Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности схем обмоток якорей машин постоянного токаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обмотки якоря подразделяют по направлению отгиба лобовых частей на волновые и петлевые и в зависимости от схем соединений на простые и сложные. Соотношения размеров и схемы обмоток характеризуются двумя частичными и результирующими шагами, шагом по коллектору и шагом по пазам якоря (рис. 3.49). Частичные шаги
где u п — число секций в катушке якоря. Шаг обмотки по коллектору ук определяет расстояние между началом и концом секции по окружности коллектора в коллекторных делениях t к = (π D к)/ K, где D к - наружный диаметр коллектора. Шаг обмотки по пазам (y z) определяет расстояние между сторонами катушки или секции в зубцовых делениях якоря t z = (π Da)/ Z, где Da — наружный диаметр якоря [6]. Схемы обмоток якорей машин постоянного тока изображают на чертежах так же, как и машин переменного тока, т. е. в виде торцевых (вид со стороны коллектора) или развернутых схем. Наибольшее распространение получили развернутые схемы. Их изображение имеет ряд особенностей, связанных с тем, что каждая катушка обмотки якоря состоит из нескольких секций и имеет столько пар выводных концов, сколько секций содержится в ней. Выводные концы секций соединены с пластинами коллектора. Поэтому на схеме обмотки якоря нужно либо каждую секцию изображать отдельным многоугольником, либо показывать пазовые части катушки одной линией, а лобовые части каждой секции — отрезками, соединенными с концами пазовой части и с пластинами коллектора. Последний способ изображения встречается чаще. Рис. 3.50. Схема простой петлевой обмотки якоря, Z = 14, u п = 3, К = 42
На рис. 3.50 приведена развернутая схема простой петлевой обмотки, каждая катушка которой состоит из трех секций. Пазовые части катушек изображены в зависимости от их положения в пазу сплошными или пунктирными линиями, а в лобовых частях эти линии разветвляются: от каждой отходят три отрезка, обозначающих лобовые части трех секций, входящих в катушку. Начала и концы секций соединяют с пластинами коллектора. На схемах на коллекторных пластинах обычно показывают места расположения щеток. Схемы обмоток якорей, как правило, состоят из ряда повторяющихся одинаковых элементов, поэтому полное представление об обмотке могут дать и сокращенные, так называемые практические схемы. В практических схемах вычерчивают секции только одной из катушек: показывают расположение обеих сторон секции в элементарных и действительных пазах и их соединение с пластинами коллектора. Пластины нумеруют так, чтобы их номера совпадали с номерами элементарных пазов, в которых располагают стороны секций, соединенных с данными пластинами. На рис. 3.51 показана практическая схема обмотки, развернутая схема которой приведена на рис. 3.50. В большинстве обмоток первый частичный шаг секции у1 выбирают кратным числу секций в слое паза u п. В этом случае шаги по пазам катушек и всех секций обмотки одинаковые (y z = y 1 / u п) и обмотку называют равносекционной (рис. 3.52, а). Если же у1 / u п не равно целому числу, то у секций будут разные шаги по пазам якоря
Рис. 3.52. Равносекционная и ступенчатая обмотки: а) у1 = 10, u п=2, у1/ уп — равно целому числу (обмотка равносекционная); б) y 1 = 11 u п=2, у1/ уп — не равно целому числу (обмотка ступенчатая)
ПРОСТЫЕ ПЕТЛЕВЫЕ ОБМОТКИ
В простых петлевых обмотках якоря (см. рис. 3.50) результирующий шаг равен шагу по коллектору: у = ук = у1 – у2 = ± 1. (3.26) Большее распространение получили обмотки с у = 1, так как при у = – 1 лобовые части секций несколько удлиняются и в них возникает дополнительное перекрещивание выводных концов (см. рис. 3.49, б). Первый частичный шаг петлевой обмотки выбирают близким к полюсному делению: у1 = Zэ / 2p ± e, (3.27)
где e — наименьшее число (или дробь), при котором у1 выражен целым числом, кратным числу u п. Значение е характеризует укорочение (удлинение) шага по сравнению с полюсным делением. Обмотки с укороченным шагом применяются чаще. Рассмотрим более подробно особенности простых петлевых обмоток на примере схемы, приведенной на рис. 3.50. На практической схеме этой обмотки (см. рис. 3.51) показано что y 1 = Zэ / 2 p ±е = 42/ 4 – 1,5 = 9; у2 = y 1 – у = 9 – 1 = 8. Шаги по пазам всех секций одинаковы: y z = у1 / u п = 9/3 =3. Обмотка равносекционная. Если же выполнить первый частичный шаг у1 = 42/4 – 0,5 = 10 (у2 = 10 – 1 = 9), то у1/ u п = 10/3 становится не равным целому числу. Шаги секций по пазам будут разные (рис. 3.52) и обмотка получится ступенчатой. При простой петлевой обмотке щетки на коллекторе должны быть расположены обязательно через каждое полюсное деление. Замыкая пластины коллектора, они образуют в обмотке 2р параллельных ветвей (рис. 3.53). Поэтому в простой петлевой обмотке число параллельных ветвей всегда равно числу полюсов машины: 2а = 2р.
