История становления волонтерского движения в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления волонтерского движения в России



Возникновение волонтерства на Руси историки относят еще к дохристианскому периоду, когда члены общины добровольно брали на себя обязанности по уходу и оказанию помощи различным категориям нуждающихся в этом соплеменников: вдовам, сиротам, погорельцам и многим другим. Российская крестьянская община вплоть до Октябрьского переворота 1917 года сохраняло свои многовековые традиции взаимопомощи. В сознании нашего народа до сих пор хранятся слова «Помогать всем миром», то есть всем вместе, сообща. Мощным толчком развитию добровольчества стало принятие в 988 году христианства, а вместе с ним новой культуры вспомоществования «сирым и убогим». В русской православной традиции испокон веков и по наше время существует святая обязанность любого христианина - работа во славу Божию, когда самые обычные люди приходят в монастыри, чтобы добровольно в них трудиться. Еще при княжении Ярослава Мудрого был издан указ о том, что талантливые дети из всех сословий без ограничений отдавались "во книжное учение". При нем же во многих деревнях стали открываться сиротские училища, содержавшиеся за счет подати и милостыни жителей этих и соседних с ними деревень. Стоит отметить, что и поныне сбор пожертвований от граждан или как сейчас принято называть «фандрайзинг» является одним из самых эффективных видов волонтерства и в России, и за рубежом[26].

Принципы христианской добродетели стали идеалом волонтерства в эпоху правления Петра Великого. И на войне, и в мирной жизни церковь призывала людей во что бы то ни стало помогать и поддерживать друг друга, бескорыстно служить обществу. Ярким примером для подражания стал подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, чья добровольческая деятельность остановила царившую тогда в стране хаос и анархию, кровавую польскую интервенцию в тот момент, когда Россия подошла вплотную к точке невозврата, за которой был не просто распад государства, но и печальная судьба самого русского народа[27].

Дальнейшее развитие волонтерства в России было связано со стремительной дифференциацией общества, которая произошла вскоре после петровских реформ, с острой проблемой образованной части населения, чувствовавшего свою ответственность и вину перед угнетенной им частью общества – рабочими и крестьянами, в результате чего возник антагонизм, который в измененной форме существует и сейчас – «интеллигенция-народ». Иван Тургенев в своем знаменитом романе «Новь» изобразил классического кающегося дворянина, который осознал свое предназначение в служении ближнему, «опрощался» и шел в народ – такие случаи были не редки в начале-середине XIX столетия.

Еще в XVIII веке под монаршим покровительством стали создаваться первые «человеколюбивые общества», а уже в XIX веке появились земства, выполняющие роль первых некоммерческих общественных организаций. Работа земских комитетов стала весьма заметной вехой в истории волонтерского движения в нашей стране. В дореволюционной России начальное образование предоставлялось бесплатно, а все учреждения этой ступени обучения находились в ведении Синода. Но местное духовенство было, откровенно говоря, мало заинтересованно в развитии системы церковно-приходских школ, в результате чего данная система была неэффективна. В этих условиях, во второй половине XIX века, именно земства взяли под свой контроль большинство народных начальных школ и активно привлекали волонтеров для работы в них.

Распространением бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, где издревле применялись лишь народные средства, история волонтерства в России также обязана земствам и врачам-энтузиастам[28].

Русско-турецкая война 1876-1877 годов открыла новую яркую страницу в истории волонтерства в Москве и во всей нашей стране. В 1877 году монахини московской Свято-Никольской обители на добровольных началах отправились на фронт для оказания помощи раненым и больным солдатам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом, и в результате преобразовалось в международный комитет «Красного креста»[29].

При этом нужно учитывать, что волонтерская деятельность не ограничивалась только организованной формой. Всегда находились добровольцы, которые хотели внести свой посильный вклад в дело помощи нуждающимся согражданам, ведь это - одна из основных черт русского менталитета. Особенно ценилась помощь, оказываемая заключенным. Очень многие русские люди считали своим христианским долгом по большим праздникам, а иногда и в будни приносить «сидельцам» подарки, еду, хозяйственные принадлежности, деньги. Бывали случаи, когда пришедшие «дарители» даже ухаживали за больными осужденными в тюремных лазаретах.

