Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Злоупотребление священными именами и понятиями↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Спрашивающий. Я слышал, что многие Ваши писатели-теософы утверждают, что их вдохновляли эти Учителя, или что они видели их и беседовали с ними, это правда? Теософ. Это может быть, а может и не быть правдой. Как могу я наверняка сказать? Бремя доказательств лежит на них. Некоторые из них, немногие — действительно, очень немногие — явно, либо лгали, либо галлюцинировали, когда хвастались такими вдохновителями; других же действительно вдохновляли великие Адепты. Дерево познается по плодам своим, и как всех Теософов нужно судить по их делам, а не по тому, что они пишут и говорят, так и все теософические книги оцениваются по своим качествам, а не согласно претензиям на авторство, которые могут быть выдвинуты. Спрашивающий. Но отнесла бы госпожа Блаватская это к своим собственным работам — "Тайной Доктрине", например? Теософ. Безусловно; она ясно говорит в предисловии, что открывает доктрины, которые она узнала от Учителей, но не говорит о каком бы то ни было вдохновении того, что она написала за последнее время. Что касается наших лучших Теософов, они так же предпочли бы, чтобы имена Учителей никоим образом никогда не связывались с нашими книгами. За немногими исключениями большинство таких работ не только несовершенны, но положительно ошибочны и вводят в заблуждение. Велики профанации, которым подвергались имена двух из Учителей. Вряд ли существует медиум, который бы не утверждал, что видел их. Каждое фиктивное мошенническое Общество в коммерческих целях теперь утверждает, что оно руководится "Учителями", и часто предполагается, гораздо более высокими, чем наши! Многочисленны и тяжки грехи тех, кто выдвигает эти претензии, будучи побуждаем либо жаждой наживы, либо тщеславием, либо безответственным медиумизмом. Многие люди были обобраны такими Обществами, предлагавшими на продажу секреты Силы, Знания и Духовные Истины за никчемное золото. Хуже всего то, что священные имена Оккультизма и его святые хранители оказались втянуты в эту отвратительную грязь, осквернены, будучи соединенными с низкими целями и аморальными поступками, в то время как тысячи людей удерживаются в стороне от тропы Истины и Света из-за дискредитации и злобных слухов, которые навлекли на весь предмет в целом подобные мошенничества, надувательства и подделки. Я повторяю, что каждый искренний Теософ сегодня в глубине своего сердца сожалеет, что эти священные имена и предметы были вообще упомянуты на публике и горячо желает, чтобы они сохранялись в тайне внутри узкого круга доверенных и преданных друзей. Спрашивающий. Имена, несомненно, в настоящее время встречаются очень часто, но я не помню, чтобы слышал о таких персонах, как "Учителя", до недавнего времени. Теософ. Так и есть; и если бы мы действовали согласно мудрому принципу молчания, вместо того, чтобы мчаться к дурной славе и публикации всего, что мы знали и слышали, такое осквернение никогда бы не имело мест Заметьте, всего четырнадцать лет назад, до того, как было основано Теософическое Общество, только и разговоров было о "Духах". Они были везде, у каждого на устах, и никто ни при каких условиях, даже не помышлял о живых "Адептах", "Махатмах" или "Учителях". Вряд ли кто-нибудь даже слышал о Розенкрейцерах, а о существовании такого понятия, как "Оккультизм" догадывались весьма немногие. Теперь все изменилось. К несчастью, мы, Теософы, оказались первыми, разгласившими это, сделав известным факт существования на Востоке, "Адептов" и "Учителей", а также Оккультного знания; и теперь это стало общеизвестным. И именно на нас обрушилась теперь Карма, как следствие произошедшего в результате этого осквернения Святых Имен и Предметов. Все, что Вы находите об этом в текущей литературе — а ее немало — восходит к импульсу, данному в этом направлении Теософическим Обществом и его Основателями. Наши враги до сих пор пользуются нашей ошибкой. Самая последняя книга, направленная против наших Учений, приписывается одному Адепту с двадцатилетним стажем. Но это явная ложь. Мы знаем этого писаку под диктовку и его вдохновителей (поскольку он сам слишком невежественен, чтобы написать что-либо подобное). Эти "вдохновители" — живые люди, мстительные и неразборчивые в бессовестных средствах, соразмерно своим интеллектуальным возможностям; и этих мнимых Адептов — не один, а