Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода крыночной экономике и их реализация в отдельных странах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода крыночной экономике и их реализация в отдельных странах.



Экономическая и социальная неэффективность административно-командной экономики, ее бесперспективность в условиях научно-техни-ческой революции обусловили необходимость перехода к новой экономической системе рыночного типа. В трансформационный период осуществляется не только реформирование, но и демонтаж, смена отжившей административно-командной системы, ее принципов хозяйствования, правил и законодательно закрепленных норм.

Трансформационная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой.

Трансформационный период – это время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние.

Таким образом, в период трансформации, преобразования, с одной стороны, национальная экономическая система всегда отрицает предыдущую стадию развития, а с другой − выступает в качестве исторической платформы для формирования новой, более зрелой и совершенной, экономической системы.

Трансформационная экономика отличается некоторыми чертами от других сложившихся систем.

Во-первых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то трансформационная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое состояние имеет свою причину: изменение цели функционирования системы. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, равновесие, то для трансформационной экономики – переход в другую систему.

Во-вторых, трансформационная экономика представляет собой межсистемное образование, противоречивое состояние элементов командно-административной и рыночной экономики. В ней остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, производственные кооперативы, домашние хозяйства, государство. И они меняют свое содержание, функции в связи с зарождением рыночной экономики.

Вместе с тем в трансформационной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности (АО, ООО, ОДО, фермерство и другие), биржи, коммерческие банки, пенсионные, страховые фонды и т. д.

В-третьих, в трансформационной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распадаются и исчезают старые планово-директивные связи между хозяйствующими субъектами и расчищается пространство для формирования новых рыночных отношений, которые еще носят «переходный», неустойчивый характер. Бартер, неплатежи, разрыв хозяйственных связей, кризисные явления, сбои неизбежны в трансформационной экономике.

В историческом аспекте можно заметить, что с трансформационной экономикой страна столкнулась в 20-е годы 20 века. Тогда в ней существовали пять общественно-экономических укладов: социалистический, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Главная цель трансформации заключалось в переходе от многоукладной экономики к одноукладной – социалистической. Высока была степень социальной конфликтности, разрушались производительные силы, нередко насильственно «ломались» экономические отношения.

Теперь же стоит противоположная задача – заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство как базу для современной рыночной экономики. При этом исключительно важно обеспечить эволюционный характер преобразований, избежать конфликтности в обществе.

Содержанием трансформационной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования по направлению демократизации и либерализации.

Основная трудность трансформационного периода – это создание институтов рыночной экономики, которые представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации субъектов хозяйствования. Это: частная собственность, биржи, экономическая свобода и ответственность субъектов, конкуренция и др.

Характерный признак трансформационной экономики – институциональная незавершенность, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. Предстоит еще «достраивать» рыночную инфрастуктуру, налаживать новые мультипликационные механизмы воспроизводства.
Рынок земли

Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь заключаются в следующем:

– одновременное существование доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных подсистем производительных сил;

– система производственных отношений «мозаична», представляет сосуществование элементов рыночной и нерыночной экономики;

– сохраняется «отчужденность» труда, работников от средств производства (работник не собственник, сохраняются деформированные отношения социализма и т. д.).

– значительна роль государственного регулирования экономики.

Выделяются следующие главные задачи трансформации экономики:

реформирование отношений собственности как основы экономической системы;

формирование рыночных отношений и инфраструктуры;

обеспечение экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;

реструктуризация экономики (включая санацию, структурную перестройку и т. д.).

формирование развитой системы социальной защиты и гарантий населения от тяжелых последствий трансформации экономики;

интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа.

К настоящему времени сложилось несколько концепций трансформации командной экономики:

«шоковая терапия»;

постепенный переход к рыночным отношениям;

теория «планирования развития».

«Шоковая терапия» предполагает системные преобразования экономики и общества. В основе монетаристская концепция, предполагающая минимальное участие государства в реорганизации экономики.

Основные направления преобразований:

– либерализация цен и переход к свободному рыночному ценообразованию;

– жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов, субсидий;

– переход к конвертируемости отечественной валюты;

– приватизация государственных предприятий;

– демонополизация промышленности;

– реформа налогообложения, финансового сектора и государственной службы.

Государство создает лишь условия для эффективного функционирования экономики. Неизбежно первоначальное ухудшение уровня жизни людей. Требуется национальное согласие. «Шоковая терапия» реализована в Польше, ряде стран Восточной Европы, в России.

Концепция постепенного перехода к рынку предполагает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики, с сохранением многих старых структур. Авторы этой концепции «градуалисты» (от англ. gradual − постепенный). По их мнению, быстрый переход от командно-административной системы к рыночной экономике просто невозможен. Чтобы избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения, необходимо смягчить негативные последствия рыночных форм.

Эта концепция реализуется в Китае, Венгрии, Беларуси.

