Исследование по определению и сравнительному анализу критериев отбора кандидатов в волонтеры и их корреляция с мнением и характеристикой работы волонтеров со стороны клиентов – пожилых людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование по определению и сравнительному анализу критериев отбора кандидатов в волонтеры и их корреляция с мнением и характеристикой работы волонтеров со стороны клиентов – пожилых людей



Благотворительные организации – это неправительственные, негосударственные организации, созданные для осуществления благотворительной деятельности[113]. Главной задачей такого рода организаций является осуществление целевых программ социальной поддержки категорий населения, содействия науке и образованию, поддержки культуры и искусства, охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни, охраны окружающей среды. Благотворительная организация в России может быть в форме общественной организации (объединения), фонда, учреждения.

Особое место в организации помощи и поддержки пожилым людям на территории Ярославской области занимает благотворительный фонд «Старость в радость», который на основе добровольных пожертвований снабжает пожилых людей продуктами питания, одеждой, средствами личной гигиены, инвалидными колясками и другими необходимыми предметами и оборудованием. Также для создания клубов взаимопомощи и организации переписки между пожилыми людьми и добровольцами привлекается большое количество волонтеров из молодежной среды.

Для того чтобы выявить основные запросы пожилых людей и необходимые, с их точки зрения, черты и характеристики волонтеров, следует изучить такой фактор социального обслуживания, как степень удовлетворенности качеством социальных услуг.

Данное исследование проводилось на базе благотворительного фонда «Старость в радость» в период с 6 по 19 июля 2013 года.

Целью исследования является анализ факторов, позволяющих выявить наиболее необходимые в профессиональной деятельности черты и характеристики волонтеров, оказывающих помощь и поддержку пожилым людям.

Основными объектами исследования являются:

1) Молодые люди, соискатели вакансии на должность волонтера, в возрасте от 17 до 25 лет;

2) Пожилые люди в возрасте от 60 до 85 лет, которых обслуживают волонтеры из числа молодежи.

Предмет исследования – черты и характеристики волонтеров, необходимые в профессиональной деятельности по обслуживанию пожилых людей.

Перед началом выполнения данного исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Пожилые люди, в общем и целом, удовлетворены работой волонтеров, за исключением мелких нареканий.

2. Все волонтеры благотворительного фонда «Старость в радость» обладают всем необходимым объемом знаний, позволяющим им полностью и в полном объеме выполнять все необходимые клиенту мероприятия.

Перед началом исследования нами были поставлены следующие задачи:

- определить основные черты и характеристики волонтеров, необходимые им в профессиональной деятельности;

- проанализировать оценку качества предоставляемых услуг.

В опросе принимали участие: 56 волонтеров из числа молодежи (45 женщин, 11 мужчин) и 28 пожилых людей (18 женщин, 10 мужчин). Исследование проводилось методом анкетного опроса. Респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты. Анализ результатов анкетирования приводится ниже.

Анкета для волонтеров[114].

Около 80% из общего числа (100%) опрошенных молодых людей являются студентами высших учебных заведений, не полностью занятыми (60%) или не работающими (30%). Остальные (10%) имеют дополнительно основное место работы. 98% опрошенных не состоят в зарегистрированном браке (состоящих в браке – 2%). На вопрос о форме организации свободного времени, респонденты отдали предпочтение трем вариантам – сижу в интернете (41%), занимаюсь спортом (37%), читаю книги (19%). Абсолютное большинство опрошенных работает в фонде от 1 до 2 лет (90%), 5% – менее года и также 5% участвовали в нескольких акциях фонда.

Крайне интересным оказался ответ респондентов на вопросы об их мотивации заниматься волонтерской деятельностью. Основная часть опрошенных стала заниматься добровольчеством по причине бескорыстного желания помочь (52%), альтруизм выбрали 23% респондентов, а вариант о возможности практики или стажировки по специальности – 20%. Также нельзя обойти вниманием вопрос о том, что же дает им занятие волонтерством. И здесь самый популярный ответ – самореализация (77%), а на втором месте – возможность приобрести новые знакомства (19%). В вопросе об предпочитаемых формах деятельности в рамках волонтерства, мнения юношей и девушек разделились: большая часть юношей предпочли индивидуальную работу с клиентом (68%), в то время как девушки выбрали работу в группе с другими людьми (74%).

