Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антиутопия: О. Хаксли и Дж. Оруэлл.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Антиуто́пия — направление в художественной литературе, описывающее государство, в котором возобладали негативные тенденции развития. Творческий путь Олдоса Хаксли начинается в духовной атмосфере 20-х годов, когда буржуазная интеллигенция почувствовала себя растерянной в связи с тем, что первая мировая война нанесла тяжелый удар позиции либерализма, сокрушила веру в буржуазный прогресс. Наиболее характерным для его мировоззренческой позиции стало неприятие научно-технического развития современного общества. Хаксли скептически относится к цивилизации XX в. Мрачный взгляд на будущее человечества выражен в романе-антиутопии «Прекрасный новый мир» (1932). Здесь писатель высказывает пессимистическую мысль о том, что дальнейшее развитие науки и техники приведет к созданию тоталитарного режима, при котором личность будет подавлена и стандартизирована. Общество, по мнению Хаксли, превратится в лишенную человечности механическую систему, где людей будут создавать в колбах и прививать им только те свойства, которые нужны для их функционирования в той или иной сфере стандартизированного общества. Люди, превращенные в роботов, лишены эмоций и каких-либо разумных действий; они выполняют только запрограммированные операции. Подвергая критике тоталитаризм и следствия научно-технического прогресса, Хаксли не делает различия между общественными системами. Сатира Хаксли направлена против капиталистического и против социалистического общества. Утопическая картина общества будущего превращается в антиутопию. Джордж О́руэлл. (Эрик Артур Блэр) -Джордж Оруэлл в 1948 году написал свою знаменитую книгу ставшая классикой жанра научная фантастика – 1984. предупреждающих об угрозе тоталитаризма. Творчество У. Голдинга. Уильям Голдинг занимает видное место в современной английской литературе благодаря своим философско-аллегорическим романам. Философская основа романов Голдинга носит экзистенциалистский характер. Экзистенциалистские взгляды появляются у Голдинга после второй мировой войны, в которой он принимал участие. Жестокость фашизма и ужасы войны были основными факторами, заставившими писателя задуматься о судьбе человечества и о природе человека. Первый роман Голдинга «Повелитель мух» написан как «трагический урок», как роман-предупреждение. Писатель хотел предупредить об опасности тоталитаризма и фашизма; по его мнению, то, что произошло в Германии 30-х годов, может случиться и в Англии; и причины зла нужно искать внутри самой страны, в самих людях Англии. В романе есть элементы антиутопии. В нем рассказывается о том, что в связи с началом атомной войны детей отправляют на самолете подальше от места катастрофы. Но с самолетом произошла авария, и дети оказались на одном из океанских островов. Никто в мире не знает, где находятся дети. Положительный герой мальчик Ральф думает о том, как увезти ребят с острова. Большой мир должен узнать о их местонахождении. Ральф разжигает огонь, чтобы проплывающий мимо корабль заметил его и смог бы забрать ребят с острова. Единственный путь к спасению - поддержание огня. Образ огня здесь - символ существования человека. Добрым мальчикам - Ральфу, Саймону и другим - противостоят злые; к ним относится Джек и его компания. Головорезы Джека поклоняются свиной голове, облепленной мухами. Это и есть повелитель мух - дьявол. Джек убивает приверженцев Ральфа, крадет у Ральфа огонь. Без огня надежда на спасение потеряна. Ральф бесстрашно идет навстречу банде дикарей, возглавляемой Джеком. В ответ на разумные слова Ральфа о необходимости совместно думать о спасении, бандиты разбивают белую раковину (символ добра и демократии) и выдвигают вперед оскалившийся череп свиньи на палке (символ зла и тоталитаризма). Ральф не покоряется повелителю мух, и Джек начинает преследовать его. Когда Ральф укрывается в чаще, Джек поджигает ее. Горящий остров увидели с крейсера, и на берег высаживаются взрослые. Капитан спасает детей от взаимного истребления. Ральф снова оказывается во главе группы мальчиков, и Джек не смеет больше претендовать на власть. Здоровое начало и добро в конечном счете торжествуют над нездоровыми проявлениями человеческой природы. Но этот оптимистический финал