали хадис Ибн ‘Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом, который рассказывал, что однажды, когда он сидел позади Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он сказал ему: «Сынок! Я научу тебя нескольким словам. Помни об Аллахе, и Он защитит тебя. Помни об Аллахе, и Он окажется перед тобой. Если просишь, то проси у Аллаха, а если взываешь о помощи, то взывай к Аллаху. Знай, что если весь народ соберется, чтобы помочь тебе, они помогут тебе только тем, что Аллах уже предписал для тебя. И если они соберутся, чтобы навредить тебе, то они навредят тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. Письменные трости уже оторваны [от бумаги], и страницы уже высохли». Этот хадис является достоверным, а комментарии к нему можно прочесть в статье «Нур аль-Иктибас фи Шарх Васийат Ибн ‘Аббас» имама Ибн Раджаба аль-Ханбали, да смилостивится над ним всевышний Аллах].

 

40. Мы прибегаем к покровительству Аллаха и свидетельствуем, что нуждаемся в Нем каждое мгновение.

 

41. Мы считаем, что речь Аллаха не сотворена и что всякий, кто называет Коран творением, является неверующим.

 

42. Мы веруем в то, что люди смогут увидеть всевышнего Аллаха в будущей жизни, подобно тому, как можно увидеть луну в ночь полнолуния. Но видеть Аллаха будут только правоверные, о чем сообщается в хадисах Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 163-181, 145-204].

Мы говорим, что правоверные будут лицезреть Аллаха в раю, в то время как неверующие будут отделены от великого и могучего Аллаха. Он сказал: «Воистину, в тот день они будут отделены от своего Господа». Сура «аль-Мутаффифин» («Обвешивающие»), аят 15.

Мы веруем, что Муса, мир ему и благословение Аллаха, попросил у великого и могучего Аллаха позволения увидеть Его в мирской жизни. Аллах явил себя горе, которая после этого разрушилась, и тогда Мусе стало ясно, что он не сможет увидеть Аллаха в мирской жизни.

 

43. Мы не обвиняем в неверии мусульман за прелюбодеяние, воровство, употребление вина и другие подобные грехи, и не уподобляемся хариджитам, которые считают таких грешников неверующими.

Мы считаем, что всякий, кто прелюбодействует, ворует или совершает другие подобные грехи, является неверующим в том случае, если он считает эти деяния дозволенными и отказывается признать их запрещенными.

Мы считаем, что ислам является более широким понятием, чем вера, и поэтому не каждый обратившийся в ислам является уверовавшим. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 238-350].

 

44. Мы верим в то, что души рабов находятся между двумя из пальцев великого и могучего Аллаха, который ворочает ими.*

Мы верим в то, что великий и могучий Аллах положит небеса на одним из своих пальцев, а земли – на другой, о чем сообщается в хадисе Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.** При этом мы не придаем пальцам Аллаха форму.

 

*[Хадис по этому поводу передали Муслим в главе о том, что Аллах правит душами рабов по собственному усмотрению, раздела «Китаб аль-Кадар» (2654) и Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (т. 2, стр. 168, 173) со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет Аллах доволен им и его отцом. Похожие хадисы также передают со слов Анаса ибн Малика, ан-Навваса ибн Сам‘ана и ‘Аиши, да будет доволен ими Аллах].

 

**[‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды к Посланнику Аллаха пришел один из иудейских ученых и сказал: «О Мухаммад! Мы считаем, что Аллах разместит небеса на одном пальце, земли – на другом, деревья – на третьем, воды и богатства – на четвертом, а все остальные творения – на шестом, и скажет: «Я есть Царь». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, широко рассмеялся, соглашаясь со словами ученого, а затем прочитал аят: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней в руке Его, а небеса будут свернуты Его десницей. Пречист Он и превыше того, чтобы признавали [иных] равными Ему» (39:67). Этот хадис передали аль-Бухари в главе о высказывании всевышнего Аллаха «Не ценили они Аллаха должным образом» (39:67) раздела «Китаб ат-Тафсир» (4811), (7471), (7513), а также Муслим в главе о воскрешении, рае и аде раздела «Китаб Сифат аль-Мунафикин» (2786), ат-Тирмизи в главе о суре «аз-Зумар» раздела «Китаб ат-Тафсир» (3236), (3238) и Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (т. 1, стр. 457)].

