Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Большая Игра-3: с любовью к узнику Азкабана.

Поиск

Большая Игра-3: с любовью к узнику Азкабана.

Вместо вступления

Приступая к анализу БИ-3, авторы не могут окончательно избавиться от легкого душевного трепета - а также тяжкого сердечного сокрушения. И вовсе не потому, что им, авторам, нечего сказать. Напротив, вся эта авантюра с БИ есть, собственно, долгий и любовный разбор УА. Остальными БИ мы занимались так, мимоходом, дабы БИ-3 была ясна… ну и из личного пристрастия к методической систематизации тоже немножко.

Так что бедная БИ-3 перебрана с целью получения удовольствия практически по молекулам. И только изношенность молекул заставила нас перейти к изложению собственной теории. А жаль. Жить в мире БИ-3 было славно.

Увы, такова судьба всякого завершенного прожекта. Рано или поздно настает время перейти от сладостного обсуждения деталей ("А вот мы еще с точки зрения очков Дамблдора БИ не писали!") к корябанию какого-никакого, но текста на основе какого-никакого, но суммирования обработанного материала.

И скучно это донельзя. Так что, будучи людьми честными, авторы горячо рекомендуют потенциальным читателям: а пошлите вы их, авторов, текст куда подалее и попробуйте самостоятельно пролететь гиппогрифом / проскакать кентавром / проползти Василиском (подчеркнуть нужное) по страницам УА, получив свое удовольствие, так сказать, из первых рук и без посредников.

Ну а кто не спрятался, мы не виноваты.

До поднятия занавеса осталось совсем немного

Начнем с элементарных вещей. Разглядывая фотографию в газете, Дамблдор наверняка прорабатывает альтернативную версию: что, если ОН, который в Хогвартсе, не Гарри?

Но тогда кто?

С Хогвартсом явно связана фотография семьи Уизли. Молли и Джинни отпадают сразу: искомый объект - "он". Чарли и Билл, а также сам мистер Уизли, с которым Сириус наверняка знаком, Хогвартс уже закончили и быть там никак не могут. В школе учатся младшие… и далее тупик, потому что найти связь между побегом Сириуса и Перси, близнецами или даже Роном при самом буйном воображении достаточно сложно, если вообще возможно.

Впрочем, на плече у Рона крыса. А крыса была анимагской ипостасью Петтигрю. И если предположить, что крыса тут вообще при чем-то, рассмотрению подлежат следующие варианты:

1. Сириусу примерещилось, что крыса Рона - его старый друг, и он сбежал из Азкабана, дабы успешно закончить не доведенное до конца мокрое дело.

2. Это действительно Петтигрю, который смертельно напуган в свое время предательством Сириуса, слегка поплыл крышею и принял решение провести остаток жизни в зверином обличье.

3. Наконец - "Этого не может быть… если только вы не перерешили... ничего не сказав мне?" И вот если хоть тень этой мысли возникла у Директора, он не только не тронет маньяка, но и станет беречь буквально от всех и каждого, пока сам не разберется.

Само собою, одновременно следует беречь Гарри как зеницу ока. Ну и посматривать внимательно за крысом.

Так что с БИ-3?

Сириус может быть виновен или нет. Но в любом случае Дамблдору следует:

а) разобраться во всем самому;

б) заставить старшее поколение - Снейпа, Люпина и Сириуса / Петтигрю - разобраться с собой и меж собой, возможно, набить морды, желательно замириться, выпить огневиски и способствовать отправке истинного преступника в Азкабан;

в) включить в процесс восстановления справедливости Гарри как неотъемлемого (по возможности главного) участника - из различных соображений, прежде всего педагогических.

Это что касается целей и задач. Теперь о средствах.

Примерно в это время Дамблдор официально приглашает Люпина на пост преподавателя DADA. Нет причин тянуть, и никто другой ему не нужен. Люпин и только Люпин.

Однако присутствию Ремуса в Хогвартсе могут помешать два обстоятельства: оборотничество и Снейп. Правая рука Директора этим назначением, мягко говоря, недовольна. С другой стороны, Дамблдор очень силен в решении двух и более проблем одним ударом. Снейпу придется потерпеть, да и, в конце концов, давно пора взрослым мальчикам разобраться в своих сложных взаимоотношениях. Так что приятное совмещается с полезным: пусть вторая часть проблемы варит зелье с целью решить первую часть.

Люпин едет в Хогвартс не просто как преподаватель и конфидент. Ему предстоит столкнуться со старыми школьными друзьями, разобраться в создавшейся ситуации и пробудить в них совесть, насколько сие окажется возможным.

Сириусу и Петтигрю до времени дозволяется изображать домашних и не очень домашних животных.

Сам же Директор будет, в духе известного персонажа фильма "Про Красную Шапочку", весело делать вид, что он тут ни при чем, совсем тут ни при чем.

