По ее выполнению для учащихся заочной формы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По ее выполнению для учащихся заочной формы обучения



ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

Методические указания по изучению дисциплины,

варианты домашней контрольной работы №1 и указания

По ее выполнению для учащихся заочной формы обучения

По специальности 2-70 02 01

Промышленное и гражданское строительство

 

КОБРИН

2010

Составитель: Рылова О.Г., преподаватель филиала «Индустриально-педагогический колледж» Учреждения образования «Республиканский институтпрофессионального образования»; Селях Т.П., преподаватель Учреждения образования «Кобринский государственный профессионально-технический колледж строителей».

В данном сборнике представлены:

• содержание программы дисциплины «Инженерная графика»;

• методические указания по изучению дисциплины «Инженерная графика»;

• вопросы для самоконтроля;

• общие указания к выполнению контрольной работы № 1;

• требования по оформлению контрольной работы № 1 и порядок ее рецензирования;

• задания для выполнения контрольной работы № 1

• образцы выполнения заданий контрольной работы;

• основные теоретические сведения по темам: «Линии чертежа», «Чертежный шрифт», «Правила нанесения размеров», «Деление окружности на равные части», «Сопряжения», «Проецирование геометрических тел», «Аксонометрические проекции», «Пересечение геометрических тел проецирующими плоскостями»;

• методические указания и порядок выполнения предлагаемых заданий.

Задания составлены на основании типовой программы курса «Черчение» для средних специальных учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 28.12.2001.

 

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии УО «Кобринский государственный профессионально-технический колледж строителей»

 

 

УО «Кобринский государственный профессионально-технический колледж строителей»

 

Пояснительная записка

Программой дисциплины «Инженерная графика» предусматривается изу­чение основ геометрического черчения, начертательной геометрии, технического и строительною черчения, приобрете­ние практических навыков выполнения чертежей в соответствии с государст­венными стандартами.

Программа предназначена для учащихся, обучающихся по специальности «Санитарно-техническое оборудование зданий» и является одной из основ­ных дисциплин профессионального цикла в учебном плане.

Междисциплинарные связи «Инженерной графики»: «Строительные материалы», «Основы строительного дела». При изучении программного материала следует руководствоваться теорети­ческим материалом и иллюстрациями к нему, стандартами ЕСКД и СПДС. Необходимо акцентировать внимание на практическом применении изучае­мых теоретических вопросов.

Целью изучения дисциплины «Инженерная графика» является овладение учащимися основами знаний, умений и навыков, необходимых для выполне­ния и чтения чертежей различного назначения, состав­ления конструкторской и технической документации производства.

Задачи изучения дисциплины:

• сформировать знания о прямоугольном проецировании на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости, о построении аксонометрических проекций и приемах выполнения технических рисунков;

• ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, установлен­ных государственными стандартами ЕСКД и СПДС:

• научить в процессе чтения чертежей представлять общий вид предме­тов, анализировать их форму и конструктивные особенности;

• способствовать развитию зрительной памяти, пространственного, об­разного и технического мышления и воображения, сенсомоторных навы­ков, способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отноше­ний на основе графических моделей пространства;

• научить учащихся самостоятельно пользоваться справочной и учебной литературой;

• формировать творческое отношение к процессу труда:

• способствовать воспитанию аккуратности, точности, самостоятельности, привитию культуры труда при выполнении графической документации, достижению высокого качества результатов своего труда.

В результате изучения дисциплины «Инженерная графика» учащиеся долж­ны знать:

• правила и нормы оформления, выполнения чертежей и других конст­рукторских документов, установленные стандартами ЕСКД и СПДС;

• методы проецирования;

• условные графические изображения и обозначения, применяемые на архитектурно-строительных чертежах;

• условные графические изображения и обозначения, применяемые на чертежах инженерного оборудования зданий и элементов генерально­го плана,

В результате изучения дисциплины «Инженерная графика» учащиеся должны уметь:

• пользоваться инструментами и материалами для графических работ

• выполнять основные геометрические построения и проекционные изо­бражения, как с помощью чертежных инструментов, так и от руки - в виде эскизов и технических рисунков;

• наносить размеры на чертежах;

• применять способы построения пространственных форм на плоскости в ортогональных и аксонометрических проекциях;

• выполнять виды, разрезы, сечения, эскизы и чертежи,

• выполнять и читать основные разновидности архитектурно-строительных чертежей.


