Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода крыночной экономике и их реализация в отдельных странах.
Экономическая и социальная неэффективность административно-командной экономики, ее бесперспективность в условиях научно-техни-ческой революции обусловили необходимость перехода к новой экономической системе рыночного типа. В трансформационный период осуществляется не только реформирование, но и демонтаж, смена отжившей административно-командной системы, ее принципов хозяйствования, правил и законодательно закрепленных норм. Трансформационная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период – это время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние. Таким образом, в период трансформации, преобразования, с одной стороны, национальная экономическая система всегда отрицает предыдущую стадию развития, а с другой − выступает в качестве исторической платформы для формирования новой, более зрелой и совершенной, экономической системы. Трансформационная экономика отличается некоторыми чертами от других сложившихся систем. Во-первых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то трансформационная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое состояние имеет свою причину: изменение цели функционирования системы. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, равновесие, то для трансформационной экономики – переход в другую систему. Во-вторых, трансформационная экономика представляет собой межсистемное образование, противоречивое состояние элементов командно-административной и рыночной экономики. В ней остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, производственные кооперативы, домашние хозяйства, государство. И они меняют свое содержание, функции в связи с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в трансформационной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности (АО, ООО, ОДО, фермерство и другие), биржи, коммерческие банки, пенсионные, страховые фонды и т. д.
В-третьих, в трансформационной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распадаются и исчезают старые планово-директивные связи между хозяйствующими субъектами и расчищается пространство для формирования новых рыночных отношений, которые еще носят «переходный», неустойчивый характер. Бартер, неплатежи, разрыв хозяйственных связей, кризисные явления, сбои неизбежны в трансформационной экономике. В историческом аспекте можно заметить, что с трансформационной экономикой страна столкнулась в 20-е годы 20 века. Тогда в ней существовали пять общественно-экономических укладов: социалистический, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Главная цель трансформации заключалось в переходе от многоукладной экономики к одноукладной – социалистической. Высока была степень социальной конфликтности, разрушались производительные силы, нередко насильственно «ломались» экономические отношения. Теперь же стоит противоположная задача – заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство как базу для современной рыночной экономики. При этом исключительно важно обеспечить эволюционный характер преобразований, избежать конфликтности в обществе. Содержанием трансформационной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования по направлению демократизации и либерализации. Основная трудность трансформационного периода – это создание институтов рыночной экономики, которые представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации субъектов хозяйствования. Это: частная собственность, биржи, экономическая свобода и ответственность субъектов, конкуренция и др. Характерный признак трансформационной экономики – институциональная незавершенность, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. Предстоит еще «достраивать» рыночную инфрастуктуру, налаживать новые мультипликационные механизмы воспроизводства.
Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь заключаются в следующем: – одновременное существование доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных подсистем производительных сил; – система производственных отношений «мозаична», представляет сосуществование элементов рыночной и нерыночной экономики; – сохраняется «отчужденность» труда, работников от средств производства (работник не собственник, сохраняются деформированные отношения социализма и т. д.). – значительна роль государственного регулирования экономики. Выделяются следующие главные задачи трансформации экономики: реформирование отношений собственности как основы экономической системы; формирование рыночных отношений и инфраструктуры; обеспечение экономической свободы для всех субъектов хозяйствования; реструктуризация экономики (включая санацию, структурную перестройку и т. д.). формирование развитой системы социальной защиты и гарантий населения от тяжелых последствий трансформации экономики; интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. К настоящему времени сложилось несколько концепций трансформации командной экономики: «шоковая терапия»; постепенный переход к рыночным отношениям; теория «планирования развития». «Шоковая терапия» предполагает системные преобразования экономики и общества. В основе монетаристская концепция, предполагающая минимальное участие государства в реорганизации экономики. Основные направления преобразований: – либерализация цен и переход к свободному рыночному ценообразованию; – жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов, субсидий; – переход к конвертируемости отечественной валюты; – приватизация государственных предприятий; – демонополизация промышленности; – реформа налогообложения, финансового сектора и государственной службы. Государство создает лишь условия для эффективного функционирования экономики. Неизбежно первоначальное ухудшение уровня жизни людей. Требуется национальное согласие. «Шоковая терапия» реализована в Польше, ряде стран Восточной Европы, в России. Концепция постепенного перехода к рынку предполагает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики, с сохранением многих старых структур. Авторы этой концепции «градуалисты» (от англ. gradual − постепенный). По их мнению, быстрый переход от командно-административной системы к рыночной экономике просто невозможен. Чтобы избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения, необходимо смягчить негативные последствия рыночных форм. Эта концепция реализуется в Китае, Венгрии, Беларуси. Близка к предыдущей концепции теория «планирования развития». Она предусматривает поддержку государством высоких темпов экономического роста путем устранения факторов, сдерживающих развитие. Средствами ее реализации должны быть государственное регулирование, стимулирующая финансовая и кредитно-денежная политика, взаимодействие государства, компаний, домохозяйств.
