Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История становления волонтерского движения в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возникновение волонтерства на Руси историки относят еще к дохристианскому периоду, когда члены общины добровольно брали на себя обязанности по уходу и оказанию помощи различным категориям нуждающихся в этом соплеменников: вдовам, сиротам, погорельцам и многим другим. Российская крестьянская община вплоть до Октябрьского переворота 1917 года сохраняло свои многовековые традиции взаимопомощи. В сознании нашего народа до сих пор хранятся слова «Помогать всем миром», то есть всем вместе, сообща. Мощным толчком развитию добровольчества стало принятие в 988 году христианства, а вместе с ним новой культуры вспомоществования «сирым и убогим». В русской православной традиции испокон веков и по наше время существует святая обязанность любого христианина - работа во славу Божию, когда самые обычные люди приходят в монастыри, чтобы добровольно в них трудиться. Еще при княжении Ярослава Мудрого был издан указ о том, что талантливые дети из всех сословий без ограничений отдавались "во книжное учение". При нем же во многих деревнях стали открываться сиротские училища, содержавшиеся за счет подати и милостыни жителей этих и соседних с ними деревень. Стоит отметить, что и поныне сбор пожертвований от граждан или как сейчас принято называть «фандрайзинг» является одним из самых эффективных видов волонтерства и в России, и за рубежом[26]. Принципы христианской добродетели стали идеалом волонтерства в эпоху правления Петра Великого. И на войне, и в мирной жизни церковь призывала людей во что бы то ни стало помогать и поддерживать друг друга, бескорыстно служить обществу. Ярким примером для подражания стал подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, чья добровольческая деятельность остановила царившую тогда в стране хаос и анархию, кровавую польскую интервенцию в тот момент, когда Россия подошла вплотную к точке невозврата, за которой был не просто распад государства, но и печальная судьба самого русского народа[27]. Дальнейшее развитие волонтерства в России было связано со стремительной дифференциацией общества, которая произошла вскоре после петровских реформ, с острой проблемой образованной части населения, чувствовавшего свою ответственность и вину перед угнетенной им частью общества – рабочими и крестьянами, в результате чего возник антагонизм, который в измененной форме существует и сейчас – «интеллигенция-народ». Иван Тургенев в своем знаменитом романе «Новь» изобразил классического кающегося дворянина, который осознал свое предназначение в служении ближнему, «опрощался» и шел в народ – такие случаи были не редки в начале-середине XIX столетия. Еще в XVIII веке под монаршим покровительством стали создаваться первые «человеколюбивые общества», а уже в XIX веке появились земства, выполняющие роль первых некоммерческих общественных организаций. Работа земских комитетов стала весьма заметной вехой в истории волонтерского движения в нашей стране. В дореволюционной России начальное образование предоставлялось бесплатно, а все учреждения этой ступени обучения находились в ведении Синода. Но местное духовенство было, откровенно говоря, мало заинтересованно в развитии системы церковно-приходских школ, в результате чего данная система была неэффективна. В этих условиях, во второй половине XIX века, именно земства взяли под свой контроль большинство народных начальных школ и активно привлекали волонтеров для работы в них. Распространением бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, где издревле применялись лишь народные средства, история волонтерства в России также обязана земствам и врачам-энтузиастам[28]. Русско-турецкая война 1876-1877 годов открыла новую яркую страницу в истории волонтерства в Москве и во всей нашей стране. В 1877 году монахини московской Свято-Никольской обители на добровольных началах отправились на фронт для оказания помощи раненым и больным солдатам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом, и в результате преобразовалось в международный комитет «Красного креста»[29]. При этом нужно учитывать, что волонтерская деятельность не ограничивалась только организованной формой. Всегда находились добровольцы, которые хотели внести свой посильный вклад в дело помощи нуждающимся согражданам, ведь это - одна из основных черт русского менталитета. Особенно ценилась помощь, оказываемая заключенным. Очень многие русские люди считали своим христианским долгом по большим праздникам, а иногда и в будни приносить «сидельцам» подарки, еду, хозяйственные принадлежности, деньги. Бывали случаи, когда пришедшие «дарители» даже ухаживали за больными осужденными в тюремных лазаретах. После Октябрьского переворота 1917 года сложилась новая система волонтерства. Из добровольчества было вычеркнуто понятие «богоугодное