Институт государства и права РАН 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт государства и права РАН



Институт государства и права РАН

 

Н.А. Ушаков

 

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ

ПРАВО

 

Учебник

Москва

Юристъ

 

УДК 341.01 (075.8)

ББК 67.412.1

У 93

 

Рецензенты:

Доктор юрид. Наук, профессор Г.П. Жуков;

Кандидат юрид. Наук Г.Г. Шинкарецкая

 

Ушаков Н.А

У 93 Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000. – 304 с.

ISBN 5-7975-0293-3 (в пер.)

 

 

В соответствии с программой курса международного публицестического права рассматриваются основные отрасли и институты международного права. Дается представление о международном праве как самостоятельной нормативной системе. Подробно анализируются принципы международного права, вопросы иммунитета, правопреемства, ответственности государств, современная система международной экономики.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

 

УДК 3

41. 01 (075.8)

ББК 67.412.1

ISBN 5-7975-0293-3

«Юрист»», 2000-05-25

Ушаков Н.А., 2000

 

Глава I

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА

Нормы международного права

Коль скоро международное право - это совокупность и система норм, то необходимо установить, что именно означают термины «норма права» вообще и «норма международного права» в частности.

Норма права, согласно отечественной общей теории права, представляет собой юридически обязательное правило поведения предус­мотренных ею адресатов, поведение которых она регулирует и которые именуются субъектами права. Юридическая обязательность нормы права состоит в том, что предписываемое ею поведение субъекта права обеспечивается в случае необходимости принуждением. Во внутриго­сударственном праве нормы поведения субъектов права устанавлива­ются или санкционируются государством и им же в случае необходи­мости обеспечиваются принуждением ких соблюдению.

Нормы международного права соответственно являются юридичес­ки обязательными правилами поведения предусмотренных этими нор­мами субъектов международных отношений, охраняемыми в случае необходимости принуждением к их соблюдению.

В соответствии с методом международно-правового регулирования нормы международного права устанавливаются по взаимному согла­сию и соглашению между субъектами международных отношений и ими же охраняются путем применения в необходимых случаях при­нуждения к их соблюдению.

Согласно общей теории права, нормы права (национального и меж­дународного) включают три элемента, имеют трехчленную структуру: гипотезу, обозначающую условие действия установленного правила поведения; диспозицию, излагающую это правило, и санкцию, указывающую на те неблагоприятные юридические последствия, которые наступают для субъекта права, нарушившего данное правило.

Права и/или обязанности, вытекающие для субъекта права из ус­тановленного правила поведения, именуются его субъективными пра­вами и обязанностями. В теории международного права и в международно-правовых актах вместо термина «обязанность» используется термин «обязательство» опять же в соответствии с методом международно-правового регулирования.

Совокупность же и система норм права именуются правом в объективном смысле или объективным правом, каковым и является меж­дународное право в целом.

Вышеизложенное о трехчленной структуре норм права не должно пониматься буквально. В международном праве отдельно взятая его норма содержит, как правило, лишь диспозицию, излагающую данное правило поведения, а юридический факт, вводящий в действие эту норму (гипотеза), излагается в другой норме данной системы (подсистемы) норм.

Проиллюстрируем это на примере Венской конвенции о диплома­тических сношениях 1961 г., которая регулирует соответствующие взаимоотношения между государствами. Юридический факт (гипотеза), вводящий в действие нормы этой конвенции, излагается в ее ст. 2, которая гласит: «Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию». Именно учреждение постоянных дипломатических представительств обозначает условие действия установленных Конвенцией правил поведения соответствующих государств.

Что же касается санкций международного права, то они предусматриваются специальной системой (подсистемой) норм о международной ответственности субъектов международных отношений, более конкретно — о международной ответственности государств за их между­народно-противоправные деяния.

Нормы международного права различаются по своим адресатам — субъектам, отношения между которыми они регулируют. Поэтому они структурно подразделяются на нормы общего международного права, устанавливаемые международным сообществом государств и адресо­ванные всем субъектам или всем основном субъектам международного права — государствам, и нормы локальные, адресованные двум или не­скольким его субъектам, по соглашению между которыми они устанавливаются. Конкретнее — это нормы двусторонних или многосторонних международных договоров.

В числе локальных норм можно выделить также нормы индивиду­альные, определяющие поведение субъектов в конкретном, единичном случае. Это, например, решения международных судов или арбитра­жей, обязательные для сторон в споре только по данному делу.