трагедии омрачается общим пессимистическим выводом о природе человека. Все происходящее в «Повелителе мух» описано в форме детской игры. Школьный учитель Уильям Голдинг, хорошо знающий психологию детей, хотел нарисовать обычных мальчиков. Но в обыденном автор раскрывает большой смысл. «Детская игра» ассоциируется с историей человеческой цивилизации, которая представлена в ее ускоренном развитии. Одичание детей символизирует процесс отчуждения, но финальная сцена романа свидетельствует о том, что этот процесс одичания-отчуждения можно остановить. Иронический смысл аллегорического образа цивилизации - «детской игры» подчеркнут с особой силой переменой фокуса в финальном эпизоде, когда при появлении взрослого человека столкновения между ребятами вдруг начинают восприниматься как злые и жестокие проделки неразумных детей. Автор хочет сказать, что цивилизация, допускающая такие неразумные действия, находится еще в незрелом состоянии, и потому необходимо напоминать людям о простых, но мудрых истинах - о добре и здравом смысле. Роман «Наследники» вышедший после «Повелителя мух», образует весьма своеобразное продолжение первой книги и воспринимается как философское дополнение первого романа. Писатель задается целью проследить происхождение зла и для этого пытается воспроизвести образ неандертальского человека. Он приходит к выводу, в целом повторяющему выводы «Повелителя мух», но еще более пессимистическому: цивилизация не смягчает, а, скорее, развивает звериное начало в человеке. Повесть о простых, добродушных неандертальцах, вытесненных и почти целиком истребленных неизвестными пришельцами, жестокими и хитрыми, должна подтвердить исходный тезис автора: приобретая знания, навыки, научаясь подчинять себе природу человек в своей исторической эволюции становился злее и изощреннее в этом зле. «Герои» Голдинга, небольшая стайка первобытных людей на заре человечества - Лик, Фа, Лок, Мал, Ни и др.,- существа, близкие к животному состоянию, но уже освоившие элементы примитивной речи, научившиеся зажигать костры, пользоваться прутом и палкой. Воспроизведение быта этих пещерных людей, их выкриков, даже некоторых элементов их психологии поражает своей выпуклостью и убеждает, как зрительный образ. Читающий постепенно начинает понимать действующих в книге существ. Они не научились еще логически мыслить, мыслят конкретными образами, но их реакции на окружающую среду глубоко убедительны. Читатель начинает испытывать симпатию к добродушным и мирным неандертальцам. Художник намеренно подчеркивает естественность их несложного быта. Они удовлетворяют свои потребности в пище, прячутся от холода, греются у огня, нежно опекают своих детенышей. Голдинг при этом не идеализирует первобытного человека, хотя и не подчеркивает его кровожадности, дикости, примитивизма. Пессимистическая философия Голдинга выступает во второй части книги, в изображении пришельцев, несущих с собой разрушение и смерть. На смену Лику и Фа, Локу и Ни и им подобным приходят неведомые, более совершенные и ловкие представители человеческой породы. Непонятные и страшные «героям» романа, пришельцы жестоки, жадны и злы. Они лучше приспособлены к борьбе за существование. Практически это означает умение убирать со своего пути все помехи и препятствия, убивать и проливать кровь. Эволюция человеческого вида представлена как печальная история зверской войны за место под солнцем: проявления «человеческой натуры» на каждой новой ступени развития все более омерзительны. Книга «Наследники» - страшная притча о бессмыслице человеческого бытия, мрачная констатация безрадостной эволюции человечества. В финале книги Голдинг подводит итог. Роман кончается символическим изображением надвигающейся тьмы. Тьма окутывает новых пришельцев, тьму принесли они с собой. Тьма расстилается на горизонте и не имеет конца. Творчество А. Мёрдок. Айрис Мердок в течение ряда лет преподавала философию в Оксфордском университете. Она - автор работ по философии. В качестве основной проблемы литературы Мердок выдвигает проблему человеческой личности. По мнению писательницы, роман должен повествовать о сложной нравственной жизни человека и о загадочности человеческой индивидуальности; должен говорить о том, что человеческая личность представляет необыкновенную ценность. Писательница связывает роман с