Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предм стат науки и задачи стат на с у-не

Поиск

Предм стат науки и задачи стат на с у-не

Термин стат(от лат status-сост,положен явлений).Зарожд стат как науки связано с анг эк У.Петти.В Герм в 18 в-откр школа годударстоведения.Ахенвальд в 1746 в Марбургском унив начал читать дисц ст-ка.В1885 основан Межд стат институт.Ст-ка-общест наука,к-я изуч колич сторону качествоопред массовых соц-эк явл и процессов,их стр-ру и расп-ние,размещ в прост-ве,движение во времени,выявл зависим и закономер.Предмет ст—ки-это сов-ть явл,кот изуч с колич стороны в непосред связи с качес содерж.. Объектом изучения ст-ки явл-тся общ-во и все протекающие в нем процессы.Разделы ст-ки:общая теор ст-ки,соц-эк.,отрасл ст-ки. Задачи:обеспеч органы упр-я гос-ом,регионами отрасл и отдел п/п своевр полной и достоверн инф-ей,необх для принят решения;информировать общест-сть о явл и процесс,происх в общ-ве.

Ст-ка изуч свой предмет с помощью опред понятий и категорий:1)ст сов-ть-мно-во эл-тов,обл-их общими св-вами существен.для их харак-к.Отдельные Эл-ты из кот сост сов-ть-ед-цы сов-сти. 2)стат законно-сть-форма проявления причинной связи,выраж-щаяся в последов,регул-ти событий с достаточно высокой степенью вероятности. В больших совок явлен отдел ед-цы кот-ых подвержены индив колеб действует закон больш чисел:совок действие большого кол-ва случ факторов приводит к рез-ту почти незави-му от случая.Признак-величина,характ-мая в процессе стат исследо-ния.Классиф приз-в:1)по степени существенности-основные,второстепенные2)по хар-ру их выражения-атрибут и колич3)по способу измер-первич и вторич4)по хар-ру вариации-альтернат,дискр,непрерывные5)по отнош к объекту-прямые и косв6)по времени-моментные и интервал.

Вариация-процесс изменения знач-я признака у отдел-х ед-ц сов-ти.Признаки,приним-щие разные знач об отдел ед-ц явления- варьирующими,а значение-вариантом.Стат показ-ль-колич хар-ка какого-либо св-ва эк-го об-та или процесса:учетно-оцен.,аналитические.

Методолог основой ст-ки явл положения,соц-эк теории и принципы диалект метода познания.

Стат методологич-со-сть приемов,способов,методов,с помощью кот-х ст-ка изуч свой предмет.Всё многообразие стат методов систематизируется по их целевому применению на 3 стадиях экон-стат исслед-я:1)сбор первичной стат информ на основе массового стат набл2)систематизация первичн данных путем сводки и группировки стат материалов.

Координация деят-ти стат служб стран членов СНГ осущ стат комит СНГ,а в РБ-нац стат ком РБ.Орг-ция ст-ки в РБ осущ в соотв с законом о гос стат-ки принятым в 2004 г.

Гос.ст-ка-система сбора,обработки,обобщения,хранения,защиты,распростр и испол-я органами гос ст-ки и уполном гос орг-циями прев стат данных и сводных стат данных об экон,демогр,социал и эколог положении РБ.Закон определ порядок орг-ции и ведение гос ст-ки,осн задачи и принципы г.с.,основы межд сотр-ва в области г.с.,систем органов г.с.,их права и обяз-ти,порядок,представл,распред стат данных.Система г.с.:1)республ орган(Нац стат ком)2)территориал органы г.с. в административно-территор ед-цах Задачи г.с.:1)разраб научн обоснованной стат методологии и ее совершенствование в соответствии с межд стандартами2)сбор,обраб,обощ,хранен и защиты стат данных3)обязат представл на безвозмездн основе сводных стат.данных админ презид и советы минист4)распростр сводных стат данных. Стат данные должны отвечать принципам г.с.:научн обосно-сть,объект информ,целостн,востребован,актуальн,своевремен,сопостав,конфидинц перв инфы,доступность.