 

45. Мы не называем конкретных людей, которые уверовали и исповедуют единобожие, обитателями рая или ада*, если только сам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не назвал их обитателями рая. Мы надеемся, что грешники смогут попасть в рай, и опасаемся того, что они будут наказаны в аду.

*[См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 424-425].

 

46. Мы считаем, что после того, как люди окажутся в огне, великий и могучий Аллах выведет оттуда некоторых из них благодаря заступничеству Посланника, мир ему и благословение Аллаха, о чем сообщается в хадисах Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

 

[Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды они были приглашены в гости вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Ему подали ногу, и она понравилась ему. Он попробовал ее и сказал: «Я буду господином людей в День воскресения. Знаете ли вы, как это будет? Аллах соберет на одной возвышенности первые и последующие поколения людей. Каждый сможет увидеть их, и они будут слышать голос глашатая. Солнце приблизится к ним, и тогда скорбь и печаль людей станут такими, что люди не смогут больше терпеть и выносить этого. Они скажут: «Разве вы не видите, что с вами происходит, до какой степени дошло дело? Не поискать ли вам того, кто заступится за вас перед Господом вашим?» Тогда одни люди скажут другим: «Адам – ваш отец». Они придут к нему и скажут: «О Адам! Ты – прародитель рода человеческого. Аллах сотворил тебя своей рукой и вдохнул в тебя свой дух. Он приказал ангелам, и они поклонились тебе. Он поселил тебя в раю. Не заступишься ли ты за нас перед Господом твоим? Разве ты не видишь, что с нами происходит, до какой степени дошло дело?» Он скажет: «Воистину, мой Господь разгневался так, как не гневался до этого и как не будет гневаться после этого. Он запретил мне подходить к дереву, а я ослушался. О моя душа! О моя душа! О моя душа! Ступайте к другому! Ступайте к Нуху!» Они пойдут к Нуху и скажут: «О Нух! Ты – первый посланник к обитателям земли. Аллах назвал тебя благодарным рабом. Разве ты не видишь, что с нами происходит, до какой степени дошло дело? Не заступишься ли ты за нас пред Господом твоим?» Он скажет: «Воистину, сегодня мой Господь разгневался так, как не гневался до этого и как не будет гневаться после этого. У меня была возможность обратиться с мольбой, и я проклял свой народ. О моя душа! О моя душа! О моя душа! Ступайте к другому! Ступайте к Ибрахиму!» Они пойдут к Ибрахиму и скажут: «О Ибрахим! Ты – пророк Аллаха и Его возлюбленный среди обитателей земли. Заступись за нас перед Господом твоим! Разве ты не видишь, что с нами происходит?» Он скажет им: «Воистину, сегодня Господь мой разгневался так, как не гневался до этого и как не будет гневаться после этого. А я трижды солгал. О моя душа! О моя душа! О моя душа! Ступайте к другому! Ступайте к Мусе!» Они пойдут к Мусе и скажут: «О Муса! Ты – посланник Аллаха. Аллах почтил тебя своим посланием и беседой с тобой и возвысил тебя над остальными людьми. Заступись же за нас перед Господом твоим! Разве ты не видишь, что с нами происходит?» Он скажет: «Воистину, сегодня мой Господь разгневался так, как не гневался до этого и как не будет гневаться после этого. Я же убил человека, которого мне не было велено убивать. О моя душа! О моя душа! О моя душа! Ступайте к другому! Ступайте к ‘Исе!» Они пойдут к ‘Исе и скажут: «О ‘Иса! Ты – посланник Аллаха и слово Его, которое он ниспослал Марйам. Ты – дух от Аллаха. Ты говорил с людьми в колыбели. Заступись за нас перед Господом твоим! Разве ты не видишь, что с нами происходит?» ‘Иса скажет: «Воистину, сегодня мой Господь гневается так, как не гневался до этого и как не будет гневаться после этого. О себе, о себе, о себе я думаю! Ступайте к другому! Ступайте к Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха!» При этом он не упомянет ни одного своего прегрешения».