В Беларуси сначала сформировался курс социально-экономического развития, а затем модель социально ориентированной рыночной экономики. Стратегическим же направлением социально-экономического развития является движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокого уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной рыночной экономики. Этот стратегический курс является тем стержнем, вокруг которого разворачиваются остальные направления экономической политики и формируются их долгосрочные цели. К ним относятся: стремление к полной занятости населения, обеспечение экономической свободы для субъектов рынка, поддержание равновесия в экономике и стабильности цен, сохранение окружающей среды, достижение устойчивого роста, обеспечение социальных гарантий, поддержание внешнеэкономического равновесия, защита от внешней экспансии, обеспечение экономической безопасности. Показатели экономической безопасности: – объем ВВП на душу населения, в % к среднемировому уровню (100 %); – доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве (70 %); – доля машиностроения в промышленном производстве(20 %); – инвестиции, в % к ВВП (25 %); – расходы на НИР, в % к ВВП (не менее 2 %); – доля новых изделий в машиностроении (6 %); – доля жителей страны с доходом ниже прожиточного минимума (7 %); – средняя продолжительность жизни (не менее 70 лет); – разрыв в доходах 10 % самых богатых и самых бедных семей (не более 8 раз); – число преступлений на 100 жителей (5); – уровень безработицы (не более 7 %); – инфляция за год (не более 20 %); – внутренний долг страны, в % к ВВП (30 %); – внешний долг, в % к ВВП (25 %); – доля внешних заимствований, используемых для покрытия дефицита бюджета (30 %); – денежная масса, в % к ВВП (не менее 50 %); – для иностранной валюты по отношению к обороту национальной валюты (10 %), в том числе по наличным платежам (25 %); – доля импорта во внутреннем потреблении (30 %), в том числе по продовольственной группе (25 %) и другие индикаторы. На рубеже 20 и 21 веков проявились новые тенденции мирового экономического развития. Важнейшей из них является переход экономически развитых стран к построению нового постиндустриального информационного общества.
Основу новой мировой экономики составят отрасли и производства V, VI технологических укладов, базирующихся на использовании новых знаний и информации, современных видов услуг − телекоммуникационных, информационных, маркетинговых, правовых, банковских, страховых и других. Доля сферы услуг в ВВП экономически развитых государств прогнозируется на уровне 70–75 %. Стремительно развиваются процессы глобализации, трансформирующие экономики отдельных стран из относительно замкнутых систем в элементы единого мирового хозяйства. Беларуси, выбирая свой путь развития, необходимо ориентироваться на мировой опыт, чтобы не оказаться в стороне от глобальных закономерностей развития. В промышленной и научно-технической инновационной деятельности необходимо добиваться стратегических эффектов, национально-стратегических и геоэкономических результатов. С учетом этого Беларусь должна максимально использовать свои потенциальные конкурентные преимущества и нивелировать воздействие негативных. Относительно сильные стороны: – выгодное экономико-географическое и геополитическое положение страны; – развитые транспортные коммуникации; – значительные земельные, водные, лесные ресурсы и ряд важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.); – развитый научно-технический потенциал, высокий образовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; – многоотраслевой промышленный комплекс; – многовекторные внешнеэкономические связи. Слабые стороны: – недостаточная обеспеченность природными, топливно-энергетичес-кими ресурсами; – незавершенность и несбалансированность законодательной и нормативной базы, сдерживающей развитие хозяйственной деятельности; – недостаточные темпы модернизации и обновления производства; – недостаточный уровень инновационной деятельности; – жесткие методы государственного регулирования экономики; – неразвитость рыночной инфраструктуры, фондового рынка и другие. Необходима последовательная работа по реализации национальной стратегии устойчивого развития страны и социально-экономических приоритетов.
60. Основные направления рыночных преобразований. Институциональные преобразования отношений собственности. Либерализация экономики. Структурная перестройка национальной экономики. Можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений рыночных преобразований: • реформирование отношений собственности; • стабилизация экономики; • реструктуризация (структурная перестройка) экономики; • интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Либерализация означает отказ от государственного регулирования цен, переход к свободному ценообразованию и прекращение контроля над торговлей со стороны государства.
Реформирование отношений собственности в постсоциалистических странах осуществляется путем разгосударствления и приватизации. Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми). Процесс реструктуризации, осуществляемый на микроуровне (уровне коммерческой организации), включает ряд основных компонентов: структурный (преобразование организационной структуры и системы внешних взаимосвязей предприятия); финансовый (оптимизация структуры активов и пассивов); нормативный правовой (разработка и реализация правовой процедуры реструктуризации).
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.029 с.) |