Поэзия Эдмунда Спенсера. Сонеты «Amoretti». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэзия Эдмунда Спенсера. Сонеты «Amoretti».



 

В 1579 году Спенсер создал первое своё крупное произведение – « Пастуший календарь». Герои поэмы Спенсера – простые и невинные пастушки – ведут беседы и споры, изображённые в изящных стихах, В «Календаре» Спенсер специально использует архаический язык, чтобы продолжить поэтическую традицию своего любимого поэта – Чосера.

Оно состоит из двенадцати стихотворных эклог, последовательно относящихся к 12 месяцам года. В одной из низ рассказывается о том, как пастух (под видом которого Спенсер выводит самого себя) страдает от любви к неприступной Розалинде, в другом восхваляется Елизавета, «королева всех пастухов», в третьем — под видом пастухов выступают представители протестантизма и католицизма, ведущие между собой споры на религиозно-общественные темы, и т. д.

Следуя модному в ту пору пасторальному жанру, стихотворения «Календаря пастуха» отличаются изысканностью стиля и ученым мифологическим содержанием, но вместе с тем они заключают в себе ряд очень живых описаний сельской природы.

 

«Королева фей» Первое издание в трёх книгах вышло в 1590 году, второе издание в шести книгах в 1596 году.

Поэме предпослано письмо к сэру Уолтеру Рейли, в котором объясняется замысел произведения. Из объяснения следует, что королева фей Глориана, справляя ежегодное придворное торжество, продолжающееся двенадцать дней, каждый день отправляла одного из своих рыцарей на трудный подвиг. По числу рыцарей и подвигов в поэме должно быть двенадцать книг — в последней будет изложена преамбула. Обстоятельства не позволили Спенсеру довести поэму более чем до половины.

В некоторых разделах поэмы автор более или менее выдерживает этот план, иногда от него отходит: в четвертой книге, например, нет ни посланца, ни поручения. Сама Глориана в поэме ни разу не появляется, место ее нахождения вроде бы всем известно, но вместе с тем почти недостижимо. Многие ее разыскивают, например принц Артур, влюбившийся в нее во сне, но отыскать не могут.

Поэма эта аллегорическая. Она написана для того, чтобы "воспитать джентльмена или знатного человека в добродетельных и благородных понятиях". Аллегория была проведена на канве романов о короле Артуре и его рыцарях.

 

СПЕ́НСЕРОВА СТРОФА́ эффектна по форме и трудна технически, т. к. в ней всего 3 рифмы, из к-рых одна повторяется 4 раза, другая — 3 раза.

 

Сонеты Спенсера « Amoretti» («Увлечения », итал.), как следует из названия, посвящены любовной тематике.

Чем же обогатил Спенсер этот жанр?

Первое: в плане национальной окраски - если сонеты Уайета отличались некоторой искусственностью и тяжеловесностью, были книжными, представляя подражание чужеземным образцам (Петрарке, Клеман Маро, Чосеру) [3, c. 485], то Спенсер на основе воздействий итальянской и отчасти французской поэзии попытался создать чисто английскую, национальную поэзию.

Второе: в плане формы - Спенсер попытался восстановить утраченную в английском сонете связь смежных строф. Однако созданная им форма не имела распространения и вошла в историю под именем “спенсеровского” сонета.

Третье: у Эдмунда Спенсера, по образному выражению А. Аникста, «борьба земного и небесного, чувственного и духовного, свойственная эпохе Возрождения, завершается победой именно духовного начала.

Четвертое: «в отличие от других английских петраркистов, Спенсер обращается в своих сонетах не к жестокой даме сердца, но к своей невесте.

Спенсер всегда восторгается своей возлюбленной, она всегда у него – верх добродетели, именно это качество он ценит превыше иных достоинств. В сюжетах его сонетов отсутствует действие, какое-либо развитие, а выводимые в них персонажи подобны статуям, изваяниям. Сонеты Спенсера представляют изысканную форму для излияния возвышенных чувств.

Любовные сонеты Спенсера отличает жизнерадостность, лучистость, наполненность светом. Это настроение передается и тут с помощью насыщения стихотворения соответствующими наглядными образами и метафорами огня: «жизненный огонь» (liuing fire), лучи (bright beams), поток желанья (ftorme), свет (light). Светлая палитра спенсеровых сонетов, их легкость и воздушность контрастировала со свойственной предшествующей английской поэзии мрачностью, тяжеловесностью стиха.

Даже печаль Спенсера легка и преодолима. Победа духовного начала, которому отдал предпочтение Спенсер, определяет и выбор метафорических образов. Поэтический взор Спенсера обращен к небесам, именно ими он меряет облик своей возлюбленной. Красота возлюбленной для него – в сочетании гордости и кротости. Кроме свойственной английской поэзии смежной строфики, которую Спенсер пытался восстановить в своих сонетах, национальная окраска проявляется и в описаниях природы, со свойственной английскому климату сменой времен года, частыми бурями, мрачностью погоды.

Говоря о специфике поэтической речи Спенсера, можно сделать следующие выводы.

1. Спенсер привнес в английскую поэзию национальные мотивы и свойственные Англии природные краски и иные приметы.

2. Его сонеты – не стихотворения на случай, посвященные конкретным особам и предназначенные для узкого чтения (как у Уайета, Серрея), а гимны Любви и Возлюбленной как таковым.

3. В цветовой гамме, присутствующей в сонетах, преобладают золотые тона (цвет святости, цвет Небес, божественный свет), яркие драгоценные краски, в ней много света, сиянья.

4. Аллитерация, звуковые повторы всегда играли значительную роль в английской поэзии.. Особенное чувство ритма и симметрии, своеобразного "перекликания" слов достигается благодаря регулярной аллитерации, при которой корреспондирующие звуки размещаются в интервалах с почти математической точностью.

5. Спенсеру присущ огромный оптимизм видения. Он смотрит в будущее. У Спенсера же все - в будущих радостях любви, в ожидаемом блаженстве. Сила спенсеровских сонетов – в их жизнеутверждающей радости, в явленной воочию вере в будущее любви, в пропетом гимне величественной красоте возлюбленной и своего чувства к ней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.007 с.)