несколько. Круговорот "Адептов", использованных как кувалды для сокрушения теософических голов, начался двенадцать лет назад "Луисом" миссис Эмми Хардинген Бриттен с "Искусства Магии" и "Страны Призраков" и теперь завершается "Адептом" и "Автором" "Света Египта", работы, написанной спиритуалистами против Теософии и ее Учений. Но бесполезно убиваться о том, что уже сделано, и мы можем только страдать в надежде, что наши неблагоразумные поступки, может быть, немного облегчат другим людям поиск пути к этим Учителям, чьи имена сейчас везде произносятся без должного уважения и под прикрытием которых совершено уже так много несправедливого. Спрашивающий. Вы отвергаете "Луиса", как Адепта? Теософ. Мы не порицаем никого, оставляя это благородное дело нашим врагам. Спиритуалистический автор "Искусства Магии" и т.д. могла быть или не быть знакома с таким Адептом — и говоря это, я говорю значительно меньше того, что сказала и написала эта леди о нас и Теософии за последние несколько лет — это ее личное дело. Но когда в сцене, отвечающей всем требованиям мистического видения, "Адепт", на которого ссылаются, видит "Духов" примерно в Гринвиче, Англия, через телескоп лорда Россе, который был построен в Парсонстауне, Ирландия*, и никогда оттуда не перемещался, я позволю себе подивиться невежеству "Адепта" в вопросах науки. Это побивает все ошибки и промахи, допускаемые временами челами наших Учителей! И именно этого "Адепта" используют теперь для того, чтобы сокрушить учения наших Учителей. * Смотри "Страну призраков", часть I. Спрашивающий. Я вполне понимаю Ваше чувство в отношении этого вопроса и думаю, оно вполне естественно. А теперь ввиду всего того, что Вы сказали и объяснили мне, есть один предмет, по которому мне хотелось бы задать Вам несколько вопросов. Теософ. Если я могу ответить на них — отвечу. Что же это?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БУДУЩЕЕ ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Спрашивающий. Скажите мне, что Вы ожидаете от Теософии в будущем? Теософ. Если Вы говорите о ТЕОСОФИИ, то я отвечу, что как она существовала вечно в течение бесконечных циклов прошлого, так она и будет существовать бесконечно долго в будущем, потому что Теософия является синонимом ВЕЧНОЙ ИСТИНЫ. Спрашивающий. Извините меня; я имел в виду спросить Вас скорее о перспективах Теософического Общества. Теософ. Его будущее будет практически полностью зависеть от степени самоотверженности, искренности, преданности и, наконец, но не в последнюю очередь, от объема знаний и мудрости тех его членов, кому выпадет продолжать работу и направлять Общество после смерти Основателей. Спрашивающий. Я вполне сознаю важность того, чтобы они были самоотверженны и преданы, но не совсем понимаю, как их знание может быть таким же жизненно важным фактором в этом вопросе, как и все другие качества. Несомненно, той литературы, которая уже существует и к которой постоянно делаются добавления, должно быть уже достаточно? Теософ. Я имею в виду технического знания эзотерической доктрины, хотя это и крайне важно; я говорю скорее о той огромной потребности, которую будут испытывать наши преемники в руководстве Обществом, в способности беспристрастного и ясного суждения. Каждая такая попытка, как Теософическое Общество, до сих пор кончалась неудачей, так как рано или поздно оно вырождалось в секту, устанавливало свои жесткие догматы и, таким образом, незаметно утрачивало ту жизненную энергию, которую может придавать только живая истина. Вы должны помнить, что все наши члены родились и выросли в некоторых религиозных убеждениях и воззрениях, что все, более или менее, принадлежат своему поколению физически и умственно, и естественно, что их суждения, к сожалению, слишком вероятно, будут искажаться и неосознанно подвергаться предвзятым мнениям под действием некоторых или всех этих влияний. Если они не смогут освободиться от такой "врожденной" предубежденности, или, по крайней мере, не научатся мгновенно распознавать ее и, таким образом, не давать ей увлечь себя в сторону, результатом может быть только то, что Общество будет плыть по течению от одной отмели мысли к другой и, сев на мель, останется там, чтобы разрушиться и умереть. Спрашивающий. Но если этой опасности удастся избежать? Теософ. Тогда Общество войдет и пройдет через двадцатое столетие. Оно будет постепенно влиять и распространяться на огромные массы думающих и разумных людей своими