Соотношение между нормами общего международного права и нормами локальными состоит в том, что последние не должны проти­воречить существу норм общего международного права, т.е. должны соответствовать им в своей основе. Так, согласно ст. 103 Устава ООН (основного акта общего международного права), в случае, когда обяза­тельства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в про­тиворечии с их обязательствами по какому-либо другому международ­ному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу.

Ядром общего международного права являются его основные нормы — принципы. Это подсистема исходных и взаимосвязанных норм общего международного права, устанавливающих основные права и обязательства государств и тем самым определяющих сущностное содержание современного международного права и его целенаправ­ленность.

Ныне основные принципы международного права и их норматив­ное содержание изложены в единодушно принятой Генеральной Ас­самблеей ООН в 1970 г. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объеди­ненных Наций (далее Декларация о принципах международного права 1970 г.).

Существенное значение в этом плане имеет также Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствовать­ся в своих взаимоотношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (ныне Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). *

* Далее — Декларация принципов СБСЕ.

 

В последние десятилетия, после принятия в 1969 г. Венской кон­венции о праве международных договоров в совокупности норм общего международного права стали выделять нормы императивные, имеющие характер jus cogens (общеобязательного права). Согласно ст. 53 этой Конвенции, а также аналогичным статьям других общих (универсаль­ных) международных договоров, «императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

Выделение императивных норм явилось выдающимся событием в развитии современного международного права. Его значение трудно переоценить.

Международное право не содержит какого-либо перечня импера­тивных норм. Но несомненно, что основные принципы современного общего международного права являются императивными нормами - принципами, иначе они утратили бы свое значение основополагающих норм.

Однако подавляющее число норм общего международного права являются нормами диспозитивными, т.е. такими, от которых государства и другие субъекты международного права могут в известной мере отступать в своих локальных взаимоотношениях. Здесь имеются в виду двусторонние и многосторонние договоры, заключаемые государства­ми и международными организациями.

Вопрос о диспозитивных нормах общего международного права, к сожалению, практически на затрагивался в доктрине международного права, в том числе отечественной. Тем не менее следует, очевидно, сказать следующее.

Во-первых, если не заключено локальное соглашение, так или «иначе отклоняющееся от диспозитивной нормы общего международного права, то действует безусловно последняя.

Во-вторых, приведенные выше положения ст. 103 Устава ООН касались обязательств государств по общему международному праву в целом, поскольку в момент принятия Устава концепция о наличии императивных норм еще не выкристаллизовалась до логического конца. Ныне же эти положения, надо полагать, касаются лишь диспо­зитивных норм, так как отклонения от императивных норм вообще не допускаются.

В-третьих, отклонение локальной нормы от диспозитивной нормы общего международного права является, по-видимому, допустимым, если локальная норма не становится несовместимой с существом и целью универсальной нормы.

Наконец, в числе норм общего международного права различают нормы регулятивные, именуемые также первичными, т.е. нормы, регулирующие поведение государств и иных субъектов международного права в процессе их «дружественных отношений и сотрудничества»(см. название Декларации о принципах международного права 1970 г.), и нормы правоохранительные, именуемые также вторичными. Послед­ние вторичны в том смысле, что вступают в действие в случае наруше­ния субъектом первичных, регулятивных норм и устанавливают те юридические последствия (санкции), которые наступают для него в случае наличия международно-противоправного деяния. В частности, это нормы о международной ответственности государств, кодифика­цией которых занимается Комиссия международного права ООН.

Нормы международного права подлежат, естественно, толкованию. Для этого они должны быть выражены в письменной форме, что и имеет место в случае наличия международного договора.

Субъектами толкования являются, разумеется, участники договора или в случае многосторонних договоров также договаривающиеся сто­роны и субъекты, участвовавшие в переговорах о заключении договора, т.е. в принятии его текста.

Основным правилом толкования договоров, согласно Венской кон­венции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о договорах между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.,* является прави­ло: «Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора».

* Далее — Венская Конвенция о праве международных договоров 1986 г.

 

 

Применительно к общему международному праву, устанавливае­мому международным сообществом государств, речь идет, в частности, о толковании заключенных в порядке кодификации современного меж­дународного права общих (универсальных) международных конвен­ций, в числе которых и вышеупомянутые.

В принципе толкование общих международных договоров должно осуществляться международным сообществом государств. Классичес­ким примером такого толкования является Декларация о принципах международного права 1970 г., содержащая официальное толкование основных принципов современного международного права.