Надо сказать, все совершенно по-дамблдоровски. Нате вам всем по веревке, где мыло, вы в курсе, я буду внимательно смотреть, какого рода инициативу каждый проявит... а в самом худшем случае ножницы у меня под рукой. Может, чему и научитесь попутно, балбесы.

Что касается Гарри…

Джеймса и Лили предал близкий друг отца (хоть тот, хоть этот - оба из команды Джеймса). Что возьмет в Гарри верх, когда он узнает об этой истории? Ненависть и месть? Или все-таки мальчик сумеет справиться с негативными эмоциями, понять и простить? Это было бы лучшим итогом года.

Небезынтересно также, что у Гарри появляется прекрасная возможность в результате детективного расследования восстановить справедливость и, возможно, вернуть Сириусу доброе имя / Петтигрю возможность вернуться к реальной жизни (кого и что в данном случае надо подчеркнуть, Директор определит в течение года).

Что-то очень знакомое напоминает эта игра… ах да! Не будем утомлять снисходительных читателей перечислением прочитанных нами в состоянии розового детства (и позже) книг, в которых храбрые дети (один, два, много) спасают нечто взрослое, храброе, доброе и угодившее в глобальную беду (раненый ковбой, сбитый советский летчик, революционный матрос, несчастный негр, беглый каторжник, Эовин, дерущаяся с назгулом, иной вариант). Иногда (в определенной литературе часто, в совсем уж определенной литературе типа Роман Женский - почти всегда) Храбрые Дети заменяются Отважной Спасительницей, а Бедолага приобретает отчетливые Мужские Черты (иногда только выше шеи, но обычно это процесс, затрагивающий весь организм спасаемого). Впрочем, в данном случае Мужские Черты не существенны: тринадцатилетний мальчик, глазами которого мы видим ситуацию, именно этим социокультурным аспектом совершенно не интересуется (тем, кто считает иначе, помочь, по всей вероятности, уже невозможно). Спасаемый Сириус / Петтигрю может быть сколько угодно грязен и асексуален. Дети его все равно спасут.

Между прочим, спасаемые частенько кажутся с первого взгляда злыми и нехорошими. Умные люди заранее предупреждают детей (Отважных Спасительниц) не иметь с такими дядями дела (само собою, лишь разжигая спасательский пыл). Но это, дорогие читатели, конечно, неправда. Данный вид спасаемых только притворяется злым и нехорошим, а на самом деле они все храбрые, добрые и всего-навсего угодили в Большую Беду.

О, элементы данной игры в интересное включены в БИ-3, на наш взгляд, совершенно сознательно.

Вот только в данном случае на кону судьба совершенно реального человека. Так что следует признать, что БИ с каждой следующей книгой становится не только все сложнее, но и все опаснее для окружающих. А методы, применяемые Директором, начинают понемногу терять первоначальную этическую безупречность.

Но об этике ближе к финалу. А нам пора выбираться наконец из-за занавеса. Увертюра закончена.

Дела ночные

Итак, 7-8 августа Гарри с грандиозным скандалом уходит от Дурслей и очень скоро сталкивается с крестным псом на улице Магнолий. Надо полагать, когда подросток вылетает из дома в ночи и сильном гневе куда глаза глядят, без присмотра его не оставляют. Наблюдателей, согласно логике событий, должно быть двое:

а) черненькая собачка,

б) некто невидимый на дамблдолжности.

Сначала о собачке. Странно было бы думать, что она возникла в Литтл-Уининге точно в тот момент, когда Гарри надул тетку и, кипя, удалился в темноту. Гораздо логичнее считать, что ошивается она там довольно давно. Через год Сириус небрежно скажет Гарри - "Не беспокойся обо мне, я исполняю роль очень симпатичного бродячего пёсика". Вероятнее всего, в Литтл-Уининге уже шли активные репетиции этой роли.

Сколько времени он там крутился, понять довольно сложно. В Азкабане аппарировать нельзя, но на земле-то уже, наверное, можно? Или следует принять, что для бешеной собаки сто верст не крюк? В общем, три-четыре дня песик вполне мог бродить возле дома Дурслей, руководствуясь сентиментальным желанием глянуть на крестника и только потом придушить Петтигрю ("Увидеть Гарри и умереть").

Да, только про его тонкие чувства никто не знает, и почти все уверены, что беглый узник собирается глянуть на крестника исключительно с убийственными целями. Однако мистеру Блэку удается благополучно унести из Литтл-Уининга лапы, что он сам стопудово относит за счет собственной удачи и общей крутости.

