Темы рефератов по основам общей психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы рефератов по основам общей психологии



Темы рефератов по основам общей психологии

 

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Предмет психологии. Основные значения термина «психология».

Психология и философия. Представления о душе в философии Древней Греции.

Становление научной психологии, ее основные научные направления: структурализм, функционализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, фрейдизм, аналитическая психология, гуманистическая психология.

Основные этапы развития и направления отечественной психологии.

Место психологии в системе наук. Специфика научно-психологического знания.

Психология и практика. Связь фундаментальных и прикладных психологических исследований. Отрасли психологии.

Понятие метода и методологии в современной психологии. Классификация методов исследования в психологии, их характеристика.

 

Тема 2. Возникновение и развитие психики и сознания

Психика и отражение. Формы отражения в живом и неживом мире. Представление об эволюции психического отражения. Элементарная (сенсорная) психика и инстинктивное поведение животных. Перцептивная психика и индивидуально-изменчивое поведение животных. Сущность различий психики человека и животных. Структура и функции психики. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира. Ориентирующая и регулирующая функция психики. Навык и интеллект, их характеристика.

Возникновение сознания в процессе трудовой деятельности и его историческая природа. Сознание и мозг. Общая характеристика сознания человека.

Тема 3. Психологический анализ деятельности

Понятие о деятельности. Структура деятельности. Соотношение действий и деятельности. Потребности человека, из свойства и специфика. Определение и функции мотива.

Уровни анализа деятельности. Понятия: действия, операции, психофизиологических функций. Взаимосвязи действий и операций в процессе формирования и выполнения навыка

Основные виды деятельности и их развитие у человека. Психологическая характеристика труда. Игра, природа игры. Природа учения. Учение и познание.

 

Тема 4. Психология мотивации

Представление о мотивации и основных проблемах ее психологического изучения.

Потребности и их эволюция. Физиология и психология потребностей. Виды мотивов и основные критерии их классификации.

Мотивация и деятельность. Постоянная и ситуативная мотивация. Факторы, определяющие актуализацию и побуждающую силу мотивов.

Мотивация и личность. Соподчинение мотивов, его роль в становлении и развитии личности.

Определение воли и подходы к ее изучению. Проблема свободы воли.

Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.

Волевые процессы, их виды и детерминанты. Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций

Воля и личность.

 

Тема 5. Психология эмоций

Определение эмоций. Функции эмоций. Возможные основания классификации эмоций.

Аффект. Диагностика аффективных следов.

Общее представление о стрессе.

Тревожность, два аспекта ее изучения.

Эмоции в конфликтных ситуациях. Фрустрация: характеристика состояния и реакций на него. Чувства: классификация и функции.

 

Тема 6. Методологические предпосылки современных представлений личности

Основные положения психологии личности.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивид и личность. Органические предпосылки становления и развития индивида.

Личность и индивидуальность.

Социализация личности и периодизация ее развития.

Понятие структур в учении о личности. Черта как элемент анализа строения личности.

 

Тема 7. Теории личности

Детерминистический подход к исследованию личности (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Структура личности в концепции А.Ф. Лазурского. Разработка представлений об отношениях в концепциях В.Н.Мясищева, Б.Г.Ананьева.

Концепция динамической функциональной структуры личности (К.К. Планов).

Структура личности в теории установки (Д.Н.Узнадзе).

Психоаналитические концепции личности.

Теории бихевиоризма. Современные направления бихевиоризма - теории социального научения Б.Ф. Скиннера и Д.Роттера.

Трансперсональная психология.

Аналитическая теория личности К.Г. Юнга.

Социологизаторская теория Э.Фромма.

Факторные теории личности.

 

Тема 13. Ощущения. Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики

Сущность процесса ощущения. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Ощущения в свете теории отражения. Психофизиологические теории ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Рефлекторный характер ощущений.

Классификация ощущений.

Общие закономерности ощущений (чувствительность, адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия, модальность). Область подлинных ощущений, пороги чувствительности.

Исследование сенсорных качеств. Методы измерения порогов ощущений.

 

Тема 17. Мышление и речь

Связь мышления и речи. Язык, общение, речевая деятельность. Функции речи и функции языка. Механизмы речи. Теории связи мышления и речи. Речь и мышление, их генетические корни. Речевое мышление как высшая психическая функция и единица его изучения - значение слова.

Классификация видов речи по степени сложности, признаку эктериоризированности-интериоризированности, степени использования звуковых комплексов.

Развитие речи в процессе обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов - М.: Академический проект, 2002. - 496 с.

