Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антиутопия: О. Хаксли и Дж. Оруэлл.

Поиск

Антиуто́пия — направление в художественной литературе, описывающее государство, в котором возобладали негативные тенденции развития.

Творческий путь Олдоса Хаксли начинается в духовной атмосфере 20-х годов, когда буржуазная интеллигенция почувствовала себя растерянной в связи с тем, что первая мировая война нанесла тяжелый удар позиции либерализма, сокрушила веру в буржуазный прогресс. Наиболее характерным для его мировоззренческой позиции стало неприятие научно-технического развития современного общества. Хаксли скептически относится к цивилизации XX в.

Мрачный взгляд на будущее человечества выражен в романе-антиутопии «Прекрасный новый мир» (1932). Здесь писатель высказывает пессимистическую мысль о том, что дальнейшее развитие науки и техники приведет к созданию тоталитарного режима, при котором личность будет подавлена и стандартизирована. Общество, по мнению Хаксли, превратится в лишенную человечности механическую систему, где людей будут создавать в колбах и прививать им только те свойства, которые нужны для их функционирования в той или иной сфере стандартизированного общества. Люди, превращенные в роботов, лишены эмоций и каких-либо разумных действий; они выполняют только запрограммированные операции. Подвергая критике тоталитаризм и следствия научно-технического прогресса, Хаксли не делает различия между общественными системами. Сатира Хаксли направлена против капиталистического и против социалистического общества. Утопическая картина общества будущего превращается в антиутопию.

Джордж О́руэлл. (Эрик Артур Блэр) -Джордж Оруэлл в 1948 году написал свою знаменитую книгу ставшая классикой жанра научная фантастика – 1984. предупреждающих об угрозе тоталитаризма.

Творчество У. Голдинга.

Уильям Голдинг занимает видное место в современной английской литературе благодаря своим философско-аллегорическим романам. Философская основа романов Голдинга носит экзистенциалистский характер.

Экзистенциалистские взгляды появляются у Голдинга после второй мировой войны, в которой он принимал участие. Жестокость фашизма и ужасы войны были основными факторами, заставившими писателя задуматься о судьбе человечества и о природе человека. Первый роман Голдинга «Повелитель мух» написан как «трагический урок», как роман-предупреждение. Писатель хотел предупредить об опасности тоталитаризма и фашизма; по его мнению, то, что произошло в Германии 30-х годов, может случиться и в Англии; и причины зла нужно искать внутри самой страны, в самих людях Англии. В романе есть элементы антиутопии. В нем рассказывается о том, что в связи с началом атомной войны детей отправляют на самолете подальше от места катастрофы. Но с самолетом произошла авария, и дети оказались на одном из океанских островов. Никто в мире не знает, где находятся дети.

Положительный герой мальчик Ральф думает о том, как увезти ребят с острова. Большой мир должен узнать о их местонахождении. Ральф разжигает огонь, чтобы проплывающий мимо корабль заметил его и смог бы забрать ребят с острова. Единственный путь к спасению - поддержание огня. Образ огня здесь - символ существования человека. Добрым мальчикам - Ральфу, Саймону и другим - противостоят злые; к ним относится Джек и его компания. Головорезы Джека поклоняются свиной голове, облепленной мухами. Это и есть повелитель мух - дьявол. Джек убивает приверженцев Ральфа, крадет у Ральфа огонь. Без огня надежда на спасение потеряна.

Ральф бесстрашно идет навстречу банде дикарей, возглавляемой Джеком. В ответ на разумные слова Ральфа о необходимости совместно думать о спасении, бандиты разбивают белую раковину (символ добра и демократии) и выдвигают вперед оскалившийся череп свиньи на палке (символ зла и тоталитаризма). Ральф не покоряется повелителю мух, и Джек начинает преследовать его. Когда Ральф укрывается в чаще, Джек поджигает ее. Горящий остров увидели с крейсера, и на берег высаживаются взрослые. Капитан спасает детей от взаимного истребления. Ральф снова оказывается во главе группы мальчиков, и Джек не смеет больше претендовать на власть. Здоровое начало и добро в конечном счете торжествуют над нездоровыми проявлениями человеческой природы. Но этот оптимистический финал трагедии омрачается общим пессимистическим выводом о природе человека. Все происходящее в «Повелителе мух» описано в форме детской игры. Школьный учитель Уильям Голдинг, хорошо знающий психологию детей, хотел нарисовать обычных мальчиков. Но в обыденном автор раскрывает большой смысл. «Детская игра» ассоциируется с историей человеческой цивилизации, которая представлена в ее ускоренном развитии. Одичание детей символизирует процесс отчуждения, но финальная сцена романа свидетельствует о том, что этот процесс одичания-отчуждения можно остановить.