В другой версии хадиса также говорится: «Они придут ко мне и скажут: «О Мухаммад! Ты – Посланник Аллаха и последний из пророков. Аллах простил тебе прежние и будущие прегрешения. Заступись за нас перед Господом твоим! Разве ты не видишь, что с нами происходит?» Я отойду от них и приближусь к основанию трона, где паду ниц перед моим Господом. Затем Аллах научит меня словам восхваления и возвеличивания, которым Он не обучал никого прежде. Затем будет сказано: «О Мухаммад! Подними голову! Проси, и ты получишь желаемое. Заступайся, и твое заступничество будет принято». Я подниму голову и скажу: «Господи, мои последователи! Господи, мои последователи!» Тогда будет сказано: «О Мухаммад! Введи тех из своих последователей, которым не будет предъявлен счет, через правые врата рая! А остальные войдут в рай вместе с другими людьми через остальные врата»». Затем он сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа! Расстояние между двумя створками райских врат равно расстоянию между Меккой и Хаджаром или расстоянию между Меккой и Бусрой».

Этот хадис передали аль-Бухари в главе о высказывании великого и могучего Аллаха «Мы отправили Нуха к его народу» (7:59) раздела «Китаб аль-Анбийа» (3340), в главе о высказывании всевышнего Аллаха «О потомки тех, кого мы спасли вместе с Нухом!» (17:3) раздела «Китаб ат-Тафсир» (4869), а также Муслим в главе о самом скромном обитателе рая раздела «Китаб аль-Иман» (194), Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (т. 2, стр. 540) и ат-Тирмизи в главе о заступничестве раздела «Китаб Сифат аль-Кийама» (2436) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах. Похожий хадис также передали аль-Бухари в разделах «Китаб ат-Тафсир» (4476), «Китаб ар-Рикак» (6565) и «Китаб ат-Таухид» (7410), а также Муслим (193), Ибн Маджа в главе о заступничестве раздела «Китаб аз-Зухд» (4312) и Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (т. 3, стр. 116, 244) со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах].

 

47. Мы верим в наказание в могиле и водоем. Мы считаем истиной весы, мост и воскрешение после смерти. Мы верим в то, что великий и могучий Аллах задержит людей на ристалище и потребует отчета у правоверных. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 220-253, 451-463].

 

48. Мы считаем, что вера складывается из слов и поступков и может усиливаться и слабеть. Мы принимаем все достоверные хадисы, рассказанные заслуживающими доверия рассказчиками от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

 

49. Мы любим наших праведных предков, которых великий и могучий Аллах избрал сподвижниками для своего Пророка, мир ему. Мы хвалим их так, как их восхвалил Аллах, и почитаем каждого из них. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 433-434, 545-552].

 

50. Мы считаем, что самым лучшим человеком после Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был Правдивейший Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.

Аллах помог ему сделать ислам могущественным и одарил его победой над вероотступниками. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, назначил его руководить намазом*, а мусульмане назначили его руководить государством и все без исключения называли его халифом (букв. “заместитель”) Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Самым лучшим после него мы считаем ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ла будет доволен им Аллах.

Самым лучшим после него мы считаем ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах. Что же касается его убийц, то они совершили несправедливый и злобный поступок.

Самым лучшим после него мы считаем ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.

Эти люди были правителями после Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и считаются его халифами.