Среди опрошенных молодых людей в каждой акции или проекте, о которых они узнают, участвуют 47%, участвовали в нескольких акциях или проектах – 30% респондентов, по мере нахождения свободного времени – 10%. 90% респондентов регулярно помогают пожилым людям, 10% – стараются по возможности.

Также нельзя обойти вниманием и вопросы оценочного блока. Все опрошенные оценили важность для себя своей собственной добровольческой деятельности в среднем на 8 баллов, интерес к собственной деятельности в качестве волонтера – на 7 баллов, а степень заинтересованности в целях участия в программах помощи пожилым оценивается почти всеми респондентами (97%) на 10 баллов.

Что касается мотивов, которые толкают человека заниматься волонтерской деятельностью, то 85% молодых людей ответили, что это прекрасная возможность помочь другим, 10% – что это все же, в первую очередь, получение нового опыта, а оставшиеся 5% считают, что это открытие для себя новых сфер и простора для деятельности в них.

Анкета для пожилых людей[115].

Около 80% из общего числа (100%) опрошенных пожилых людей обслуживаются в центре 2-3 года. Причиной, по которой пожилые люди обратились за помощью и поддержкой к волонтерам, чаще всего были семейные проблемы (56%), затем назывались неспособность респондента самому выполнять ряд домашних дел (33%) и отсутствие друзей, с кем можно было бы пообщаться (10%). С тем, что услуги волонтерами оказываются в полном объеме и своевременно согласились около 88% опрашиваемых, остальные респонденты считают, что услуги оказываются в полном объеме, но не своевременно (12%).

Следует отметить, что на вопрос «Устраивает ли Вас в целом работа волонтеров?» респонденты в целом ответили, что устраивает: полностью (70%), скорее устраивает (16%), остальные респонденты затруднились ответить (14%).

Результаты анкетирования по вопросу об оценке качества предоставляемых центром социальных услуг, представлены в таблице[116].

Большая часть респондентов считает, что за то время, которое они обслуживались волонтерами, качество обслуживания стало лучше (92%), стало немного лучше – 8%. Всего 3% респондентов высказывали мнение о том, что те волонтеры, с которыми им приходится иметь дело, не отвечают тем вызовам и ситуациям, которые возникают в практике обслуживания пожилых людей, остальные голоса распределились примерно поровну: за вариант «Да, все волонтеры отвечают предъявляемым требованиям» проголосовало 52%, за «Большинство волонтеров отвечают предъявляемым требованиям» – 45%.

В ходе анкетирования пожилых людей выяснилось, что лишь у 4% из них несколько родственников, к которым они могли бы обратиться в случае необходимости, у остальных же либо один человек (32%), либо никого (64%).

Также нужно отметить, что большинство опрошенных пожилых людей полностью устраивали предоставляемые центром услуги, что качество их повышается. Респонденты высоко оценили внимание, которое им оказывается волонтерами фонда. Оценка качества услуг тоже находится на довольно высоком уровне, но в ряде ответов прослеживаются недочеты в работе волонтеров, которые необходимо устранить.

На последние два вопроса респонденты не ответили письменно, зато указали на словах свои жалобы и предложения по улучшению предоставления услуг, которые отражены в следующих выводах по результатам анкетирования:

1. Развитие материально-технической базы фонда.

2. Развитие кадровых ресурсов – постоянное профессиональное совершенствование.

3. Обеспечение и обновление технологического, медицинского и реабилитационного оборудования, в том числе за счет внебюджетных средств.

В результате исследования была полностью подтверждена гипотеза о том, что пожилые люди, в общем и целом, удовлетворены работой волонтеров, за исключением мелких нареканий. Такую точку зрения поддержали 52% опрошенных, но стоит отметить и то, что 45% пожилых людей считают, что большинство, но не все специалисты отвечают предъявляемым требованиям. Кадровый аппарат данного благотворительного фонда должен обратить самое пристальное внимание на мотивацию и личные качества соискателей на должность волонтера.