Методические рекомендации по изучению дисциплины

Раздел 1. Графическое оформление чертежей

Вопросы для самоконтроля

1. Как должно быть освещено место при выполнении чертежных работ?

2. Какие принадлежности и инструменты применяют для выполнения чертежных работ?

3. Как правильно подготовить к работе карандаш? Какими бывают каран­даши по твердости и для проведения, каких линий их применяют?

4. Каковы приемы работы циркулем?

5. На каком расстоянии от границы формата надо проводить линии рамки чертежа?

6. Где размещают основную надпись на чертеже? Какие сведения содер­жит основная надпись?

7. Что называют масштабом чертежа?

8. Что такое угловой масштаб и, в каких случаях его используют?

9. Какая линия принята за исходную?

10.Какие линии чертежа применяют для осевых, центровых и линий об­рыва и какова их толщина относительно сплошной основной линии? 11.Какой линией проводят оси окружностей диаметром менее 10 мм?

Литература: (1) с. 4-17, (3) с.5-15

Вопросы для самоконтроля

1. Чему соответствует размер шрифта?

2. Чему равна ширина прописных, строчных букв?

3. Чему равен наклон букв и цифр по отношению к горизонтальному ос­нованию строки?

4. Как определяется толщина обводки линий?

5. На какие пять групп делятся прописные буквы? Приведите примеры. Каким шрифтом заполняется основная надпись и название чертежа?

Литература: (1) с,23-29, (3) с. 16-19

Вопросы для самоконтроля

1. В каких единицах выражают линейные размеры?

2. Какой толщины должны быть выносные и размерные линии?

  1. На сколько миллиметров должна выходить выносная линия за концы стрелок размерных линий?

4. Какие знаки заменяют слов « диаметр»и «радиус»?

5. Как наносят размерные числа на наклонных размерных линиях?

6. Какие размеры наносят на чертеже, если используется масштаб увели­чения (уменьшения)?

7. Изменяются ли угловые размеры при изменении масштаба изображе­ния?

Литература: (1) сЗЗ-47, (3) с.20

Вопросы для самоконтроля

1. С помощью, каких инструментов и как проводят параллельные пря­мые?

2. Изложите способы деления отрезка прямой на четное и любое число равных частей.

3. Как разделить окружность на 3 и 6,4 и 8 частей?

4. Как разделить окружность на 5 и 10 равных частей?

5. Объясните, как разделить окружность на равные части с помощью таб­лицы хорд.

6. Что называется сопряжением линий?

7. В каком порядке строится сопряжение, если задан радиус сопрягающей дуги и сопрягаемые линии?

8. Какие кривые называются лекальными? Перечислите известные вам лекальные кривые.

Литература: (1) с53-59, (3) с.26-33

Тема 2.1. Точка. Прямая.

Понятие о координатах точки и системе координатных плоскостей. Проецирование точи на три взаимно перпендикулярные плоскости. Обозна­чение плоскостей проекций, осей проекций и проекций точки. Расположение проекций точки на комплексных чертежах в зависимости от ее положения относительно плоскостей проекций.


Проецирование отрезка прямой на три плоскости проекций. Случаи расположения прямой относительно плоскостей проекций (прямые частного и общего положения). Относительное положение точки и прямой. Условие видимости. Относительное положение двух прямых.