 

*[Имеются в виду следующие слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Велите Абу Бакру руководить групповым намазом». Этот хадис передали аль-Бухари в главе о преимущественном праве богословов и добропорядочных людей руководить групповым намазом раздела «Китаб аль-Азан» (678), в главе о высказывании всевышнего Аллаха «Воистину, в Йусуфе и его братьях были знамения для тех, кто спрашивает» (12:7) раздела «Китаб аль-Анбийа» (3385), а также Муслим в главе о назначении заместителя в случае болезни или отъездки имама или по другой уважительной причине раздела «Китаб ас-Салат» (420) со слов Абу мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах. Похожие хадисы также переданы со слов ‘Аиши и Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах].

 

51. Мы считаем, что десять сподвижников, имена которых упомянул Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, будут обитателями рая.*

Мы также почитаем всех остальных сподвижников и воздерживаемся от обсуждения возникших между ними разногласий. Мы считаем, что четыре первых правителя были праведными халифами и указывали людям на прямой путь и что все остальные люди не смогут сравняться с ними в благочестии.

 

*[Передают, что Са‘ид ибн Зейд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я свидетельствую, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Десять человек попадут в рай. Пророк попадет в рай. Абу Бакр попадет в рай. ‘Умар попадет в рай. ‘Усман попадет в рай. ‘Али попадет в рай. Тальха попадет в рай. Аз-Зубейр попадет в рай. Са‘д ибн Малик попадет в рай. ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф попадет в рай». Если хочешь, я назову десятого». Люди спросили: «Кто же это?» Он сказал: «Са‘ид ибн Зейд. Поступок каждого из них, от которого изменилось лицо Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, превосходит деяния каждого из вас, даже если вы проживете столько, сколько прожил Нух». Этот достоверный хадис передали Абу Давуд в главе о халифах раздела «Китаб ас-Сунна» (4649), (4650), ат-Тирмизи (3749), (3758) и Ибн Маджа (134). См. также «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 571-577].

 

52. Мы считаем правдивыми все предания, достоверность которых доказана знатоками хадисов, в которых сообщается, что великий и могучий Господь нисходит на ближайшее небо и говорит: “Есть ли молящиеся? Есть ли просящие прощения?” [См. сноску 61. Пункт 21 данной книги]. Мы также считаем правдивыми все остальные предания, достоверность которых доказана, и не уподобляемся заблудшим.

 

53. При любых разногласиях мы обращаемся к писанию нашего Господа, Сунне нашего Посланника, единому мнению мусульман и другим утверждениям такого рода. [Имеется в виду аналогия. О юридической силе этой богословской категории упоминается в книге «ар-Рисаля» имама аш-Шафи‘и, изданной под редакцией Ахмада Мухаммада Шакир].

Мы не приносим в религию Аллаха новшеств, на которые не имеем дозволения*, и не говорим об Аллахе то, о чем не имеем знаний.

 

*[Ибн Абу аль-‘Изз аль-Ханафи в своей книге «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа» (стр. 392) писал: «Последователи каждого еретического толка сопоставляют свою ересь и воззрения, которые они считают логичными, со священными текстами. Если они совпадают, то они называют эти священные тексты ясными и опираются на них. Если же они не совпадают, то они называют их иносказательными. В этом случае они либо отвергают эти тексты, либо искажают их смысл, называя подобные искажения толкованием». Что же касается богословов религиозно-философского направления, то они просто игнорируют священные тексты, оправдывая такой подход тем, что эти доказательства передаются из уст в уста, в то время как они предпочитают опираться на логические доводы. По их мнению, священные тексты являются ничтожными по сравнению с логикой. Об опасности еретических взглядов говорится в книгах «аль-Хавадис и аль-Бидаъ» шейха ат-Тартуши и «аль-Ба‘ис ‘аля Инкар аль-Бидаъ ва аль-Хавадис» шейха Абу Шамы, изданные под редакцией Башира Мухаммада ‘Уйуна в издательстве «Дар аль-Байан» в Дамаске].