Но это Сириус, который без пункта С. А мы сядем и подумаем. Если министерские служащие могли и не обратить внимания на тощую черную собачку, симпатично шныряющую по мусорным кучам, то как мог пропустить ее Дамблдор? Конечно, о его подозрениях по части невиновности Сириуса и тем более сути черненькой собачки никто из сотрудников знать не будет. Но отдельно проинструктировать, что надо посматривать не только за людьми, но и за животными (маньяк не дурак, вряд ли будет слоняться по Литтл-Уинингу без маскировки) и ни в коем случае не допускать контакта Гарри С КЕМ БЫ ТО НИ БЫЛО, Директор, по логике, просто обязан.

Приятно, что, сидя на сундуке, Гарри не забывает задаться важным вопросом (Дамблдор может гордиться силой мыслительного процесса ученика) - почему ему за его выходку ничего не сделали? Где Министерство Магии и уведомление об исключении? Последнее китайское предупреждение уже было в ТК, кстати, за мелочь - какой-то пудинг… А тут тетка.

Уведомление, разумеется, мимо Гарри не пролетит, но догонит его лишь в ОФ, когда Фадж с Дамблдором только что не на ножах. А пока Корнелиус в рамках мира, дружбы, обедов и камерной музыки тесно сотрудничает с Дамблдором и его слушается. Во всем, что происходит в смежных с Гарри сферах Политики, прослеживаются влияние Директора и его неповторимый стиль. Например, за домом Дурслей всегда внимательнейшим образом следят, но в УА наблюдатели явно имеют жесткое и недвусмысленное указание делать вид, что их нет, и не вмешиваться.

В теории Гарри мог бы не надуть, а сильно покалечить Мардж, и Министерство все равно спустило бы историю на тормозах. Политика…

Так что мистеру Поттеру остается медитировать на сундуке о том, что мы расцениваем как сигнальный огонь, зажженный Роулинг совсем для тупых: "Гарри до такой степени нарушил положения декрета о разумных ограничениях колдовства среди несовершеннолетних, что оставалось только удивляться, почему до сих пор не явились представители министерства. По идее, они должны были бы уже схватить его прямо здесь, где он сейчас сидит". Ребенок сильно разочарован и строго спросит с Фаджа: как, а в Азкабан не отправите? Странно это… подозрительно…

Но о Фадже чуть позже. А пока поставим себя на место Директора, которому надо срочно решать, что дальше делать с мальчиком. К Дурслям он не вернется. Все Уизли в Египте, Гермиона во Франции… вот незадача, а? Между тем в сложном положении и наблюдатель (собачка увидела крестника, а по-всякому остро надо, чтобы подросток ни с кем в контакт не входил). Так что не исключено, что автобус вызвал вовсе не Гарри, но некто, за ним наблюдающий. Пусть ребенок куда-нибудь подальше уедет, в том числе и от этой собаки, а за это время начальство успеет что-нибудь придумать…

Да, странноватый вызов. Сначала Гарри "поднял палочку высоко над головой", потом шарахнулся от баскервильского видения, "споткнулся о сундук и упал. Гарри попытался рукой смягчить падение, пальцы разжались, и палочка выпала. Он тяжело шмякнулся на обочину дороги". Если бы всякий раз, когда колдуны падают, роняя палочку, которую высоко держали, появлялся автобус…

Стэн, кстати, сомневается в правильности вызова. "Слуш, ты вить вправду нам сигналил, верноть?".

Впрочем, мы не настаиваем, потому что это не принципиально. Главное в том, что Гарри, садясь в автобус, собирается ехать в "Дырявый котел". И когда он туда приезжает, его там ждут.

Причем не кто-нибудь, а лично министр Фадж.

Легко ли быть Дамблдором?

Фадж ждет у гостиницы долго, потому что он замерз и устал, и при виде мальчика может сказать только: "Наконец-то, Гарри". Еще он успел пожаловаться трактирщику, который при виде Гарри выпаливает: "Вы нашли его, Министр!". Кстати, есть еще Хедвига, которая прилетает в "Дырявый котел" через пять минут после прибытия Гарри - высочайший совиный интеллект помог? Или бедняжка аппарировала за автобусом по всей Англии?

Короче, в "Дырявом котле" и возле него все напряженно ждут тринадцатилетнего Поттера.

А откуда они все знают, где ждать и куда лететь? Почему Фадж мерзнет и ждет Гарри именно возле гостиницы? У нас есть, между прочим, совершенно точное доказательство, что министерские наблюдатели объект потеряли. Об этом говорит не кто-нибудь, но начальник отдела по неправильному использованию магических предметов Артур Уизли в подслушанном Гарри разговоре с женой - то есть говорит искренне. И он на момент УА в курсе действий Министерства. Так что его показания заслуживают доверия.

Итак: "Мне дурно делается при мысли о том, что могло с ним случиться, когда он убежал из дому! Если бы не "Ночной рыцарь", я готов поклясться, что бедняга был бы мёртв раньше, чем министерство нашло бы его!"