дело» и введено «добровольно-принудительное», и теперь само государство определяло, кому, в каком объеме, и кто должен оказывать ту или иную помощь. В то же время на территории страны запрещалась деятельность филиалов и представительств иностранных волонтерских организаций. Последним из них в 1938 году был закрыт филиал Международного Красного креста. Однако, не смотря на изменения в идеологии, волонтерство в СССР не просто не потеряло своей актуальности, но даже вышло на новый, прежде недостижимый, уровень. Тысячи советских граждан строили объекты народного хозяйства, шли добровольцами на фронт, восстанавливали экономику страны в послевоенные годы, ехали за сотни километров покорять целину, а воспетый в кино и литературе образ комсомольца-добровольца стал поистине культовым. Особо следует отметить роль женщин, которые во время войны продолжили славные традиции сестер милосердия, ухаживая за раненными в госпиталях, вытаскивая на себе солдат на передовой, а также непосредственно участвуя в боевых действиях наравне с мужчинами[30]. Если проанализировать советский опыт, то мы увидим, что в СССР существовала система вспомоществования, которая имела разветвленную сеть учреждений и охватывала своей деятельностью, без преувеличения, всех граждан. Но оказываемую под полным контролем государства помощь нельзя в полной мере назвать волонтерской, так как эта сфера практически полностью ушла из ведения общества. Конечно, медсестры ухаживали за больными, тимуровцы и пионеры помогали пожилым людям, профсоюзы брали под патронат детские дома и интернаты, но это была лишь часть общегосударственной системы. Таким образом, обществу в вопросах добровольчества отводилась роль некоего «морального соучастника» деятельности государства[31]. В Российской империи было весьма обыденным явлением, в отличии от большинства западных стран, подвижническое движение среди интеллигенции, то есть добровольный переезд в сельскую местность для работы учителем, врачом или священником (сейчас эта традиция снова актуальна). Похожей деятельностью в Европе занимались священнослужители из различных монашеских орденов и братств. В России же образованные люди, которые таким образом хотели отдать долг обществу, могли быть подвигнуты к этому как верой, так и призванием, а подчас одновременно и тем и другим. Именно в нашей стране в годы советской власти по призыву партии тысячи только что окончивших институты молодых людей устремлялись в Среднюю Азию, в районы крайнего севера для работы теми же учителями и врачами. В этом был уникальный опыт СССР – добровольчество без привязки к религии. Однако в масштабах государственной идеологии, прививании нравственных ценностей и норм морали, выстраивании модели поведения в обществе было неразрывно связано с понятиями «соборность» и «общинность», берущими свои истоки из Киевской Руси, из Днепровской купели. Отказавшись от церкви, как консолидирующего социального института, советская власть вскоре столкнулась с кризисом духовности в обществе. К 1960-1970 годам изобилие при коммунизме, царившее в пропаганде, но не ставшее частью реальности, превратилось в миф, в то, что все так давно ждут, но которое никогда не наступит. В этих условиях, та идея, которая объединяла советский народ и давала толчок к новым свершениям, перестала быть моральным стержнем. В результате, в стране, не раз являвшей всему миру чудеса сплоченности и взаимопомощи, сложилось разобщенное, эгоцентрическое общество, не способное отвечать на современные вызовы[32]. С начала 90-х годов прошлого века волонтерское движение в нашей стране не без проблем, но начинает возрождаться. Одной из наиболее острых на сегодняшний день является проблема разобщенности и безынициативности большей части российского общества, особенно молодежи, втянутой в псевдо мораль новой идеологии – идеологии потребления. Внутреннюю пустоту молодые люди стремятся заполнить навязанными массовой культурой фетишами и мнимым индивидуализмом. С начала 2000-х годов наша страна медленно, робко и неуверенно пытается сформировать новую идею, рассчитать все перспективы и поставить перед обществом новые задачи, в том числе, и в плане развития добровольчества. Конечно, сегодня быть волонтером не слишком престижно, но, не смотря на это, в российских городах открываются новые центры для добровольцев, создаются благотворительные организации, проводятся разноплановые социальные акции, в которых участвуют тысячи людей[33]. Таким образом, волонтерство как социальный феномен появилось в России еще до принятия христианства, получило мощный толчок во времена меценатства и подвижничества в середине XIX – начале XX веков, прошло через «добровольно-принудительный» характер реализации в советское время и в современном виде, несмотря на определенные проблемы и трудности, продолжает активно развиваться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.74.192 (0.009 с.) |