Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная интеллектуальная проза: Г. Свифт, И. Макъюэн, Дж. Барнз, А.Троп и пр.

Поиск

Грэм Свифт «Земля воды» вышел в свет в 1983. В научной литературе учеными затрагивались различные аспекты анализа произведения.

Основное действие романа «Земля воды» разворачивается в одной из областей Восточной Англии Фены. Это родина главного героя, учителя истории Тома Крика, водный край. Так, бинарная модель художественного пространства обусловлена рассказом о доисторическом прошлом Фен, который напоминает космогонический миф: творение мира изображено как постепенное отделение земли от воды в результате скопления ила. Поэтому земля и вода являются не только географическими координатами, но и выступают как архетипические контрасты.

Повествование в романе «Земля воды» отличается сложным переплетением разных нарративов. Учитель истории Том Крик пытается раскрыть своим ученикам смысл прошлого через осмысление событий своего детства. Но поиск подоплеки произошедшего заставляет его обратиться и к истории своей малой родины, всей Европы, и к семейной хронике Криков-Аткинсонов, и к местным легендам и преданиям. Общим для каждой истории является принцип построения хронотопа на основе противопоставления воды и земли. В любой из них с пространством воды оказывается неразрывно связан мотив смерти и возвращения в море. Все приходит из воды и возвращается в нее. Как и в мифологических представлениях, в романе Свифта «вода выступает посредником между жизнью и смертью. Само существование земной тверди – результат «постоянного, упорного труда человека на протяжении многих веков. От намерений и желаний людей зависит ее облик, состояние, будущее. Одновременно она является для человека и единственным возможным пристанищем, и источником жизни, и предметом купли-продажи, и объектом преобразований. Иными словами, земля воплощает всю человеческую цивилизацию, которая противопоставлена в романе Свифта воде как небытию. В результате бинарная модель мира романа, имеющая в своей основе мифопоэтическую традицию, позволяет связать единой концепцией огромный материал от доисторического прошлого Фен до 70-х годов ХХ века и придает любому уровню повествования романа философскую глубину, выдвигает на первый план проблему смысла жизни и смерти человека.

«Искупление » — роман Иэна Макьюэна о роли писателя и об ошибках, за которые приходится всю жизнь расплачиваться, вышедший в Великобритании в 2001 году.

 

В настоящее время выдвигают идеи о смерти автора в произведении, но тем не менее он все равно там присутствует, пусть и в видоизмененной форме и размытых очертаниях, и голос его мы можем услышать, пусть и нет так громко, как раньше. Основные принципы постмодернизма: игра с читателем, представление мира как хаоса, ирония по поводу существующих форм человеческих отношений – казалось бы, бросают вызов традициям классической литературы. Но вместе с тем во многих современных текстах прослеживается тенденция к возвращению традиционных аксиологических моделей, что можно рассмотреть на примере романа английского писателя-постмодерниста Дж.Барнса «История мира в 10 ½ главах».

Роман состоит из 10 глав, которые связаны между собой, скорее, на интуитивном уровне, с помощью аллюзий и общих идей. Благодаря ироничной интонации, утонченному, временами даже циничному стилю повествования, Барнсу удается говорить о важных вещах, затрагиваемых им проблемах, не впадая в такие крайности, как сентиментальность и пафосность. «Я считаю, что моя творческая задача – отражать окружающий мир во всей его правоте и противоречивости» – говорит писатель.