В то же время толковать международные договоры, участником которых является данное государство, по необходимости приходится и ему, чтобы выявить те международные обязательства, которые под­лежат отражению в его внутригосударственном праве. В этом случае такое толкование возлагается на компетентные органы внешних сно­шений государства, прежде всего на его министерство (ведомство) ино­странных дел. В некоторых случаях толковать международные договоры приходится органам правосудия государства. Обычно это делается с учетом заключений компетентных органов внешних сношений государства, а также с учетом соответствующей международной практики.

Много сложнее толковать обычноправовые нормы общего между­народного права, особенно те, которые не кодифицированы в соответ­ствующих конвенциях, официального текста которых поэтому не су­ществует. В таком случае толкование осуществляется компетентными (международными инстанциями — органами ООН, в том числе Меж­дународным судом, органами иных международных организаций, дру­гими международными судами и арбитражами. В качестве вспомога­тельного средства при толковании международных обычаев могут использоваться, в частности, мнения наиболее квалифицированных специалистов в сфере международного права (ст. 38 Статуса Международ­ного суда), т.е. доктринальное толкование соответствующих международно - правовых норм.

Так в основном обстоит дело с нормами международного права.

Глава II

Древние века

 

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере ис­пытывали на себе влияние их общественно-экономической основы — рабовладения. О систематических международных отношениях рабо­владельческих государств можно говорить применительно к концу III — началу II тысячелетия до нашей эры.

Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т.е. пер­воначально международные отношения и регулирующие их нормы раз­вивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгей­ского и Средиземного морей.

Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычноправовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся инсти­тутах международного права, касавшихся: законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностран­цев; образования межгосударственных союзов.

Практика выработала определенные типы договоров: о мире; союз­ные; о взаимной помощи; границах; арбитраже; торговле; нейтралитете и др.

Немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отно­шений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями.

 

Глава III

Общие положения

Современное международное право, как это показано в гл. I, пред­ставляет собой совокупность и систему составляющих его элементов — международно-правовых норм. Они связаны неразрывными взаимоот­ношениями. Вне этих связей отдельные нормы не могут действовать и применяться.

Однако каждая действующая международно-правовая норма долж­на соблюдаться субъектами международного права, которым она адре­сована, т.е. сторонами урегулированного ею правоотношения, с учетом ее взаимодействия со всеми другими действующими международно-правовыми нормами или по крайней мере с некоторыми из них.

И в этих целях международно-правовая норма должна прежде всего правильно толковаться субъектами международно-правовых от­ношений, которым она адресована.

При этом приходится учитывать, что правила толкования между­народно-правовых норм разработаны и описаны ныне лишь примени­тельно к нормам конвенционным (точнее — применительно к догово­рам между государствами), кодифицированным в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., а также применительно к договорам между государствами и международными организациями или между последними, кодифицированным в Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г.

Однако соответствующие правила толкования международно-пра­вовых норм, очевидно, применимы не только к конвенционным, но и к обычноправовым нормам общего международного права и любым со­глашениям между субъектами международного права вообще.

Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг. в своей основе представляют собой кодификацию соответст­вующих обычноправовых норм общего международного права, в том числе и норм о толковании международных договоров, т.е. о толкова­нии содержащих их международно-правовых норм.

По существу, толкованию основных принципов современного меж­дународного права посвящена торжественно и единодушно принятая Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о принципах международ­ного права 1970 г.

Ко всем сферам международного права, где оно ныне развивается путем выработки и заключения международных конвенций универ­сального характера (например, применительно к космическому и мор­скому праву), нормы их толкования, изложенные в двух вышеуказан­ных Венских конвенциях, имеют прямое и непосредственное отноше­ние.

Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг. содержат идентичные части, озаглавленные «Соблюдение, применение и толкование договоров». При этом сохраняется полная параллельность нумерации и заглавий соответствующих статей обеих конвенций. Разница между ними состоит лишь в том, что статьи Вен­ской конвенции 1986 г. дополнительно учитывают специфику между­народных организаций как участников международных договоров. Причем в данной Конвенции, в ее терминологической ст. 2 «междуна­родная организация» определена как межправительственная (межго­сударственная) организация. Иначе говоря, вопрос о юридической сущности международных организаций, о юридических признаках, от­личающих их от других возможных объединений государств, в этой Конвенции и в других международно-правовых актах не решен. По­дробнее об этом речь пойдет в гл. Х об объединениях государств.

