Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая школа К.Юнга (1875-1961)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные черты аналитической психологии К.Г.Юнга Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле (Швейцария). Он изучал медицину, с 1900 по 1909 годы работал в психиатрической клинике Цюриха (Бургхёльцли). С 1905 по 1913 год был доцентом в университете Цюриха, в 1933-42 гг. – титулярным профессором (без кафедры) ETH, а в 1943 году – профессором кафедры психологии в Базеле. Юнг вместе с Зигмундом Фройдом и Альфредом Адлером причисляется к основателям современной глубинной психологии. После разрыва с Зигмундом Фройдом, произошедшего в 1913 г.,Юнг создаёт свою собственную школу аналитической психологии. К.Г.Юнг умер 6 июня 1961 г. В Кюснахте. Психологические конструкции К.Г.Юнга появлялись у него в постоянной психоаналитической работе с пациентами, прежде всего Юнг обращал внимание на особые повторяющиеся феномены.Юнг попытался классифицировать их, а в результате возник довольно объёмный и трудно постижимый теоретический подход. В этом введении в творчество Юнга мы вынуждены оставаться на поверхности ввиду обширности и сложности всех творений Юнга, мы не можем даже слегка соприкоснуться со всеми обнаруженными им феноменами. Заинтересовавшемуся читателю стоит обратиться прежде всего к замечательным и легко понятным трудам Верены Каст, особенно к книге «Тени в нас», очень глубоко рассматривающей проблематику тени. Хорошим введением к учению К.Г.Юнга может также послужить карта души, созданная Murray Stein. И конечно, тому кто захочет изучить всё полностью, никак нельзя обойтись без Собрания творений К.Г.Юнга. Юнговский психолог исходит из глубинно-психологической модели личности, то есть, рассматривает психику состоящей из сознательных и бессознательных частей. Всем людям присущи архетипы. Юнг много путешествовал и пришёл к идее, что повсюду в мире встречаются одинаковые внутренние образы, то есть элементы психики, которыми наделено всё человечество. Юнг назвал эти образы «архетипами». Речь тут идёт о общечеловеческом, коллективном знании, передающемся от поколения к поколению и так во всём мире. Этим объясняется то, что во всех культурах во все времена существуют сказки и мифы, которые необычайно схожи. Речь идёт об обособившихся структурных элементах присущего всем людям коллективного бессознательного. В определённых жизненных ситуация они постоянно провоцируют возникновение схожих комбинаций символических образов и согласующихся с ними чувств. Когда какой-либо архетип пробуждается в человеке, то возникает совершенно определённое настроение и соответствующая специфическая готовность к действиям. Такое пробуждение архетипа на профессиональном аналитическом языке принято называть «констелляция». Очень значимыми архетипами являются анима и анимус, но существует много и других архетипов. И всегда необходимо различать материал архетипа и его значение. Вначале архетипические процессы не имели названий, обладали нейтральной ценностью, то есть не были ни хорошими, ни плохими. А вот человеческое сознание наделяет архетипические образы названиями, причём они не всегда схожи. Душа двупола В сновидениях женщин всегда появляются мужчины, и наоборот, в мужских сновидениях – женщины, которые неизвестны нам в повседневной жизни, причём располагают они особыми качествами. Появление их имеет в себе что-то настолько сильно очаровывающее, что невольно поддаётся их чарам. Юнг установил, что эти сновидческие фигуры противоположного пола олицетворяют психический материал. Они представляют собой важное дополнение к жизни, которую ведёт персона на основе своего пола в соответствующем времени и культуре. Хотя пол человека и предопределён биологически, в учении Юнга считается, что в психике каждого человека скрывается и противоположный пол. Эту часть необходимо учитывать, стараясь интегрировать в повседневную жизнь. Мужская часть женской психики названа Юнгом анимусом, а женская часть мужской психики – анимой. Свет: персона Персона является образом того, что мы презентируем нашему окружению. С одной стороны она соответствует нашему Я-идеалу, с другой – нашим представлениям о том, каким желает нас видеть наше окружение. Так как стараемся добиться уважения, то тесним наши некрасивые стороны в сторону, после чего они превращаются в тень (см. следующий пункт). Следовательно персона это то, что мы стараемся показать в конкретных межличностных ситуациях. Персона ответственна за взаимоотношения человека с окружающим его внешним миром, правда, она представляет ещё и часть его фактической идентичности. Понятие персона позаимствовано из театра Древней Греции. Тень Другой важной инстанцией в Подсознательном является