Документ 2.14. Покорность и пытка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документ 2.14. Покорность и пытка



 

В 60-е годы социальный психолог С. Милгрэм (S. Milgram) изучал проблему послушания и доверия к авторитету.

Милгрэм объявил своим испытуемым, что он хочет исследовать воздействие наказания на заучивание слогов. Он хотел, чтобы испытуемый играл роль «учителя», который должен наказывать «ученика» все более сурово за каждую новую ошибку. Затем он помещал испытуемых перед рядом кнопок, нажатие которых вызывало удары тока напряжением от 15 до 450 вольт (последнее напряжение может причинить сильные страдания и серьезные физические повреждения). «Ученик» сидел в соседней комнате на стуле, окруженном электрическими проводами.

 

Рис. 2.24. Эксперимент Милгрэма: испытуемый-«учитель» по приказам экспериментатора продолжает наносить «ученику» удары электрическим током, даже если тот «вопит от боли». (Сцена из телевизионной передачи.)

 

Милгрэм настойчиво объяснял испытуемым-«учителям», что использование ударов тока составляет важную часть опыта и что опыт потеряет всякий смысл, если его требования не будут выполняться.

После этого добропорядочные отцы семейств, миролюбивые люди, посылали ученику, несмотря на его стоны, разряды в 75 вольт, а затем, не реагируя на его мольбы, удары тока от 150 до 300 вольт; такие напряжения вызывали у ученика крики боли. И все это только потому, что экспериментатор, сидевший рядом с «учителем», приказывал ему продолжать «обучение».

Две трети испытуемых, выполнявших роль «учителя», до самого конца полностью подчинялись экспериментатору, хотя последний не обещал покарать их или вознаградить [*].

[На самом деле «ученик» не подвергался воздействию тока; его роль играл ассистент экспериментатора, который давал ошибочные ответы и симулировал страдание при «наказаниях».]

Милгрэм, однако, не обнаружил никаких различий между личными качествами тех, кто доводил эксперимент до конца, и того меньшинства, которое отказывалось продолжать его.

Такие эксперименты показывают, как «нормальные» люди, которые в силу своего воспитания привыкли подчиняться, способны к бесчеловечным действиям и к тягчайшим преступлениям из-за уважения к власти. Вполне вероятно, что этого достаточно, чтобы объяснить зверства, совершавшиеся нацистами во время второй мировой войны, или все те физические и психологические пытки, которым подвергают людей в наши дни во многих странах.

 

 

Резюме

 

1. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена.

2. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивидууму, будь то «тень»,обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги,которых считали ответственными за все действия людей.

3. Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

4. Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в XVII веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.

5. Разделение между естественными науками и философией произошло в основном в XVII веке. Эмпирическое направление привело к созданию научного метода и открыло возможность изучать факты путем наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез,которые подлежат проверке.

6. В XVIII веке психология тоже отделилась от философии, пытаясь заменить изучение «души» изучением сознания и процессов мышления.

7. Научная психология родилась, однако, лишь в конце XIX века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты,пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты,изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом.

8. В начале XX века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому в принципе укладывается в схему S—R (стимул—реакция).

9. Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем. Что касается этологов и социобиологов, то они исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенной в него от рождения видоспецифической программы.

10. Когнитивный подход делает упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Согласно гештальтистам,исходная запрограммированность определенных внутренних структур уже заранее ориентирует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как по мнению конструктивистов наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду. Со своей стороны когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации.

11. В центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов находится развитие личности. Если для психоаналитиков поведение отдельного человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас.

12. Социально-психологический подход видит в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение независимо от индивидуальных особенностей.

13. Каждый из этих различных подходов характеризуется собственным представлением о человеке, его происхождении и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они постепенно затихают. По существу все больше и больше психологов избирают эклектический подход.

14. В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых данных.

 

 

Литература

 

Общие работы

 

Chatlan J., Gratiot-Alphandery H., Doron R., Cazayus P., 1977. Les grandes psychologies modernes, Bruxulles, Dessart.