широкими и благородными взглядами на Религию, Долг, Человеколюбие. Медленно, но верно, оно будет разбивать в куски железные оковы вероучений и догм, общественных и кастовых предрассудков; оно разрушит расовые и национальные антипатии и барьеры и откроет путь для практического осуществления общечеловеческого Братства. Благодаря ее Учению, благодаря философии, которую она сделала доступной и понятной для современного ума, Запад научится понимать и по достоинству ценить Восток. Далее, развитие психических сил и способностей, первые проявления которых уже видны в Америке, будет продолжаться нормально и естественно. Человечество будет спасено от ужасных опасностей, и душевных и телесных, которые неизбежны, когда происходит такое раскрытие, так как оно чревато ими в рассадниках эгоизма и всех пагубных страстей. Умственный и психический рост человека будет происходить в гармонии с его моральным совершенствованием, в то время как его материальное окружение будет отражать мир и братскую добрую волю, которая будет царить в его сознании, вместо раздоров и борьбы, повсюду окружающих нас сегодня. Спрашивающий. Поистине прекрасная картина! Но, скажите, Вы действительно ожидаете, что все это будет достигнуто за одно короткое столетие? Теософ. Едва ли. Но я должна сказать Вам, что в течение последней четверти каждого столетия, теми "Учителями", о которых я говорила, делается попытка помочь духовному прогрессу человечества явным и определенным образом. Ближе к концу каждого столетия Вы непременно обнаружите, что имеет место сдвиг или прорыв в духовности — или назовите это мистицизмом, если Вам больше нравится. Один или несколько человек появляются в мире как их представители, и в большей или меньшей степени раскрываются оккультное знание и учение. Если Вы хотите, Вы можете проследить эти сдвиги в прошлом, столетие за столетием, насколько позволяют наши детальные исторические записи. Спрашивающий. Но как это скажется на будущем Теософического Общества? Теософ. Если настоящая попытка, в виде нашего Общества, увенчается большим успехом, чем предыдущие, тогда оно будет организованной, живой и здоровой организацией, когда придет время для попытки ХХ века. Общее состояние человеческих умов и сердец будет улучшено и очищено распространением его Учений и, как я говорила, их предрассудки и догматические иллюзии, по крайней мере, в какой-то степени исчезнут. Но не только этим; кроме обширной и доступной литературы, находящейся у людей под рукой, следующий импульс застанет большую и сплоченную группу людей, готовых встретить нового факелоносца Истины. Он найдет умы людей готовыми к его миссии, язык подготовленным для того, чтобы облечь в него новые Истины, которые он несет, ждущую его прибытия организацию, которая уберет механические материальные препятствия с его пути. Подумайте, как много мог бы совершить тот, кому дана такая возможность. Сопоставьте это с тем, чего реально достигло Теософическое Общество за последние четырнадцать лет без каких бы то ни было подобных преимуществ и окруженное множеством препятствий, которые не будут мешать новому лидеру. Учтите все это, а потом скажите мне, не слишком ли оптимистична я, когда говорю, что если Теософическое Общество выживет и сплоченным дойдет до исполнения своей миссии, своих начальных устремлений, через следующую сотню лет — скажите мне, говорю я, слишком ли далеко я захожу, утверждая, что в двадцать первом веке земля будет небом по сравнению с тем, что есть теперь! КОНЕЦ СЛОВАРЬ А АБСОЛЮТНОСТЬ. Относясь к УНИВЕРСАЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ, этот термин обозначает абстракцию, более точную и логичную чем применение прилагательного "абсолютное" к тому, что не имеет ни признаков, ни ограничений. АВАТАРА (санскр.) Воплощение Божества. Сошествие бога или другого возвышенного Существа, достигшего освобождения от необходимости новых рождений, в тело простого смертного. Кришна был Аватарой Вишну. Далай-Лама считается Аватарой Авалокитешвары, а Таши-Лама — Цзонхавы или Амитабхи. Существуют два рода Аватар: один — рожденные женщиной, другой — не имеющие родителей, Анупадака. АГАФОН (гр.) Верховное Божество Платона, буквально "Бог". Наша АЛАЙА или Мировая Душа. АГНОСТИК. Слово, впервые использованное профессором Хаксли, чтобы указать на того, кто не верит ни чему, что не может быть подтверждено органами чувств. АД (Hell). Термин, который англо-саксонская раса, очевидно, произвела