Глава IV

Общие положения

До принятия Устава ООН вопрос об основных принципах между­народного права рассматривался главным образом в доктрине между­народного права. Ныне же основные принципы международного права провозглашены и закреплены в таком важнейшем международном до­говоре современности, как Устав Организации Объединенных Наций, участниками которого за небольшими исключениями являются все го­сударства мира. Эти принципы изложены в ст. 2 Устава ООН.

Кроме того, в Декларации о принципах международного права 1970 г. содержится аутентичное толкование международным сообще­ством государств нормативного содержания семи воплощенных в Ус­таве ООН основных принципов современного международного права. Декларация, в частности, гласит, что принципы Устава, воплощенные в ней, представляют собой «основные принципы международного права» и что «при истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый прин­цип должен рассматриваться в свете других принципов». Генеральная Ассамблея призвала все государства руководствоваться этими принци­пами в своей международной деятельности и развивать свои взаимо­отношения на основе их строгого соблюдения.

Как уже отмечалось, основные принципы современного междуна­родного права безусловно являются императивными нормами, иначе они утратили бы свой основополагающий характер.

Основные принципы современного международного права — это система (подсистема) исходных и взаимосвязанных норм общего меж­дународного права, регулирующих в обобщенном виде поведение го­сударств и иных субъектов международного права во всех сферах меж­дународных отношений, имеющих императивный характер и опреде­ляющих в концентрированном виде основное содержание и целена­правленность международного права.

Следует также иметь в виду, что помимо основных международное право содержит и другие нормы-принципы, являющиеся исходными для данной совокупности и системы (подсистемы, субсистемы) взаи­мосвязанных между собой норм.

Ниже рассматривается содержание изложенных в Уставе ООН и Декларации 1970 г. основных принципов международного права. При этом используется краткое (по сравнению с текстом Декларации) общепринятое в доктрине их наименование.

Принцип невмешательства

Согласно п. 7 ст. 2 Устава ООН, Организация и государства обя­заны не вмешиваться «в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства…».

В Декларации о принципах международного права 1970 г. основное содержание принципа невмешательства раскрывается следующим об­разом.

Ни одно государство или группа государств не имеет права вмеши­ваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внут­ренние или внешние дела любого другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против личности государства или против его политических, экономических и культурных основ, явля­ются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять приме­нение экономических, политических мер или мер любого иного харак­тера с целью добиться подчинения себе другого государства в осущест­влении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также органи­зовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать под­рывную, террористическую или вооруженную деятельность, направ­ленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Применение силы, имеющее целью лишать народы их националь­ной самобытности, является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Таково аутентичное толкование международным сообществом го­сударств нормативного содержания принципа невмешательства в со­ответствии с Уставом ООН и действующим международным правом.

Более подробно история становления принципа невмешательства и его нормативного существа рассмотрены в нашей монографии «Не­вмешательство во внутренние дела государства». *

* См.: Ушаков Н.А. Невмешательство во внутренние дела государства. М., 1971.

 

В ней, в частности, показана та ожесточенная борьба вокруг принципа невмешательства, которая развернулась в Специальном комитете по принципам между­народного права, в задачу которого входило выработать проект Декла­рации 1970 г., между большинством комитета и группой представите­лей западных стран, которые отрицали наличие в современном между­народном праве принципа невмешательства и выступали с такими предложениями по существу его содержания, которые фактически вели к превращению принципа невмешательства в принцип дозволен­ного вмешательства в дела любого государства.

Однако случилось так, что Генеральная Ассамблея на XX сессии (1965 г.) приняла резолюцию 2131 (XX), содержавшую Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ог­раждении их независимости и суверенитета, которая была одобрена 109 голосами членов ООН при одном воздержавшемся (Великобрита­ния) и отсутствии голосов против, что в конечном счете позволило рассматривать эту Декларацию как аутентичное толкование принципа невмешательства.

Соответственно Декларация о принципах международного права 1970 г. воспроизводит применительно к принципу невмешательства положения оперативной части Декларации о невмешательстве 1965 г. с некоторыми редакционными уточнениями.

Представляя Генеральной Ассамблее в 1970 г. окончательный про­ект Декларации о принципах международного права, Специальный ко­митет подчеркнул, что этот проект служит выражением общего согласия участвующих в нем делегаций, что и послужило единодушному одобрению Декларации международным сообществом государств в лице Генеральной Ассамблеи ООН.

Глава V

Понятие государства

Государства долгое время являлись единственными субъектами и творцами международного права. Ныне они продолжают быть таковы­ми, ибо современное международное право осталось в своей основе правом межгосударственным.