Consier J., 1970. Clef pour la Psychologie, Paris, Seghers.

Ouvrage collectif, 1972. Les 10 grands de la psychologie, Paris, CEPL.

Reuchlin M. (1974). Histoire de la psychologie (9eédition), Paris, P. U. F., Que sais-je? n° 732.

Sahakian W. S., 1981. History of Psychology, Itasca Ill, F. E., Peacock Publ.

 

Цитированная литература

 

Asch S. E., 1951. "Effects of group pressure upon the modification and distorsion of judgement", in: H. Guptskow (Éd.), Groups, leadership and men, Pittsburgh, P. A., Carnegie.

Bandura A. (1965). "Influence of Model's reinforcement contingencies on the acquisitions of imitative responses", Journal of Personality and Social Psychology, 1, p. 589-595.

Bolles R. C., 1974. "Cognition and Motivation: Some historical trends", in: B. Weiner (Ed.), Cognition views of human motivation, New York, Academic Press.

Bower T. G. R., 1977. Primer of Infant Development, San Francisco, Freeman.

Chauvin R., 1975. L'éthologie, étude biologique du comportement animal, Paris, P. U. F.

Condillac de E. B., 1754. Traité des sensations, Paris.

Fechner G. T., 1860. Elemente der Psychophysik, Leipzig.

Festinger L. A., 1957. A theory of cognitive dissonance, Stanford, California, Standford University Press.

Freud S., 1976. Psychopathologie de la vie quotidienne, Paris, Payot.

Hume D., 1739. A Treatise of Human Nature, London.

Kosslyn S. M. (1975). "Information representation in visual image", Cognitive Psychology, n° 7, p. 341-370.

Locke J., 1690. An essay concerning human understanding, Londres.

Maslow A. H., 1962. Toward a Psychology of Being, Princeton, G. J., Van Nostrand.

Milgram S., 1974. Soumission à l'autorité, Paris, Calmann-Lévy.

Moscovici S., 1979. Psychologie des minorités actives, Paris, P. U. F.

Neisser U., 1967. Cognitive Psychology, New York, Appleten Century Crofts.

Neisser U., 1976. Cognitive and Reality. Principles and implications of cognitive psychology, San Francisco, W. H. Freeman.

Pavlov I. P., 1927. Conditioned Reflexes, London, Oxford University Press.

Piaget J., 1936. La naissance de l'intelligence chez l'enfant, Neuchatel, Delachaux et Niestlé.

Rogers C. R., 1961. On Becoming a Person, Houghton-Miffin.

Ruwet J. C., 1969. Éthologie, biologie du comportement, Bruxelles, Dessart.

Schachter S., 1959. The Psychology of Affiliation, Standford, California, Standford University Press.

Skinner B. F., 1928, The Behavior of Organisms, Englewood, Cliffs, N. J., Prentice Hall.

Thines G., 1966. Psychologie des animaux, Bruxelles, Dessart.

Thorndike E. L., 1911. Animal Intelligence, Experimental Studies, New York, MacMillan.

Trivers R. (1971). "The evolution of reciprocal altruism", Quarterly Review of Biology, n° 46, p. 35-57.

Tulving E., 1972. "Episodic and semantic memory", dans E. Tulving et W. Donaldson (Eds.), Organisation of Memory, New York, Academic Press.

Watson J. B. (1913). "Psychology as the behaviorist views it", Psychological Review, n° 20, p. 158-177.

Watson J. B. (1924). Behaviorism, New York, Norton.

Wilson E. O., 1975. Sociobiology: The new synthesis, Cambridge, Harvard University Press.

Zajonc R. B. (1965). "Social Facilitation", Science, n° 149, p. 269-274.

 

 

Материал для самопроверки

 

Заполнить пробелы

 

1. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой....., заключенной в теле.

2. Древние греки считали, что за мысли и поступки людей ответственны......

3. Согласно Платону,..... обитает в теле в течение жизни человека, а после его смерти переходит в......

