ТОП 10:

Наука и паранаука. Вненаучное знание, его специфика и основные формы. Роль принципов верификации (М. Шлик) и фальсификации (К. Поппер) в процессе демаркации научного и вненаучного знания.



Наука – форма рациональной деятельности людей направленная на производство и воспроизводство знаний об окружающем мире с целью постижения истины (системного видения мира), а так же предвидения и тенденции его развития.

НЗ всегда объективно, наглядно и системно (если какая-то научная концепция противоречий основным положениям научной картины мира, то она не может быть включена в область научного знания).

НЗ всегда использует особый язык (символический, математический, искусственный) и опирается на совокупность базовых идеальных понятий.В структуру НЗ всегда входят соответствующие факты, теории и метатеоретические построения

Смысл всей научной деятельности-поиск истиныпутем формирования более общих законов и закономерностей (в этой связи любое научное определение – это есть попытка связать логически данное конкретное понятие с более общим понятием). Особенность НЗ-его связь с практикой; отсюда любое НЗ – объективно, относительно и конкретно, (т.е. выражено в какой – либо количественной форме – «метр», «грамм» и др.) Классическим критерием проверки истинности НЗ является: а) наблюдаемость явления и его фиксация научными методами; б) повторяемость явления с определенной периодичностью; в) его экспериментальная воспроизводимость

Наука, включает 5 осн. образований:

1.Наука м.б.рассмотрена как результат полученного знания, отраженный в технике и современных технологиях, системе устоявшегося знания (выраженного в школьных и вузовских учебниках), массовом сознании ученых;

2.Науку можно рассмотреть как процесс получения нового знания,

3.Наука –это социальный институт, куда входят вузы, НИИ, КБ и т.д.;

4.Наука –как совокупность этических норм и особых психологических установок, определяющих главную задачу научного познания – получение истины;

5.Наука всегда выступает как часть культурной среды общества, влияющей на содержание, цели и интерпретацию научного знания.

Вненаучное знание – это исторически сложившиеся и социально закрепленные формы информации, не отвечающие основным критериям научности, но имеющие большой социальный или практический интерес. Относятся религия, философия, искусство,приметы,народная медицина

Формы:

- паранаука(около)-явления психики, биополя, НЛО, телепатии и др.;

- девиантная наука (опережает свое время)- неэвклидову геометрию Н.И. Лобачевского или гелиобиологию А.Чижевского

- вульгаризированная (упрощенная) наука, когда сознательно или бессознательно ученые вырывают (абстрагируют) одно – два интересных им свойства и на этой основе создают свои теории.

- лженаука (подмена фактов)

Поппер - основной представитель постпозитивизма

Основными понятиями его концепции научного знания:

ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного, с помощью принципа фальсификации. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ - принцип, в качестве отделения науки от ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Позитивисты занимаются верификацией (т.е. подтверждающих теорию фактов), а критические рационалисты занимаются прежде всего фальсификацией, т.е. поиском фактов, опровергающих данную теорию. Т.о., Поппер установил критерий демаркации научного и ненаучного знания и рассмотрел его как фактор процесса роста научного знания. Шлик -представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Сформулировал принцип верификации как критерий научной осмысленности,

 

6) Античная наука (Греция, Рим) и становление первых форм теоретического знания (модели, логика, математика). Средневековая университетская наука (схоластика) и ее особенности.

В цивилизациях Древнего мира (Древний Египет, Шумеры и т.д.) все знания были облечены в религиозную форму и были доступны только жрецам Многие ученые считают, что наука возникла в античности, в рамках античной натурфилософии зародилось естествознание. Формирование преднауки произошло в античной Греции, в которой присутствовали желание понять причины происходящего, знание стало доступно для широких масс. Важнейшей заслугой античных греков было создание картины Вселенной. В основе их модели находился принцип, что началом всего является число, что создавало особые предпосылки для развития математики.

В натурфилософии возникли первые образцы теорети­ческой науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея. Натурфилософы изу­чали природные явления.

В античности большое внимание уделялось постижению ис­тины, т.е. логике и диалектике.. Возник­шая в контексте античной культуры Евклидова геометрия в ка­честве необходимого условия получения истины выдвигала про­цедуру демонстрации доказательства.

Идея математического доказательства - это достижение древнегреческих мыслителей. В древневавилонской и древнеегипетской математике идеи математического доказательства не было. Древневосточная математика была представлена множеством алгоритмов, операций, которые обеспечивали вычислительный эффект, но никакого логического, теоретического обоснования они не имели.

Милетская школа - это еще натурфилософское познание мира, естественнонаучное и философское познание здесь еще не разделились в полной мере.

Пифагор-"все есть число". Ранние пифагорейцы воспринимали число как божественное начало, сущность мира.Кто изучит и поймет божественные числовые отношения, тот сам станет божественным

Атомистическое учение Демокрита Основоположник античного материализма. Занятия наукой, философией он ставил превыше всего; истина для него - высшая ценность. Демокрит учил, что реально существует бытие и небытие. Бытие - это атомы, небытие - пустота, пустое пространство. Пустота - неподвижна и беспредельна; она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Идея пустоты привела Демокрита к идее бесконечного пространства. В этом пространстве во всех направлениях беспорядочно носятся, перемещаются атомы

Платон объясняет трудности процесса познания наличием двух реальностей, двух миров

Первый мир – это материальный мир - это миротражаемых чувствами человека вещей;.

Второй мир - это мир вечных идей, понятий; этот второй мир постигается не чувствами, а разумом.

Аристотель -натуралист. Аристотелевское учение явилось синтезом всех достижений древнегреческой культуры и, одновременно, платформой культуры эллинизма. Эпоха эллинизма - эпоха распространения (в результате завоевательных походов Александра Македонского) греческой культуры на Восток и ее глубокого, органичного синтеза с культурами Древнего Востока. Аристотель создал всеобъемлющую систему знаний о мире, куда вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии и философии

Открыл в Афинах свою философскую школу - Ликей.

Главное возражение учения Платона: Идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах, мир един.

Средневековая схоластика. Знания накапливаются в монастыре. Наука в эпоху средневековья существовала в условиях господства религиозного сознания и основными чертами ее являлись:

- универсализм. Принцип «креационизма», т.е. творения Вселенной, все уровни и элементы которой находились в единстве,отсюда знание могло быть либо универсальным, либо никаким.

-символизм.Существование любой вещи, воплощало, олицетворяло какую – то скрытую сущность.

-иерархизм. Вселенная мыслилась как единое целое, но в рамках которого четко прослеживаются непостижимые уровни божественного, и лишь физический мир доступен человеческим чувствам и рассудку.

- телеологизм- человек – это венец Творения, а Земля – центр мироздания







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.006 с.)