Раз министерство должно было найти - значит, сначала потеряло. Но хотя ведомство лопухнулось, его глава совершенно точно знает, что потерянный Гарри приедет на автобусе. И знает, куда именно.

Объяснение тому лишь одно: помнится, Гарри осведомился у Стэна, почем доехать до Лондона. А в столице подросток нигде, кроме Диагон-аллеи, не был... так что на повестке ночи "Дырявый котел". Вот оно, доказательство, что при загрузке Гарри в автобус присутствовал кто-то очень себе незаметный. Если не от министерства, значит, от Директора.

С Дамблдора станется быть там и лично. Но - недоказуемо. К тому же особых предпосылок, что именно в этот день произойдет что-то страшно важное, не было. Каждый день визита Мардж чреват со стороны Гарри взрывом, и вряд ли Дамблдор всю неделю провел на Privet-Drive. Однако Фаджу сообщил Директор, кто же кроме него. И поставить министра ждать невесть сколько времени на лондонской улице какого-то набедокурившего третьекурсника способна только очень важная и очень уважаемая Фаджем персона…

Следует думать, что и Директору, и министру пришлось нелегко. Пока Гарри знакомится с особенностями вождения Эрни, шестеренки крутятся как бешеные. Фадж вытащен из постели собственными сотрудниками, которые сообщили о применении важнейшим объектом магии в нарушение закона, но поскольку вы держите объект под особым контролем… короче, наказывать или не наказывать?

Пока не наказывать и ждать, говорит спросонья Фадж и связывается с Дамблдором. Ваш Гарри, начинает он, конечно, персона важная, но не много ли он себе… Корнелиус, ласково отвечает Директор, а кого вы вообще собираетесь наказывать? Где объект? Он из дому ушел. Ой, говорит Фадж, начинает бегать кругами и орать на своих сотрудников, потерявших Гарри. Выждав краткую паузу для убедительности, Дамблдор появляется опять: Корнелиус, я нашел. Немедленно отправляйтесь к "Дырявому котлу" и записывайте инструкции, диктую по буквам…

Итак, министр подробно проинструктирован, как надо разрулить ситуацию, и поставлен ждать у дверей гостиницы. Наряд минмагии по личному указанию Фаджа в крайней спешке чинит тетку, стирает ей память и вправляет мозги родственникам Гарри на предмет возвращения любимого племянника в их дом на следующие каникулы. Гм. Картина маслом: дядя Вернон, объясняющий волшебникам, куда они могут отправиться со своим драгоценным Поттером… и очень старающаяся скрыть некоторое торжество Петунья… "Они были рассержены донельзя. Тем не менее, они готовы взять тебя обратно следующим летом, при условии, что ты останешься в Хогвартсе на рождественские и пасхальные каникулы". Читай - Вернон был страшно зол, а когда он проорался, Петунья твердым голосом согласилась взять племянника обратно. Фактически на прежних условиях, потому что каникулы Гарри и так неизменно проводит в Хогвартсе уже два года как.

Да, определенно Петунья по-своему довольна тем, как все сложилось.

Как бы то ни было, все улажено до момента встречи Гарри с Фаджем. Поразительная оперативность. Кстати, министр явно понимает важность проживания мальчика у родичей, уж если рассказывает об этом прежде всего, как о самом важном, и прямо-таки теряется, когда Гарри заявляет, что больше не хочет иметь ничего общего с родней. Можно сказать уверенно, что к этому моменту Корнелиус осведомлен и о том, в чем важность объекта, и о защите материнской крови. Цену Дурслям он тоже знает, то есть следит за Гарри внимательно: "В конце концов, это твоя семья, я уверен, что вы любите друг друга - м-м-м - в глубине души". Безумно смешная и весьма информативная фраза.

Скрытый комизм ситуации этим не исчерпывается. Потому что Фадж трогательно старается выдать Гарри чисто дамблдоровскую цепочку:

а) ах, как ты нас напугал,

б) возьми лепешку (ну, не случилось рядом долек),

в) все хорошо, расслабься,

г) да, кстати - никуда не уходи, счастливо оставаться.

Но стиля Директора у Фаджа нет, и получается у него плохо.