Требов стат набл1)набл-емые должны выражать опред соц типы явлений2)набл должно обеспеч полноту фактов,относительно к рассматриваемым вопросам и их точность3)собираемые данные должны быть сопоставимы (место,время)4)необходима научн орг-ция наблюдений. Формы стат набл:стат отчетность,спец стат набл(стат обследов,единовр учеты,переписи),регистры.

Виды стат набл.:по времени(текущие,прерывные,единовременные),по полноте охвата(сплошные и несплошные-выборочные,основн.массовые,монографические), по способу получения первичных данных(непосредст,документальные,опрос-явочный,анкетный,экспедиционный,сомарегистрация).

6.Программно-методолог вопросы плана стат набл.

План стат набл вкл программно-методолог и организ вопросы.Прог-метод:определение цели и задач набл,об-т стат набл(сов-ть ед-ц из-мого явления),разработа прогр набл-ия(перечень показателей подлежащих изучению).Требования прог:достат кол-во вопросов обеспеч полноты инфы,вопросы прогр должны соотв задачам исслед-я,вопросы должны быть сформированы четко,следует определить последовательность вопросов,включить вопросы контрольного характера,следует учесть все причинно-следственные связи,кот-е обусловили развитие данного явления.Инструментальнабл(вкл интрукц и стат формуляр).

Организац вопрооы:опред орг-ции провод набл,опред место,время и срок провед набл(критический момент-момент,на который производ состояние),подготов работы проведения набл(список отчетов единиц,подгот стат инструмент),пропаганда СМИ.

Стат отчетность-организ форма стат наблюд,в которой сведения поступают в виде обязат отчетов в опред сроки и по утвержденным формам.Характ-ка отчетности:имеют обязательный характер,юридическая сила,обладают документ обоснованностью(типовая,специализированная)По срокам:ежедн,еженедежемес,квартал и годовая.Спец.организ стат набл- это сбор сведений по средствам переписи,единовременных учетов и обследовании.

Регистры-это форма непрерывного стат набл за долговр процессами, имеющими фиксированное начало,окончание и стадию развития.Система постоянно следящая за состоянием ед-цы набл и оценив силу возд-ия различных факторов на изучение показателей.

Группировка-процесс образ однородн групп на основе расчлененич стат совок на части по значению одного или нескол признаков.Задачи:выделение однор типов явлений,выявление состава и стр-ры совок-ти,устан. Причинно-следст связей м/д явлениями.

Признаки распре дед-ц набл-я на группы наз группиров признаками(основанием).Группов признаки:атрибут и количест. Группировки бывают типологические, структурные, аналитические.

Типологические – позволяют разделять явления на социально-экономические типы (бедные, средний доход, высокий доход).

Структурные позволяют увидеть строение совокупности (структуру). При этом явление изучается с точки зрения его состава. Если в структурной группе сопоставляются данные по времени – получают представление о структурных сдвигах явления.

Аналитические – позволяют установить связь между отдельными признаками изучаемого явления.

Наряду с первичной группой существует понятие вторичной группировки. Она возникает, если в результате первичной группировки тенденция не выявлена. Тогда информация сводят в новые группы по тому же признаку, что и в первичной группировке. Как правило, вторичная группировка – процесс укрупнения интервалов.

Комбинированная – когда для деления совокупности на группы использует групп. признаков.

13.Методол вопросы пост грппировок

Территориальные индексы

В стат практике часто возник потребность в сопоставл уровни эк явл в простр-ве:по странам,н-н,обл.,т.е в исчислении террит индексов.

Если стоит задача сравн цены 2 регионов то можно постр инд-сы:

:

Разница м/д числит и знамент отобр сумму экон эф от различия цен.