философией. Однако философия нашего времени для нее - это идеалистическая буржуазная философия. Отсюда проистекают многие противоречия ее творчества. Писательница выступила против романа-мифа, романа-притчи, представляющих человека абстрактно. Она сторонница такого философского романа, в котором восстанавливается ощущение полноты и сложности человеческой жизни. Роман должен заключать в себе «трагическое открытие. В романе необходимы красноречие и рассуждение. Роман должен говорить о человеке правду. Писательница ценит в человеке романтику мечты, непокорство, стремлене к духовным ценностям. В романе «Под сетью» герой Джейк Донагью отходит от позиции компромиссов и полуправды и стремится идти своей дорогой, не желая принимать условия, диктуемые властью денег. Для героя и автора в жизни все удивительно, чудесно, замысловато, таинственно и романтично. В романе «Под сетью» улавливаются наиболее важные мгновения в жизни героя, психологическое содержание этих мгновений. Роман строится в форме психологического самоанализа внутренней жизни героя. Роман «Под сетью» - это драматизация философских идей. Философия связана здесь с характерами. Философское содержание этого романа критики рассматривали как экзистенциалистское (свобода выбора, индивидуальность ситуации). Однако на самом деле в книге выражены главным образом идеи лингвистической философии (исследовательская область философии, выявляющая основополагающую роль языка и речи в познании и структурах сознания и знания). Роман при всей серьезности своего содержания приобретает черты комического эпоса. Приключения героя даны в духе английского плутовского романа. Они носят юмористический или трагикомический характер. Фантазия автора в изображении серии забавных проделок, эскапад героя неистощима. Первый роман Айрис Мердок представляет собой своеобразный сплав характерных черт различных жанров: философско-психологического и плутовского романов, комедии интриги и лирической повести. Преобладает в этом произведении структура философско-психологического романа. В первых романах Мердок нет большого напряжения и накала страстей. Но в последующих произведениях все больше нарастает интерес к острому драматическому конфликту. В романе «Черный принц», одном из лучших произведений Айрис Мердок, игра случайностей в жизни писателя Брэдли Пирсона не только мешает ему осуществить свое стремление поехать в такое место, где бы он в уединении мог спокойно творить - писать новый роман; но, более того, эта игра случайностей втягивает его в сложные отношения с семьей писателя Арнольда Баффина, которые в конце концов завершаются трагедией; невиновного Брэдли Пирсона обвиняют в убийстве Арнольда Баффина, осуждают на тюремное заключение, обрекают на смерть в тюрьме. За игрой случайностей явно проглядывает злая воля типичных представителей буржуазного общества - жены Арнольда Рейчел Баффин и других. Рейчел из ревности убила своего мужа, но на суде говорит о том, что убийцей был Брэдли Пирсон. Любовь в этом романе показана как роковая страсть, как таинственный аффект, как «черный эрос», который неожиданно овладевает душой и телом человека и заставляет его совершать странные поступки. Немолодой уже Брэдли Пирсон влюбился в юную дочь Баффинов -Джулиан. Их счастью противится Арнольд, который добивается их разрыва. Гуманистическое содержание романа - не только в выражении идеала добра, но и в теме творческого труда. Идея добра сливается с идеей духовной силы творчества. Трагедия Брэдли Пирсона - это также и трагедия художника. Он относится к писательскому труду как к святому делу, оно составляет смысл его жизни, и он создает подлинные художественные произведения, не думая о вознаграждении, о житейской суете. Брэдли Пирсон, истинный творец духовных ценностей, противостоит другому писателю - Арнольду Баффину, который, профанируя искусство, публикует бесчисленные ремесленные поделки на потребу обывателю и ради своего преуспеяния в обществе. Важную роль в романе играет символический образ «черного принца». Это и тема Гамлета, воплощающая серьезные философские раздумья о мрачных сторонах бытия, это и тема «черного эроса», который всецело подчиняет себе эмоции и разум человека, это и тема непреходящего значения истинного искусства, возникающего на основе сложной жизненной борьбы и человеческих страданий. Сам