Методические рекомендации по изучению темы

На первом этапе изучения темы рекомендуется ознакомиться с систе­мой координатных плоскостей и методом проецирования. Далее следует пе­рейти к рассмотрению проецирования точки и отрезка прямой линии на три взаимно перпендикулярные плоскости. Особое внимание необходимо уде­лить анализу расположения проекций точки (отрезка) на комплексных чер­тежах в зависимости от положения относительно плоскостей проекций. В за­вершении рассмотреть относительное положение точки и прямой, двух пря­мых.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность метода проекций?

2. Что называется горизонтальной, фронтальной, профильной проекцией
точки?

3. Как по эпюру точки определить расстояние до плоскостей проекций?

4. Какими координатами определяются горизонтальная, фронтальная и
профильная проекции точки?

5. Какое положение занимает точка в пространстве, если горизонтальная ее проекция лежит на оси ОХ? Каким е могут быть различные положе­ния прямой линии относительно плоскостей проекций?

6. Какая прямая называется прямой общего положения и какая прямой частного положения?

7. Какие прямые называют прямыми уровня и проецирующими? Как рас­полагаются их проекции на чертеже?

8. В каком случае длина проекции отрезка равна самому отрезку?

9. Сформулируйте признак принадлежности точки прямой линии на эпю­ре.

10. Что называется следом прямой линии? Когда прямая в системе плоско­стей проекций имеет три следа? Два следа? Один след?

11. Что служит на эпюре признаком пересечения прямых линий в про­странстве?

  1. Какими построениями на эпюре можно проверить, параллельны ли друг другу две профильные прямые?
  2. Горизонтальные проекции двух прямых параллельны, а фронтальные проекции их пересекаются. Как взаимно расположены эти прямые в пространстве?

Литература: (2) с.8-20

 

Тема 2.2. Плоскость.

Задание плоскости на комплексном чертеже. Плоскости, параллель­ные плоскости проекции. Проецирующие плоскости. Проекции точки и пря­мой, принадлежащих проецирующим плоскостям. Плоскость общего поло­жения. Линии уровня - горизонталь и фронталь. Проекции точек и прямых, принадлежащих плоскости общего положения. Параллельные и пересекаю­щиеся плоскости. Прямая, пересекающаяся с плоскостью. Прямые, парал­лельные и перпендикулярные к плоскости.

Методические рекомендации по изучению темы

При рассмотрении данной темы необходимо вначале усвоить способы задания плоскости на комплексном чертеже, положение плоскости относи­тельно плоскостей проекций (плоскости частного и общего положения). Да­лее изучить главные линии плоскости и взаимное положение плоскостей и перейти к анализу взаимного положения прямой и плоскости, рассмотрению условий принадлежности точки и отрезка плоскости.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими способами можно изобразить (задать) плоскость на эпюре?

2. Как построить на эпюре точку, принадлежащую данной плоскости?

3. Какими построениями можно убедиться в том, что данная прямая ли­ния принадлежит данной плоскости?

4. Как определяют точку пересечения прямой с плоскостью?

5. Что называется следом плоскости?

6. Какие линии в плоскости называются фронталями (горизонталями) плоскости?

7. Какие плоскости называются проецирующими?

8. Какими свойствами обладают проекции фигур, расположенных в про­ецирующих плоскостях?

Литература: (2) с.21-27

Вопросы для самоконтроля

1. Как образуется и какими элементами задается призматическая поверх­ность?

2. Как образуется пирамидальная поверхность, и какими элементами она задается на эпюре?

3. Как определяется видимость ребер многогранников?

4. Дайте определение цилиндрической и конической поверхностей.

5. Как образуются поверхности вращения? Как они задаются на чертеже?

6. В какие фигуры проецируются цилиндр? Конус? Сфера?

7. Укажите порядок построения проекций точки, принадлежащей поверх­ности геометрического тела.

Литература: (2) с.40-46, (3) с.30-39

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что называют аксонометрическими проекциями? Каковы достоинства аксонометрии в сравнении с ортогональными проекциями?

