Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая школа К.Юнга (1875-1961)

Поиск

Основные черты аналитической психологии К.Г.Юнга

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле (Швейцария). Он изучал медицину, с 1900 по 1909 годы работал в психиатрической клинике Цюриха (Бургхёльцли). С 1905 по 1913 год был доцентом в университете Цюриха, в 1933-42 гг. – титулярным профессором (без кафедры) ETH, а в 1943 году – профессором кафедры психологии в Базеле.

Юнг вместе с Зигмундом Фройдом и Альфредом Адлером причисляется к основателям современной глубинной психологии. После разрыва с Зигмундом Фройдом, произошедшего в 1913 г.,Юнг создаёт свою собственную школу аналитической психологии. К.Г.Юнг умер 6 июня 1961 г. В Кюснахте.

Психологические конструкции К.Г.Юнга появлялись у него в постоянной психоаналитической работе с пациентами, прежде всего Юнг обращал внимание на особые повторяющиеся феномены.Юнг попытался классифицировать их, а в результате возник довольно объёмный и трудно постижимый теоретический подход. В этом введении в творчество Юнга мы вынуждены оставаться на поверхности ввиду обширности и сложности всех творений Юнга, мы не можем даже слегка соприкоснуться со всеми обнаруженными им феноменами. Заинтересовавшемуся читателю стоит обратиться прежде всего к замечательным и легко понятным трудам Верены Каст, особенно к книге «Тени в нас», очень глубоко рассматривающей проблематику тени. Хорошим введением к учению К.Г.Юнга может также послужить карта души, созданная Murray Stein.

И конечно, тому кто захочет изучить всё полностью, никак нельзя обойтись без Собрания творений К.Г.Юнга.

Юнговский психолог исходит из глубинно-психологической модели личности, то есть, рассматривает психику состоящей из сознательных и бессознательных частей.

Всем людям присущи архетипы. Юнг много путешествовал и пришёл к идее, что повсюду в мире встречаются одинаковые внутренние образы, то есть элементы психики, которыми наделено всё человечество. Юнг назвал эти образы «архетипами». Речь тут идёт о общечеловеческом, коллективном знании, передающемся от поколения к поколению и так во всём мире. Этим объясняется то, что во всех культурах во все времена существуют сказки и мифы, которые необычайно схожи. Речь идёт об обособившихся структурных элементах присущего всем людям коллективного бессознательного. В определённых жизненных ситуация они постоянно провоцируют возникновение схожих комбинаций символических образов и согласующихся с ними чувств. Когда какой-либо архетип пробуждается в человеке, то возникает совершенно определённое настроение и соответствующая специфическая готовность к действиям. Такое пробуждение архетипа на профессиональном аналитическом языке принято называть «констелляция». Очень значимыми архетипами являются анима и анимус, но существует много и других архетипов.

И всегда необходимо различать материал архетипа и его значение. Вначале архетипические процессы не имели названий, обладали нейтральной ценностью, то есть не были ни хорошими, ни плохими. А вот человеческое сознание наделяет архетипические образы названиями, причём они не всегда схожи.

Душа двупола

В сновидениях женщин всегда появляются мужчины, и наоборот, в мужских сновидениях – женщины, которые неизвестны нам в повседневной жизни, причём располагают они особыми качествами. Появление их имеет в себе что-то настолько сильно очаровывающее, что невольно поддаётся их чарам.

Юнг установил, что эти сновидческие фигуры противоположного пола олицетворяют психический материал. Они представляют собой важное дополнение к жизни, которую ведёт персона на основе своего пола в соответствующем времени и культуре. Хотя пол человека и предопределён биологически, в учении Юнга считается, что в психике каждого человека скрывается и противоположный пол. Эту часть необходимо учитывать, стараясь интегрировать в повседневную жизнь. Мужская часть женской психики названа Юнгом анимусом, а женская часть мужской психики – анимой.

Свет: персона

Персона является образом того, что мы презентируем нашему окружению. С одной стороны она соответствует нашему Я-идеалу, с другой – нашим представлениям о том, каким желает нас видеть наше окружение. Так как стараемся добиться уважения, то тесним наши некрасивые стороны в сторону, после чего они превращаются в тень (см. следующий пункт). Следовательно персона это то, что мы стараемся показать в конкретных межличностных ситуациях. Персона ответственна за взаимоотношения человека с окружающим его внешним миром, правда, она представляет ещё и часть его фактической идентичности. Понятие персона позаимствовано из театра Древней Греции.

