ТОП 10:

Международные аспекты экологической экспертизы.



 

В соответствии с законом РФ «Об экологической экспертизе» применяется общепринятая норма – если международным договором РФ установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены российским законодательством. Применяются правила международного договора.

 

 

При этом технико-экономические обоснования и проекты, в том числе с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц подлежат обязательной экологической экспертизе наравне с российскими.

В числе подписанных и ратифицированных Российской Федерацией международных договоров (конвенций) главным для организации и проведения ГЭЭ являются :

 

1) Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

2) Перечень видов экологически опасной деятельности;

3) Критерии определения экологически значимых видов деятельности;

4) Требования в документации об определении воздействия на окружающую среду ( ОВОС) предъявляемые на ГЭЭ;

5) Процедуру запроса о планируемой деятельности.

 

 

За десять лет своего официального существования в России, экологическая экспертиза, как инструмент экоуправления, доказала свою пользу и во многих случаях – эффективность.

Результатом ее работы являются многие приостановленные экологически опасные проекты, сотни миллионов рублей ежегодно предотвращенного экологического ущерба, десятки тысяч единиц документации подвергнутой экологическому анализу.

 

 

1.2. Экологический аудит.

В последнее десятилетие в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов.

Определяющим фактором такого подхода, помимо социально–политических требований, сложившихся в сознании наций, является новое экологическое мышление.

В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого социально-экономического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Особенно актуальны эти задачи для промышленно развитой и густонаселенной Европы.

 

 

Для их успешного решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования.

Одним из наиболее эффективных инструментов экономико – экологического контроляв процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит ( ЭА).

Еще недавно был незыблем постулат, что рыночная экономика базируется только на материальных интересах ее участников.

Однако в современных условиях обострения экологических проблем рынок побуждает к рациональному хозяйствованию и совмещению бизнеса с решением экологических проблем.

По утверждению представителей крупных фирм Европы «зеленый имидж» вызван коммерческой необходимостью, способностью фирмы «смотреть далеко вперед».

Это способ защитить свой бизнес.

Многие фирмы считают. Что своевременная политика осуществления экологически обоснованного подхода к бизнесу является своего рода капиталовложением, ориентированным, в том числе и на завоевания обширного рынка.

Необходимым инструментом в этом процессе экологичзации экономики является экологический аудит.

 

 
 
Экологический аудит (ЭА) — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в т. ч. нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности

 


При сложившимся коммерческом подходе к ресурсным средам и природным богатствам в России подобный подход к вопросам экологического регулирования становится необходимой потребностью времени.

Для России особенно опасно пренебрегать мировыми тенденциями экологизации экономики, при ставшей традиционной, дальнейшей ориентации на сложившиеся техногенные, природоемкие (экстенсивные) технологии производства.

Совершенно очевидно, что необходимо дальнейшее развитие российской системы контроля качества и управления экологической безопасностью с использованием экономических рычагов воздействия на природопользователей.

.

Связующим рычагом этих отношений должен стать Экологический Аудит (ЭА) - инструмент, включающий в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды.

Он позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно- аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природоохранной техники, дать экономическую оценку намеченных технических и технологических усовершенствований.

Поскольку речи идет об исследовании всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия, ЭА должен объединить и расширить программы и методики уже существующих видов аудита:

I. производственного,

II. финансовой деятельности,

III. аудита на соответствие.

 

Любую возникшую задачу (например уменьшить количество или концентрацию какого-либо загрязняющего ингредиента в выбросах) можно решить различными, порой альтернативными путями.

В зависимости от радикальности принятого решения и остроты проблемы необходимые мероприятия могут находиться в диапазоне от организационных мер повышения контроля за ведением технологического процесса, до закрытия предприятия с его дальнейшим перепрофилированием.

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

 



На основании заключения экоаудитора можно решить конкретную

 

Одним из важных факторов, способствующих развитию ЭА в западном мире, представляет процедура проведения программы его реализации с позиций, когда наказание виновных не является основной целью ЭА.

Гораздо важнее для руководства компаний выявление узких мест во всех сферах деятельности объекта, оказывающих в той или иной мере негативное воздействие на окружающую среду и содействие в его уменьшении.

Такой подход невозможен без тесного сотрудничества с администрацией и персоналом компании, которые превращаются в этом случае из подконтрольного в полноценного партнера в рамках экологического менеджмента.

 

По данным Всемирного банка, возможное повышение стоимости проектов, с вязанное с проведением ЭА и последующим учетом экологических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет.

 

Около 30 лет назад в развитых странах с рыночной экономикой организационная схема хозяйственно-финансового контроля была дополнена введением экологического аудита.

В международной практике ЭА реализован в практический механизм деятельности, основанный на законодательной и нормативно-методической базе, он имеет развитую организационную инфраструктуру и оснащен квалифицированными кадрами экоаудиторов.