В результате анкетирования, мы можем сделать вывод о том, что цель исследования была достигнута. Были определены основные факторы, позволяющие выявить наиболее необходимые в профессиональной деятельности черты и характеристики волонтеров, оказывающих помощь и поддержку пожилым людям, среди которых респондентами были особо выделены следующие:

- своевременность и объем оказания социальных услуг;

- качество предоставляемых услуг;

- уровень профессиональных навыков волонтеров;

- внимание, уделяемое клиентам.

Задачи, которые были поставлены нами перед началом исследования, также были решены. В результате исследования мы определили основные черты и характеристики волонтеров, необходимые им в профессиональной деятельности. Также мы проанализировали оценку качества предоставляемых услуг, в результате чего мы выяснили, что социальные услуги предоставляются клиентам своевременно и в полном объеме, также подавляющее большинство респондентов считают, что качество услуг выше среднего.

Таким образом, по результатам анкетирования мы предлагаем следующие рекомендации:

1. Использование инновационной и проектной деятельности, в том числе международной.

2. Изменение при необходимости политики фонда.

3. Прием на работу волонтеров по месту проживания клиентов (участковый принцип работы).

4. Использование технологического фактора – мобильная связь, взаимодействие с территориальными администрациями, старостами деревень.

5. Внедрение активной и взвешенной кадровой политики.

6. Непрерывное обучение и повышение профессионального уровня и мотивации волонтеров.

7. Использование внутренней этики, быстрое реагирование, подбор волонтера с учетом пристрастий клиента.

8. Сотрудничество с общественными организациями и использование их потенциала.

Также в ходе исследования нам удалось выяснить, что только профессионально обученный, стрессоустойчивый и нацеленный на успех волонтер способен оказать весь перечень социальных услуг, предусмотренных и гарантированных государством в соответствии с качественными параметрами и государственными стандартами, а мотивация волонтера и его тяга к самосовершенствованию являются прочной основой для удовлетворения требований и пожеланий пожилых людей.


Заключение

В данной курсовой работе были изучены и проанализированы теоретические основы изучения волонтерского движения, модели общественной социальной поддержки пожилых людей и организация деятельности волонтеров в этой области, а также волонтерские организации с участием молодежи в Ярославской области и их опыт в деятельности по оказанию помощи пожилым людям.

Цель курсовой работы была достигнута: нами была проанализирована степень вовлеченности и непосредственного участия молодежи в деятельности волонтерских организаций, занимающихся оказанием помощи и поддержки пожилым людям на территории Ярославской области.

В данной курсовой работе нами были решены все поставленные задачи, а именно:

- проанализированы специфика и особенности проведения общественно-социальной работы с пожилыми людьми;

- рассмотрены основные модели общественной социальной поддержки пожилых людей и организация деятельности волонтеров в этой области;

- дана характеристика волонтерских организаций с участием молодежи в Ярославской области, а также проанализирован их опыт в деятельности по оказанию помощи и поддержки пожилым людям;

- проведено эмпирическое исследование по определению и сравнительному анализу критериев отбора кандидатов в волонтеры и их корреляция с мнением и характеристикой работы волонтеров со стороны клиентов – пожилых людей.

На основании решения поставленных задач были сделаны следующие выводы:

1. На сегодняшний день социальная работа с пожилыми людьми приобретает все большую актуальность. До сегодняшнего времени в России не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы социальную работу с пожилыми людьми. Социальная работа с такими категориями лиц, как пожилые люди, в России проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Сегодня назрел вопрос о квалифицированных кадрах, призванных организовать социальную работу с пожилыми людьми на должном уровне.

2. Современные научные данные о долгожителях свидетельствуют о том, что их характерными чертами являются живая связь с современностью и сопротивление внешним и внутренним факторам социальной изоляции. Максимальный контакт с людьми, связь с современностью положительно влияет на сохранность личности, обеспечивает ее полноценность. В связи с этим социальная реабилитация пожилых людей представляется важной задачей социальной работы в условиях современной демографической ситуации.