текст романа «Черный принц» представлен Айрис Мердок в качестве рукописи, созданной Брэдли Пирсоном в тюрьме и изданной уже после его смерти. По мнению Мердок, трагическая жизнь творца стала залогом подлинной художественной ценности произведения. Театр абсурда. Абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века. В абсурдистских пьесах мир показан как бессмысленные, лишены логики накопления фактов, поступков, слов и судеб. Театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приемы. Время и место неопределенны и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, диалоги, повторяющиеся и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, все имеет одну цель - создание сказочного, а возможно и ужасного, настроения. Главным для этого направления является мнение о том, что мир, жизнь, действительность парадоксальные и абсурдные, потому, что человека не могут понять другие, человек не в состоянии понять сам себя. Условиями, которые способствовали возникновению театра абсурда, стали, с одной стороны, мироощущение человека после второй мировой войны (мир абсурден, ведь люди убивают себе подобных). С другой стороны для человека 50-х гг ясно обозначились черты современной цивилизации (развитие радио, телевидение). Вместе с тем, усилились возможности манипулировать человеком. И как реакция на все это, возникает искусство абсурда, полное пессимистического отношения к жизни, растерянности, отчужденности. Термин "Театр абсурда" впервые использован театральным критиком Мартином Эшлин, написавший 1962 -го года книгу с таким названием. Эшлин увидел в этих произведениях художественное воплощение философии Альберта Камю о бессмысленности жизни в своей основе, и проиллюстрировал в своей книге "Миф о Сизифе". Несмотря на острую критику, жанр получил известность после Второй Мировой войны, что указала на значительную неопределенность человеческой жизни.. Глубокие связи искусство абсурда имеет с экзистенциализмом: мир человека - мир одиночества, и эти миры не соприкасаются, не контактируют между собой. Итак, мир абсурден, потому абсурдные и средства художественного изображения, воспроизведение этого мира. Достигается это драматурги искусства абсурда, решая жизненно целостные элементы театрального представления и нарушая их реальное взаимосвязь. Действие их произведений происходит неизвестно где и когда. Невозможно даже приблизительно определить, когда разыгрывается действие той или иной пьесы. Безликим есть и место действия. Действие незначительной части пьес происходит в небольших помещениях, комнатах, квартирах, совсем изолированных от внешнего мира. Нарушается и временная последовательность событий. Два акта пьесы "В ожидании Годо" С. Беккета разделяет ночь, "а возможно - 50 лет". Этого не знают и сами персонажи. Нарушается логика в диалогах. Грамматически фразы построены правильно, но содержательное сочетание приводит к алогизмам. На этом же средстве строится чушь, нелепость, которая становится элементом поэтики театра абсурда. Циклически замкнуто построены эпизоды и внутри пьесы: высказана одним из героев мысль повторяется в конце диалога другим героем, как бы замыкая круг. Жизнь в пьесах театра абсурда идет и даже возникает под знаком смерти. Герои делают попытки покончить жизнь самоубийством, или умирают. Почти все герои пьес искусства абсурда имеют черты физических недостатков; герои лишены индивидуальности. Прием нивелирования героев, личности создаются путем предоставления всем персонажам пьесы одного и того же имени На первый план выходит тема некоммуникабельности человека, органической неспособности человека понять друг друга и договориться. В ожида́нии Годó» — пьеса ирландского драматурга Сэмюэля Беккета. Написана Беккетом на французском языке между 9 октября 1948 и 29 января 1949 года, а затем переведена им же на английский. В английском варианте пьеса имеет подзаголовок «трагикомедия в двух действиях». Пьеса признана «самым влиятельным англоязычным драматургическим произведением XX века». В пьесе Беккета двое бродяг ждут на дороге некоего Годо, который так и не появляется. В трагикомической атмосфере потери и отчуждения эти два антигероя вспоминают бессвязные фрагменты из прошлой жизни, испытывая безотчетное ощущение опасности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.01 с.) |