ТОП 10:

Философские основания и сущностные черты постнеклассического этапа развития науки (конец ХХ в.)



Появлению способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. Развиваются генные технологии,усиление математизации естествознания, что повлекло увеличение уровня его сложности. Ведущую роль стали играть космология, теоретическая физика и синергетика.

Т.к.объектом исследования становятся системы, экспериментирование с которыми невозможно, то инструментом научно-исследовательской деятельности выступаетматематическое моделирование.

На этапе постнеклассич.науки преобладает идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин.

Из ОТО следует, что наш мир произошел вследствие Большого взрыва, около 13 млрд. лет тому назад, причем произошел из вакуума. В 1929 г. Э. Хаббл, доказал, что Вселенная расширяется. Зная скорость разбегания галактик, Хаббл рассчитал, что взрыв произошел 13,7 млрд. лет назад, рассчитал стадии эволюции.

В классической науке материя обладала абсолютными свойствами, в неклассической науке была доказана относительность материи, пространства и времени, то теперь вопрос стоит о том, что до Большого взрыва вообще не было материи и о том, что она появилась всего 13 млрд. лет назад. Ученые сегодня спорят, что явилось причиной Большого Взрыва – Разум или материя. А возникновение сегодня в науке новых подходов к образованию Вселенной – например, антропный принцип или теория универсального эволюционизма – свидетельствует о том, что значительная часть ученых рассматривает Разум в качестве причины появления Вселенной.

Современная постнеклассическая наука сделала очень важный вывод о том, что Вселенная является нелинейной.4 В классической картине мира Вселенная основана на принципе детерминизма, на признании устойчивых законов.Для нее характерны: нелинейность, неопределенность, необратимость.

Описание научной картины мира:

- принцип открытости (в любой неустойч.системе происходит непрерывный обмен в-в, энергии и информации с окружающей ее средой);

- когерентность, т.е. самосогласованность всех процессов внутри структуры;

- необратимость эволюц. Процессов

-чередование в системах периодов монотонного самодвижения и зон бифуркации, где даже малейшие колебания могут нарушить устойчивость системы;

- главная форма бытия – не покой, а становление мира между хаосом и порядком;

- новое понимание будущего, которое может влиять на текущие процессы;

- фундаментальная роль случайностей;

- принцип фрактальности: главную роль в становлении Вселенной играют не ее элементы, а её целостная структура и свойства.

Появились методы нелинейной науки

11)Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного знания, их специфика и относительная самостоятельность.

Эмпирическое знание(ЭЗ) формируется за счет систематич. наблюдения и эксперимента над изучаемым объектом. Влияют данные, полученные с помощью приборов и инструментов, действие которых основано на теоретич.законах. Влияние философии на ЭЗ ограничено. Предмет изучения- абстрактные объекты и свойства. Методы познания- наблюдение, сравнение, абстрагирование, эксперимент. Источник знания- мышление человека, направленное на чувственный опыт, преобразовывающее его в эмпирические факты

Даные исслед-я получают количеств.форму (темп.тела). ЭЗ-об абстрактном объекте, получаемым с пом. метода абстрагирования, т.е. мысленного отвлечения одних свойств объекта от остальных свойств. Возможности ЭЗ ограничены кол-вом объектов, доступных эксперименту и св-вами рассудочный деятельности исследователя. Критерий ЭЗ- соответствие полученного знания совокупности эмпирических объектов. ЭЗ- множество не связанных между собой высказываний об абстрактных эмпирических данных (например, письменный стол является плоским, квадратным, желтым и др.).

Составляющие ЭЗ: а)простейшие высказывания; б)научные факты; в)определенные эмпирические закономерности; г)феноменологические теории как высшая форма организации эмпирического знания

Теоретическое знание(ТЗ)-научные теории. Цель-формирование гипотез и теорий.Научные теории логически не выводятся из ЭЗ, а надстраиваются над ними, в качестве описания идеальных объектов.Многие совр.научные теории опираются на философские идеи, т.е.философия ближе ТЗ, чем ЭЗ. Предмет изучения-идеальные объекты – понятия. Методы познания- идеализация, формализация, математическое моделирование, воображение.Источник знания- мыслящий разум, направленный на развитие науки и использующий математику и философию.

Абстрактные объекты(ЭЗ) получают абстрагированием и мысленного вычленения каких-то частей или свойств физического тела; идеальные объекты(ТЗ) получают в ходе процесса идеализации, выражают не частный случай, а универсальный (максимально возможный), которых в обычной природе наблюдать нельзя

Образование идеальных объектов: а)путем предельного перехода, когда зафиксированные опытным путем свойства эмпирического объекта мысленно стремятся к крайним возможным значениям и происходит образование объектов или свойств, которых в природе не существует ( «абсолютно прямая линия»); и б)введением таких понятий по определению.

Структура НЗ: а)аксиомы (геометрия Эвклида через две одна прямая линия б)общенаучные законы ( з-ны Ньютона.); в)законы частного уровня(закономерности); г)частные теоретич. высказывания о конкретных вещах

В ЭЗ рассудок исследователя всегда «привязан» к фактам, в ТЗ в познании выступает свободно действующий разум

Метатеоретическое знание – философское видение научной картины мира

М.уровень состоит из общенаучного знания и философских оснований науки. Общенаучное знание включает: а) частнонаучную и общенаучную картину мира, б) принципы, существующие в частных научных дисциплинах( гносеологические, методологические, логические и аксиологические) Частнонаучная картина – это господствующие в какой либо науке представления о мире. Философские основания науки осуществляют связь между философией и наукой.

Современное мнение о роли философии в науке - в период т.н. «научных революций» философские основаниявходят в структуру научного знания, но в период т.н. «нормальной», т.е. устоявшейся системы научных знаний, философия как бы присутствует в наукев скрытой форме

В разные периоды развития науки главную роль могут играть либо эмпирический, либо теоретический, либо метатеоретический уровни. Каждый уровень обладает относительной самостоятельностью, не является обобщением или следствием другого, но при этом между всеми уровнями научного знания существует органическая взаимосвязь в процессе функционирования научного знания как целого.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.55 (0.008 с.)