существует некоторая асимметрия магнитной цепи. Поэтому ЭДС, наводимые в секциях в разных параллельных ветвях, немного отличаются друг от друга. Сопротивления параллельных ветвей практически всегда различаются между собой из-за различного качества паек мест соединений секций и пластин коллектора. По этим причинам токи в параллельных ветвях петлевой обмотки якоря никогда не бывают абсолютно одинаковые, так как в ветвях обмотки циркулируют уравнительные токи. Они замыкаются через скользящие контакты между щетками и поверхностью коллектора и перегружают их, при этом коммутация машин ухудшается, появляется искрение под щетками, пластины подгорают и коллектор быстрее выходит из строя. Чтобы разгрузить щеточные контакты от уравнительных токов, в якорях с петлевой обмоткой устанавливают уравнительные соединения первого рода. Уравнительные сое-
Рис. 3.54. Расположение уравнительных соединений первого рода: а, б — со стороны, противоположной коллектору; в — со стороны коллектора; 1 — сердечник якоря; 2 — лобовые части обмотки; 3 — уравнительные соединения; 4 — задний нажимной конус коллектора; 5 — коллектор
динения — это изолированные проводники, которые соединяют точки обмотки, имеющие теоретически одинаковые потенциалы. Уравнительные соединения не уменьшают уравнительные токи, а лишь направляют их по безвредному для работы машины пути, обеспечивая нормальную работу щеточного контакта без перегрузки, создаваемой уравнительными токами. В простой петлевой обмотке одинаковые потенциалы должны быть у всех секций, расположенных на расстоянии двойного полюсного деления друг от друга. Поэтому шаг уравнительных соединений уур = К/р. Наиболее удобные места для подсоединения уравнителей к секциям — это коллекторные пластины или головки лобовых частей секций со стороны, противоположной коллектору (рис. 3.54). На схеме рис. 3.50 условно показаны только два уравнительных соединения, выполненных с шагом, равным уур = К/р = 42/2 = 21 элементарных пазов. Уравнительные соединения первого рода выполняют проводниками с площадью поперечного сечения, равной 20...30 % сечения эффективного проводника обмотки. В машинах общего назначения чаще всего устанавливают по два-три уравнительных соединения на каждую пару параллельных ветвей или по одному уравнительному соединению на паз якоря, т. е. в 3 — 4 раза меньше, чем секций в обмотке. При установке уравнительных соединений (рис. 3.54) усложняется технологический процесс изготовления якоря и увеличивается расход меди, поэтому петлевые обмотки применяют лишь в машинах, в которых не могут быть выполнены простые волновые обмотки [6].