4. Для Аристотеля разум (психика) — это одна из..... тела.

5. В средние века объяснение мира и сущности человека опиралось одновременно на взгляды..... и на......

6. По мнению Декарта, действия организма определяются....., находящимися в головном мозгу.

7. Представление о том, что тело выполняет свои функции механически под контролем «разумной души», известно под названием......

8...... — это философское течение, делающее главный упор на роль разума в приобретении знаний.

9. Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь......

10. Естественные науки, развитие которых началось в XVII в., претендуют на свою принадлежность к..... направлению.

11...... — это предположение, высказанное на основании уже установленных фактов.

12. По представлениям философов-эмпириков XVIII в., ощущения комбинируются по..... принципу.

13. В XVIII в. изучение души заменяется изучением..... и......

14. Первая лаборатория психологии была основана..... в..... г.

15. По мнению структуралистов, сознание можно разложить на психические......

16. Метод..... состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.

17. Функционалистский подход основан на изучении приобретения......

18. По мнению основателя..... Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы......

19. Согласно необихевиористам, к которым принадлежит Скиннер, поведение всегда детерминируется своими......

20. Теория социального научения выдвигает тезис о том, что человек склонен..... поведению других людей, которые служат, таким образом,......

21. Изучением связей между нервными структурами и поведением занимается......

22. Этология человека ставит своей целью выявить..... человеческой природы.

23. Социобиология утверждает, что живые существа все время....., чтобы обеспечить передачу своих..... следующим поколениям.

24. Для гештальтистов восприятие — это некое организованное.....,..... от суммы составляющих его частей.

25. По мнению Пиаже и конструктивистов, когнитивное развитие осуществляется по ступеням, или......

26. Изучением организации памяти, воображения и других познавательных психических процессов занимается..... психология.

27. Согласно теории....., многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавлявшимися в детстве.

28. По мнению психологов гуманистического направления, любому индивидууму свойственно врожденное стремление к полной......

29. Как показала социальная психология, б о льшая часть личных качеств индивидуума формируется в результате его постоянного..... с другими людьми.

30...... подход заимствует из всех существующих теорий наиболее полезные в том или ином случае концепции и использует их.

 

Верно или неверно?

 

1. Аристотель был одним из первых философов, рассматривавших разум как неотъемлемую часть живого организма.

2. Представление о человеке, выдвинутое Декартом, вытекает из монистической концепции.

3. В основе научного метода лежит проверка гипотез.

4. Элементаристская доктрина Вундта имела целью выявить функции сознания.

5. Экспериментальная интроспекция — научный метод, главный недостаток которого в его субъективности.

6. По мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано.

7. Этология стремится понять, каким образом врожденные механизмы могут функционировать независимо от среды.

8. Гештальтисты считают, что наше восприятие мира создается из элементов, которые мозг научается организовывать.

9. Пиаже выдвинул идею о том, что наследуется только способ функционирования интеллекта.

10. Когнитивная психология утверждает, что в основе любого поведения лежит тот или иной мыслительный процесс, который совершался ранее.

11. Гипотезы, выдвинутые в теории Фрейда, ниспровергли многие идеи, особенно в области сексуальности.

12. Гуманистическая точка зрения на развитие личности исходит скорее из пессимистического представления о природе человека.

13. Все современные теории подчеркивают важность врожденных факторов в психологическом развитии индивидуума.

14. В настоящее время в психологии наблюдается тенденция четко определять те аспекты, на которых неизбежно должны сталкиваться взгляды представителей разных школ.

15. Из современного определения психологии следует исключить анализ поведения в пользу анализа внутренних психических процессов и приложения полученных данных.

 

Выбрать правильный ответ

 

1. В «Илиаде» Гомер приписывал поведение своих героев

а) капризу богов;

б) «животному разуму»;

в) душе.

г) Все ответы неверны.

2. Философия Аристотеля

а) делает упор на знание и мудрость;

б) рассматривает душу как функцию тела;

в) ставит своей целью познание Вселенной и царящего в ней порядка.