2. Назовите виды аксонометрических проекций. В чем их различие?

3. Что такое коэффициент искажения и от чего зависит его величина?

4. В зависимости от чего выбирают вид аксонометрической проекции?

5. В каком порядке следует вести построение аксонометрии точек, отрез­ков прямых и плоских фигур общего положения, заданных ортогональ­ными проекциями?

 

6. Какие существуют способы изображения окружности в аксонометри­ческой проекции?

7. Как располагается большая ось эллипса при вычерчивании окружности в разных плоскостях проекций? Приведите примеры.

Литература: (2) с.34-39, (3) с.30-39

Тема 2.5. Способы преобразования проекций

Способ замены плоскостей проекций. Нахождение действительной ве­личины отрезка прямой и плоской фигуры способом замены плоскостей про­екций.

Способ вращения. Вращение отрезка прямой и плоской фигуры вокруг оси, перпендикулярной одной из плоскостей проекций. Нахождение действи­тельной величины отрезка прямой и плоской фигуры способом вращения.

Методические рекомендации по изучению темы

Изучение этой темы рекомендуется начать с усвоения назначения способов преобразования проекций (решение позиционных и метрических задач) и их видов. Далее изучить сущность способа замены плоскостей про­екций и способа вращения.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют основные способы преобразования проекций, и в чем заключается их практическое применение?

2. В чем заключается сущность способа вращения?

3. Какую прямую принимают за ось вращения?

4. Какой вид имеют проекции траектории точки при вращении ее вокруг оси, перпендикулярной к какой-либо плоскости проекций?

5. Как осуществляется вращение прямой?

6. Как осуществляют вращение плоскости?

7. В чем заключается способ замены плоскостей проекций?

8. Как применить способ замены плоскостей проекций для определения длины отрезка прямой?

Литература: (2) с.28-33

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается общий способ построения линии взаимного пересе­чения двух поверхностей?

2. Изложите сущность построения линии пересечения двух многогранни­ков.

3. Каким условием следует руководствоваться при определении видимо­сти участков линии взаимного пересечения двух многогранников?

4. В каком случае две проекции линии пересечения совпадают с вырож­денными проекциями поверхностей геометрических тел? Приведите примеры.

5. В чем заключается метод вспомогательных сфер? В каком случае он используется?

Литература: (2) с.54-61, (3) с.44-48


Методические рекомендации по выполнению

Литература

1. В. К. Воспуков, П.М. Воробей «Техническоечерчение», Мн., 2003.

2. В.В. Држевецкий «Основы начертательной геометрии и проекци­онного черчения», Мн., 2000.

3. Ю.И. Короев «Черчение для строителей», М, 2000.

Стандарты

1. ГОСТ 2.001-93 ЕСКД: Общие положения. ГОСТ 2.101-68 ЕСКД: Виды изделий.

2. ГОСТ 2.102-68 ЕСКД: Виды и комплектность конструкторских доку­ментов.

3. ГОСТ 2.104-68 ЕСКД: Основные надписи. ГОСТ 2.109-73 ЕСКД: Основные требования к чертежам. ГОСТ 2.301-68 ЕСКД: Форматы.

4. ГОСТ 2.302-68 ЕСКД: Масштабы.

5. ГОСТ 2.303-68 ЕСКД: Линии.

6. ГОСТ 2.304-81 ЕСКД: Шрифты чертежные.

7. ГОСТ 2.305-68 ЕСКД: Изображения - виды, разрезы, сечения.

8. ГОСТ 2.306-68 ЕСКД: Обозначения графические материалов и правила нанесения на чертежах.

9. ГОСТ 2.307-68 ЕСКД: Нанесение размеров и предельных отклонений.

10. ГОСТ 2.309-73 ЕСКД: Обозначение шероховатости поверхностей, требований и таблиц.

11. ГОСТ 2.317-69 ЕСКД: Аксонометрические проекции.

