ТОП 10:

Введение в Экологическое право.



Глава 15

Введение в Экологическое право.

Профилактика экологических правонарушений.

Экологическая экспертиза

Экологический аудит

1.3. Экологическое образование, аттестация и переподготовка.

Руководящих кадров в экономике природопользования.

Экологические правонарушения и их пресечение.

Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие экологическую деятельность в РФ.

Экологические правонарушения, их виды и разграничения

Особенности характеристики экологических преступлений в новом УК РФ

Понятие гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения

Основания и порядок привлечения к гражданско- правовой ответственности за экологические правонарушения

2.6. Место и роль правоохранительных органов МВД и Прокуратуры в решении экологических проблем.

 

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности.

Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к обострению экологической ситуации:

- истощаются запасы природных ресурсов;

-загрязняется природная среда;

-утрачивается естественная связь между человеком и природой;

-теряются эстетические ценности;

-ухудшается физическое и нравственное здоровье людей;

-обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки

и жизненное пространство.

 

Российская Федерация относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных размахов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине (50%) национального дохода.

Более 24 000 предприятий на сегодня являются злостными загрязнителями вод и воздуха.

С позиций действующего законодательства их деятельность преступна. Но вопреки всем декларациям о приоритете прав личности ( в том числе и на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду), перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими.

Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды и последовательное ухудшение здоровья людей.

Средний возраст мужчин за последние годы сократился до 58 лет.

Каждый десятый ребенок рождается с умственно или физически неполноценным, вследствие изменений на генном уровне.

В некоторых регионах этот показатель выше в 3-6 раз.

В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммуннологической недостаточности.

По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения.

Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций.

Только 15% жителей дышит воздухом, отвечающим установленным нормам качества.

Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим нормам.

Список подобных данных обширен, но и перечисленных данных достаточно, чтобы всем жителям необъятной и богатой ресурсами России осознать, что время нерегулируемого, без лимитного пользования средой безвозвратно ушло.

I. Профилактику экологических правонарушений.

II. Пресечение экологичес ких правонарушений.

 

Профилактика экологических правонарушений.

 

Экологическая экспертиза.

В России основным составляющим системы экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами.

 

Экологическая экспертиза является обязательной составляющей любого проекта на этапе его утверждения. Без положительного заключения экологической экспертизы проект не утверждается и тем более не финансируется.

Экологическая экспертиза основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования и проектирования, чем обнаружить и исправлять их на стадиях осуществления проекта или, что еще сложнее, на стадии функционирования производства.

Экологическая экспертиза проводится в РФ уже более двух десятков лет.

Помимо государственной экологической экспертизы, в России существует еще и Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ), которая фактически ничем не регламентируется и всецело зависит от решения проводящего ГЭЭ органа, придающего заключению ОЭЭ юридическую силу.

 

В соответствии со Ст. 22 Федерального закона «Об экологической экспертизе», общественные организации ( объединения0 , осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право участвовать в государственной экологической экспертизе в качестве наблюдателей.

Эту возможность не следует упускать, поскольку это наиболее действенная возможность участия в государственной экологической экспертизе, которую законодательно предоставляют общественности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

 



На основании заключения экоаудитора можно решить конкретную

 

Одним из важных факторов, способствующих развитию ЭА в западном мире, представляет процедура проведения программы его реализации с позиций, когда наказание виновных не является основной целью ЭА.

Гораздо важнее для руководства компаний выявление узких мест во всех сферах деятельности объекта, оказывающих в той или иной мере негативное воздействие на окружающую среду и содействие в его уменьшении.

Такой подход невозможен без тесного сотрудничества с администрацией и персоналом компании, которые превращаются в этом случае из подконтрольного в полноценного партнера в рамках экологического менеджмента.

 

По данным Всемирного банка, возможное повышение стоимости проектов, с вязанное с проведением ЭА и последующим учетом экологических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет.

