Психоанализ с точки зрения православного богословия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоанализ с точки зрения православного богословия.



Митр. Антоний о психоанализе(из книги Игумена Евмения. «Пастырская помощь душевнобольным»):

На Западе очень распространена психотерапия, к ней прибегают там, где, мне кажется, можно было бы и не прибегать. Есть, конечно, положения, моменты, когда человек душевно болен, и тогда к нему надо применять или лекарственное лечение, или психоанализ. Но очень часто люди (на Западе - и. Е.) прибегают к психотерапии вместо того, чтобы обратиться к священнику, - или потому, что они неверующие, или потому, что священник не подготовлен и не способен разбираться в проблемах их души, или потому, что они хотят переложить ответственность за свою внутреннюю борьбу на другого человека и как бы освободиться от нее. Они хотят быть освобожденными от проблемы без того, чтобы взять за нее полную ответственность и подвижнически бороться. В связи с этим для человека верующего возникает вопрос о том, какая связь может быть между исповедью и покаянной жизнью, с одной стороны, и психотерапией, в частности, психоанализом - с другой.

Мне кажется, тут надо рассматривать вещи совершенно различно. Психоанализ может помочь человеку разобраться в себе самом, заглянуть ему в тайники своей души, но психоанализ не обязательно приведет к покаянию. Риск психоанализа в том, что человек, разобравшись в своей греховности, увидев себя, какой он есть, во всяком случае, более совершенно, чем без психоанализа, считает, что теперь ему надо лечиться, но не каяться, что это все душевная болезнь, неустройство психическое, но не нравственное, не духовное. С другой стороны, если человек верующий, который не может найти в себе корень зла, начинает лечиться у психиатра и перед ним раскрывает мрачные глубины своей души, он может их осознать не только как душевное расстройство, у которого всегда есть какие-нибудь причины, но и как расстройство, за которое он в значительной мере ответственен. В таком случае он может после этого обратиться к священнику, к духовному наставнику уже на новых началах. То, чего он раньше не понимал, теперь стало понятным, и можно обратиться к Богу с покаянием.

И это в какой-то мере случается как бы совершенно естественно в некоторых обстоятельствах. Мы все, наверное, слышали, как, бывает, старик или старушка жалуются на то, что ночью дурные сны, воспоминания не дают им спокойно спать.

Я помню одну такую старушку, пришедшую ко мне. Она говорила, что всю ночь ей вспоминаются какие-то моменты ее жизни и всегда - дурные, темные, горькие моменты, что она не может из-за этого спать. Она обращалась к врачу, который ей дал какие-то снотворные пилюли, и все равно ничего не получается, потому что то, что было воспоминанием, делается теперь кошмаром... Я ей сказал: "Вам, как всем стареющим людям, дано заново пережить свою жизнь, но пережить ее на новых началах. Когда Вы были молоды, то принимали решения, совершали поступки, которые были как бы соизмеримы в сей житейской неопытности. Теперь Вы набрались большего житейского опыта, и Бог Вас ставит перед лицом всех тех греховных ошибок, дурных поступков, ложных пожеланий, которые были в Вашей жизни в прошлом. Вопрос, который Вам ставит Господь, делая это, как бы воскрешая прошлое, настойчиво возвращая Вас к нему, заключается вот в чем: "Какая ты стала теперь, с твоим опытом? Если тебя поставить в ту же обстановку после стольких прожитых лет, как бы ты решила этот вопрос? Что бы сказала?.." И если ты можешь сказать: никогда я этого слова не произнесла бы, никогда я так не поступила бы - знай, что тот человек, которым ты была в молодости, умер, и что теперь ты свободна от своего прошлого, хотя бы в этом отношении. И ты увидишь, если ты о чем-нибудь можешь до конца сказать, что теперь это для тебя стало абсолютной невозможностью, оно не будет к тебе возвращаться ни в твоих снах, ни наяву. Если же ты не можешь так сказать, знай, что это не твое прошлое, - это еще твое греховное настоящее, неизжитая греховная неправда".

И это то же самое, что совершается в психоанализе, только тут это воспоминание всплывает естественно, а там врач тебе помогает постепенно к нему вернуться. Но последний шаг для верующего- это покаяние: покаяние перед Богом в одиночку и покаяние на исповеди".

Если техника секуляризованного фрейдистского психоанализа вскрывает даже внутриутробные состояния человека, то христианский психоанализ призван обнажать не позитивистские тени душевной жизни, а ее онтологическое содержание, смысл назначения в предстоянии перед вечностью, а не перед прахом земли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.20.141 (0.05 с.)