ТОП 10:

Упоминание о лике, глазах, зрении и руках Аллаха.



 

149. Всевышний и всеблагой Аллах сказал: «Все сущее тленно, кроме Его лика». Сура «аль-Касас» («Рассказ»), аят 28. Великий и могучий Аллах также сказал: «Вечен лишь лик Господа твоего, преславный и благородный». Сура «ар-Рахман» («Милостивый»), аят 27. Аллах поведал о том, что у Него есть лик, который вечен и никогда не исчезнет.

Великий и могучий Аллах сказал: «Он поплыл под Нашим присмотром в воздаяние тому, кого отвергли». Сура «аль-Камар» («Месяц»), аят 14. Всевышний также сказал: «Воздвигни ковчег у Нас на глазах и по откровению Нашему». Сура «Худ» («Худ»), аят 37. Великий и могучий Аллах поведал о том, что у Него есть лик и глаза, и мы не придаем им форму и не ограничиваем их определенными рамками.

Великий и могучий Аллах сказал: «Терпеливо сноси решение своего Господа, ведь ты находишься под Нашим присмотром». Сура «ат-Тур» («Гора»), аят 48. Всевышний также сказал: «Я осенил тебя своей любовью, и тебя взрастили у Меня на глазах». Сура «Та Ха» («Та Ха»), аят 39. Он также сказал: «Аллах – слышащий, видящий». Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 134. А обращаясь к пророкам Мусе и Харуну, мир им обоим и благословение Аллаха, Господь сказал: «Не бойтесь, ибо Я – с вами и Мне все слышно и видно». Сура «Та Ха» («Та Ха»), аят 46. В этих аятах Аллах поведал о своем слухе и зрении.

 

150. Джахмиты отрицают существование лика и глаз Аллаха и говорят, что у Него нет слуха и зрения. Они уподобляются христианам, которые не называют Аллаха слышащим и видящим, а только называют Его знающим. То же самое говорят джахмиты. Их слова в действительности означают следующее: “Мы верим в то, что Аллах является знающим, и называем Его слышащим и видящим лишь в том смысле, что Он является знающим”. Эти слова полностью совпадают со словами христиан.

 

151. Джахмиты отрицают существование у Аллаха знания, могущества, слуха и зрения. Фактически они отказываются от единобожия и отрицают имена великого и могучего Аллаха. Они называют Аллаха божественными именами, но не вкладывают в них никакого смысла. Если бы они не опасались мечей, то открыто заявили бы, что не считают Аллаха слышащим. Видящим или знающим. Воистину, только страх перед мечом мешает им обнародовать собственное неверие.

 

152. Один из видных джахмитских богословов заявил, что знание Аллаха – это сам Аллах, и что великий и могучий Аллах – это само знание. Он полагал, что утверждает истинность божественного знания, хотя в действительности Он отверг его. Из его слов получается, что можно взывать словами: “О знание! Прости меня!” Именно такой вывод можно сделать из заявлений о том, что знание Аллаха является самим Аллахом и что Аллах представляет собой знание и могущество. Свят Аллах и превыше этого!

 

153. Кто-то может спросить: “Верите ли вы в существование лика Аллаха?”

В ответ мы должны сказать, что в отличие от еретиков мы действительно верим в существование лика Аллаха, потому что великий и могучий Господь сказал: «Вечен лишь лик Господа твоего, преславный и благородный». Сура «ар-Рахман» («Милостивый»), аят 27.

 

154. Кто-то также может спросить: “Верите ли вы в существование двух дланей Аллаха?”

В ответ мы должны сказать, что мы действительно верим в это, но не придает дланям Аллаха форму. Великий и могучий Господь сказал: «Рука Аллаха – над их руками». Сура «аль-Фатх» («Победа»), аят 10. Он также сказал: «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил своими обеими руками?» Сура «Сад» («Сад»), аят 75.

А в хадисе, переданном со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, говорится: «Аллах сотворил Адама своей рукой, после чего провел рукой по его спине и извлек оттуда его потомство».[274] Все это означает, что у Аллаха есть две руки, которым мы не имеем права придавать форму.