Иронический смысл аллегорического образа цивилизации - «детской игры» подчеркнут с особой силой переменой фокуса в финальном эпизоде, когда при появлении взрослого человека столкновения между ребятами вдруг начинают восприниматься как злые и жестокие проделки неразумных детей. Автор хочет сказать, что цивилизация, допускающая такие неразумные действия, находится еще в незрелом состоянии, и потому необходимо напоминать людям о простых, но мудрых истинах - о добре и здравом смысле.

Роман «Наследники» вышедший после «Повелителя мух», образует весьма своеобразное продолжение первой книги и воспринимается как философское дополнение первого романа. Писатель задается целью проследить происхождение зла и для этого пытается воспроизвести образ неандертальского человека. Он приходит к выводу, в целом повторяющему выводы «Повелителя мух», но еще более пессимистическому: цивилизация не смягчает, а, скорее, развивает звериное начало в человеке.

Повесть о простых, добродушных неандертальцах, вытесненных и почти целиком истребленных неизвестными пришельцами, жестокими и хитрыми, должна подтвердить исходный тезис автора: приобретая знания, навыки, научаясь подчинять себе природу человек в своей исторической эволюции становился злее и изощреннее в этом зле.

«Герои» Голдинга, небольшая стайка первобытных людей на заре человечества - Лик, Фа, Лок, Мал, Ни и др.,- существа, близкие к животному состоянию, но уже освоившие элементы примитивной речи, научившиеся зажигать костры, пользоваться прутом и палкой. Воспроизведение быта этих пещерных людей, их выкриков, даже некоторых элементов их психологии поражает своей выпуклостью и убеждает, как зрительный образ. Читающий постепенно начинает понимать действующих в книге существ. Они не научились еще логически мыслить, мыслят конкретными образами, но их реакции на окружающую среду глубоко убедительны. Читатель начинает испытывать симпатию к добродушным и мирным неандертальцам. Художник намеренно подчеркивает естественность их несложного быта. Они удовлетворяют свои потребности в пище, прячутся от холода, греются у огня, нежно опекают своих детенышей. Голдинг при этом не идеализирует первобытного человека, хотя и не подчеркивает его кровожадности, дикости, примитивизма.

Пессимистическая философия Голдинга выступает во второй части книги, в изображении пришельцев, несущих с собой разрушение и смерть. На смену Лику и Фа, Локу и Ни и им подобным приходят неведомые, более совершенные и ловкие представители человеческой породы. Непонятные и страшные «героям» романа, пришельцы жестоки, жадны и злы. Они лучше приспособлены к борьбе за существование. Практически это означает умение убирать со своего пути все помехи и препятствия, убивать и проливать кровь. Эволюция человеческого вида представлена как печальная история зверской войны за место под солнцем: проявления «человеческой натуры» на каждой новой ступени развития все более омерзительны.

Книга «Наследники» - страшная притча о бессмыслице человеческого бытия, мрачная констатация безрадостной эволюции человечества. В финале книги Голдинг подводит итог. Роман кончается символическим изображением надвигающейся тьмы. Тьма окутывает новых пришельцев, тьму принесли они с собой. Тьма расстилается на горизонте и не имеет конца.

Творчество А. Мёрдок.

Айрис Мердок в течение ряда лет преподавала философию в Оксфордском университете. Она - автор работ по философии. В качестве основной проблемы литературы Мердок выдвигает проблему человеческой личности. По мнению писательницы, роман должен повествовать о сложной нравственной жизни человека и о загадочности человеческой индивидуальности; должен говорить о том, что человеческая личность представляет необыкновенную ценность.