г) Верны все ответы.

3. Философы средневековья

а) полностью отвергали доктрину Аристотеля;

б) опирались в своих исследованиях на богословов;

в) пытались защищать догматы христианской религии.

г) Все ответы неверны.

4. Декартова концепция человека

а) дуалистична;

б) отвергает идею души как сущности человека;

в) опирается на разум, освещаемый верой.

г) Все ответы неверны.

5. Эмпирики XVIII в. делали упор на

а) роль ощущений;

б) скорее на опыт, чем на разум;

в) принцип ассоциации идей.

г) Верны все ответы.

6. Научный метод

а) рационалистичен;

б) состоит главным образом в проверке гипотез;

в) субъективен.

г) Верны все ответы.

7. Первая психологическая лаборатория была создана

а) Вундтом;

б) в 1732 г.;

в) для изучения функций сознания.

г) Верны все ответы.

8. Функционалистский подход начала века

а) никогда не оспаривался;

б) отвергает использование интроспекции;

в) делает упор на адаптивную роль сознания;

г) отрицает существование сознания.

9. Схема S—R делает упор на

а) объективное описание поведения;

б) бесполезность концепции сознания;

в) соответствие между реакцией и данным стимулом.

г) Верны все ответы.

10. Этология занимается

а) биологическим изучением поведения;

б) стратегиями, используемыми для передачи генов;

в) поведением животных, но не поведением человека.

г) Все ответы неверны.

11. Когнитивный подход настаивает на том, что

а) индивидуум реагирует подобно машине;

б) разум человека обладает большей информацией, чем та, которую он получает извне;

в) нашим поведением управляют подавленные влечения;

г) мозг функционирует путем ассоциации идей.

12. Согласно Пиаже, все дети

а) проходят одни и те же стадии развития мышления;

б) проходят через все стадии развития мышления;

в) рождаются умными.

г) Верны все ответы.

13. По теории Фрейда либидо — это энергия,

а) соответствующая потребности в самореализации личности;

б) возникающая в результате подавления полового влечения;

в) лежащая в основе жизненных влечений;

г) лежащая в основе взаимодействий между людьми.

14. Гуманистический подход

а) носит детерминистский характер;

б) направлен на расцвет потенциальных возможностей индивидуума;

в) основан на изучении приемлемых форм поведения.

г) Верны все ответы.

15. Эклектический подход ставит своей целью

а) отбросить данные, полученные разными направлениями;

б) выбрать наиболее полезные концепции и методы;

в) доказать обоснованность определенных взглядов.

г) Все ответы неверны.

 

 

Ответы на вопросы

 

Заполнить пробелы

 

1 — душе (или «тени»); 2 — боги; 3 — разум (или душа), «мир теней»; 4 — функций; 5 — Аристотеля, богословие; 6 — «животными душами»; 7 — дуализма; 8 — Рационализм; 9 — экспериментальным путем; 10 — эмпирическому; 11 — гипотеза; 12 — ассоциативному; 13 — мыслительной функции, сознания; 14 — Вундтом, 1879; 15 — элементы; 16 — интроспекций; 17 — навыков; 18 — бихевиоризма, S—R; 19 — последствиями; 20 — подражать, моделями; 21 — психофизиология; 22 — биологические основы; 23 — конкурируют между собой, генов; 24 — целое, отличное; 25 — стадиям; 26 — когнитивная; 27 — психоанализа; 28 — самореализации; 29 — взаимодействия; 30 — Эклектический.

 

Верно или неверно?

 

1 — В; 2 — Н; 3 — В; 4 — Н; 5 — В; 6 — В; 7 — Н; 8 — Н; 9 — В; 10 — В; 11 — В; 12 — Н; 13 — Н; 14 — Н; 15 — Н.

 

Выбрать правильный ответ

 

1 — а; 2 — г; 3 — г; 4 — а; 5 — г; 6 — б; 7 — а; 8 — в; 9 — г; 10 — а; 11 — б; 12 — а; 13 — в; 14 — б; 15 — г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.112 с.)