Тема 3. Особенности нормального психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Особенности нормального психического развития



1. Понятие «норма». Норма как сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

Среднестатистическая норма: уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.

Функциональная норма: индивидуальная норма развития; любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.

Идеальная норма – некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Это высший уровень функциональной нормы.

Социальная норма – общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп.

 

2. Особенности нормы:

- уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, в котором он воспитывается;

- развитие ребенка в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

- развитие в соответствии с требованиями общества, определяющими как актуальные формы поведения, так и зону ближайшего развития.

 

Первоочередные критерии нормы (Г.К. Ушаков):

- детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;

- соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность);

- максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности;

- гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;

- адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватная идентификация образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений;

- соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей;

- удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармония взаимоотношений с ними;

- умение уживаться с иными лицами и с самим собой;

- критический подход к обстоятельствам жизни;

- способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов;

- адекватность реакции на общественные обстоятельства (социальную среду);

- чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

- постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;

- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;

- самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов;

- способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

 

3. Условия нормального развития:

- нормальная работа головного мозга;

- нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

- сохранность анализаторов, обеспечивающих нормальную связь с внешним миром;

- систематичность и последовательность развивающей среды ребенка.

 

4.Закономерности в развитии нормального ребенка:

- цикличность психического развития;

- неравномерность психического развития;

- развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;

- пластичность нервной системы;

- соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

 

5. Общие закономерности отклоняющегося развития:

- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

- трудность словесного опосредования;

- замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.006 с.)