3. Французское слово «volontaire» восходит к общеиндоевропейскому корню, означающему стремление, желание: латинское «voluntas» и славянское «воля» из той же парадигмы. Волонтерами в XVII- XVIII веках во Франции, Англии и других странах называли людей, добровольно идущих на военную службу. В то время всеобщей воинской повинности в Европе еще не существовало, и при объявлении войны стране и королю шли служить добровольцы. Так складывалось понятие волонтерства за границей, хотя и в России в XVIII веке бытовал термин «волентир» или «вулентер» с тем же значением. Современное, более широкое понимание слово «волонтер» получило лишь в ХХ столетии.

4. Прогрессирующее нарастание численности людей пожилого возраста в общей демографической структуре населения мира заставило по-новому взглянуть на целый ряд проблем, связанных с удовлетворением потребностей этой группы населения.

5. Медицинское и социальное обслуживание старых людей должно быть построено по единой системе, которая достигала бы единой цели - сохранения и восстановления физического и психического здоровья человека в заключительные периоды жизни.

6. Социальные проблемы пожилых людей – это специфические проблемы, возникающие в связи с выходом на пенсию и процессом старения. Назовем лишь некоторые из них: проблемы пенсионного обеспечения («пенсионной малообеспеченности»), проблемы неудовлетворительного состояния здоровья и получения качественной медицинской помощи, проблемы одиночества и семейного благополучия, проблемы адаптации к новым условиям жизни и другие.

7. Проблемы социального обслуживания включают в себя и проблемы технологических инноваций, и проблемы участия негосударственных организаций в оказании поддержки людям старшего возраста, и проблемы профессионализма социальных работников, обслуживающих пенсионеров, и проблемы использования зарубежного опыта удовлетворения специфических потребностей людей старшего возраста.

8. Суть социальной работы с людьми «третьего возраста», прежде всего, состоит в создании сети учреждений социального обслуживания, способной обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей, создать условия для реализации их возможностей.

9. Социальное обслуживание населения в России, как и в других странах, ставит благородную цель - обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей как особой группы в адекватном уходе и одновременно создать более благоприятные возможности для их социальной адаптации, включения их в процессы функционирования гражданского общества.

Поставленная в начале курсовой работы гипотеза о том, что в волонтерских организациях на территории Ярославской области полностью сформирована система подбора и подготовки волонтеров, учитывающая специфику и особенности работы с людьми пожилого возраста, была подтверждена полностью. Последнее десятилетие явило собой череду открытий в области обслуживания социального характера пожилых людей: установление законодательно право пожилых граждан на обслуживание социального характера, энергичный рост количества государственных служб, занимающихся социальными вопросами, созданы учреждения обслуживания нуждающихся в социальной помощи слоев граждан, материальная и техническая, кадровая и финансовая помощь их деятельности беспрестанно растет, растет спектр применяемых социальных технологий в обозначенной сфере, происходит внедрение индивидуального подхода в области личной необходимости в области услуг и помощи социального характера, происходит расширение охвата и рост доли участия в социально-ориентированной деятельности структур негосударственного и некоммерческого сектора.

На основании результатов исследования мы предлагаем следующие рекомендации:

1. Расширение сети и усовершенствование качества работы служб и учреждений социальной направленности, предоставление престарелым гражданам всего комплекса жизненно необходимых услуг;

2. Необходимо создавать программы пилотных проектов по развитию инновационных форм обслуживания социального характера и поддерживать их на государственном уровне;

3. Осуществлять не только адекватный уход, но и разнообразную общественную помощь для налаживания полноценной жизни, что связано с переоценкой взглядов на нужды и потребности, усилить правовую, психологическую защиту, расширить доступ престарелых граждан к различного рода культурным, обучающим, современным информационным технологиям;

4. Осуществлять уход на качественно новом уровне, руководствуясь в своей работе национальными стандартами качества, внедрять систему управления и контроля качества. Способствовать выравниванию необходимого уровня услуг социального характера и качества помощи для сближения объема и состава услуг социального характера с потребностью в них.

Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что разработка новых проектов и программ помощи пожилым людям постоянно опирается на практику деятельности волонтеров, в том числе, из молодежной среды. Благодаря большому спектру форм и методов оказания помощи и поддержки пожилым людям можно адаптировать определенную программу по индивидуальным характеристикам и потребностям престарелого гражданина, что повышает уровень облуживания социального характера такого рода клиентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.037 с.)