от имени скандинавской богини Хелы, подобно тому как слово Ад в русском и других славянских языках, выражающее ту же концепцию, произошло от греческого "Гадес". Единственная разница между скандинавским холодным Хелем и горячим Адом христиан состоит в их температурах. Но европейцы неоригинальны даже в самой идее об этих раскаленных районах, многие народы придерживались такого представления о климате преисподней, что сделали бы и мы, если бы определили местонахождение нашего Ада в центре Земли. Все экзотерические религии — вероучения Браминов, Буддистов, Зороастрийцев, Магометан, Иудеев и остальных — сделали свои Ады горячими и темными, хотя многие — скорее привлекательными, нежели пугающими. Идея горячего Ада является позднейшим искажением, извращением астрологической аллегории. У египтян Ад стал местом наказания огнем не ранее 17-й или 18-й династии, когда Тифон был превращен из Бога в Дьявола. Но когда бы это ужасное суеверие ни было внедрено в умы бедных невежественных масс, схема горящего Ада и мучимых там душ является чисто египетской. Ра (Солнце) стал Владыкой Горнила в Карре, Аду Фараонов, а грешника пугали муками в "жаре адских огней". "Был там лев, — говорит д-р Берч, — и назывался рычащим чудовищем". Другой описывает это место как бездонную яму и озеро огня, в которое сбрасывают жертвы (сравни Апокалипсис). Еврейское слово гай-хинном (геенна) на самом деле никогда не имело значения, которое ему приписывалось христианской ортодоксией. АДАМ КАДМОН (евр.) "Архетипный человек, Человечество. "Небесный Человек", не впавший в грех. Каббалисты относят его к Десяти Сефиротам на плане человеческого восприятия." В Каббале Адам Кадмон есть проявленный Логос, соответствующий нашему Третьему Логосу, причем непроявленный является первым образцовым идеальным человеком и символизирует Вселенную in abscondito, или в ее "отсутствие" в аристотелевском смысле. Первый Логос — это "свет Мира", второй и третий — его постепенно сгущающиеся тени. АДЕПТ (лат. adeptus). В Оккультизме — тот, кто достиг ступени посвящения и стал знатоком в Науке Эзотерической Философии. АЛЕКСАНДРИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ (или Школа). Эта знаменитая Школа возникла в Александрии (Египет), в городе, который в течение многих столетий, был центром учености и философии. Она была знаменита, своей библиотекой, основанной Птолемеем Сотером в самом начале его правления (Птолемей умер в 283 году до Р.Х.) — библиотекой некогда гордившейся 700000 свитков или томов (Аул Геллий); своим музеем; первой настоящей Академией Наук и Искусств; своими всемирно известными учеными, такими, как Евклид, отец научной геометрии, Аполлоний из Перги, автор сохранившейся до настоящего времени работы о конических сечениях, Никомах арифметик; астрономами, физиками, анатомами, такими как Херофил и Эрасистрат, врачами, музыкантами, художниками и т. д. Но она стала еще более знаменитой благодаря своей Эклектической или Неоплатонической школе, основанной Аммонием Саккасом в 173 год н. э., чьими учениками были Ориген, Плотин и многие другие мужи, знаменитые ныне в истории. Самые прославленные Школы Гностиков возникли в Александрии Филон Иудей, Иосиф, Ямвлих, Порфирий, Климент Александрийский, астроном Эратосфен, дева-философ Гипатия и многие другие звезды второй величины, все принадлежали в разные времена к этим великим школам и помогли сделать Александрию одним из наиболее заслуженно прославленных мест учения, которые когда-либо порождал мир. АЛХИМИЯ, по-арабски Уль-Кхеми — как следует из названия, химия природы. Однако, Уль-Кхеми или Ал-Кимия — в действительности арабизированное слово, взятое от греческого chneia от cuhos "сок", полученный из растений. Алхимия имеет дело с более тонкими силами природы и различными состояниями материи, в которых обнаруживается их действие. Стремясь под покровом языка, более или менее искусственного, передать непосвященным ту часть Mysterium Madnum, которая могла бы остаться безопасной в руках эгоистического мира, Алхимик утверждает в качестве своего первого принципа существование в гомогенной субстанции, из которой произошли элементы, определенного Универсального Растворителя. Эту субстанцию он называет чистым золотом или summum materiae. Этот растворитель, именуемый также menstruum universale, обладает способностью удалять из человеческого тела все семена болезни, возвращать молодость и продлевать жизнь. Таков lapis philosophorum (философский камень). Алхимия впервые проникла в Европу в восьмом веке нашей эры, через Гебера, великого арабского мудреца и философа, но она была известна и практиковалась за много веков до этого в Китае и Египте. Извлекались из земли и сохранялись под общим названием герметических трактатов (смотри "Изумрудная Скрижаль") многочисленные папирусы по Алхимии и другие доказательства того, что она была любимым предметом изучения царей и жрецов. Алхимия изучается в трех различных аспектах, допускающих различные интерпретации, а именно, в Космическом, Человеческом и Земном. Эти три метода олицетворялись тремя алхимическими свойствами — серы, ртути и соли. Различные авторы утверждали, что это соответственно три, семь, десять и двенадцать процессов; но все они сходились в том, что существует только одна цель Алхимии, а именно, превращение простых металлов в чистое золото. Но что представляет собой это золото в действительности, понимают очень немногие люди. Без сомнения, в Природе существует такое явление, как трансмутация более низких металлов в более благородные; но это только один аспект Алхимии, земной или чисто материальный, ибо мы логически осознаем, что тот же процесс имеет место в недрах Земли. Но кроме этой интерпретации в Алхимии существует и символический смысл, чисто психический и духовный. В то время как Каббалист-Алхимик стремится к реализации первого, Оккультист-Алхимик, с презрением отвергая золото земли, направляет все свое внимание и усилия только на трансмутацию низшей четверицы в божественную высшую триаду человека, которая в конечном слиянии едина. Духовный, ментальный, психический и физический планы человеческого существования в Алхимии сравниваются с четырьмя элементами — огнем, воздухом, водой и землей, и каждый может находиться в одном из трех состояний, т. е. фиксированном, неустойчивом и летучем. О происхождении этой древней области философии миру известно мало или ничего, но она несомненно предшествует построению любого известного Зодиака, а возможно (рассматривая персонифицированные силы природы) и всем мифологиям мира. Также нет сомнения в том, что настоящие тайны трансмутации (на физическом плане) были известны в давние времена но оказались утраченными на заре так называемого исторического периода. Современная химия своими лучшими фундаментальными открытиями обязана Алхимии но не считаясь с неоспоримым трюизмом последней, что во Вселенной существует только один элемент, химия отнесла металлы к классу элементов и только сейчас начинает осознавать свою величайшую ошибку. Даже некоторые энциклопедисты вынуждены признать, что даже если большинство сообщений о трансмутации является подделкой или ошибкой, "Тем не менее, некоторые из них сопровождаются доказательствами, представляющими такие превращения действительно возможными. Благодаря применению гальванической батареи было обнаружено, что даже щелочи имеют металлическую основу, следовательно, вопрос о возможности получения металла из других веществ, содержащих составляющие его ингредиенты, и превращения одного металла в другой... должен оставаться открытым. Также не следует считать всех Алхимиков обманщиками. Многие трудились, будучи убежденными в достижимости своей цели, с неистощимым терпением и чистотой сердца, о которой Алхимики обоснованно говорили как о главном условии успеха своих трудов." (Популярная Энциклопедия). АЛЬТРУИЗМ. (от Alter, другой). Качество, противоположное эгоизму. Действия, направленные на совершение добра для других, забывая о себе. АММОНИЙ САККАС. Великий и замечательный философ, живший в Александрии между 2-м и 3-м столетиями нашей эры, основатель Неоплатонической Школы Филалетов или "любителей истины". Он был бедного происхождения, от христианских родителей, но был наделен такой исключительной, почти божественной добротой, что был назван Теодидактосом, "Богом обученным". Он почитал то, что было ценным в Христианстве, но в раннем возрасте порвал с ним и с Церковью, не сумев найти в Христианстве превосходства над древними религиями. АНАКСАГОР. Знаменитый Ионийский философ, живший за 500 лет до Р.Х. Изучал философию под руководством Анаксимена из Милета, во времена Перикла поселился в Афинах. Среди его последователей и учеников были Сократ, Еврипид, Архелай и другие выдающиеся мужи и философы. Это был в высшей степени образованный астроном. Он был одним из первых, объяснивших открыто то, чему Пифагор учил тайно — движение планет, затмения Солнца и Луны и т.