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1

 

№ задания Наименование задания Формат листа
  Титульный лист А4
  Вычерчивание контура детали с построением сопряжений и нанесением размеров А4
  Пересечение плоскостей А3
  Проецирование группы геометрических тел. Аксонометрическое изображение группы геометрических тел А3
  Сечение тела плоскостью А3
  Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел А3

 

ВАРИАНТЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Последняя цифра зачетной книжки
Первая буква фамилии учащегося                      
А,П                    
Б, Р                    
В, С                    
Г, Т                    
Д,У                    
Е, Ф                    
Ж,Х                    
З, Ц                    
И, Ч                    
К,Ш                    
Л,Э                    
М,Ю                    
Н,Я                    
О                    

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………....3

2. Методические указания по изучению дисциплины...... ………………………………………….4

3. Методические указания по выполнению домашней контрольной работы № 1 ………………….10

4. Требования к выполнению и оформлению контрольной работы №1…………………………………10

5. Рекомендуемая литература............................................. …………………………………………..10

6. Содержание контрольной работы № 1......................... …………………………………………...11

7. Варианты графической части контрольной работы……………………………………………………………..11

8. Задания контрольной работы № 1

 

• Задание 1................................................................. ……………………………………………13

• Задание 2.................................................................. ……………………………………………….17

• Задание 3.................................................................. ……………………………………………27

• Задание 4................................................................. …………………………………………….32

• Задание 5................................................................. …………………………………………….47

• Задание 6………………………………………………………………………………………………..59


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

 

Задание1

«Титульный лист»

Цель - научиться писать чертежным шрифтом.

Содержание. Выполнить титульный лист чертежным шрифтом согласно образцу (рис. 1). Работу выполнить на листе чертежной бумаги формата А4 (297x210), согласно ГОСТ 2.304-81 ЕСКД: Шрифты чертежные.

Методические указания.

Оформлять чертежи надписями надо аккуратно. Нечетко сделанные надписи или небрежно написанные буквы могут быть неправильно поняты при чтении чертежа.

При выполнении надписей чертежным шрифтом рекомендуется предварительно начертить сетку, образованную двумя горизонтальными линиями с расстоянием между ними равным высоте букв, которую делим на десять равных частей и проводим десять горизонтальных линий. Затем проводим вертикальные линии с наклоном 75, расположенные друг от друга на расстоянии, равном ширине букв. Контуры букв намечают тонкими линиями. Убедившись, что буквы написаны правильно, их обводят мягким карандашом. После овладения навыками написания букв и цифр можно проводить только верхнюю и нижнюю линии строк.

Основную надпись вы будете заполнять шрифтом 3,5, название чертежа - шрифтом 5 или 7.



 


Порядок выполнения.

1. Изучить ГОСТ 2.304 -81 «Шрифты чертежные» и теоретический материал, рекомендуемой литературы.

2. Подготовить рабочее место, инструменты, бумагу и пособия.

3. Ознакомиться с содержанием титульного листа и образцом выполнения.

4. Наметить расположение текста титульного листа

5. Выполнить карандашом титульный лист, предварительно нанеся сетку и придерживаясь очертаний букв и цифр, указанных ГОСТ 2.304 -81.

6. Проверить правильность выполнения надписей. Выполнить обводку.

Рис.2

Задание 2

«Вычерчивание контура детали с построением сопряжений и нанесением размеров»

Цель:

• ознакомиться с правилами оформления чертежей; ГОСТ 2.109-73 ЕСКД: Основные требования к чертежам.

• научиться вычерчивать линии в соответствии с ГОСТ 2.303-68 ЕСКД: Линии;

• применять правила нанесения размеров на чертеже при выполнении чертежа плоской детали. ГОСТ 2.307-68 ЕСКД: Нанесение размеров и предельных отклонений;

• научиться технике выполнения и правильному построению геометрических форм;

• научиться работать с чертежными инструментами.

