Анализ ценовой политики организации (подраздел 2.3) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ ценовой политики организации (подраздел 2.3)



 

Цена отличается от трех других элементов маркетингового комплекса 4P (продукт, распределение, продвижение) тем, что приносит доход; остальные элементы ведут к расходам. Поэтому компании напряженно работают над тем, чтобы поднять цены настолько, насколько позволяет их уровень специализации. В то же время нельзя не учитывать, какое влияние оказывают цены на объемы продаж. Необходимо определить оптимальный уровень цены, который позволит получить максимальную прибыль.

Ценовая политика организации призвана выполнять следующие основные функции:

- обеспечивать прибыльность предприятия;

- выступать регулятором спроса на рынке предлагаемого продукта;

- участвовать в формировании имиджа организации.

На товарном рынке исходная цена изделия определяется разными методами, например, как сумма издержек и прибыли. Устанавливается система скидок с базовой цены.

Уравнение цены можно записать в виде:

Цена = базовая цена – скидки + дополнительная плата (1.1)

Цена включает базовый уровень (цена прайс-листа), который затем может корректироваться в соответствии с ситуацией на рынке и условиями конкретного заказа.

В сфере услуг цена характеризуется более высокой степенью изменчивости (цена меняется в течение дней недели и даже в течение дня). Применяется дифференцированное ценообразование в разное время суток, что позволяет сместить некоторую долю спроса с пиковых периодов на периоды меньшей загрузки (например, низкие цены на ранние киносеансы или, наоборот, высокие цены в период показа кинопремьер, в выходные дни, на вечерние сеансы и др.).

Проводя политику единых цен, фирма упускает некоторую часть прибыли, поскольку обеспеченные и мотивированные потребители в принципе готовы заплатить цену выше равновесной.

Очень важно, чтобы потребитель воспринимал цену как «справедливую», особенно в том случае, когда на первый взгляд цена кажется очень высокой или низкой, т.е. не соответствующей воспринимаемому качеству. Убеждая потребителя в справедливости цены, некоторые фирмы раскрывают структуру цены и обосновывают каждую составляющую (см. пример в табл. 6).

 

Таблица 6 – Структура цены ноутбука компании «Майтек»

(середина 90-х годов прошлого века)

 

  Составляющая цены Размер, $ Доля, %
1. Прибыль до налогообложения   13,5
2. Развитие сервисной сети   16,5
3. Маркетинг, реклама, PR   22,5
4. Накладные расходы   7,5
5. Базовые компоненты, заработная плата, налоги и обязательные платежи    
  Итого:    

Многие компании выносят на рынок не одно предложение (товар, услугу), а целую серию с различным уровнем цен, чтобы покупатели имели возможность выбора. В табл. 7 приведены примеры двух ценовых предложений фирмы.

Таблица 7 – Ценовые пакеты производственной фирмы

Атрибут продукта Невысокий уровень цены Высокий уровень цены
Качество Не последняя модификация Новейшая модификация
Срок службы продукта 1 год 3 года
Торговое обслуживание Через главный офис Имеются местные отделения Удобная парковка автомобилей
Сервисные услуги Сервис при продаже Сервис при продаже Послепродажный сервис
Доставка В течение 2 недель В течение 1 недели

Второе предложение товара в табл. 7 обладает несколькими преимуществами. Покупатель имеет возможность выбора из двух вариантов.

 

Многие фирмы предоставляют так же скидки клиентам: за внесезонную закупку, за объем закупок, за ускорение оплаты, при комплексной закупке товара, для постоянных или престижных потребителей и др.

В ходе анализа ценовой политики организации:

- Охарактеризовать стратегии в отношении различных видов продукции (см. пример в табл. 8);

- Раскрыть методы расчета базовой цены продукта;

- Рассмотреть способы и виды коррективов базовой цены: установление скидок, зачетов, географических коррективов и специальных цен (см. табл. 9). Необходимо выявить, привела ли политика скидок организации к увеличению закупок продуктов, была ли реакция потребителей адекватной;

- Рассчитать показатели динамики – темп роста цен организации или индексы роста цен по отдельным продуктам и всему ассортименту (см. табл. 10).

- Провести сравнение цен организации с ценами основных конкурентов и ценами на аналогичную импортную продукцию (см. табл. 11).

 

Таблица 8 – Стратегии в отношении различных продуктов в политике

ценообразования компании «Русский бисквит» в 2002 г.

 

Наименование стратегии Характеристика стратегии Наименование продукта
«Обеспечения целевой прибыли» Данная стратегия была принята с учетом того, что линия по производству тортов в значительной степени изношена, и до окончания ее эксплуатации необходимо получить максимальную отдачу Торты
«Защиты позиции» Низкие цены и низкая норма прибыли были призваны удерживать конкурентов от проникновения в этот сегмент рынка Рулеты по 300 грамм
«Снятия сливок» Высокие цены, т.к. товар новый, выведен на рынок только в 2002 году, в премиальной упаковке Рулеты по 200 грамм
«Пониженной ценностной значимости» Низкие цены на товары невысокого качества Кексы

 


Таблица 9 – Виды и размеры скидок с базовой цены

 

Вид скидки Размер скидки Комментарий
«За расчет наличными» До 5%  
«За быстроту расчета» Как правило, около 0,5% за каждую «сэкономленную» неделю против оговоренного в контракте срока Удобно применять в условиях относительно низкой инфляции. В противном случае необходимо учитывать инфляционную составляющую цены.
«За большой объем закупок» До 10% Лучше предоставлять в виде «премиального объема продукции», а не реальной ценовой скидки
«За приобретение товара не в сезон» До 50% Избавляет производителя от складских расходов и риска неликвидности
«Зачет сданного производителю изделия» До 40% Покупатель новой модели товара может оплатить лишь 60% его прейскурантной цены, при условии доставки производителю его предыдущей модели

 

Таблица 10 – Динамика цен продуктов за 2004-2006 гг.

Наименование продукта Цена, руб. Темп роста, %  
 
2005 г. по сравнению с 2004 г. (3ст./2ст.*100) 2006 г. по сравнению с 2005 г. (4ст./3ст.*100)  
2004 г. 2005 г. 2006 г.  
             
Продукт 1            
Продукт 2            
           

 

Таблица 11 – Сравнительный анализ уровня цен на продукты

 

Виды продукции Цена единицы продукции, руб.
Анализируемое предприятие Конкурирующие предприятия Импортная продукция
№1 №2
1.        
2.        
       

Результаты анализа представить в виде таблиц и диаграмм. Сформулировать выводы по подразделу 2.3.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.008 с.)