д. Именно он учил теории Хаоса по принципу: "из ничего ничто не происходит", ex nihilo nihil fit, — и об атомах, как о сущности и субстанции, лежащей в основе всех тел, "той же природы, что и тела, которые они образовали". Эти атомы первично были приведены в движение ноусом (вселенский разум, Махат индусов), и этот ноус являет собой нематериальную вечную духовную сущность; благодаря этой комбинации был образован мир, причем грубые материальные тела опускались вниз, а эфирные атомы (или огненный эфир) поднимались и распространялись в высших небесных сферах. Опережая современную науку более чем на 2000 лет, он утверждал, что звезды состоят из той же материи, что и наша Земля, а Солнце — это пылающая масса, что Луна — это темное необитаемое тело, получающее свой свет от Солнца. Задолго до вышеупомянутой науки он заявлял, что абсолютно уверен в том, что реальное существование вещей, воспринимаемых нашими чувствами, не может быть наглядно доказано. Он умер в изгнании в Лампсаке в возрасте семидесяти двух лет. АНАЛОГЕТИКИ. Ученики Аммония Саккаса (см. выше), названные так из-за своей практики интерпретации всех сакральных легенд, мифов и мистерий по принципу аналогии и соответствия, который теперь обнаружен в Каббалистической системе и особенно глубоко в школах Эзотерической философии на Востоке (см. статью Т. Субба-Роу "Двенадцать знаков Зодиака" в сборнике "Пять лет Теософии"). АНАНДА (санкскр.) Блаженство, радость, счастье. Имя любимого ученика Гаутамы, Владыки Будды. АНИМА МУНДИ (лат.) "Мировая Душа", то же самое, что Алайа северных буддистов, божественная Сущность, которая наполняет собой, пропитывает, вдыхает жизнь и одушевляет все, от мельчайшего атома материи до человека и бога. Это "семи-покровная Матерь" станц "Тайной Доктрины", сущность семи планов восприятия, сознания и дифференциации как моральной, так и физической. В своем высшем аспекте это Нирвана, в низшем — Астральный Свет. Она была женского рода у Гностиков, ранних Христиан и Назореев; двуполой у других сект, рассматривавших ее только в четырех ее низших планах, огненной и эфирной природы в объективном мире форм и вечной и духовной на трех ее высших планах. Когда говорят, что каждая человеческая душа родилась, отделившись от Анима Мунди, это означает в эзотерическом смысле, что наши высшие Эго в сущности идентичны с Ней, а Махат — это излучение вечно непознаваемого Вселенского АБСОЛЮТА. АНОЙА (греч.) Это "недостаток понимания", "недомыслие". Это слово использовал Платон по отношению к низшему Манасу, когда он слишком сильно связан с Камой, характеризующейся отсутствием Разума (агнойа). Греческое агнойа, очевидно, является производным от санксритского ajnana (звучит "агньяна") или невежество, неразумность и отсутствие знания. АНТРОПОМОРФИЗМ. От греческого "антропос" — человек. Наделение Бога или богов человеческим обликом или человеческими свойствами и качествами. АНУГИТА (санскр.) Одна из Упанишад. Очень оккультный трактат. АППОЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ. Из всех древних изваяний Аполлона, сына Юпитера и Латоны, называемого Фебом, Гелиосом, лучезарным и Солнцем, — лучшее и наиболее совершенное — то, что носит это название и находится в галерее Бельведер в Ватикане в Риме. Его называют Пифоновым Аполлоном, поскольку бог представлен здесь в момент победы над змеем Пифоном. Статуя была найдена в руинах Антиума в 1503 году. АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ. Замечательный философ, родившийся в Каппадокии приблизительно в начале первого столетия, страстный пифагореец, изучавший финикийские науки под руководством Евтидема, а пифагорейскую философию и другие дисциплины — у Евксена из Гераклеи. Согласно принципам Пифагорейской школы он оставался вегетарианцем в течение всей своей долгой жизни, питался только фруктами и растениями, не пил вина, носил одежду, сделанную только из растительных волокон, ходил босым и позволял своим волосам расти беспрепятственно, как делали все Посвященные до и после него. Он был посвящен жрецами храма Эскулапа (Асклепия) в Эгее и овладел многими из "чудес", совершенных богом медицины для исцеления больных. Подготовив себя к более высокому посвящению пятилетним молчанием и скитаниями — посетив Антиохию, Эфес, Памфилию и другие места — он через Вавилон отправился в Индию, один, все его ученики покинули его, ибо боялись идти в "страну чар". Однако, случайный