(написать формулы)

Согласно методу станд весов можно рассчит индекст,в котором в качестве весов испол суммар V пр-ции по 2 регионам:

 

51 .Измерение связей м/ж соц-эк явл –важн задача статки.Формы и видвы взаимосв

В процессе статистического исследования зависимостей вскрываются причинно-следственные отношения между явлениями, что позволяет выявлять факторы (признаки) оказывающие существенное влияние на вариацию изучаемых явлений и процессов. Причинно-следственные отношения – это связь явлений и процессов, когда изменение одного из них – причины – ведет к изменению другого – следствия.

Cтатистика разработала множество методов изучения связей, выбор которых зависит от целей исследования и от поставленных задач. С вязи между признаками и явлениями, ввиду их большого разнообразия, классифицируются по ряду оснований.

Признаки по их значению для изучения взаимосвязи делятся на два класса:

1)признаки, обуславливающие изменение других, связанных с ними признаков, называются факторными, или просто факторами;

2)признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков, называются результативными.

Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты связи, направлению и аналитическому выражению.

В статистике различают функциональную связь, при которой определенному значению факторного признак соответствует одно и только одно значение результативного признак; и стохастическую связь, при которой причинная зависимость проявляется не в каждом отдельном случае, а в общем, среднем при большом числе наблюдений. Частным случаем стохастической связи является корреляционная связь.

По направлению выделяют связь прямую и обратную.

При прямой связи с увеличением или уменьшением значений факторного признака происходит увеличение или уменьшение результативного (н-р, рост производительности труда способствует увеличению уровня рентабельности производства).

В случае обратной связи значения результативного признака изменяются под воздействием факторного, но в противоположном направлении по сравнению с изменением факторного признака (например, с увеличением уровня фондоотдачи снижается себестоимость единицы произведенной продукции).

По аналитическому выражению выделяют связи прямолинейные(линейные) и нелинейные (криволинейные). Если статистическая связь между явлениями может приближенно выражена уравнением прямой линии, то ее называют линейной связью; если же она выражается уравнением какой-либо кривой линии (параболы, гиперболы и др.), то такую связь называют нелинейной.

52 Стат метод изуч связей Метод приведения параллельных рядовПриводится ряд данных по одному признаку и параллельно с ним – подругому признаку, связь с которым предполагается. По вариации признака впервом и втором ряду судят о наличии связи признаков. Такой метод позволяетвывести только направление связи, но не измерить ее.Балансовый методВзаимосвязь может быть также охарактеризована с помощью балансов.Графический метод Может использоваться как самостоятельно, так и совместно с другимиметодами.Если конкретные данные перенести на график, то полученное изображениеназывается полем корреляции. На оси абсцисс откладывается значениефакторного признака, а на оси ординат – результативного. Каждая единица,обладающая определенным значением факторного и результативного признака,обозначается точкой.Беспорядочное расположение говорит об отсутствии связи. Наоборот, чемсильнее связь, тем теснее точки группируются вокруг определенной линии.Метод аналитической группировки Сначала выбираются два признака: факторный и результативный. Полфакторному признаку производится группировка, а по результативному –подсчет средних или относительных величин.Путем сопоставления характера изменений значений факторного ирезультативного признака можно сделать вывод о наличии связи и еенаправлении. При помощи метода аналитической группировки можно сделатьвывод и о тесноте связи.

53. Понятие линейной корреляции.Нахождение параметров уравнения регрессии,линейный коэффмциент корреляции

Для выявления наличия связи, ее характера и направления используются методы приведения параллельных данных, аналитических группировок, графический, корреляции и регрессии.

Метод проведения параллельных данных основан на сопоставлении двух или нескольких рядов статистических величин. Данное сопоставление позоляет установить наличие связи и получить представление о ее характере.

Графический метод

Графическая взаимосвязь двух признаков изображается с помощью поля корреляции.

Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой.

Виды зависимостей:

1) парная корреляция – связь между двумя признаками (между двумя факторными либо между факторным и результативным признаком)

2) частная корреляция – зависимость между результативным и одним факторным признаком при фиксированном значении других факторных признаков

3) множественная корреляция – зависимость результативного и двух и более факторных признаков.