 

54. Мы говорим, что великий и могучий Аллах явится к творениям. Он сказал: «Когда распростерта будет земля и твой Господь придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут ад». Сура «аль-Фаджр» («Заря»), аяты 21-23.

Мы верим в то, что великий и могучий Аллах приближается к своим рабам, как Ему угодно. Он сказал: «Мы ближе к нему, чем яремная вена». Сура «Каф» («Каф»), аят 16.

Он также сказал: «Он приблизился к нему, а потом подошел еще ближе. Он находился от него на расстоянии двух луков и даже ближе». Сура «ан-Наджм» («Звезда»), аяты 8-9.

 

55. Мы совершаем пятничные, праздничные и все прочие намазы за каждым праведным и не очень праведным мусульманином*, потому что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет Аллах доволен им и его отцом, молился за аль-Хаджжаджем.**

 

*[Однажды, когда Абу Джа‘фар аль-Мансур еще не был правителем, он сказал Шабибу ибн Шейбе ат-Тамими: «Всевышний Аллах приказал людям обязательно совершать намаз. Выполняй обязательное предписание Аллаха в любое время, возле любого человека и в любом положении. Тот, кто повелел тебе молиться дома и посещать групповые и праздничные намазы, не сказал в своем писании, что примет твое служение только тогда, когда возле тебя будут самые лучшие правоверные. Если бы Он повелел поступать таким образом, то поставил бы тебя в очень затруднительное положение. Будь снисходителен, и к тебе тоже будут снисходительны». См. книгу «Абу Джа‘фар аль-Мансур» шейха ‘Али Адхама].

**[Передают, что Нафи‘ рассказывал, что во время сражения с Ибн аз-Зубейром Ибн ‘Умар уединился в долине Мина. Аль-Хаджжадж также находился в Мине, и он совершил намаз вместе с аль-Хаджжаджем. Этот хадис передал аш-Шафи‘и (т. 1, стр. 130). Похожий хадис также передал Ибн Са‘д (т. 4, ч. 1, стр. 110). См. книгу Насир ад-Дина аль-Албани «Ирва аль-Галиль» (525). – К.Э. См. также «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 418-424].

 

 

56. Мы считаем, что обтирание кожаных носков разрешается как на постоянном местожительстве, так и в путешествии, и мы не уподобляемся тем, кто отрицает это предписание. [Это предписание отвергают шиитв].

 

57. Мы считаем необходимым молиться за мусульманских правителей, признаем их правление действительным и считаем заблудшими тех, кто выступает против правителей, даже если их грехи получили всенародную огласку. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 397-402]. Мы также порицаем выступления против правителей с оружием в руках и отказываемся от сражений во время смуты. [См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 426-430].

 

58. Мы верим в пришествие Лжемессии, о котором говорится в хадисе Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

[Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лжемессия сможет войти в любой город, кроме Мекки и Медины. У каждого входа в город будут рядами стоять ангелы, оберегающие эти города. Затем жители Медины переживут три сотрясения, после чего Аллах выведет оттуда всех неверующих и лицемеров». Этот хадис передал аль-Бухари в главе о том, что Лжемессия не сможет войти в Медину раздела «Фадаиль аль-Мадина» (1881). См. также «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 590-594].

 

59. Мы верим в наказание в могиле и в то, что ангелы Накир и Мункар* допрашивают усопших в могилах.**

 

*[См. «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 451-463].