После Октябрьского переворота 1917 года сложилась новая система волонтерства. Из добровольчества было вычеркнуто понятие «богоугодное дело» и введено «добровольно-принудительное», и теперь само государство определяло, кому, в каком объеме, и кто должен оказывать ту или иную помощь. В то же время на территории страны запрещалась деятельность филиалов и представительств иностранных волонтерских организаций. Последним из них в 1938 году был закрыт филиал Международного Красного креста. Однако, не смотря на изменения в идеологии, волонтерство в СССР не просто не потеряло своей актуальности, но даже вышло на новый, прежде недостижимый, уровень. Тысячи советских граждан строили объекты народного хозяйства, шли добровольцами на фронт, восстанавливали экономику страны в послевоенные годы, ехали за сотни километров покорять целину, а воспетый в кино и литературе образ комсомольца-добровольца стал поистине культовым. Особо следует отметить роль женщин, которые во время войны продолжили славные традиции сестер милосердия, ухаживая за раненными в госпиталях, вытаскивая на себе солдат на передовой, а также непосредственно участвуя в боевых действиях наравне с мужчинами[30].

Если проанализировать советский опыт, то мы увидим, что в СССР существовала система вспомоществования, которая имела разветвленную сеть учреждений и охватывала своей деятельностью, без преувеличения, всех граждан. Но оказываемую под полным контролем государства помощь нельзя в полной мере назвать волонтерской, так как эта сфера практически полностью ушла из ведения общества. Конечно, медсестры ухаживали за больными, тимуровцы и пионеры помогали пожилым людям, профсоюзы брали под патронат детские дома и интернаты, но это была лишь часть общегосударственной системы. Таким образом, обществу в вопросах добровольчества отводилась роль некоего «морального соучастника» деятельности государства[31].

В Российской империи было весьма обыденным явлением, в отличии от большинства западных стран, подвижническое движение среди интеллигенции, то есть добровольный переезд в сельскую местность для работы учителем, врачом или священником (сейчас эта традиция снова актуальна). Похожей деятельностью в Европе занимались священнослужители из различных монашеских орденов и братств. В России же образованные люди, которые таким образом хотели отдать долг обществу, могли быть подвигнуты к этому как верой, так и призванием, а подчас одновременно и тем и другим. Именно в нашей стране в годы советской власти по призыву партии тысячи только что окончивших институты молодых людей устремлялись в Среднюю Азию, в районы крайнего севера для работы теми же учителями и врачами. В этом был уникальный опыт СССР – добровольчество без привязки к религии.

Однако в масштабах государственной идеологии, прививании нравственных ценностей и норм морали, выстраивании модели поведения в обществе было неразрывно связано с понятиями «соборность» и «общинность», берущими свои истоки из Киевской Руси, из Днепровской купели. Отказавшись от церкви, как консолидирующего социального института, советская власть вскоре столкнулась с кризисом духовности в обществе. К 1960-1970 годам изобилие при коммунизме, царившее в пропаганде, но не ставшее частью реальности, превратилось в миф, в то, что все так давно ждут, но которое никогда не наступит. В этих условиях, та идея, которая объединяла советский народ и давала толчок к новым свершениям, перестала быть моральным стержнем. В результате, в стране, не раз являвшей всему миру чудеса сплоченности и взаимопомощи, сложилось разобщенное, эгоцентрическое общество, не способное отвечать на современные вызовы[32].

С начала 90-х годов прошлого века волонтерское движение в нашей стране не без проблем, но начинает возрождаться. Одной из наиболее острых на сегодняшний день является проблема разобщенности и безынициативности большей части российского общества, особенно молодежи, втянутой в псевдо мораль новой идеологии – идеологии потребления. Внутреннюю пустоту молодые люди стремятся заполнить навязанными массовой культурой фетишами и мнимым индивидуализмом. С начала 2000-х годов наша страна медленно, робко и неуверенно пытается сформировать новую идею, рассчитать все перспективы и поставить перед обществом новые задачи, в том числе, и в плане развития добровольчества. Конечно, сегодня быть волонтером не слишком престижно, но, не смотря на это, в российских городах открываются новые центры для добровольцев, создаются благотворительные организации, проводятся разноплановые социальные акции, в которых участвуют тысячи людей[33].

Таким образом, волонтерство как социальный феномен появилось в России еще до принятия христианства, получило мощный толчок во времена меценатства и подвижничества в середине XIX – начале XX веков, прошло через «добровольно-принудительный» характер реализации в советское время и в современном виде, несмотря на определенные проблемы и трудности, продолжает активно развиваться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.007 с.)