Оперируя термином «государство», международное право его не определяет, но устанавливает, что государства являются особыми, су­веренными образованиями и что одним из основных принципов взаи­моотношений между ними является принцип суверенного равенства государств.

Согласно этому принципу (подробнее см. гл. IV), все государства пользуются суверенным равенством, являются равноправными члена­ми международного сообщества, независимо от различий экономичес­кого, социального, политического или иного характера.

Таким образом, термин «суверенитет» характеризует общие для всех государств специфические свойства, независимо от любых разли­чий между ними.

С учетом такого значения термина «суверенитет» можно, напри­мер, сформулировать следующее определение понятия «государство»:

государство — особая организация по управлению делами существую­щего на определенной территории общества, обладающая свойством суверенитета.

В доктрине права обычно принято считать, что государство харак­теризуется наличием трех признаков: территории (государственной территории), населения и публичной (государственной) власти, но не объясняется, как они взаимосвязаны. Однако они действительно свя­заны общим для всех государств свойством суверенитета, а именно: государственная территория — земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства;

население — совокупность индивидов (граждан, иностранцев, апат­ридов), находящихся в территориальных пределах государства, на ко­торых распространяется юрисдикция (совокупность суверенных властных правомочий) данного государства;

публичная (государственная) власть — особая организация власт­вования, посредством деятельности которой осуществляется государ­ственный суверенитет.

Поэтому суверенитет, определяющий общие специфические свой­ства государств, характеризует одновременно и свойства государствен­ной власти как таковой — ее целостность и единство.

Глава VI

Глава VII

Общие положения

В современном мире взаимоотношения между государствами в той или иной, особенно экономической, сфере их сотрудничества часто основываются на условии предоставления режима наибольшего благо­приятствования в соответствии с договорными положениями (клаузу­лами) о наиболее благоприятствуемой нации.

По поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия междуна­родного права включила в 1967 г. в свою повестку дня тему «Клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации в праве международных дого­воров» и назначила члена Комиссии венгерского профессора Эндре Уштора специальным докладчиком по этому вопросу. В 1969—1976 гг. он представил Комиссии семь докладов по указанной теме, которые в совокупности представляют собой наилучшее из ныне существующих теоретико-практическое исследование юридической сущности, толко­вания и применения клаузул о наиболее благоприятствуемой нации в межгосударственных отношениях.

Комиссия международного права на основе докладов Э. Уштора завершила подготовку в первом чтении Проекта статей о клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации и изложила его в своем докладе Генеральной Ассамблее о работе двадцать восьмой сессии комиссии. Проект в соответствии с установившейся процедурой был направлен на заключение государств — членов ООН и заинтересованных между­народных организаций. С учетом их замечаний и соображений Комис­сия приняла окончательно во втором чтении «Проект статей о клаузу­лах о наиболее благоприятствуемой нации», который приводится в ее докладе Генеральной Ассамблее о работе ее тридцатой сессии. *

* См.: Ежегодник Комиссии международного права. 1978. Т. II, ч. 2. Более подроб­но этот Проект рассмотрен в нашем труде «Режим наибольшего благоприятствования и межгосударственных отношениях» (М., 1995).

 

Как и в других случаях кодификационной работы, Комиссия меж­дународного права считала, что подготовка проекта соответствующих статей является наиболее целесообразным и эффективным методом изучения и определения норм международного права, касающихся кла­узул о наиболее благоприятствуемой нации. Проект подготовлен в такой форме, что может служить основой для заключения многосто­ронней конвенции по примеру многих других проектов Комиссии.

Комиссия также высказала рекомендацию о заключении соответ­ствующей конвенции. И хотя такая конвенция не заключена, разрабо­танный Комиссией Проект статей может с успехом использоваться государствами, а также специалистами в области международного права для уяснения юридической сущности, условий толкования и применения клаузул о наиболее благоприятствуемой нации, содержа­щихся в многочисленных двусторонних и многосторонних договорах между государствами применительно к различным сферам их взаимоотношений.

Комиссия, наконец, отметила во введении к Проекту, что он представляет собой как кодификацию, так и прогрессивное развитие соответствующих положений международного права в том смысле, в каком это концептуально определено в ст. 15 Положения о Комиссии.