Писательница связывает роман с философией. Однако философия нашего времени для нее - это идеалистическая буржуазная философия. Отсюда проистекают многие противоречия ее творчества. Писательница выступила против романа-мифа, романа-притчи, представляющих человека абстрактно. Она сторонница такого философского романа, в котором восстанавливается ощущение полноты и сложности человеческой жизни. Роман должен заключать в себе «трагическое открытие. В романе необходимы красноречие и рассуждение. Роман должен говорить о человеке правду.

Писательница ценит в человеке романтику мечты, непокорство, стремлене к духовным ценностям. В романе «Под сетью» герой Джейк Донагью отходит от позиции компромиссов и полуправды и стремится идти своей дорогой, не желая принимать условия, диктуемые властью денег. Для героя и автора в жизни все удивительно, чудесно, замысловато, таинственно и романтично. В романе «Под сетью» улавливаются наиболее важные мгновения в жизни героя, психологическое содержание этих мгновений. Роман строится в форме психологического самоанализа внутренней жизни героя.

Роман «Под сетью» - это драматизация философских идей. Философия связана здесь с характерами. Философское содержание этого романа критики рассматривали как экзистенциалистское (свобода выбора, индивидуальность ситуации). Однако на самом деле в книге выражены главным образом идеи лингвистической философии (исследовательская область философии, выявляющая основополагающую роль языка и речи в познании и структурах сознания и знания). Роман при всей серьезности своего содержания приобретает черты комического эпоса. Приключения героя даны в духе английского плутовского романа. Они носят юмористический или трагикомический характер. Фантазия автора в изображении серии забавных проделок, эскапад героя неистощима. Первый роман Айрис Мердок представляет собой своеобразный сплав характерных черт различных жанров: философско-психологического и плутовского романов, комедии интриги и лирической повести. Преобладает в этом произведении структура философско-психологического романа.

В первых романах Мердок нет большого напряжения и накала страстей. Но в последующих произведениях все больше нарастает интерес к острому драматическому конфликту.

В романе «Черный принц», одном из лучших произведений Айрис Мердок, игра случайностей в жизни писателя Брэдли Пирсона не только мешает ему осуществить свое стремление поехать в такое место, где бы он в уединении мог спокойно творить - писать новый роман; но, более того, эта игра случайностей втягивает его в сложные отношения с семьей писателя Арнольда Баффина, которые в конце концов завершаются трагедией; невиновного Брэдли Пирсона обвиняют в убийстве Арнольда Баффина, осуждают на тюремное заключение, обрекают на смерть в тюрьме. За игрой случайностей явно проглядывает злая воля типичных представителей буржуазного общества - жены Арнольда Рейчел Баффин и других. Рейчел из ревности убила своего мужа, но на суде говорит о том, что убийцей был Брэдли Пирсон. Любовь в этом романе показана как роковая страсть, как таинственный аффект, как «черный эрос», который неожиданно овладевает душой и телом человека и заставляет его совершать странные поступки. Немолодой уже Брэдли Пирсон влюбился в юную дочь Баффинов -Джулиан. Их счастью противится Арнольд, который добивается их разрыва.

Гуманистическое содержание романа - не только в выражении идеала добра, но и в теме творческого труда. Идея добра сливается с идеей духовной силы творчества. Трагедия Брэдли Пирсона - это также и трагедия художника. Он относится к писательскому труду как к святому делу, оно составляет смысл его жизни, и он создает подлинные художественные произведения, не думая о вознаграждении, о житейской суете. Брэдли Пирсон, истинный творец духовных ценностей, противостоит другому писателю - Арнольду Баффину, который, профанируя искусство, публикует бесчисленные ремесленные поделки на потребу обывателю и ради своего преуспеяния в обществе.