Трогательно наблюдать, с каким старанием Корнелиус пытается выполнить указание, наверняка данное Дамблдором: в разговоре с Гарри нельзя ни на чем акцентировать внимание, и уж ни в коем случае - ни на чем по-настоящему важном. Министр все время пытается выражаться по-дамблдоровски легко и непринужденно. И вообще, видимо, с целью произвести на Гарри хорошее впечатление, преподносит ему исключительно хорошие новости. Эээ… трудно отделаться от ощущения, что и это подсказано Директором: Фадж не знает, при каких обстоятельствах Гарри его впервые видел (арест Хагрида, ужасное первое впечатление бессердечного карьериста), но Дамблдор не может этого не помнить. Да, а вот теперь министр должен произвести на Гарри хотя бы частично благоприятное впечатление. Ох, как трудно с этими людьми…

Что Дамблдор с Фаджем не проработал, так это ответ на вопрос "А ГДЕ МОЕ НАКАЗАНИЕ??". До этого все ровно и хорошо, а тут Фадж резко неубедителен. "Либо Гарри обманывало зрение, либо Фадж действительно вдруг почувствовал себя очень неловко". Ну еще бы (заметим попутно, что мальчик может неслабо наехать уже в тринадцать лет). Попавший как кур во щи Корнелиус пользуется довольно неубедительным предлогом, чтобы выйти - "Давай, ешь лепёшку, Гарри, а я пойду взгляну, успел ли Том приготовить для тебя комнату". Ну конечно, как могут без министра в гостинице комнату приготовить?

И, надо признать, он смотался вовремя - мыслительный у Гарри начинает действовать на полную катушку. "Зачем Фадж дожидался его у "Дырявого котла", если не за тем, чтобы подвергнуть наказанию за содеянное? Теперь, когда Гарри спокойно поразмыслил над случившимся, ему подумалось: вряд ли это входит в обязанности министра магии - разбираться с колдовством несовершеннолетних?". Не в бровь, а в глаз. Фадж совершенно прав, когда, вернувшись, очень быстро пытается откланяться. Но Гарри упоминает о Сириусе - и нервозность министра уже нескрываема.

Фадж пытается уйти еще раз (у меня столько дел…). Однако тут Гарри приходит в голову гениальная идея насчет разрешения ходить в Хогсмид. Кстати, чем черт не шутит, может быть, министр мог подмахнуть, чтобы отделаться. Но за ценным объектом по имени Гарри Поттер охотится преступник Сириус Блэк. А, сталбыть, спокойнее, если Гарри никуда ходить не будет. Ни в Хогсмид, ни даже в магловскую часть Лондона. И Гарри недвусмысленно просят не покидать пределы Диагон-аллеи.

На всякий случай за ним будут очень, очень внимательно наблюдать - о чем, конечно, вслух ни слова. Вот хотя бы трактирщик Том, который чуть ли не больше Фаджа рад, что Гарри нашелся, присмотрит за ним в пределах "Дырявого котла" везде, кроме его комнаты. А непосредственно в комнате для этих целей есть говорящее зеркало.

Накануне

 

31 августа Уизли, вернувшиеся из Египта, приезжают на Диагон-аллею вместе с Гермионой. Вечером Гарри подслушивает разговор Молли и Артура, из которого узнает, что Сириус за ним охотится. А мы узнаем много интересного про ход БИ от хорошо осведомленного лица, которое вращается в кругах, близких к министру магии.

Что министерство Гарри потеряло и получило информацию о нем от кого-то постороннего, уже говорилось. Однако с семьей Уизли связаны еще два важных момента: во-первых, они не просто так приехали, а для того, чтобы обеспечить безопасное отбытие Гарри в Хогвартс. Артур явно имеет инструкции сверху, причем инструкции совместные, дамблдоро-фаджевские. Не забудем, что для мальчика все должно выглядеть максимально естественно. Он и так уже озаботился вопросом, откуда о его местопребывании узнали.

"- А откуда вы узнали, что я живу в "Дырявом котле"?
- Папа, - коротко ответил Рон.
Мистер Уизли работал в министерстве магии и, конечно же, должен был в подробностях знать о том, что случилось с тётей Мардж"
.

Та же самая фишка, что в ТК: дети еще не понимают принцип специализации, а также - что взрослые, которые работают в министерстве, могут и не знать обо всем, что происходит…

Итак, вопрос проработан очень серьезно: Уизли приезжают и специально останавливаются в "Дырявом котле", чтобы был предлог отвезти вместе со своей оравой Гарри на вокзал. Министерство как бы невзначай выделяет сотруднику две чрезвычайно маневренные машины с колдунами незаметного, но плутоватого вида ("Интеллидженс Сервис" по-фаджевски, надо понимать). Между прочим, большой семье ночевка в гостинице обойдется недешево - вряд ли Уизли решились бы на это по собственной инициативе. А за машины Артуру даже неудобно.

"- Ну, поскольку у нас самих больше нет машины, - объяснил мистер Уизли, -...и раз я на них работаю, то, в виде любезности...
Он сказал это очень небрежно, как бы между прочим, но Гарри не мог не заметить, что у него покраснели уши, совсем как у Рона в затруднительных ситуациях"
.

В разговоре с женой мистер Уизли упоминает о своем разговоре с Фаджем: надо думать, именно тогда он получил инструкции везти Гарри на вокзал. И вот тут возникает пункт второй, касательно степени информированности Гарри.