В другом хадисе, переданном со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, говорится: «Аллах своей рукой сотворил человека, своей рукой сотворил рай Эдем, своей рукой написал Тору и своей рукой посадил дерево Туба». Великий и могучий Аллах сказал: «Иудеи сказали: “Рука Аллаха в оковах!” Это их руки скованы, и прокляты они за то, что так говорят! Обе руки Его простерты, и Он дарует, сколько пожелает». Сура «аль-Маида» («Трапеза»), аят 64. А в одном из хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, говорится: «Обе Его руки – правые».** Великий и могучий Аллах также сказал: «Если бы он (т.е. Мухаммад) приписал Нам какие-либо речи, то Мы схватили бы его за правую руку (или правой рукой)». Сура «аль-Хакка» («Неминуемое»), аят 45. В арабском языке выражение “сделал своими руками” не означает “сделал по своей милости”. Арабы никогда не придавали этому выражению такой смысл. А поскольку великий и могучий Аллах обратился к арабам на их родном языке посредством самых доступных и понятных выражений и поскольку знатоки арабского языка никогда не использовали выражение “сотворил своими руками” в значении “сотворил по своей милости”, мы можем однозначно утверждать, что подобное толкование высказываний великого и могучего Аллаха является неправильным.

Если кто-либо пытается опровергнуть нашу точку зрения посредством лексического анализа и при этом не опирается на мнение знатоков арабского языка, то он не может утверждать, что арабское слово “йад” (букв. “рука”) означает “милость”. Доказать использование этого слово в таком смысле можно только на основании высказываний авторитетных знатоков арабского языка, и если арабский язык отвергает подобное толкование, то мы не имеем права истолковывать Коран подобным образом.

Если же кто-либо попытается приписать высказыванию “сотворил своими руками” значение “сотворил по своей милости”, опираясь на единое мнение мусульман, то это также будет тщетно, потому что единое мнение мусульманских богословов никогда не было таковым. Такими же тщетными окажутся поиски подобного значения этого выражения в первоисточниках арабского языка. Если же кто-либо попытается доказать это иным способом, то мы попросим его рассказать об этом третьем способе, но он не сумеет сделать этого.

 

*[Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах сотворил Адама, затем провел своей десницей по его спине, извлек оттуда часть его потомства и сказал: «Этих Я сотворил для рая, и они будут вершить дела обитателей рая». Затем Он еще раз провел рукой по его спине, извлек оттуда другую часть его потомства и сказал: «Этих Я сотворил для ада, и они будут вершить дела обитателей ада»». Тогда один мужчина сказал: «О Посланник Аллаха! Зачем же мы трудимся?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда великий и могучий Аллах создает раба для рая, Он предписывает ему совершать деяния обитателей рая до тех пор, пока он не умрет, совершая одно из деяний обитателей рая. И благодаря этому он попадает в рай. Когда же Аллах создает раба для ада, Он предписывает ему совершать ». Этот хадис передали Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (стр. 448-450), Абу Давуд в главе о предопределении раздела «Китаб ас-Сунна» (4703), ат-Тирмизи в главе о толковании суры «аль-А‘раф» («Ограды») раздела «Китаб ат-Тафсир» (3077), Малик в сборнике «аль-Муватта», в главе о запрете разговоров по поводу предопределения раздела «Китаб аль-Кадар» (т. 2, стр. 898-899), ат-Табари (15357). Ибн Хиббан в сборнике «ас-Сахих» (1804), а также аль-Хаким (т. 2, стр. 324-325) назвали этот хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим. Дело в том, что один из рассказчиков этого хадиса Муслим ибн Йасар не слышал его из уст ‘Умара ибн аль-Хаттаба. В некоторых версиях этого хадиса между Муслимом ибн Йасаром и ‘Умаром ибн аль-Хаттабом упоминается еще один рассказчик. В любом случае, этот хадис является достоверным благодаря подтверждающим его свидетельствам].

 

**[Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Справедливые рабы будут восседать перед Аллахом на седалищах из света. Ону будут восседать по правую руку Милостивого, обе руки которого являются правыми. Это будут те, кто принимал справедливые решения и справедливо относился к своим домочадцам и подчиненным». Этот хадис передал Муслим в главе о превосходстве справедливых правителей и наказании, которое ожидает несправедливых правителей, раздела «Китаб аль-Имара» (1827)].