ученик Дамис, которого он встретил в пути, сопровождал его в путешествии. В Вавилоне он получил посвящение от Халдеев и Магов, согласно Дамису, рассказ которого сто лет спустя был переписан неким Филостратом. После возвращения из Индии он проявил себя истинным Посвященным, ибо эпидемия, землетрясение, кончины царей и многие другие события, предсказанные им, в должные сроки сбывались. На Лесбосе жрецы Орфея позавидовали ему и отказались посвятить его в свои особые таинства, но сделали это несколькими годами позже. Он проповедовал жителям Афин и других городов чистейшую и благороднейшую этику, и феномены, которые он демонстрировал, были столь же чудесны, сколь и многочисленны, и подлинность их была убедительно засвидетельствована. "Как это понять, — с тревогой вопрошает Юстин Мученик, — почему талисманы (telesmata) Аполлония обладают силой, ибо, как мы видим, они укрощают ярость волн, силу ветров и нападение диких животных; и тогда как чудеса Господа нашего сохраняются только в преданиях, чудеса Аполлония весьма многочисленны и до сих пор проявляются в реальных событиях?" Но ответ на это очень легко найти в том факте, что после перехода через Гиндукуш Аполлоний был направлен царем в обитель Мудрецов, чьим местопребыванием она вполне вероятно является и по сей день, и которые научили его своему непревзойденному знанию. Его диалоги с коринфянином Мениппом поистине дают нам эзотерический катехизис и приоткрывают (будучи поняты) важную тайну природы. Аполлоний состоял в переписке, был другом и гостем многих царей и цариц, и ничьи чудесные и "магические" силы не подтверждены лучше, чем его. В конце своей долгой и чудесной жизни он открыл эзотерическую школу в Эфесе и умер глубоким старцем, дожив до ста лет. АРИАНЕ. Последователи Ария, старейшины Церкви в Александрии в четвертом веке. Он считал, что Христос — тварное и человеческое существо, стоящее ниже Бога Отца, хотя человек великий и благородный, истинный Адепт, сведущий во всех божественных таинствах. АРИСТОБУЛ. Александрийский писатель и малоизвестный философ. Иудей, пытавшийся доказать, что Аристотель разъяснял эзотерические мысли Моисея. АРХАНГЕЛ. Высший, верховный ангел. От двух греческих слов "арх" — первый и "ангелос" — вестник. АРХАТ (санскр.) Также произносится и пишется Арахат, Архан, Рахат и т. д. "Достойный", совершенный Арья, тот, кто освобожден от перевоплощения; "заслуживающий Божественных почестей". Это имя первоначально стало даваться Джайнистским, а затем Буддистским святым, посвященным в эзотерические мистерии. Архат — это тот, кто вступил на последнюю и высшую тропу, и потому свободен от новых рождений. АРЬЯН (санскр.) Буквально — "святой"; тот, кто освоил Арьясатьяни и вступил на путь Арьямарга к Нирване или Мокше, великого "четырех-составного" Пути. Сначала они были известны как Риши. Но теперь это название стало эпитетом расы, и наши востоковеды, лишая тем самым индийских брахманов их исключительного по рождению права, сделали арийцев из всех европейцев. Так как в эзотеризме на эти четыре пути или стадии можно вступить только благодаря высокому духовному развитию и "росту святости", их называют Арьямарга. Ступени Архатства, называемые соответственно Сротапатти, Сакридагамин, Анагамин и Архат, или четыре класса Арьев, соответствуют этим четырем путям и истинам. АСПЕКТ. Форма (рупа), в которой проявляется какой-либо принцип в семеричном человеке или Природе, в Теософии называется Аспектом. АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО. Эфирная копия или двойник любого физического тела — Doppelganger. (В современной литературе часто употребляется в значении "Кама-рупа" — Прим. ред.) АСТРОЛОГИЯ. Наука, определяющая воздействие небесных тел на земные дела и утверждающая возможность предсказания будущих событий по положению звезд. Ее древность такова, что позволяет поместить ее среди самых ранних проявлений человеческой учености. В течение многих столетий она оставалась на Востоке тайной наукой, и в своем высшем проявлении остается таковой до нашего времени; ее эзотерическое применение было доведено на Западе до некоторой степени совершенства только после того, как Варах Михира примерно 1400 лет тому назад написал свою книгу по астрологии. Клавдий Птолемей, знаменитый географ и математик, основавший систему Астрономии, известную под его именем, написал свой Тетрабиблос, который до сих пор является основой современной Астрологии, в 135 году н.