ПРОСТЫЕ ВОЛНОВЫЕ ОБМОТКИ
Схема простой волновой обмотки якоря приведена на рис. 3.55. Обозначения шагов обмотки показаны на рис. 3.56. Шаг простой волновой обмотки по коллектору равен результирующему шагу: ук = у = (К ± 1)/ р. В этой формуле знак «—» предпочтительный, так как при знаке «+» в обмотке появляются дополнительные перекрещивания выводных концов секций. Для первого частичного шага у1 = K/ 2 p ± e сохраняется следующее условие: у1/ u п равно целому числу, иначе обмотка будет ступенчатой. Второй частичный шаг у2 = у – у1 Секции волновой обмотки соединяют друг с другом последовательно с результирующим шагом, близким к двойному полюсному делению. Поэтому при установке щеток на коллектор обмотка соединяется в две параллельные ветви независимо от числа полюсов Рис. 3.55. Схема простой волновой обмотки якоря, Z = 17, K = 51, 2 p = 4 Рис. 3.56. Элементы схемы и обозначение шагов простой волновой обмотки: а – с двухвитковыми секциями, б – с одновитковыми секциями
Это обстоятельство используют, например, в ряде тяговых двигателей постоянного тока, в которых размещение полного числа щеточных болтов, равного 2р, затруднено из-за недостатка места [8]. При 2 а = 2в обмотке отсутствуют эквипотенциальные точки и установка уравнительных соединений не требуется. Поэтому волновые обмотки более технологичны и дешевы по сравнению с петлевыми. Простые волновые обмотки применяют в большинстве машин, номинальный ток которых не превышает 500...600 А, т. е. ток в каждой параллельной ветви волновой обмотки остается меньшим 250...300 А. Простые волновые обмотки могут быть выполнены симметричными только при условии, что ук = (К ± 1)/ рравно целому числу. Это накладывает определенные ограничения на соотношение чисел Ки р. В частности, машины общего назначения мощностью до 200...300 кВт выпускают в большинстве случаев в четырехполюсном исполнении, т. е. с р = 2.Следовательно, для обеспечения симметрии обмотки коллектор якоря должен содержать нечетное число пластин. Но так как К = Z u п, то нечетными должны быть также число пазов якоря Z и число секций в катушке u п. В ряде случаев эти условия невыполнимы при заданных линейной нагрузке и уровнях магнитной индукции на участках магнитопровода. В таких якорях при (К ± 1)/ р, не равном целому числу, могут быть выполнены несимметричные волновые обмотки: обмотка с мертвой секцией или искусственно-замкнутая обмотка. Обмотка с мертвой секцией применяется реже. Для ее выполнения коллектор машины берут с числом пластин, на одну меньшим, чем число секций в обмотке якоря, т. е. с нечетным числом пластин: К' = Z u п - 1. Тогда ук = (К' ± 1)/ рравно целому числу. По рассчитанному ук находят частичные шаги у1и у2и строят волновую обмотку. Число секций в обмотке s = Z u п, т. е. на одну больше, чем пластин коллектора. В пазы укладывают все секции, но одну из них не соединяют с коллектором. Образуется «мертвая секция». Выводные концы этой секции подрезают и изолируют; лобовые части закрепляют бандажом вместе со всей обмоткой.
Рис. 3.58. Схема волновой обмотки с мертвой секцией, Z = 18, u п = l, К = 17
На рис. 3.58 в качестве примера приведена схема простой волновой обмотки 2р = 4 с мертвой секцией, в которой для упрощения принято Z = 18, u п = 1. Для построения схемы взято К' = 18 - 1 = 17; ук = (17 - 1)/2=8; у1 = 4. Мертвая секция, не соединенная с пластинами коллектора, выделена на схеме прерывистой жирной линией. Несимметрия схемы проявляется, например, в различных шагах у2 :шаги по пазам 5 – 9, 6 – 10, 7–11и т. д. не равны шагам 1 – 6, 2 – 7, 3 – 8и т. д. Обмотки с мертвой секцией встречаются в машинах, коллекторы которых имеют большое (К >100) число коллекторных пластин, при этом возникающая несимметрия, практически незаметна. Мертвую секцию можно было бы вообще не укладывать в пазы якоря, однако это нарушает последовательность укладки обмотки и требует заполнения оставшихся свободными частей пазов изоляционным материалом и дополнительных мер при балансировке якоря [6].
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.011 с.) |