 

155. Мы должны спросить этих еретиков: “На каком основании вы говорите, что слово “рука” означает “милость”? Опираетесь ли вы на единое мнение мусульман? Или же вы опираетесь на высказывания знатоков арабского языка? Поищите доказательства, и вы не найдете их ни среди высказываний мусульманских богословов, ни в арабской литературе”.

Они могут сказать, что опираются в этом вопросе на суждение по аналогии. [Суждение по аналогии (араб. «кийас») – одна из категорий независимого суждения, ведущий принцип рационалистического исследования правовых вопросов, сопоставление схематической модели решаемого вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по его примеру].

Тогда мы должны спросить их, какая аналогия заставила их утверждать то, что слово “рука” в откровении всевышнего Аллаха означает “милость”? Каким образом человеческий разум может понять, что именно это толкование является правильным? Кроме того, великий и могучий Аллах ниспослал писание на языке своего правдивого Пророка и сказал: «Мы отправляли посланников, говорящих на языке своего народа». Сура «Ибрахим» («Ибрахим»), аят 4. Он также сказал: «Язык того, на кого они намекают, – иноземный, язык же Корана – чистый арабский язык». Сура «ан-Нахль» («Пчелы»), аят 103. Он также сказал: «Воистину, Мы сделали его арабским Кораном». Сура «аз-Зухруф» («Украшения»), аят 3. Всевышний также сказал: «Неужели они не размышляют о Коране?» Сура «Мухаммад» («Мухаммад»), аят 24. Если бы Коран не был ниспослан на языке арабов, то они не могли бы размышлять над ним и не понимали бы смысла услышанных откровений. Этого не могут сделать те, кто не владеет арабским языком в совершенстве, однако чистокровные арабы понимают его смысл, потому что он ниспослан на их родном языке. Но в этом языке слово “йад” (букв. “рука”) никогда не использовалось в значении “милость”.

 

156. Кто-то может сказать: “Великий и могучий Аллах сказал: «Мы воздвигли небо своею мощью». Сура «аз-Зарийат» («Рассеивающие прах»), аят 47. А толкователи Корана сказали, что арабское слово “айди” в данном случае означает “мощь”. Это означает, что Аллах сотворил Адама не своими руками, а своей мощью”.

В ответ мы должны сказать, что это толкование является неправильным по нескольким причинам. Прежде всего, арабское слово “айди” не является множественной формой слова “йад” (букв. “рука”), которое некоторые пытаются истолковать как “милость”. Множественной формой этого слова является слово “айади”. Всевышний сказал: «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил своими обеими руками?» Сура «Сад» («Сад»), аят 75. Если бы в этом откровении слово “йад” означало “мощь”, то получилось бы, что Аллах сотворил Адама своими двумя мощами. Это утверждение противоречит воззрениям джахмитов и разрушает их еретический толк, потому что они вообще не верят в мощь и могущество Аллаха. Как же они согласятся с двойной мощью и двойным могуществом?!

С другой стороны, если бы это откровение означало, что Аллах сотворил Адама своей мощью, то это не было бы отличием между Адамом и Иблисом. Однако великий и могучий Аллах хотел подчеркнуть превосходство Адама, мир ему, над Иблисом, и это превосходство заключалось в том, что одного Аллах сотворил своими руками, а другого – нет. Если бы Аллах сотворил Адама, мир ему, своей мощью, также как Он сотворил Иблиса, то это не давало бы Адаму никакого преимущества над Иблисом. И тогда Иблис мог бы возразить своему Господу и сказать: “Меня Ты тоже сотворил своей мощью, также как и Адама!”

Иблис возгордился и отказался поклониться Адаму, и поэтому великий и могучий Аллах напомнил ему о превосходстве Адама над ним и сказал ему с упреком и порицанием: «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил своими обеими руками? Ты возгордился или считаешь себя выше других?» Сура «Сад» («Сад»), аят 75. Эти слова не могут означать того, что великий и могучий Аллах сотворил Адама своей мощью, потому что таким образом также были сотворены все остальные творения. Аллах хотел подчеркнуть то, что в отличие от Иблиса Адам был сотворен руками Господа.