Пункт важный.

Артур настаивает, чтобы Фадж разрешил ему сказать Гарри правду о целях Сириуса (отметим в скобках, что Артур обладает замечательным качеством - он совершенно не боится возражать начальству). Но Фадж ему это запрещает. Министр считает, что нужно молчать. А Дамблдор? Что и на каком этапе Гарри собирались сказать в рамках БИ?

Любопытно, что в споре Молли и Артура озвучены обе точки зрения - "Он ничего не знает и он счастлив! - Я не хочу, чтобы он стал несчастен, я хочу, чтобы он был настороже". О елки, а Дамблдор может одновременно хотеть и того, и другого. В разные моменты. Собственно, этим он и занимается - чтобы и настороже был, и счастлив… иногда.

Как бы то ни было, дополнительная информация Гарри не потребовалось. Еще раз забежим вперед: в поезде Гарри рассказал все, что узнал из подслушанного разговора, своим друзьям, которые, конечно, никому ничего не скажут, но рассказал-то именно в том купе, где так творчески, крепко и внимательно спит профессор Люпин...

Так что Дамблдор теперь в курсе того, что именно Гарри знает. И, конечно, отдельно отмечает механизм получения сведений: Гарри имеет Большое Ухо. Отлично. Как мы увидим дальше, принцип Большого Уха будет использоваться Директором в УА неоднократно, изобретательно и с любовью.

О выводах, которые Гарри делает из разговора, надо поговорить подробно и отдельно.

Главный из них: "Вот блин, теперь ни фига в Хогсмид не пустят". С одной стороны, это неплохо, потому что мальчик довольно спокойно относится к опасности и к тому, что очередной маньяк хочет его изничтожить. Слухам "ах-бедного-Гарри-опять-хотят-убить" Директор даже может потворствовать - во всяком случае, не мешать (как всегда). Ну, чтобы сама эта мысль для мальчика стала уже не то что привычной, а надоевшей. Чего он и добивается - Гарри не удивляется и не пугается, узнав, что стал целью убийцы-маньяка. Но все-таки это его будоражит, а Дамблдору надо, чтобы он не реагировал никак. Опять же забегая вперед: в КО Гарри вспоминает свой сон - Волдеморт вроде собирался убить кого-то еще… ах, да, его, Гарри. Какие мелочи. Не стоит внимания.

Но подросток свято верит, что Дамблдор способен защитить его от всего на свете… да, а вот это пора лечить. И срочно. Тем более что далее идет чисто подростковый и крайне опасный изгиб логики - "Они что, все думают, я за себя не постою? Да я уже три раза Волдеморта победил! Я крутой, после Волдеморта мне уже ничто не страшно…".

И тут очень кстати для целей терапии появляются дементоры.

Почему они вообще допущены в окрестности Хогвартса? Ну, во-первых, бесспорно, чтобы Дамблдор имел возможность сделать большие невинные глаза, когда маньяк начнет свои набеги на школу (а он начнет, без сомнения - хоть Гарри будет искать, хоть Петтигрю). "Ну, знаете, Дамблдор! В прошлом году по вашей школе ползал Василиск, в этом году бегает Блэк с ножом!.." - "Но помилуйте, Корнелиус, если ваши дементоры проморгали Сириуса, что мог сделать я?"

Из подслушанного Гарри разговора мы узнаем, что Директор обставляет свое согласие так, чтобы Фадж чувствовал себя им обязанным - прекрасно зная, что в ситуации это ничего не изменит. "Нам пришлось спрашивать у Дамблдора разрешения на то, чтобы поставить стражников Азкабана около всех входов на школьную территорию. Он, разумеется, не был дико счастлив, но согласился". Любимая игра Директора: хорошо, Корнелиус, можете поставить дементоров около всех ИЗВЕСТНЫХ входов. Я согласен. Сириус пусть ходит по тем, которые официально НЕ ИЗВЕСТНЫ.

Наконец, дементоры становятся страхом Гарри, с которым он учится справляться в течение всего года. И, как ни крути, именно осознание того, что такое дементоры, оказывается, так сказать, для его души очень полезным.

Но об этом позже.

 

Тот, о ком всегда забывают

 

Ненадолго вернемся назад, в поезд - есть там один важный для понимания БИ эпизод.