2. Асмолов А.Г.Психология личности.Учебник для вузов по специальности «Психология» - М.: МГУ, 1990 - 367 с.

3. Выготский.С. Лекции по психологии – СПб.: Союз, 1997 - 144 с.

4. Выготский Л.С. Психология - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. 3-е изд. - М: Университет, 2000 - 336 с.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.Курс лекций. - М.:ЧеРо, 1996.-336 с.

7. Годфруа Ж. Что такое психология: Т.1. - М.: Мир, 1992.- 370 с.; Т.2. – М.: Мир, 1992. – 370 с.

8. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов - М.: Академия, 2005. - 176 с.

9. Джемс У. Психология /Под ред. Л.А.Петровской/. - М.: Педагогика, 1991. - 386 с.

10. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб: Питер, 2001. - 560 с.

11. Климов Е.А. Общая психология: Общеобразовательный курс: учеб. пособие для студ. вузов - М.: Юнити, 2001. - 511 с.

12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Психология" - М.: Смысл, 2001. - 511 с.

13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

14. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов выс.пед. уч. зведений. - М.:ВЛАДОС, 1997.- 688 с.

15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К.Гайда, В.К. Гербачевский и др // Под общ ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.- 560 с.

16. Психические состояния. Хрестоматия. /Сост. И общая ред. Л.В. Куликова. - СПб: Питер, 2000. - С. 44-52.

17. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова.- М.: Проспект, 1998 - 584 с.

18. Психология. /Под ред. В.Н.Дружинина/.- СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

19. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. Психологии /Авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: ПИТЕР, 2007. - 496 с.

20. Практическая психодиагностика: методики и тесты /Ред.-сост. Д. Я. Райгородский - Самара: Бахрах-М, 2006. - 672 с.

21. Реан А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение: совр. учеб.-практ. пособие - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 416 с.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.

23. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии.Учебное пособие для вузов. - М.: Аст-Пресс, 2001. - 447с

24. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 224 с.

25. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студ. Вузов - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 672 с.

26. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. "Психология"- М.: Академия, 2007. - 272 с.

27. Хьелл Ларри А. Теории личности: основные положения, исслед. и применение: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. "Психология" - СПб.: Питер, 2007. - 607 с.

 

Дополнительная

 

1. Айзенк Г. Природа интеллекта. Битва за разум!: как формируются умственные способности - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 352 с.

2. Айзенк М. Психология для начинающих – СПб.: Питер, 2004 – 384 с.

3. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания – СПбб: Речь, 2003. – 368 с.

4. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций – М.: Психотерапия¸2006 – 288 с.

5. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взвимо отношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы - Минск: Прамед, 1992. – 384 с.

7. Боно Эдвард де. Учите своего ребенка мыслить - Минск: Попурри, 2005. - 432 с.

8. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000 - 88 с.

9. Бодров В.А.Психологический стресс: развитие и преодоление М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

10..Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992.- с.

11. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: избр. тр./ К. М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.

13. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: ЭКСМО, 2003 - 416 с.

14. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 360 с.

15. Макклелланд Д. Мотивация человека / Науч. ред. Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.

16. Психология индивидуальных различий. Тексты. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М: ЧЕРО, 2002. – 380 с.

17. Рассел К. IQ: кн. тестов: 400 новых заданий - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 173 с.

18. Розин В.М. Мышление и творчество - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 360 с.

19. Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива /Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юрьевич - М.: ИП РАН, 2007 - 528 с.

20. Тюменева Ю.А. Психологическое измерение: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и пcихология"- М.: Аспект Пресс, 2007. - 192 с

21. Чудина-Эттер Ю. Ю. Тренировка памяти - М.: АСТ, 2005. - 285 с.

 

Список монографий

 

1. Блонский П.П. Память и мышление / СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь: психика, сознание, бессознательное –М.: Лабиринт, 2001. 368 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл, 2004. – 352 с.

4. Фрейд З. Психология бессознательного – М.: СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

(Конспект – Проблема метапсихологии)

Общие требования к реферативным работам.

Реферативная работа должна быть выполнена на листах формата А 4, распечатана на принтере или написана разборчивым почерком.

Работа предполагает выполнение студентом двух заданий:

Оформление работы и соблюдение сроков 20 баллов

В том числе:

- технические требования 5 баллов

- наличие таблиц, схем, графиков 10 балла

- сдача работы в установленный срок 5 баллов

 

Защита реферативной работы ----------------------------5 баллов

 

В представленной шкале указано максимальное количество баллов по каждой категории требований, сумма которых дает 65 баллов (зачтено).

 

Темы рефератов по основам общей психологии

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.181.0 (0.025 с.)