Тень

Другой важной инстанцией в Подсознательном является тень. Там где есть свет, существует тень. Свет и темнота обусловливают друг друга. Это относится и к личности. В Юнговскойпсихологии под понятием тень подразумеваются все качества, относящиеся к личности человека, которые в реальности не осознаются. То есть, тут находятся те части, которые с течением времени вытесняются или отщепляются нами, так как они нецелесообразны в нашем окружении. Чем экстремальнее сознательная установка, тем экстремальнее противоположная позиция, представленная тенью. Выражаясь более образно: Я (как беспорядочный хаос) согласно Юнгу имеет в моей тени довольно мощного фанатика порядка, а у доброго обывателя-супруга может неожиданно в его жизнь прорваться тень-авантюрист. Такая «встреча» с нашей тенью происходит прежде всего потому, что бессознательная сфера имеет тенденцию стремиться к целостности, не позволяя человеку оставаться односторонним, то есть включая все части, в том числе и изнанные в тень нелюбимые. А вот наделяются (негативной) оценкой качества, находящиеся в тени, опять же сознанием человека. В принципе же эти качества являются нейтральными.

А что же потом происходит с ними? Конечно, мы можем попытаться их изгнать. Но нам не удастся запереть их в подвал, выбросить ключ в море, думая, что «баста! О них теперь никогда не услышишь». Подсознание отличается активностью и изгнанный материал тени продолжает оказывать влияние на нашу жизнь, хотим мы того или нет. Для достижения единства и целостности бессознательная сфера должна интегрировать и нелюбимую долю, так как она тоже была часть первоначального человека. Юнг установил, что этот материал становится архаичным и инфантильным соответственно степени его отвержения. Такой материал со временем может достигнуть глубокого нецивилизованного состояния, начиная дичать и становиться деструктивным.

Но тень может стать и превосходным ресурсом, если удастся её интегрировать в психическую модель личности. В результате интеграции освобождается энергия, которую человек использовал раньше для того, чтобы постоянно подальше вытеснять нелюбимую тень. А ещё посредством окультуривания тени можно приобрести «новые старые» качества, обогащающие персону. Только не забывайте: когда часть тени выводят на свет, возникает новый свет, который опять же может отбросить тень!

Каким образом выявлять теневые стороны? Некоторые выводы в термину проекция

Глубинно-психологически проекция обозначает процесс, когда человек свои внутренние части (прежде всего, относящиеся к тени) экстернализует в персонах внешнего мира – подобно диапроектору. Это обнаруживается в том числе и в поиске группой людей козла отпущения. Таким образом, бессознательная сфера вынуждает нас, если мы не собираемся в саморефлексии сталкиваться с нею, заниматься нашей тенью во внешнем мире. В нашем маленьком мирке мы встречаем кого-то, кто оказывается носителем качеств нашей тени, и тогда мы его ненавидим. Конечно, обратное будет неверно, что у всех нелюбимых нами людей, в игре задействована проекция тени. Нет, такие проекции происходят лишь тогда, когда наше отвержение заряжено «сильными эмоциями». «Покажи человека, который тебя приводит в ярость, и я покаже тебе твою тень».

Символы, сказки, мифы

В Юнговской психологии исходят из того, что сказки и мифы кое-что говорят о проблемах и их решениях, так как они выбирают темы, значимые для коллектива. Сказки используют при этом символический язык, который не ограничен исторической эпохой и понятен людям интуитивно. Сказки постоянно задают кризисную ситуацию, которую нельзя преодолеть старыми паттернами поведения. Чтобы преодолеть кризис, необходимы метаморфозы, какие именно? Как раз об этом и говорят сказки на символическом языке.

Индивидуализация

Чтобы добиться психической целостности или по меньшей мере к ней приблизиться, необходимо пройти процесс, в котором добиться контакта с бессознательной сферой и согласиться на интеграцию бессознательных частей в повседневную жизнь. Процесс этот назван Юнгом «индивидуацией». Юнг в книге «Психологические типы» даёт следующее определение: «В принципе индивидуация является процессом формирования и обособления индивидуума, прежде всего формирование психологического индивидуума, существа, отличающегося от всеобщего, от коллективной психологии. Поэтому индивидуацией называется процесс дифференциации, имеющий своей целью формирование индивидуальной личности. Индивидуация является естественным явлением, а помехи на её пути в результате преобладания ориентации на коллективные мерки означает нанесение вреда индивидуальной жизнедеятельности». Говоря более простыми словами: индивидуация обозначает становление своей собственной Самостью.

 

Билет №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.99 (0.01 с.)