 

Около 30 лет назад в развитых странах с рыночной экономикой организационная схема хозяйственно-финансового контроля была дополнена введением экологического аудита.

В международной практике ЭА реализован в практический механизм деятельности, основанный на законодательной и нормативно-методической базе, он имеет развитую организационную инфраструктуру и оснащен квалифицированными кадрами экоаудиторов.

В Российской Федерации процедура ЭА носит добровольный характер и необязательна для исполнения.


Международной организацией стандартизации принят Проект международного стандарта 150/DIS 1410, который содержит основные указания по экологическому аудиту в составе основных положений, процедуры аудит систем экологического менеджмента и квалификационные категории экологических аудиторов.

До его утверждения, в качестве аналога рекомендуется использовать Стандарт Европейского Банка Реконструкции и Развития, которым разработан Протокол ЭА для промышленных предприятий общего типа, Стандартный формат аудиторского отчета, Рабочее руководство для аудиторов по вопросам окружающей среды, охраны труда и здоровья работников предприятия, которые предусматриваются в инвестиционном проекте развития.

Стратегические задачи ЭА лежат в сфере обоснования экологизированной стратегии развития предприятия (его политики) в соответствии с планами развития на основании данных, полученных в результате аудита.

Главным является то, что без дополнительных бюджетных затрат ЭА позволяет усилить управление охраной окружающей среды и повысить эффективность экоменеджмента. Поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии ЭА и создании правовых и нормативных основ для его функционирования.

Однако в настоящее время деятельность экономических субъектов в области экологического менеджмента, в частности ЭА, обязательной не является.

Подобную деятельность невозможно ввести в рамки еще одного формально обязательного вида деятельности промышленных предприятий.

Государство может только инициировать и стимулировать развитие экологического менеждмента, используя разнообразные косвенные меры и действия, например, через системы лицензирования, сертификации, налогообложения, страхования, экологической экспертизы, экологической аттестации руководителей и пр.

 

1.3. Экологическое образование и аттестация руководящих кадров в экономике природопользования

Формирование нового экологического мышления, так необходимого для устойчивого социально-экономического развития России невозможно без обязательного экологического воспитания и образования, без широкого распространения экологических знаний

Это необходимо для того, чтобы экологически обоснованная профессиональная деятельность стала нормой в повседневной практике.

 

Раздел XI. «Экологическое воспитание. Образование. Научные исследования» Федерального Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» являются законодательной платформой реализации этой необходимой меры, способствующей привлечению всех слоев населения к фактическому участию в государственном экоменеджменте, профилактике и предупреждению экологических катастроф техногенного характера.

 

Рассмотрим три статьи Федерального Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»ст.73, 74 и 75.

«В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающего весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в среднихи высших учебных заведениях. Повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации.»

 

Еще одним важным фактором предупреждения и профилактики негативного воздействия на окружающую среду промышленных предприятий является воспитание экологической культуры руководящих работников министерств, ведомств и конкретных предприятий природопользователей.

Руководители, стоящие у ключевых позиций принятия стратегических проектов развития промышленных отраслей, экологически опасных производств обязаны проходить соответствующую экологическую подготовку и обладать необходимыми знаниями для принятия экологически грамотных управленческих решений.

 

«Руководители министерств, ведомств, предприятий. Учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую среду и здоровье человека на территории Российской Федерации, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников.»

 

***

 

Завершая главу о профилактике экологических правонарушений нельзя не констатировать, что стабилизация экологической ситуации в России во многом зависит от эффективности проводимых реформ в сфере экологии и экологического менеджмента, их адекватности целям формирования устойчивого типа развития российской экономики.

В развитии России необходима ориентация на конечные результаты, а не на промежуточные валовые показатели экономики.

Но традиционные показатели экономического роста в этом случае могут быть хуже по сравнению с этими показателя при экстенсивном, природоемком развитии.

 

Однако в наше время, которого осталось совсем немного для приостановления разрушения биосферы и предотвращения ее гибели, экономическая эффективность должна, прежде всего, проявляться в обеспечении оздоровления окружающей среды по наименьшей цене – в этом залог успеха устойчивого развития.

