Языковые средства разговорного стиля: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковые средства разговорного стиля: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические.



Языковые особенности РС.

I. На фонетическом уровне:

1) неполный стиль произношения;

2) допустимы разговорные варианты ударения;

3) более свободная интонация, незаконченность высказывания, паузы.

II. Лексический уровень:

1) нейтральная лексика из обиходной речи;

2) разговорная лексика (вертушка);

3) оценочная лексика в составе разговорных слов, выражающая шутливую, ироническую, ласкательную или пренебрежительную оценку (бабуся, мальчуган);

4) эмоциональность слов связана с переносным значением (каланча, конура);

5) грубовато-экспрессивные, просторечные слова (тылда, кикимора).

III. Фразеологический уровень.

Характерное употребление пословиц и поговорок из народной речи (хоть стой, хоть падай).

IV. Словообразовательный уровень:

1) суффиксы разговорного характера: болтун – болтунья, кассирша, бедняга, дворничиха, гречка, беготня – грызня, бредятина; ехидничать, любезничать, сказануть;

2) приставочно-суффиксальные глагольные образования типа: забегаться, засидеться, поговаривать, покрикивать, размечтаться, разболеться;

3) суффиксы субъективной оценки: домище, городище; домик, бородка; доченька; мелочишка, домишко, деревенщина;

4) полуимена: Ванька, Ленка; Машенька; Ники; Зизи;

5) удвоение слов для усиления экспрессии: пребольшой;

6) образование прилагательных с оценочным значением: глазастый.

V. Морфологический уровень:

1) преобладание глаголов над существительными (глаголы движения, состояния и действия);

2) высокий % употребления личных и указательных местоимений;

3) наличие междометий и частиц;

4) наличие глагольных междометий (прыг скок);

5) широкое употребление притяжательных прилагательных (Федорова жена);

6) разговорные, падежные формы существительных: из лесу, из дому; бункера;

7) редко встречаются причастия и краткие формы прилагательных, но не употребляются деепричастия.

VI. Синтаксический уровень:

1) простые предложения, не используются СПП, кроме придаточных определительных с союзным словом: который;

2) не используются причастные и деепричастные обороты;

3) свободный порядок слов;

4) пропуск слов (эллипсис), особенно в диалоге;

5) лексические повторы;

6) синтаксические повторы;

7) речевые обороты, типа: ну и молодец же ты;

8) предложения без четких границ, происходит взаимопроникновение предложений;

9) конструкции типа: у тебя есть, чем писать;

10) частые перестройки конструкций, по ходу диалога, поправки и повторения;

11) уточнения;

12) риторические вопросы;

13) вопросительные, восклицательные и побудительные предложения.

Замечание: невербальные средства общения, как мимика, жесты, взгляд и так далее.

Публицистический стиль: условия функционирования (сфера общения), функции, подстили, жанровые разновидности, стилеобразующие черты, общие языковые черты.

Главная цель текстов ПС: прямое воздействие на общественное мнение. Применяется в периодической печати, кроме того, в общественно-политической сфере и в ораторских выступлениях. В этом стиле совмещается информативная и волюнтативная функции языка.

Информация, передающаяся в текстах ПС, адресована широкому кругу читателей или слушателей. Она должна быть доступной, кроме того, тексты ПС передают достаточно короткое время. В текстах ПС автор всегда эмоционально воздействует на публики или читателей. Значение имеет и фактор субъективности.

Основные черты ПС:

1. Экономия языковых средств. Лаконичность выражения при информативной насыщенности текста;

2. Отбор языковых средств с установкой на их доходчивости;

3. Тенденция к экспрессии в языке, так как необходимо воздействовать на адресат;

4. Тенденция к языковому стандарту.

Жанры ПС:

1. Информационные жанры, похожие на документы. По языку сближается с официально-деловым стилем: заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение;

2. Аналитические жанры. По языку сближаются с НС: статья, комментарий, рецензия, обзор;

3. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, зарисовка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.004 с.)