э. Наука гороскопии (составления гороскопов) изучается сейчас в основном в нескольких направлениях а именно: 1) Земная — в ее приложении к метеорологии, сейсмологии, сельскому хозяйству; 2) Государственная или Гражданская — касательно судеб наций, королей и правителей; 3) Ежечасная — для разрешения сомнений по какому-либо вопросу, возникающему в уме; 4) Предсказательная — в связи с будущим человека от рождения до смерти. Египтяне и халдеи были среди самых древних почитателей Астрологии, хотя их методы толкования звезд заметно отличаются от современных. Первые утверждали, что Бэлус, Бэл или Элу Халдеев, потомок Божественной Династии, или династии Царей-Богов, принадлежал стране Кеми и покинул ее, чтобы основать египетскую колонию на берегах Ефрата, где был построен храм, жрецы которого служили "владыкам звезд". Что же касается возникновения этой науки, то известно, что с одной стороны на честь изобретения Астрологии претендовали Фивы, в то время как, с другой стороны, все согласны с тем, что именно Халдеи научили этой науке другие народы. Фивы значительно опередили не только "Ур Халдеев", но и Нипур, где впервые стали почитать Бэла, причем Син, его сын (Луна), был верховным божеством Ура, родины Тераха, сабеянина и астролатра, и его сына Авраама, великого астролога библейской традиции. Таким образом, все склоняет к подтверждению заявления Египтян. Если позже звание астролога обрело в Риме и других местах дурную славу, то это произошло из-за мошенничества тех, кто хотел извлечь выгоду из того, что было неотъемлемой частью Сакральной Науки Мистерий, и кто, будучи несведущ в последней, развивал систему, основанную исключительно на математике, вместо трансцендентальной метафизики с физическими небесными телами в качестве ее упадхи или материальной основы. Однако, несмотря на все преследования, число сторонников Астрологии среди самых высокоинтеллектуальных и ученых умов всегда было очень велико. Если Кардан и Кеплер были среди ее горячих приверженцев, то и более поздним ее почитателям нет причины краснеть даже при ее ныне несовершенной и искаженной форме. Как сказано в "Разоблаченной Изиде": "Астрология по отношению к точной астрономии — то же, что психология по отношению к точной физиологии. В астрологии и психологии нужно сделать шаг из видимого мира материи и войти в область трансцендентного духа". АТМАН или Атма (санскр.) Вселенский Дух, божественная Монада, так называемый "седьмой Принцип" в эзотерической "семиричной" классификации человека. Высшая Душа. АУРА (греч. и лат.) Тонкая невидимая сущность или флюид, эманирующий из человеческих, животных и других тел. Это — психическое испарение, в образовании которого участвуют и ум, и тело, поскольку оно является и электро-витальной, и одновременно электро-ментальной аурой; в Теософии называется акашной или магнетической аурой. В римско-католической мартирологии — святой. АФЕНАГОР. Афинский философ-платоник, в 177 году н. э. написавший послание Марку Аврелию в защиту христиан, дабы доказать, что выдвинутые против них обвинения в том, что они были кровосместителями и ели убитых детей, были ложными. АХАНКАРА (санскр.) Концепция "Я", само-осознание или само-идентичность; "Я", или эгоистический и майавический принцип в человеке, в результате нашего незнания отделяющий наше "Я" от Мирового ЕДИНОГО Я. Личность, а также эгоизм. Б БЁМЕ (Якоб). Мистик и великий философ, один из самых выдающихся Теософов средних веков. Он родился около 1575 года в Старом Диденберге, примерно в двух милях от Гёрлица (Силезия), а умер в 1624 году примерно в пятидесятилетнем возрасте. Мальчиком он пас общественное стадо и, научившись читать и писать в деревенской школе, стал подмастерьем бедного сапожника в Гёрлице. Он был прирожденным ясновидящим самых чудесных способностей. Без образования и какого-либо знакомства с наукой он писал труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как он сам говорил, то, о чем он писал, он "видел, как будто, в Великой Глубине в Вечном". Он обладал "совершенным видением вселенной", которое открывалось в нем, время от времени, "как в молодой планете", говорил он. Он был совершенным прирожденным мистиком и, очевидно такого склада, который встречается реже всего; одной из тех тончайших натур, материальная оболочка которых никоим образом не препятствует прямому, хотя бы и случайному, взаимодействию меж
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.024 с.) |