 

2. Экологические правонарушения и их пресечение.

 

2.1.Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие экологическую деятельность в РФ.

 

Центральными органами по контролю за качеством окружающей среды и управлению им является Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Они осуществляют такие функции на основе Конституции Российской Федерации и законодательства по охране окружающей природной среды.

Несомненно то, что в контроле за качеством окружающей среды особая роль отводится природоохранному законодательству, стандартизации ( ГОСТ), экологической экспертизе и экологическому мониторингу.

Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» принятый в 1991году ( Закон ООПС), является основным документом, определяющим и регулирующим природоохранную деятельность на территории Российской Федерации, но не следует забывать, что до появления Закона РФ ООПС применялись и применяются в настоящее время множество других нормативных актов, регулирующие различные аспекты экологической деятельности предприятий и охраны окружающей природной среды в Российской Федерации.

Предложенный ряд основных законодательных и нормативных актов, регулирующих экологическую деятельность на территории Российской Федерации, охватываютвсе существующие объекты охраны окружающей природной среды:

 

 

Водный кодекс РФ ( 18.10.1995)

Ст. 250. Загрязнение вод

Ст. 254. Порча земли.

Ст. 258. Незаконная охота.

Вопросы к главе 15

  1. На какие две категории делится законодательная деятельность государственных и общественных органов по контролю за исполнением законодательства в области охраны ОПС?
  2. Перечислите действующие на территории РФ мероприятия по профилактике экологических правонарушений.
  3. Дайте определение экологической экспертизе (ЭЭ).
  4. Дайте определение государственной экологической экспертизе(ГЭЭ).
  5. Дайте определение общественной экологической экспертизе (ОЭЭ).
  6. Расскажите о источниках финансирования ГЭЭ и ОЭЭ?
  7. Перечислите принципы экологической ГЭЭ.
  8. Перечислите основания для проведения ГЭЭ.
  9. Каковы сроки исполнения ГЭЭ и назовите максимальный срок ГЭЭ.

10. Назовите основные подписанные и ратифицированные Российской Федерацией международные догововоры (конвенции) по организации и проведяии ГЭЭ.

11. Назовите основные цели ЭА.

12. Какие виды уже известных систем и методик контроля за производственной деятельностью включает в себя ЭА?

13. Изобразите блок –схему демонстрирующую содержание ЭА.

14. За какой срок, в среднем, окупается возможное повышение стоимости проектов связанное с проведением ЭА?

15. Является ли ЭА обязательным в РФ , как в других странах Европы и США.

16. Перечислите основные основных законодательные и нормативные акты, регулирующие экологическую деятельность на территории РФ.

17. Изобразите блок-схему отображающую структуру органов экологического управления РФ.

18. Дайте определение экологического правонарушения.

19. На какие два вида разделяется понятие экологического правонарушения.

20. Дайте определение юридической ответственности.

21. На какие виды разделяется юридическая ответственность по отраслям права?

22. Какой вид экологического правонарушения влечет за собой административную, материальную и дисциплинарную ответственность?

23. В каком году в Уголовный Кодекс РФ была введена новая Глава «Экологические составы преступлений» ?

24. Назовите несколько из 17 статей входящих в главу УК РФ «Экологический составы преступлений».

25. Какая новая статья появилась в УК РФ изменившая отношение к экологическим преступлениям.

26. Какие два способа возмещения ущерба в следствии экологического правонарушения существуют в УК РФ?

27. В каких случаях возможно возмещение ущерба натурой?

28. Какими способами возмещается вред здоровью граждан, нанесенный экологическими правонарушениями?

29. Перечислите какие мероприятия в рамках природоохраны осуществляют органы МВД в рамках своей компетенции?

30. По каким направлениям органы специализированной природоохранной прокуратуры осуществляют прокурорский надзор в области экологического права?

Глава 15

Введение в Экологическое право.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.013 с.)