 

157. Великий и могучий Аллах сказал: «Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил своими обеими руками?» Сура «Сад» («Сад»), аят 75. Что же означает это откровение? Оно может означать, что Аллах сотворил Адама двумя милостями, либо Аллах сотворил его двумя частями тела, либо Аллах сотворил его двумя мощами, либо Аллах сотворил его двумя руками, которые не являются ни милостью, ни частью тела, ни мощью, которые мы должны описывать только так, как это сделал сам великий и могучий Аллах. В этом откровении не говорится о двух милостях, потому что знатоки арабского языка не используют выражение “сделал своими руками” в значении “сделал по своей милости”. Ни мы, ни наши оппоненты не признаем толкования о том, что Аллах сотворил человека двумя мощами. В результате нам остается признать справедливость четвертого толкования, согласно которому у Аллаха есть руки, которые не являются милостью, частью тела или мощью. Мы не пытаемся описать руки Аллаха и говорим, что они абсолютно не похожи на руки других существ.

 

158. Если мы скажем, что обсуждаемое нами откровение означает, что великий и могучий Аллах сотворил человека с двумя милостями, то это также не подчеркивает преимущества Адама, мир ему, над Иблисом. Наши оппоненты считают, что великий и могучий Аллах сотворил Иблиса также, как Он сотворил Адама, мир ему. Что же подразумевается под двумя милостями? Это может быть тело Адама, мир ему, либо две особенности тела Адама, мир ему. Если в этом аяте имеется в виду тело Адама, то мы должны отметить, что наши оппоненты-му‘тазилиты считают, что все тела имеют одинаковое происхождение. Из этих му‘тазилитских воззрений следует, что милости, которыми Аллах одарил тело Адама, мир ему, также выпали на долю Иблиса, мир ему. Если же в этом аяте имеются в виду две особенности Адама, мир ему, то получается, что цвет, жизнь, сила и любые другие качества, которыми Аллах наделил тело Адама, должны присутствовать в теле Иблиса. Подобные утверждения означают, что Адам, мир ему, не имел никаких преимуществ над Иблисом. Однако в действительности Аллах обратился к Иблису с этими словами для того, чтобы подчеркнуть превосходство Адама, мир ему, над ним. Все сказанное нами означает, что великий и могучий Аллах не имел в виду две милости.

 

159. Мы должны их спросить, почему они отказываются признать то, что упомянутые великим и могучим Аллахом две руки не являются двумя милостями?

Они могут сказать, что если рука Аллаха не является милостью, то она непременно должна быть частью тела.

Тогда мы должны спросить, на каком основании они считают, что если рука не является милостью, то она непременно должна быть частью тела?

Если они скажут, что в окружающем нас мире рука является частью тела, то мы должны сказать, что подобное сравнение окружающего мира с великим и могучим Аллахом недопустимо. Любые живые твари в окружающем нас мире состоят из тела, мяса и крови. Неужели мы станем приписывать Аллаху эти качества? Свят Он и превыше всего этого! Если они не приписывают Аллаху всех перечисленных выше качеств, то их доводы становятся непоследовательны и ошибочны. Если же они полностью уподобляют Аллаха живым тварям, то почему они отказываются признать существование у Аллаха двух рук? И почему они не соглашаются с тем, что у Аллаха могут быть две руки, которые не являются двумя милостями, не представляют собой две части тела и не похожи на руки других существ?

Мы должны напомнить им, что в окружающем нас мире только человек способен управлять делами и принимать решения. Однако это обстоятельство не мешает им утверждать, что существует Аллах, который управляет делами вселенной и также принимает решения. Мы утверждаем то, чего не видим, и это означает, что приведенный ими довод является безосновательным. Воистину, мы не можем отрицать существование у Аллаха двух рук, которые не являются двумя милостями или двумя частями тела, потому что примеров этого не существует в окружающем нас мире.

 

160. Кто-то может спросить, почему, если мы верим в существование у Аллаха двух рук, мы отказываемся признать существование у Него нескольких рук, хотя Всевышний сказал: «Неужели они не видят, что Мы создали для них из того, что сотворили Наши руки, скот». Сура «Йа Син» («Йа Син»), аят 71.

