Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постпозитивистские концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда и М. Полани.

Поиск

П-ты-сторонники научного построения знания.Вечное знание нем.б. достигнуто: одна теория сменяет другую.Рост научного знания посредством научных революций

1) П. проводят анализ истории науки 2) П. - анализ динамики. Какие факторы влияют на науку?

К-ия Поппера формирует центральную задачу философии науки – проблему роста знания, и главный метод научного знания – метод рациональной дискуссии.

Понятия концепции научного знания:

ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного, с помощью принципа фальсификации.
ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ - принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от ненауки.По мнению Поппера лишь те теории могут считаться научными, которые могут быть опровергнуты и способны доказать свою ложность, что даст новый толчок к созданию новых более совершенных теорий в данной области. Позитивисты занимаются верификацией (т.е. подтверждающих теорию фактов), а критические рационалисты занимаются прежде всего фальсификацией, т.е. поиском фактов, опровергающих данную теорию. Другими словами, Поппер установил критерий демаркации научного и ненаучного знания (например, частные науки и философия) и рассмотрел его как фактор процесса роста научного знания.

ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

К-ия Лакатоса Основные понятия:
- научно-исследовательская программа= "жесткое ядро" исследоват.программы+"защитный пояс" гипотез;

- положительная и негативная эвристики.

Научно-исследовательская программа имеет свое "твердое ядро". Рост научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает черед и самого твердого ядра. Когда будет разрушено твердое ядро, переход от старой программы к новой.
Главная задача «защитного пояса» состоит в защите «твердого ядра» от внешней критики и экспериментальных проверок, а поскольку такая критика следует постоянно, то и «защитный пояс» развиваясь, приспосабливается к критике со стороны и тем самым развивает науку в целом.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ И НЕГАТИВНАЯ ЭВРИСТИКИ - предписывает, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования и научного познания ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать.
К-ия Куна, основные понятия:

- парадигма,- нормальная наука,- задачи-головоломки

Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию,т.е.научный образец, стандарт.

Нормальная наука – это наука, функционирующая в рамках господствующей парадигмы и закрепления в виде конкретных норм, идеалов и стандартов научной деятельности и отраженная в господствующих научных теориях и преподаваемая студентам в ВУЗах. Задачи головоломки – это текущие проблемы нормальной науки, решение которых является стимулом научной деятельности, но не ведет к революционным научным открытием

Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением " аномалий" (проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы.

К-ия Фейерабенда,

ПРИНЦИП ПРОЛИФЕРАЦИИ (размножения) ТЕОРИЙ, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями.

Фейерабенд отмечает, что многочисленные научные идеи, с одной стороны, улучшают нашу жизнь, а с другой стороны, вытесняют многие позитивные достижения более ранних эпох, что лишает людей многих возможностей

Фейерабенд утверждает, что современная традиционная наука не является единственно верным путем познания мира; кроме нее есть и другие, вненаучные, пути, которые современной наукой отвергаются и подавляются..

Любой ученый в силу своих убеждений часто специально выбирает для доказательства своей теории подходящие факты и игнорирует те факты, которые противоречат его мировоззрению и идеологии. Необходимо отделить науку от государства.

Выводы: 1) в структуре научного знания большую роль играет философия; 2) любое знание носит объетивно-субъективный характер; 3) наука – система сменяющихся моделей; 4) любая система научных знаний воспринимает то, что ей не противоречит.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.008 с.)