"Гарри рассказал всё о подслушанном споре между мистером и миссис Уизли и о предупреждении, только что полученном от отца Рона. …Друзья восприняли новость гораздо хуже, чем ожидал Гарри. Оказывается, и Рон, и Гермиона боялись Блэка больше, чем он сам.
- Никто не знает, как он выбрался из Азкабана, - проговорил Рон тревожно, - раньше это никому не удавалось. А он к тому же содержался в камере усиленного режима.
- Но ведь его поймают, - серьёзно сказала Гермиона. - Я хочу сказать, что и маглы повсюду его ищут...
- Что это за шум? - вдруг спросил Рон.
Откуда-то доносился слабый, металлический свист. Ребята осмотрелись.
- Это из твоего сундука, Гарри, - догадался Рон, встал и потянулся к багажной полке. Через мгновение он вытащил из-под одежды карманный вредноскоп. Прибор очень быстро вращался у Рона на ладони и светился алмазным светом…
- Сунь его назад в сундук, - распорядился Гарри. Вредноскоп пронзительно свистел. - А то мы его разбудим.
И Гарри кивнул на профессора Люпина. Рон взял одну, особенно отвратительную, пару старых носков дяди Вернона, запихнул туда вредноскоп, приглушив таким образом звук, а потом захлопнул крышку сундука"
.

Ну и зачем нам это знать? Проходной эпизод? Спущенная нитка в тонкой паутине, которую плетет Роулинг?

Вовсе нет. Дело в том, что при разговоре Гарри и команды присутствует не один, а два свидетеля, на присутствие которых подростки не обращают внимания.

Кроме Люпина, их слушает Петтигрю.

Никто никогда не помнит о старом больном крысе. А между тем он неплохо устроился. Живет себе в семье Уизли. Сыт, пьян, нос в табаке… уютно, безопасно, общий любимец. Уизли настолько нежно относятся к своим домашним животным, что у авторов в какой-то момент возник вопрос: а чего, собственно, Сириус избрал на территории Англии пунктом В большой Хогвартс, а не маленький дом семьи Уизли. Ведь из Египта семья однозначно вернется в Нору, и Рон со всеми. А где Рон, там и Петтигрю. Отловить крыса в доме Уизли, во всяком случае, не сложнее и однозначно безопаснее, чем шастать по хорошо защищенному Хогвартсу.

Тем не менее мысль о визите в Нору в светлую голову черной собачки почему-то не приходит. А зря. Бедному облезлому голодному животному в семье Уизли всегда рады. Молли лично покормит, а Артур сколотит будку. Не говоря уж о том, что за время вояжа семьи по Египту можно было и с гномами в саду развлечься.

Но - нет.

А мог бы, хотя бы теоретически, защитить Гарри иным способом - удушив Питера до приезда последнего в Хогвартс, прямо в спальне Рона… Однако этот вариант даже не рассматривается. Может быть, потому, что на глазах деток душить их домашних животных нехорошо. Может быть, потому, что Артур - старый знакомый и родственник, и нехорошо вмешивать его в последнее преступление беглого каторжника. А может, еще и Молли побаивается (еще одна картина маслом: грозная Молли справляется с Сириусом с помощью кочерги и прочей домашней утвари). В любом случае, в Нору Сириус не заглядывает, а отправляется сразу решать задачу кардинально.

Но мы отклонились от Петтигрю, сладкой жизни которого приходит конец в тот момент, когда Питер, сидючи на плече Рона в облике крысином, попадает в газеты. Ну как же он так лопухнулся. Но кто же знал, что Сириус в Азкабане попросит газетку у Фаджа развлечься?

Да уж, развлекуха вышла неслабая - побег из Азкабана с кратким вояжем в сторону Гарри и прочие поступки, относящиеся к разряду мало предсказуемых и мало разумных. Питер стареет, болеет, теряет шерсть и вообще былую легкость. Тем не менее семью Уизли он не бросает, возможно, потому, что вряд ли кто его еще так полюбит и пригреет, старого, больного и крысиного. И вообще, место там хорошее: информация поступает оперативно.

А главное - он в тот момент не знает, что Сириус видел его в газете. Фадж велел момент с бормотанием Сириуса "ОН-В-ХОГВАРТСЕ!" не публиковать, из всей семьи даже Молли узнает об этом от Артура в последний момент перед отъездом детей. Что до самого Хогвартса, то там и стены, и Дамблдор, и дементоры - как-нибудь Питер от Сириуса, поди, отобьется. К тому же, как вообще Сириусу найти Петтигрю в Хогвартсе? Откуда ему знать?

Разве что Крукшанс возникает этакой грозовой тучкой на горизонте. Вот прицепился… Впрочем, что взять с кота. Питер будет рассчитывать на поддержку Рона - он ведь всегда был ему хорошим домашним животным...

Итак, отъезд в Хогвартс для Петтигрю - скорее смена менее надежного убежища на более надежное.

Между тем в поезде на бедную полулысую крысу стрессы обрушиваются один за другим. Радостное озвучивание надписи на чемодане нового преподавателя - "Р.Дж.Люпин" - лишь первый из них. Хотя одного появления старого школьного друга уже хватает, чтобы Петтигрю из кармана не показывался.