Содержание. На листе чертежной бумаги формата А4 построить контур детали в масштабе 1:1 с делением окружности на равные части и построением сопряжений; нанести размеры. Образец выполнения дан на рис. 2. Варианты графической работы приведены в таблице 1.

Порядок выполнения.

 

1. Изучить ГОСТы и теоретический материал по темам «Линии», «Сопряжения», «Деление окружности на равные части» и «Нанесение размеров» рекомендуемой литературы.

2. Подготовить рабочее место, инструменты, бумагу и пособия.

3. Ознакомиться с содержанием индивидуального задания и образцом выполнения.

4. Внимательно изучить геометрическую форму детали.

5. Наметить расположение изображения детали на листе.

6. Выполнить необходимые построения тонкими линиями.

7. Проверить правильность выполнения задания.

8. Проставить размеры.

9. Выполнить обводку.

10. Заполнить основную надпись.


 



 

 

 

 

 

 

 




Задание 3.

«Пересечение плоскостей»

Цель:

  • развить пространственное мышление
  • изучить виды проецирования
  • научиться определять линию пересечения плоскостей
  • научиться определять видимость.

Содержание. Построить линию пересечения плоскостей, каждая из которых задана координатами проекций трех точек α(АВС) и β (DEF) на листе чертежной бумаги формата А3 (297×420). Образец выполнения дан на рис. 8. Координаты точек для выполнения задачи приведены в таблице 2.

Таблица 2.

  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
точки X Y Z точки X Y Z точки X Y Z
A       A       A      
B       B       B      
C       C       C      
D       D       D      
E       E       E      
F       F       F      

 

  Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6
точки X Y Z точки X Y Z точки X Y Z
A       A       A      
B       B       B      
C       C       C      
D       D       D      
E       E       E      
F       F       F      

 

 

  Вариант 7 Вариант 8 Вариант 9
точки X Y Z точки X Y Z точки X Y Z
A       A       A      
B       B       B      
C       C       C      
D       D       D      
E       E       E      
F       F       F      

 

 

  Вариант 10 Вариант 11 Вариант 12
точки X Y Z точки X Y Z точки X Y Z
A       A       A      
B       B       B      
C       C       C      
D       D       D      
E       E       E      
F       F       F      

 

 

  Вариант 13 Вариант 14 Вариант 15
точки X Y Z точки X Y Z точки X Y Z
A       A       A      
B       B       B      
C       C       C      
D       D       D      
E       E       E      
F       F       F      
  Вариант 16 Вариант 17 Вариант 18
точки X Y Z точки X Y Z точки X Y Z
A       A       A      
B       B       B      
C       C       C      
D       D       D      
E       E       E      
F       F       F      

 

  Вариант 19 Вариант 20 Вариант 21
точки X Y Z точки X Y Z точки X Y Z
A       A       A      
B       B       B      
C       C       C      
D       D       D      
E       E       E      
F       F       F      

 

  Вариант 22 Вариант 23 Вариант 24
точки X Y Z точки X Y Z точки X Y Z
A       A       A      
B       B       B      
C       C       C      
D       D       D      
E       E       E      
F       F       F      

 

 

Порядок выполнения.

1. Изучить методические указания, ГОСТы и соответствующую литературу.

2. Подготовить рабочее место, инструменты, бумагу и пособия.

3. Ознакомиться с содержанием индивидуального задания и образцом выполнения.

4. Наметить места расположения задания.

5. Построить по координатам точек плоскости α(АВС) и β (DFE).

6. Заключаем одну из сторон, например АС, во фронтально-проецирующую плоскость γ2.

7. Находим линию пересечения 3-4.

8. Находим горизонтальную проекцию L1, затем фронтальную проекцию L2.

9. Сторону заключаем в горизонтально проецирующую плоскость σ1.

10. Находим линию пересечения 1-2, а затем и точку К (К1, К2).

11. Определяем видимость по конкурирующим точкам.


Задание 4

«Проецирование группы геометрических тел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.157 с.)