В ответ мы должны сказать, что мусульмане единодушно опровергали высказывания о том, что у Аллаха есть много рук. Великий и могучий Аллах упомянул о руках во множественном числе*, но священные тексты доказывают существование только двух рук. И свидетельством в пользу этого является единое мнение мусульманских богословов. Если единое мнение мусульманских богословов оказывается правильным, то мы обязаны опираться на него и признавать существование у Аллаха только двух рук. Безусловно, мы понимаем Коран в прямом смысле, но при наличии других священных текстов мы истолковываем очевидный смысл откровений. В данном случае мы имеем убедительные доводы, которые побуждают нас отказаться от очевидного смысла одного аята и опираться на очевидный смысл другого аята. И этот смысл откровения мы обязаны принимать и не должны отказываться от него, не имея на то убедительных оснований.

 

*[В арабском языке множественное число применимо к двум и большему числу перечисляемых вещей. См. толкование аята «А если оставшиеся дети – женщины числом более двух, то им принадлежит две трети того, что он оставил» (4:11) в толковании Мухаммада ибн Ахмада аль-Куртуби «аль-Джами‘ ли Ахкам аль-Кур’ан»].

 

161. Кто-то может спросить: “Если вы говорите, что великий и могучий Аллах упомянул о руках во множественном числе и имел в виду только две руки, то почему вы не говорите, что у Аллаха вообще одна рука?”

В ответ мы должны сказать, что великий и могучий Аллах действительно упомянул руки во множественном числе, но имел в виду только две руки. Мусульманские богословы были единодушны в том, что высказывания о существовании у Аллаха множества рук или одной руки, являются ошибочными. Мы верим в существование у Аллаха двух рук, потому что именно это упоминается в Коране и потому что мы обязаны понимать откровения в прямом смысле, если только другие священные тексты не заставляют нас отказаться от него.

 

162. Кто-то может спросить, почему мы отказываемся понимать высказывания Всевышнего «Неужели они не видят, что Мы создали для них из того, что сотворили Наши руки, скот» [Сура «Йа Син» («Йа Син»), аят 71] и «Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил своими обеими руками?» [Сура «Сад» («Сад»), аят 75] в переносном смысле?

В ответ мы должны сказать, что слова великого и могучего Аллаха следует понимать только в прямом и очевидном смысле. Отступление от прямого смысла и утверждение переносного смысла допустимо только при наличии убедительных доводов. Например, если предписание ниспослано в общей форме, а применимо только в частных случаях, то это противоречит очевидному смыслу откровения. И мы не можем отказываться от очевидного смысла такого предписания, не опираясь на другие священные тексты. То же самое относится к словам великого и могучего Аллаха «Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил своими обеими руками?» Сура «Сад» («Сад»), аят 75. Очевидный смысл этого откровения заключается в том, что у Аллаха есть две руки, и мы не имеем права отступать от очевидного смысла этих слов, уступая требованиям наших оппонентов, не имея на то веских оснований. Если бы это было дозволено, то можно было бы безосновательно утверждать, что все предписания, ниспосланные в общей форме, в действительности применимы только в частных случаях, и наоборот. Однако поступать таким образом без убедительных доводов непозволительно, и поэтому никто не имеет права понимать обсуждаемый нами аят в переносном смысле. Напротив, мусульмане обязаны признавать существование у всевышнего Аллаха двух рук. И речь не идет о двух милостях, потому что знатоки арабского языка никогда не используют выражение “совершил своими руками” в значении “совершил по своей милости”.

[Аз-Захаби в своей книге «Сийар А‘лам ан-Нубала» (т. 8, стр. 162) писал: «Абу ‘Убейд является автором книги «Гариб аль-Хадис». Он никогда не истолковывал предания о божественных качествах и не искажал их истинный смысл. Более того, он поведал о том, что не встретил ни одного богослова, который бы пытался истолковывать божественные качества. А если бы толкование божественных качеств было допустимо или обязательно, то они придавали бы ему еще большее значение, нежели толкованиям хадисов о второстепенных вопросах шариата и нормах поведения. Однако они не пытались истолковывать эти качества и принимали их в том виде, в котором они упоминались в священных текстах, и это значит, что такой подход является правильным, и никто не имеет права отступать от него»].

 

 

Глава девятая.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.170.48 (0.01 с.)