В Российской Федерации процедура ЭА носит добровольный характер и необязательна для исполнения.


Международной организацией стандартизации принят Проект международного стандарта 150/DIS 1410, который содержит основные указания по экологическому аудиту в составе основных положений, процедуры аудит систем экологического менеджмента и квалификационные категории экологических аудиторов.

До его утверждения, в качестве аналога рекомендуется использовать Стандарт Европейского Банка Реконструкции и Развития, которым разработан Протокол ЭА для промышленных предприятий общего типа, Стандартный формат аудиторского отчета, Рабочее руководство для аудиторов по вопросам окружающей среды, охраны труда и здоровья работников предприятия, которые предусматриваются в инвестиционном проекте развития.

Стратегические задачи ЭА лежат в сфере обоснования экологизированной стратегии развития предприятия (его политики) в соответствии с планами развития на основании данных, полученных в результате аудита.

Главным является то, что без дополнительных бюджетных затрат ЭА позволяет усилить управление охраной окружающей среды и повысить эффективность экоменеджмента. Поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии ЭА и создании правовых и нормативных основ для его функционирования.

Однако в настоящее время деятельность экономических субъектов в области экологического менеджмента, в частности ЭА, обязательной не является.

Подобную деятельность невозможно ввести в рамки еще одного формально обязательного вида деятельности промышленных предприятий.

Государство может только инициировать и стимулировать развитие экологического менеждмента, используя разнообразные косвенные меры и действия, например, через системы лицензирования, сертификации, налогообложения, страхования, экологической экспертизы, экологической аттестации руководителей и пр.

 

1.3. Экологическое образование и аттестация руководящих кадров в экономике природопользования

Формирование нового экологического мышления, так необходимого для устойчивого социально-экономического развития России невозможно без обязательного экологического воспитания и образования, без широкого распространения экологических знаний

Это необходимо для того, чтобы экологически обоснованная профессиональная деятельность стала нормой в повседневной практике.

 

Раздел XI. «Экологическое воспитание. Образование. Научные исследования» Федерального Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» являются законодательной платформой реализации этой необходимой меры, способствующей привлечению всех слоев населения к фактическому участию в государственном экоменеджменте, профилактике и предупреждению экологических катастроф техногенного характера.

 

Рассмотрим три статьи Федерального Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»ст.73, 74 и 75.

«В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающего весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в среднихи высших учебных заведениях. Повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации.»

 

Еще одним важным фактором предупреждения и профилактики негативного воздействия на окружающую среду промышленных предприятий является воспитание экологической культуры руководящих работников министерств, ведомств и конкретных предприятий природопользователей.

Руководители, стоящие у ключевых позиций принятия стратегических проектов развития промышленных отраслей, экологически опасных производств обязаны проходить соответствующую экологическую подготовку и обладать необходимыми знаниями для принятия экологически грамотных управленческих решений.

 

«Руководители министерств, ведомств, предприятий. Учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую среду и здоровье человека на территории Российской Федерации, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников.»

 

***

 

Завершая главу о профилактике экологических правонарушений нельзя не констатировать, что стабилизация экологической ситуации в России во многом зависит от эффективности проводимых реформ в сфере экологии и экологического менеджмента, их адекватности целям формирования устойчивого типа развития российской экономики.

В развитии России необходима ориентация на конечные результаты, а не на промежуточные валовые показатели экономики.

Но традиционные показатели экономического роста в этом случае могут быть хуже по сравнению с этими показателя при экстенсивном, природоемком развитии.

 

Однако в наше время, которого осталось совсем немного для приостановления разрушения биосферы и предотвращения ее гибели, экономическая эффективность должна, прежде всего, проявляться в обеспечении оздоровления окружающей среды по наименьшей цене – в этом залог успеха устойчивого развития.

 

2. Экологические правонарушения и их пресечение.

 

2.1.Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие экологическую деятельность в РФ.

 

Центральными органами по контролю за качеством окружающей среды и управлению им является Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Они осуществляют такие функции на основе Конституции Российской Федерации и законодательства по охране окружающей природной среды.

Несомненно то, что в контроле за качеством окружающей среды особая роль отводится природоохранному законодательству, стандартизации ( ГОСТ), экологической экспертизе и экологическому мониторингу.

Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» принятый в 1991году ( Закон ООПС), является основным документом, определяющим и регулирующим природоохранную деятельность на территории Российской Федерации, но не следует забывать, что до появления Закона РФ ООПС применялись и применяются в настоящее время множество других нормативных актов, регулирующие различные аспекты экологической деятельности предприятий и охраны окружающей природной среды в Российской Федерации.

Предложенный ряд основных законодательных и нормативных актов, регулирующих экологическую деятельность на территории Российской Федерации, охватываютвсе существующие объекты охраны окружающей природной среды:

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.011 с.)