Глобальный эволюционизм И. Пригожина, Э. Янга, Н. Моисеева и современная научная картина мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобальный эволюционизм И. Пригожина, Э. Янга, Н. Моисеева и современная научная картина мира.



Такое явление, как стремление эволюционных дисциплин - биологии, геологии, астрономии, физики к экстраполяции и обобщению закономерностей, механизмов эволюции, стали обозначать как глобальный эволюционизм.Пригожин, Янг и Моисеев сформулировали идею «универсального эволюционизма»: все процессы в мире – с момента появления Вселенной, до образования человеческого общества – как целостный процесс самоорганизации всего сущего (материального, идеального, духовного). Синергетика доказала картину нелинейной Вселенной, чертами которой являются неопределенность, необратимость процессов, созидательная роль хаоса и т.д. Эта Вселенная погружена в океан квантового вакуума, насыщенного огромной энергией. А астрономы установили, что видимая Вселенная содержит в себе 10% всей массы вещества(звезды, планеты, пыль), а 90% образуют т.н. «темную материю» и «темную энергию», о сущности, которых ничего неизвестно. => причины жизни, скорее всего, следует искать за пределами нашей физической Вселенной

Постнеклассическая наука - II пол. ХХ в.- ХХI в.- синергетика, теоретич. физика и космология.

- Истина всегда вероятностна и противоречива (конвенционализм, интерпретация)

- Истина проверяется практикой, теорией и метатеорией

- Плюрализм теорий

- Вненаучное знание – источник новых идей в науке

- Логика + воображение, интуиция

- Наука развивается в рамках существующих парадигм

В нач. ХХ в. - появление т.относительности (Эйнштейн) и квантовой механики(Гейзенберг), -> материя перестала рассматриваться как нечто абсолютное и начало всего сущего. Оказалось, что Вселенная состоит из полей, а сама материя выступает временным сгустком энергии (Е=mc2). Такие представления ставят под сомнение саму возможность материи порождать жизнь, т.к. она сама является не причиной, а результатом проявившейся энергии.

Во IIпол.ХХ в. выяснилось, что физическая Вселенная возникла в результате т.н. «Большого взрыва» 13-15 млрд. лет назад и что до этого не существовали ни материя, ни пространство, ни время. Причины этого «взрыва» (т.е. внезапного появления материи) ученым до сих пор не ясны. Приспособленность Вселенной к существованию в ней человека получила название «антропного принципа».

 

Проблема эпистемологической ценности науки. Современные концепции о роли, месте и механизме осуществления научной деятельности (сциентизм - антисциентизм, кумулятивизм - антикумулятивизм, интернализм – антиинтернализм).

Ответ: Наукаформа рациональной деятельности людей направленная на производство и воспроизводство знаний об окружающем мире с целью постижения истины (системного видения мира), а так же предвидения и тенденции его развития.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (episteme—знание,logos—учение) — дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.

Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы "жизни", изменения и развития знаний? Объект-идеальный объект или материальная действительность отнесения знаний (реальность).

Наука как фактор развития общества развивается скачкообразноНаука рассматривается как часть культурно-исторической среды.

Сциентизм философская концепция, заключающаяся в абсо­лютизации роли науки в системе современной культуры, в социальной и духовной жизни общества. В качестве образ­ца науки сциентисты обычно рассматривают естествен­ные математические и технические науки. Сциентисты полагают, что только наука способна дать ответ на все конкретные проблемы бытия.

Антисциентизм характери­зуется негативным отношением к возможно­стям науки. Антисциентизм исходит из негативных последствий НТР и требует ограничения экспансии науки, возврата к тра­диционным ценностям и способам деятельности.

Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому главное внимание при изучении науки сторонники интернализма направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение.

Кумулятивизм - установка философии науки, по которой развитие знания происходит путем постепенного добавления новых знаний к накопленным истинным знаниям и устранения неистинных старых знаний.

Антикумулятивизм - установка философии науки, по которой развитие знания не представляет собой постепенного накопления истинного знания. Эта установка опирается на тезис о несоизмеримости теорий и рассматривает процесс развития знания как во многом непредсказуемый и не закономерный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.005 с.)