Важную роль в романе играет символический образ «черного принца». Это и тема Гамлета, воплощающая серьезные философские раздумья о мрачных сторонах бытия, это и тема «черного эроса», который всецело подчиняет себе эмоции и разум человека, это и тема непреходящего значения истинного искусства, возникающего на основе сложной жизненной борьбы и человеческих страданий. Сам текст романа «Черный принц» представлен Айрис Мердок в качестве рукописи, созданной Брэдли Пирсоном в тюрьме и изданной уже после его смерти. По мнению Мердок, трагическая жизнь творца стала залогом подлинной художественной ценности произведения.

Театр абсурда.

Абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века. В абсурдистских пьесах мир показан как бессмысленные, лишены логики накопления фактов, поступков, слов и судеб.

Театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приемы. Время и место неопределенны и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, диалоги, повторяющиеся и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, все имеет одну цель - создание сказочного, а возможно и ужасного, настроения.

Главным для этого направления является мнение о том, что мир, жизнь, действительность парадоксальные и абсурдные, потому, что человека не могут понять другие, человек не в состоянии понять сам себя. Условиями, которые способствовали возникновению театра абсурда, стали, с одной стороны, мироощущение человека после второй мировой войны (мир абсурден, ведь люди убивают себе подобных). С другой стороны для человека 50-х гг ясно обозначились черты современной цивилизации (развитие радио, телевидение). Вместе с тем, усилились возможности манипулировать человеком. И как реакция на все это, возникает искусство абсурда, полное пессимистического отношения к жизни, растерянности, отчужденности.

Термин "Театр абсурда" впервые использован театральным критиком Мартином Эшлин, написавший 1962 -го года книгу с таким названием. Эшлин увидел в этих произведениях художественное воплощение философии Альберта Камю о бессмысленности жизни в своей основе, и проиллюстрировал в своей книге "Миф о Сизифе". Несмотря на острую критику, жанр получил известность после Второй Мировой войны, что указала на значительную неопределенность человеческой жизни.. Глубокие связи искусство абсурда имеет с экзистенциализмом: мир человека - мир одиночества, и эти миры не соприкасаются, не контактируют между собой.

Итак, мир абсурден, потому абсурдные и средства художественного изображения, воспроизведение этого мира. Достигается это драматурги искусства абсурда, решая жизненно целостные элементы театрального представления и нарушая их реальное взаимосвязь. Действие их произведений происходит неизвестно где и когда. Невозможно даже приблизительно определить, когда разыгрывается действие той или иной пьесы. Безликим есть и место действия. Действие незначительной части пьес происходит в небольших помещениях, комнатах, квартирах, совсем изолированных от внешнего мира. Нарушается и временная последовательность событий. Два акта пьесы "В ожидании Годо" С. Беккета разделяет ночь, "а возможно - 50 лет". Этого не знают и сами персонажи. Нарушается логика в диалогах. Грамматически фразы построены правильно, но содержательное сочетание приводит к алогизмам. На этом же средстве строится чушь, нелепость, которая становится элементом поэтики театра абсурда. Циклически замкнуто построены эпизоды и внутри пьесы: высказана одним из героев мысль повторяется в конце диалога другим героем, как бы замыкая круг.

Жизнь в пьесах театра абсурда идет и даже возникает под знаком смерти. Герои делают попытки покончить жизнь самоубийством, или умирают. Почти все герои пьес искусства абсурда имеют черты физических недостатков; герои лишены индивидуальности. Прием нивелирования героев, личности создаются путем предоставления всем персонажам пьесы одного и того же имени На первый план выходит тема некоммуникабельности человека, органической неспособности человека понять друг друга и договориться.

В ожида́нии Годó» — пьеса ирландского драматурга Сэмюэля Беккета. Написана Беккетом на французском языке между 9 октября 1948 и 29 января 1949 года, а затем переведена им же на английский. В английском варианте пьеса имеет подзаголовок «трагикомедия в двух действиях». Пьеса признана «самым влиятельным англоязычным драматургическим произведением XX века».

В пьесе Беккета двое бродяг ждут на дороге некоего Годо, который так и не появляется. В трагикомической атмосфере потери и отчуждения эти два антигероя вспоминают бессвязные фрагменты из прошлой жизни, испытывая безотчетное ощущение опасности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.01 с.)