Взятые вместе, его книги являются своеобразной реконструкцией столь распространенного в английской литературе прошлых веков жанра нравоописательного романа. Причем нравоописательность проявляется сразу в нескольких аспектах. Во-первых, писатель воссоздает нравы, то есть обычаи жизни современных британцев, размышляет над таким понятием, как «englishness» или «britishness» («английскость», «британскость»). Английская жизнь освещается сразу с нескольких сторон, снаружи и изнутри. Во-вторых, Барнс постоянно ставит своих героев перед выбором между нравственным и безнравственным, моральным и аморальным. Персонажи книги не положительные или отрицательные герои, а люди, сталкивающиеся в жизни с проблемами насколько обычными, настолько и нерешаемыми; их поступки, вынесенные на суд читателя, не могут быть оценены однозначно. Перед человеком, открывшим книгу, возникает множество точек зрения, противоречивых мнений о любви, дружбе, доверии, семейной жизни и так далее. И читатель вновь должен выполнить непростую задачу – выбрать для себя ту версию, которая кажется ему наиболее близкой к истине.


Барнс подчеркивает, что «История мира» не сборник новелл, она «была задумана как целое и выполнена как целое». Он в своем романе затрагивает и поднимает многие вопросы от глобальных человеческих до мелких бытовых.

 

Самая важная часть романа, которая помогает определить точку зрения автора на любовь, семью – это «Интермедия». «Интермедия» (это та полглава, заявленная в названии) – размышления о любви. Она написана от лица самого писателя. В каждой из глав появляется свой повествователь – это маска, под которой скрывается автор. Единственный случай, когда можно поверить, что Барнс говорит от своего имени, – «Интермедия». В «Интермедии» автор, казалось бы, излагает читателю свою позицию, но вопросов возникает довольно много: как же это могло случиться; когда вы поняли, что влюблены; почему вы влюбились; за что любите теперь; чья вина, что все сложилось именно так; что же теперь с вами будет и т.д.? Каждый персонаж стремится найти ответы, а вместе с героями ищет ответы и читатель. При этом автор не собирается отвечать хоть на какие-то вопросы, вносить определенность, его задача – постановка проблемы.

Любовь Барнсу не представляется каким-то легким, обыденным делом. Он понимает, что она нуждается в созидании обоих. Он поднимает такие вопросы: делает ли любовь нас счастливыми? благодаря ей все идет как надо? И сам на них затем отвечает, что нет. Он не пускается в пафосные речи об этом чувстве, он довольно рационально и реалистично смотрит на это, понимает, что «любовь может счастья и не дать». Можно просидеть годы не под тем «гаражом», не в той «машине» и прождать пока «откроются двери». Мы можем прожить и без нее. Однако «благодаря ей мы обретаем индивидуальность, обретаем цель», «возможно, и любовь так важна потому, что необязательна». Он придерживается той точки зрения, что не надо бояться любви, нужно жить и любить, только прожив этот отрезок жизни, можно действительно понять и убедиться, любите ли вы друг друга

Барнс иронизирует по поводу того, что люди испытывают одни и те же чувства и эмоции, но полагают, что до них не испытывал такого никто. В его размышлениях чувствуется тоска по настоящему, глубокому чувству, при всей своей постмодернистской иронии ощущается его вера в идеал Любви, семьи. Все это довольно сильно его сближает с викторианством, национальной традицией.


Таким образом, можно говорить о том, что английский роман XIX века – классическая модель, прототекст, который берется за основу современными авторами и либо трансформируется, либо, наоборот, отталкивается от нее. Барнс обращается к викторианской теме семьи, которая была главной в творчестве писателей XIX века, в частности Диккенса, и по-новому ее интерпретирует.

Адам Торп. Правила перспективы. События романа английского писателя Адама Торпа происходят в конце Второй мировой войны в небольшом немецком городке. В центре действия - городской художественный музей, трагическая история гибели коллекции и ее хранителей. В повествовании строго последовательно перемежаются две линии: судьба музея и его сотрудников и деятельность американских солдат. От коллекции остается изрешеченная пулями и не имеющая художественной ценности копия картины малоизвестного художника, жемчужина музея, картина Ван Гога, погибает. Работающий в музее герой-искусствовед замечает на одной из картин кляксу, что наводит его на тревожные мысли об инстинкте саморазрушения, заложенном в культуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.174.218 (0.011 с.)