Проект состоит из 30 статей, которые не сгруппированы в отдельные главы или параграфы. В то же время Комиссия отметила, что первые восемь статей могут рассматриваться как вводные статьи опре­делительного характера; ст. 9—22 относятся к применению клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации; ст. 23—26 касаются исключений из клаузулы по общему международному праву; ст. 27—30 именуются обычно как разные положения.

Ниже кратко излагаются основные положения Проекта Комиссии международного права.

Глава VIII

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ

Общие положения

Правопреемство — юридический термин, кратко обозначающий со­ответствующее юридическое понятие. В отечественной теории права такого понятия не выработано. Однако его нетрудно сформулировать.

Под правопреемством следует понимать переход — в установлен­ных правом случаях и в соответствии с правовыми предписаниями — прав и обязанностей субъекта права к другому субъекту права.

Таким образом, правопреемство — понятие, описывающее юриди­ческие последствия предусмотренного правом (национальным или международным) юридически значимого события, т.е. определенного юридического факта.

Достаточно очевидно, что речь в таком случае идет о качественных изменениях субъекта права, порождающих переход его прав и обязан­ностей другому субъекту права. Так, субъект права может прекратить свое существование, объединиться с другим субъектом права с образо­ванием нового субъекта, разделиться на два или несколько субъектов права.

Юридическими же последствиями таких качественных изменений субъекта права явится переход его прав и обязанностей (полный или частичный) к другому субъекту, т.е. правопреемство как таковое.

Следовательно, чтобы имело место правопреемство, право должно установить, какие именно юридически значимые факты его порождают и в чем именно состоят их юридические последствия.

Применительно к международным отношениям и международно­му праву под правопреемством следует понимать переход в установ­ленных международным правом случаях прав и обязательств субъекта международного права к другому его субъекту.

Основными субъектами международного права являются государ­ства. Соответственно, в международном праве прежде всего речь идет об их правопреемстве. Об этом свидетельствует и обширная междуна­родная практика. С учетом этой практики и сложившихся обычноправовых норм Комиссия международного права подготовила два проекта статей, легших в основу двух универсальных международных конвен­ций, текст которых был принят конференциями государств, состояв­шимися в Вене. Это: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (далее — Конвенция 1978 г.) и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. (далее — Конвенция 1983 г.).

Несомненно, что эти конвенции представляют собой кодификацию с элементами прогрессивного развития действующего общего международного права в этой области и отражают согласованную позицию членов международного сообщества государств в этой сфере их взаимоотношений.

Поэтому ныне любое доктринальное изложение вопросов о правопреемстве государств должно производиться с учетом положений Венских конвенций 1978 и 1983 гг.

Другими общепризнанными субъектами международного права являются международные (межгосударственные) организации. Возникает ли применительно к ним проблема правопреемства?

В принципе, да, возникает, в частности в случае прекращения их существования. Но новой международной организации, так или иначе связанной с прекратившей свою деятельность организацией, практи­чески не возникает. Возникают, как правило, проблемы ликвидации имущества и сохранения архивов прекратившей существование международной организации. Но они решаются по соглашению между государствами — членами организации и какого бы то ни было отношения к правопреемству согласно международному праву не имеют.

В итоге правопреемство в международном праве фактически сводится к правопреемству государств.

Разумеется, что никакого правопреемства правительств, о чем иногда шла речь в доктрине, существовать не может, ибо правительст­ва, понимаемые как совокупность центральных исполнительных органов власти государства, действуют от имени государства и обязывают в установленных случаях не себя, а отечественное государство. И смена правительства другим пришедшим к власти, в том числе неконститу­ционным путем, не освобождает государство от принятых от имени государства прежним правительством международных обязательств. Иначе международное право как таковое утратило бы всякий смысл.

Согласно современному международному праву, правопреемство государств, как оно определено выше, порождают три блока событий (юридических фактов): передача части территории государства друго­му государству по соглашению между ними; возникновение нового независимого государства на бывшей зависимой территории в резуль­тате ее деколонизации; объединение государств в едином государстве и разделение государства на два или несколько независимых государств. Иногда, правда, необходима более подробная детализация этих событий.

При этом вычленение ситуаций, порождающих в качестве юриди­ческих фактов правовые последствия, именуемые правопреемством, нужно, естественно, не само по себе, а потому, что в каждом таком конкретном случае юридические последствия различны. Иначе говоря, в зависимости от существа события (юридического факта) возникают различные типы или категории правопреемства, что и лежит в основе дифференциации категорий правопреемства в Венских конвенциях 1978 и 1983 гг.

Далее встает в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.075 с.)