Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука и паранаука. Вненаучное знание, его специфика и основные формы. Роль принципов верификации (М. Шлик) и фальсификации (К. Поппер) в процессе демаркации научного и вненаучного знания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наука – форма рациональной деятельности людей направленная на производство и воспроизводство знаний об окружающем мире с целью постижения истины (системного видения мира), а так же предвидения и тенденции его развития. НЗ всегда объективно, наглядно и системно (если какая-то научная концепция противоречий основным положениям научной картины мира, то она не может быть включена в область научного знания). НЗ всегда использует особый язык (символический, математический, искусственный) и опирается на совокупность базовых идеальных понятий. В структуру НЗ всегда входят соответствующие факты, теории и метатеоретические построения Смысл всей научной деятельности - поиск истиныпутем формирования более общих законов и закономерностей (в этой связи любое научное определение – это есть попытка связать логически данное конкретное понятие с более общим понятием). Особенность НЗ-его связь с практикой; отсюда любое НЗ – объективно, относительно и конкретно, (т.е. выражено в какой – либо количественной форме – «метр», «грамм» и др.) Классическим критерием проверки истинности НЗ является: а) наблюдаемость явления и его фиксация научными методами; б) повторяемость явления с определенной периодичностью; в) его экспериментальная воспроизводимость Наука, включает 5 осн. образований: 1. Наука м.б.рассмотрена как результат полученного знания, отраженный в технике и современных технологиях, системе устоявшегося знания (выраженного в школьных и вузовских учебниках), массовом сознании ученых; 2. Науку можно рассмотреть как процесс получения нового знания, 3. Наука –это социальный институт, куда входят вузы, НИИ, КБ и т.д.; 4. Наука –как совокупность этических норм и особых психологических установок, определяющих главную задачу научного познания – получение истины; 5. Наука всегда выступает как часть культурной среды общества, влияющей на содержание, цели и интерпретацию научного знания. Вненаучное знание – это исторически сложившиеся и социально закрепленные формы информации, не отвечающие основным критериям научности, но имеющие большой социальный или практический интерес. Относятся религия, философия, искусство,приметы,народная медицина Формы: - паранаука(около)-явления психики, биополя, НЛО, телепатии и др.;
- девиантная наука (опережает свое время)- неэвклидову геометрию Н.И. Лобачевского или гелиобиологию А.Чижевского - вульгаризированная (упрощенная) наука, когда сознательно или бессознательно ученые вырывают (абстрагируют) одно – два интересных им свойства и на этой основе создают свои теории. - лженаука (подмена фактов) Поппер - основной представитель постпозитивизма Основными понятиями его концепции научного знания: ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного, с помощью принципа фальсификации. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ - принцип, в качестве отделения науки от ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Позитивисты занимаются верификацией (т.е. подтверждающих теорию фактов), а критические рационалисты занимаются прежде всего фальсификацией, т.е. поиском фактов, опровергающих данную теорию. Т.о., Поппер установил критерий демаркации научного и ненаучного знания и рассмотрел его как фактор процесса роста научного знания. Шлик - представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Сформулировал принцип верификации как критерий научной осмысленности,
6) Античная наука (Греция, Рим) и становление первых форм теоретического знания (модели, логика, математика). Средневековая университетская наука (схоластика) и ее особенности. В цивилизациях Древнего мира (Древний Египет, Шумеры и т.д.) все знания были облечены в религиозную форму и были доступны только жрецам М ногие ученые считают, что наука возникла в античности, в рамках античной натурфилософии зародилось естествознание. Формирование преднауки произошло в античной Греции, в которой присутствовали желание понять причины происходящего, знание стало доступно для широких масс. Важнейшей заслугой античных греков было создание картины Вселенной. В основе их модели находился принцип, что началом всего является число, что создавало особые предпосылки для развития математики. В натурфилософии возникли первые образцы теоретической науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея. Натурфилософы изучали природные явления.
В античности большое внимание уделялось постижению истины, т.е. логике и диалектике.. Возникшая в контексте античной культуры Евклидова геометрия в качестве необходимого условия получения истины выдвигала процедуру демонстрации доказательства. Идея математического доказательства - это достижение древнегреческих мыслителей. В древневавилонской и древнеегипетской математике идеи математического доказательства не было. Древневосточная математика была представлена множеством алгоритмов, операций, которые обеспечивали вычислительный эффект, но никакого логического, теоретического обоснования они не имели. Милетская школа - это еще натурфилософское познание мира, естественнонаучное и философское познание здесь еще не разделились в полной мере. Пифагор-"все есть число". Ранние пифагорейцы воспринимали число как божественное начало, сущность мира. Кто изучит и поймет божественные числовые отношения, тот сам станет божественным Атомистическое учение Демокрита Основоположник античного материализма. Занятия наукой, философией он ставил превыше всего; истина для него - высшая ценность. Демокрит учил, что реально существует бытие и небытие. Бытие - это атомы, небытие - пустота, пустое пространство. Пустота - неподвижна и беспредельна; она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Идея пустоты привела Демокрита к идее бесконечного пространства. В этом пространстве во всех направлениях беспорядочно носятся, перемещаются атомы Платон объясняет трудности процесса познания наличием двух реальностей, двух миров Первый мир – это материальный мир - это миротражаемых чувствами человека вещей;. Второй мир - это мир вечных идей, понятий; этот второй мир постигается не чувствами, а разумом. Аристотель -натуралист. Аристотелевское учение явилось синтезом всех достижений древнегреческой культуры и, одновременно, платформой культуры эллинизма. Эпоха эллинизма - эпоха распространения (в результате завоевательных походов Александра Македонского) греческой культуры на Восток и ее глубокого, органичного синтеза с культурами Древнего Востока. Аристотель создал всеобъемлющую систему знаний о мире, куда вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии и философии Открыл в Афинах свою философскую школу - Ликей. Главное возражение учения Платона: Идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах, мир един. Средневековая схоластика. Знания накапливаются в монастыре. Наука в эпоху средневековья существовала в условиях господства религиозного сознания и основными чертами ее являлись: - универсализм. Принцип «креационизма», т.е. творения Вселенной, все уровни и элементы которой находились в единстве,отсюда знание могло быть либо универсальным, либо никаким. -символизм.Существование любой вещи, воплощало, олицетворяло какую – то скрытую сущность. -иерархизм. Вселенная мыслилась как единое целое, но в рамках которого четко прослеживаются непостижимые уровни божественного, и лишь физический мир доступен человеческим чувствам и рассудку. - телеологизм- человек – это венец Творения, а Земля – центр мироздания
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.012 с.) |