Корреляционный анализ имеет своей задачей количественное определение тесноты связи между двумя признаками.

Теснота связи количественно выражается величиной коэффициентов корреляции.

Теснота связи при линейной зависимости измеряется с помощью линейного коэффициента корреляции:

 

Линейный коэффициент корреляции изменяется в пределах от -1 до+1.

По степени тесноты связи различают количественные критерии оценки тесноты связи:

Величина коэффициента корреляции Характер связи
До ±0,3 Практически отсутствует
±0,3 – ±0,5 Слабая
±0,5 – ±0,7 Умеренная
±0,7 – ±1,0 Сильная

Теснота связи при криволинейной зависимости измеряется с помощью корреляционного отношения. Различают эмпирическое и теоретическое корреляционное отношение.

Эмпирическое корреляционное отношение:

Регрессионный анализ заключается в определении аналитического выражения связи, в котором изменение одной величины обусловлено влиянием одной или нескольких независимых величин (факторов).

По форме зависимости различают:

- линейную регрессию, которая выражается уравнением прямой (линейной функции) вида:

- нелинейную регрессию, которая выражается уравнениями вида:

парабола -

гипербола - и т.д.

По направлению связи различают:

А) прямую регрессию (положительную), возникающую при условии, если с увеличением или уменьшением независимой величины значения зависимой также соответственно увеличиваются или уменьшаются;

Б) обратную (отрицательную) регрессию, появляющуюся при условии, что с увеличением или уменьшением независимой величины зависимая соответственно уменьшается или увеличивается.

Предм стат науки и задачи стат на с у-не

Термин стат(от лат status-сост,положен явлений).Зарожд стат как науки связано с анг эк У.Петти.В Герм в 18 в-откр школа годударстоведения.Ахенвальд в 1746 в Марбургском унив начал читать дисц ст-ка.В1885 основан Межд стат институт.Ст-ка-общест наука,к-я изуч колич сторону качествоопред массовых соц-эк явл и процессов,их стр-ру и расп-ние,размещ в прост-ве,движение во времени,выявл зависим и закономер.Предмет ст—ки-это сов-ть явл,кот изуч с колич стороны в непосред связи с качес содерж.. Объектом изучения ст-ки явл-тся общ-во и все протекающие в нем процессы.Разделы ст-ки:общая теор ст-ки,соц-эк.,отрасл ст-ки. Задачи:обеспеч органы упр-я гос-ом,регионами отрасл и отдел п/п своевр полной и достоверн инф-ей,необх для принят решения;информировать общест-сть о явл и процесс,происх в общ-ве.

Ст-ка изуч свой предмет с помощью опред понятий и категорий:1)ст сов-ть-мно-во эл-тов,обл-их общими св-вами существен.для их харак-к.Отдельные Эл-ты из кот сост сов-ть-ед-цы сов-сти. 2)стат законно-сть-форма проявления причинной связи,выраж-щаяся в последов,регул-ти событий с достаточно высокой степенью вероятности. В больших совок явлен отдел ед-цы кот-ых подвержены индив колеб действует закон больш чисел:совок действие большого кол-ва случ факторов приводит к рез-ту почти незави-му от случая.Признак-величина,характ-мая в процессе стат исследо-ния.Классиф приз-в:1)по степени существенности-основные,второстепенные2)по хар-ру их выражения-атрибут и колич3)по способу измер-первич и вторич4)по хар-ру вариации-альтернат,дискр,непрерывные5)по отнош к объекту-прямые и косв6)по времени-моментные и интервал.

Вариация-процесс изменения знач-я признака у отдел-х ед-ц сов-ти.Признаки,приним-щие разные знач об отдел ед-ц явления- варьирующими,а значение-вариантом.Стат показ-ль-колич хар-ка какого-либо св-ва эк-го об-та или процесса:учетно-оцен.,аналитические.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.011 с.)