Но это только начало. Далее Гарри любезно излагает в присутствии Петтигрю все, что он узнал от Артура - как из той беседы, которая была для него, так (в основном) и из той, что была уж совсем не для него. И Питер - именно в тот момент, когда поезд уже набрал скорость и спрыгнуть с него вряд ли возможно - наконец соображает, что а) Сириус рванул из тюряги именно затем, чтобы найти его, Петтигрю, а не просто чтобы рвануть из тюряги; б) Сириус отлично знает, где именно его искать.

Ход, а вернее - прыжки мыслей Петтигрю восстановить вряд ли возможно, но общая тональность совершенно ясна: "Шоб я видел тебя, Гарри, в гробу в белых тапках, - из-за тебя вся заваруха!", ибо вредноскоп вращается и вопит как бешеный, и его даже приходится спрятать в старый носок дяди Вернона.

Естественно, Петтигрю думает, что хуже быть не может. И снова ошибается - ну, судьба у него такая. Потому что, как олицетворение нечистой совести, стимуляция отрицательных эмоций и вообще начало Пятой симфонии Бетховена в вагоне возникает дементор. Всем плохо, Гарри валяется в отключке… а вот как там крыс в кармане, мы информации не имеем. Между тем, судя по тому, что последней возможностью спрыгнуть с поезда крыс не воспользовался, принимать осмысленные решения Питер был не в состоянии.

Есть у Роулинг этакая чудная ирония судьбы в том, что не только Сириус привел себя за ручку в Азкабан - еще и Петтигрю сам себя за лапку притащил прямо в радушно расставленный судьбою и добрым дедушкой Дамблдором капкан.

Хэллоуин: Люпин и Гарри

 

Все нормальные, счастливые люди уходят в Хогсмид. И те несчастные, которые лишний раз пытаются привлечь внимание Гарри ("Остаёшься, Поттер? Боишься проходить мимо дементоров?"), тоже. Одинокий Гарри, проводив первых тоскливым взором и не обратив на вторых никакого внимания, идет шататься по школе.

Тут, правда, его быстро заворачивает Филч. Просто так? Или ему поручили присмотреть, чтобы Гарри не полез, к примеру, в какой-нибудь ход? Банальную процедуру - выпустить тех, кто собрался уйти, - он превращает едва ли не в проверку на дорогах: "Филч… ставил галочки против имён в списке. При этом он подозрительно всматривался в каждое лицо, чтобы наружу не пробрался никто из тех, кому не положено".

В гостиной Гриффиндора тоже нет покоя, поклонники одолевают. Гарри шарахается от Колина, "не желая демонстрировать свой шрам публике", и сбегает от славы. Действенная была БИ в прошлом году.

В своих бесцельных скитаниях по школе Гарри наконец натыкается на Люпина и получает очень деликатное приглашение заглянуть на огонек и поболтать. Ни единого слова сочувствия - и полное ощущение, что Люпин именно утешает.

С этого момента их отношения развиваются на редкость стремительно.

Вспомним, на какой ноте закончилась их вторая встреча. Нет, Гарри вовсе не упал в руки Люпина спелым яблочком, несмотря ни на что. Пусть весь класс в восторге от первого урока DADA - подозрительный Гарри, имеющий опыт потрошения Фаджа ("Подождите. А как насчёт наказания?"), пытается делать то же самое с Люпином ("…по пять баллов Гриффиндору за Гарри и за Гермиону". - "Я же ничего не сделал"). Но на сей раз он не на того напал. "Вы с Гермионой правильно ответили на мои вопросы в начале урока", - беззаботно ответил Люпин".

По дороге с урока Гарри опять же "не мог разделить общего веселья. Профессор Люпин намеренно предотвратил его встречу с боггартом. Почему? Из-за того, что видел, как Гарри упал в обморок в поезде, и думал, что ему не выдержать? Он считал, что Гарри снова потеряет сознание?"

Вообще эта черта, искать во всем плохое, всегда подозревать, что о тебе думают плохо, - она ведь явно не от родителей. Либо это личная особенность Гарри, либо это Волдемортова прививка, будь она неладна…

Но в день Хэллоуина Люпин наконец находит подход к трудному ребенку.

Вообще, конечно, работа педагога (и конфидента) экстра-класса в действии. Люпин действует поразительно тонко и одновременно прямо. "Смотри, гриндилоу... давай выпьем чайку... у меня только в пакетиках... но чаинки тебе ведь уже надоели?.. Ты ведь не боишься предсказаний?.. И вообще - что тебя тревожит, Гарри?" Ни одного лишнего слова - прямо к цели кратчайшим путем. В итоге они все чаепитие разговаривают о боггартах, Волдеморте и дементорах. А также - думается, это для них обоих главное, - о самом Гарри.

Никто и никогда еще не разговаривал с мальчиком именно так: честно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.023 с.)