 

**[Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (т. 4, стр. 287, 295-296), аль-Хаким в сборнике «аль-Мустадрак», Абу Давуд в главе о допросе и наказании в могиле раздела «Китаб ас-Сунна» (4723), ан-Насаи в главе о наказании в могиле раздела «Китаб аль-Джанаиз» (т. 1, стр. 37-40) передали хадис, в котором сообщается, что аль-Бара ибн ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды они отправились на кладбище Баки‘ хоронить одного из мусульман. В это время к ним подошел Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Он сел, и сподвижники уселись возле него, боясь даже шелохнуться. Могилу еще рыли, и вдруг Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ищу у Аллаха защиты от наказания в могиле!» Он трижды повторил это и сказал: «Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с лицами, подобными солнцу. Они приносят с собой саван и благовония из рая, и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти. Он усаживается у его головы и говорит: «О благая душа! Выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха». Душа правоверного покидает его тело, подобно тому как капля вытекает из горла сосуда. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают ее и облекают в саван с благовониями. После этого душа начинает благоухать самым прекрасным ароматом мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: «Чья это прекрасная душа?» Им отвечают: «Такого-то, сына такого-то». Они называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигает седьмого неба. Тогда великий и могучий Аллах говорит: «Впишите весть о Моем рабе в верховьях рая. Затем верните его на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз». Ангелы возвращают душу верующего в тело, а затем к нему приходят два ангела, которые садятся рядом и спрашивают его: «Кто твой Господь?» Он отвечает: «Мой Господь – Аллах». Они спрашивают: «Какова твоя религия?» Он отвечает: «Моя религия – ислам». Они спрашивают: «Что за человек был послан к вам?» Он отвечает: «Это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир». Они спрашивают: «Что ты узнал?» Он отвечает: «Я читал писание Аллаха, уверовал в него и был верен этому». Тогда голос с небес возвещает: «Правдив Мой раб. Расстелите для него райские красоты и откройте для него врата в рай». Ему приносят райские милости и благоухания, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор. Перед ним возникает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит: «Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Это – день, который был обещан тебе». Верующий вопрошает: «Кто же ты? Твой лик несет добро». Он отвечает: «Я – твои благодеяния. Тогда верующий говорит: «Господи! Пусть же наступит Судный час, дабы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести свое богатство».

Когда же неверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми черными лицами. Они приносят с собой дерюгу из ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти, усаживается у его головы и говорит: «О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха». Он вырывает душу неверного из тела, подобно тому, как зубчатый вертел проходит сквозь мокрую шерсть. Ангел смерти прибирает ее, и не проходит даже мгновения ока, как другие ангелы облекают ее в дерюгу. Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят ее в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: «Чья это скверная душа?» Им отвечают: «Такого-то, сына такого-то». Они называют неверного самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются».

Затем Посланник Аллах, мир ему и благословение Аллаха, прочел следующий аят: «Воистину, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» (7:40).

Далее он сказал: «Тогда великий и могучий Аллах скажет: «Впишите весть о нем в сиджжин, что находится в земле низшей». Затем ангелам велят: «Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз». Ангелы бросают душу верующего на землю, так что она попадает в его тело».

Затем он прочел следующий аят: «А кто наряду с Аллахом поклоняется еще кому-нибудь, тот словно упал с неба. Птицы подхватят его [и склюют на лету], или же ветер занесет его в очень далекое место» (22:31).

Далее он сказал: «Его душа возвращается в тело, после чего к нему приходят два ангела, которые садятся рядом и спрашивают его: «Кто твой Господь?» Он бормочет: «М-ммм… Я не знаю». Они спрашивают: «Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?» Он отвечает: «М-ммм… Я не знаю». Тогда глас с небес возвещает: «Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в ад». К нему подступают адский жар и огненный ветер, и его могила сужается настолько, что его ребра входят одно в другое. Тут перед ним возникает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит: «Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Это – день, который был обещан тебе». Неверный спрашивает его: «Кто же ты? Твое лицо приносит зло». Он отвечает: «Я – твои скверные деяния». Тогда неверный восклицает: «Господи, не позволяй Часу настать!»» Этот хадис является достоверным. См. также «Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа», стр. 451-463].

60. Мы считаем правдивым историю о вознесении Пророка Мухаммада на седьмое небо*. Мы также верим в существование вещих снов и признаем то, что они поддаются толкованию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.097 с.)