тень. Там где есть свет, существует тень. Свет и темнота обусловливают друг друга. Это относится и к личности. В Юнговскойпсихологии под понятием тень подразумеваются все качества, относящиеся к личности человека, которые в реальности не осознаются. То есть, тут находятся те части, которые с течением времени вытесняются или отщепляются нами, так как они нецелесообразны в нашем окружении. Чем экстремальнее сознательная установка, тем экстремальнее противоположная позиция, представленная тенью. Выражаясь более образно: Я (как беспорядочный хаос) согласно Юнгу имеет в моей тени довольно мощного фанатика порядка, а у доброго обывателя-супруга может неожиданно в его жизнь прорваться тень-авантюрист. Такая «встреча» с нашей тенью происходит прежде всего потому, что бессознательная сфера имеет тенденцию стремиться к целостности, не позволяя человеку оставаться односторонним, то есть включая все части, в том числе и изнанные в тень нелюбимые. А вот наделяются (негативной) оценкой качества, находящиеся в тени, опять же сознанием человека. В принципе же эти качества являются нейтральными. А что же потом происходит с ними? Конечно, мы можем попытаться их изгнать. Но нам не удастся запереть их в подвал, выбросить ключ в море, думая, что «баста! О них теперь никогда не услышишь». Подсознание отличается активностью и изгнанный материал тени продолжает оказывать влияние на нашу жизнь, хотим мы того или нет. Для достижения единства и целостности бессознательная сфера должна интегрировать и нелюбимую долю, так как она тоже была часть первоначального человека. Юнг установил, что этот материал становится архаичным и инфантильным соответственно степени его отвержения. Такой материал со временем может достигнуть глубокого нецивилизованного состояния, начиная дичать и становиться деструктивным. Но тень может стать и превосходным ресурсом, если удастся её интегрировать в психическую модель личности. В результате интеграции освобождается энергия, которую человек использовал раньше для того, чтобы постоянно подальше вытеснять нелюбимую тень. А ещё посредством окультуривания тени можно приобрести «новые старые» качества, обогащающие персону. Только не забывайте: когда часть тени выводят на свет, возникает новый свет, который опять же может отбросить тень! Каким образом выявлять теневые стороны? Некоторые выводы в термину проекция Глубинно-психологически проекция обозначает процесс, когда человек свои внутренние части (прежде всего, относящиеся к тени) экстернализует в персонах внешнего мира – подобно диапроектору. Это обнаруживается в том числе и в поиске группой людей козла отпущения. Таким образом, бессознательная сфера вынуждает нас, если мы не собираемся в саморефлексии сталкиваться с нею, заниматься нашей тенью во внешнем мире. В нашем маленьком мирке мы встречаем кого-то, кто оказывается носителем качеств нашей тени, и тогда мы его ненавидим. Конечно, обратное будет неверно, что у всех нелюбимых нами людей, в игре задействована проекция тени. Нет, такие проекции происходят лишь тогда, когда наше отвержение заряжено «сильными эмоциями». «Покажи человека, который тебя приводит в ярость, и я покаже тебе твою тень». Символы, сказки, мифы В Юнговской психологии исходят из того, что сказки и мифы кое-что говорят о проблемах и их решениях, так как они выбирают темы, значимые для коллектива. Сказки используют при этом символический язык, который не ограничен исторической эпохой и понятен людям интуитивно. Сказки постоянно задают кризисную ситуацию, которую нельзя преодолеть старыми паттернами поведения. Чтобы преодолеть кризис, необходимы метаморфозы, какие именно? Как раз об этом и говорят сказки на символическом языке. Индивидуализация Чтобы добиться психической целостности или по меньшей мере к ней приблизиться, необходимо пройти процесс, в котором добиться контакта с бессознательной сферой и согласиться на интеграцию бессознательных частей в повседневную жизнь. Процесс этот назван Юнгом «индивидуацией». Юнг в книге «Психологические типы» даёт следующее определение: «В принципе индивидуация является процессом формирования и обособления индивидуума, прежде всего формирование психологического индивидуума, существа, отличающегося от всеобщего, от коллективной психологии. Поэтому индивидуацией называется процесс дифференциации, имеющий своей целью формирование индивидуальной личности. Индивидуация является естественным явлением, а помехи на её пути в результате преобладания ориентации на коллективные мерки означает нанесение вреда индивидуальной жизнедеятельности». Говоря более простыми словами: индивидуация обозначает становление своей собственной Самостью.
Билет №5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.99 (0.01 с.) |