Близка к предыдущей концепции теория «планирования развития». Она предусматривает поддержку государством высоких темпов экономического роста путем устранения факторов, сдерживающих развитие. Средствами ее реализации должны быть государственное регулирование, стимулирующая финансовая и кредитно-денежная политика, взаимодействие государства, компаний, домохозяйств.

В Беларуси сначала сформировался курс социально-экономического развития, а затем модель социально ориентированной рыночной экономики.

Стратегическим же направлением социально-экономического развития является движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокого уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной рыночной экономики. Этот стратегический курс является тем стержнем, вокруг которого разворачиваются остальные направления экономической политики и формируются их долгосрочные цели. К ним относятся: стремление к полной занятости населения, обеспечение экономической свободы для субъектов рынка, поддержание равновесия в экономике и стабильности цен, сохранение окружающей среды, достижение устойчивого роста, обеспечение социальных гарантий, поддержание внешнеэкономического равновесия, защита от внешней экспансии, обеспечение экономической безопасности.

Показатели экономической безопасности:

– объем ВВП на душу населения, в % к среднемировому уровню (100 %);

– доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве (70 %);

– доля машиностроения в промышленном производстве(20 %);

– инвестиции, в % к ВВП (25 %);

– расходы на НИР, в % к ВВП (не менее 2 %);

– доля новых изделий в машиностроении (6 %);

– доля жителей страны с доходом ниже прожиточного минимума (7 %);

– средняя продолжительность жизни (не менее 70 лет);

– разрыв в доходах 10 % самых богатых и самых бедных семей (не более 8 раз);

– число преступлений на 100 жителей (5);

– уровень безработицы (не более 7 %);

– инфляция за год (не более 20 %);

– внутренний долг страны, в % к ВВП (30 %);

– внешний долг, в % к ВВП (25 %);

– доля внешних заимствований, используемых для покрытия дефицита бюджета (30 %);

– денежная масса, в % к ВВП (не менее 50 %);

– для иностранной валюты по отношению к обороту национальной валюты (10 %), в том числе по наличным платежам (25 %);

– доля импорта во внутреннем потреблении (30 %), в том числе по продовольственной группе (25 %) и другие индикаторы.

На рубеже 20 и 21 веков проявились новые тенденции мирового экономического развития. Важнейшей из них является переход экономически развитых стран к построению нового постиндустриального информационного общества.

Основу новой мировой экономики составят отрасли и производства V, VI технологических укладов, базирующихся на использовании новых знаний и информации, современных видов услуг − телекоммуникационных, информационных, маркетинговых, правовых, банковских, страховых и других. Доля сферы услуг в ВВП экономически развитых государств прогнозируется на уровне 70–75 %.

Стремительно развиваются процессы глобализации, трансформирующие экономики отдельных стран из относительно замкнутых систем в элементы единого мирового хозяйства.

Беларуси, выбирая свой путь развития, необходимо ориентироваться на мировой опыт, чтобы не оказаться в стороне от глобальных закономерностей развития. В промышленной и научно-технической инновационной деятельности необходимо добиваться стратегических эффектов, национально-стратегических и геоэкономических результатов. С учетом этого Беларусь должна максимально использовать свои потенциальные конкурентные преимущества и нивелировать воздействие негативных.

Относительно сильные стороны:

– выгодное экономико-географическое и геополитическое положение страны;

– развитые транспортные коммуникации;

– значительные земельные, водные, лесные ресурсы и ряд важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

– развитый научно-технический потенциал, высокий образовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

– многоотраслевой промышленный комплекс;

– многовекторные внешнеэкономические связи.

Слабые стороны:

– недостаточная обеспеченность природными, топливно-энергетичес-кими ресурсами;

– незавершенность и несбалансированность законодательной и нормативной базы, сдерживающей развитие хозяйственной деятельности;

– недостаточные темпы модернизации и обновления производства;

– недостаточный уровень инновационной деятельности;

– жесткие методы государственного регулирования экономики;

– неразвитость рыночной инфраструктуры, фондового рынка и другие.

Необходима последовательная работа по реализации национальной стратегии устойчивого развития страны и социально-экономических приоритетов.

 

60. Основные направления рыночных преобразований. Институциональные преобразования отношений собственности. Либерализация экономики. Структурная перестройка национальной экономики.

Можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений рыночных преобразований:
• либерализация экономики;

• реформирование отношений собственности;

• стабилизация экономики;

• реструктуризация (структурная перестройка) экономики;

• интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа.

Либерализация означает отказ от государственного регулирования цен, переход к свободному ценообразованию и прекращение контроля над торговлей со стороны государства.

Реформирование отношений собственности в постсоциалистических странах осуществляется путем разгосударствления и приватизации.

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

Процесс реструктуризации, осуществляемый на микроуровне (уровне коммерческой организации), включает ряд основных компонентов: структурный (преобразование организационной структуры и системы внешних взаимосвязей предприятия); финансовый (оптимизация структуры активов и пассивов); нормативный правовой (разработка и реализация правовой процедуры реструктуризации).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.029 с.)