ТОП 10:

Понятие аномального развития (дизонтогенез). Современные классификации видов психического дизонтогенеза.



1.КАК ИЗВЕСТНО, СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО аутизма оформляется окончательно к 2,5 -- 3 годам. В этом возрасте психическое развитие ребенка имеет уже выраженные черты искаженности (В.В.Лебединский, 1985), нарушения носят всепроникающий характер и проявляются в особенностях моторного, речевого, интеллектуального развития. В настоящее время становится все более понятно, что искажение психического развития связано, прежде всего, с общим нарушением возможности ребенка вступать в активное взаимодействие с окружающим. Такое нарушение является закономерным результатом трудностей становления уже на первом году жизни основных аффективных механизмов, формирующих и поведение, и само мироощущение ребенка (О.С.Никольская, 1990). Они развиваются скорее в целях защиты и ограждения малыша от контактов с миром.

Традиционно наиболее явные черты уже сложившегося синдрома детского аутизма определяются следующим образом:

* нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

* стереотипность в поведении проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий -- моторных (раскачивания, прыжки, постукивания и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов, которые отражаются в разговорах на одну и ту же тему, в одних и тех же рисунках;

совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица), суть которых -- нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации; -- всеми исследователями подчеркивается, что детский аутизм -- это прежде всего вызванное особыми биологическими причинами нарушение психического развития, которое проявляется очень рано.

Мнение специалистов подтверждается воспоминаниями близких таких детей и ставшими сейчас нередкостью домашними видеозаписями: особенности аффективного развития аутичных детей можно обнаружить уже на первом году жизни. Они проявляются, прежде всего, в повышенной сензитивности малыша к сенсорным стимулам, что выражается, с одной стороны, в легкости возникновения состояния дискомфорта и прочной фиксации страхов, с другой -- в захваченности, очарованности избирательными ощущениями -- тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребенок пытается получить вновь и вновь. Эта тенденция сочетается с малой активностью в контактах с окружением, его обследовании.

Характерные для аутистического типа развития -- сложности взаимодействия с близкими людьми -- обнаруживаются уже на инстинктивном уровне как особенности приспособления к рукам матери, недостаточность зрительного контакта с близкими, своеобразие комплекса оживления, нарушения формирования привязанности. С раннего возраста отмечается слабая реакция на обращение близких к ребенку, трудности попыток его произвольной организации (см. книгу О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг «Аутичный ребенок: пути помощи", 1997).

Таким образом, необходимость раннего коррекционного вмешательства при признаках аутистического развития очевидна. Попытаемся сформулировать основные принципы психологической коррекции, адекватные аутичному ребенку раннего возраста, и остановимся на некоторых ее приемах. Принципы организации коррекционной работы

Рассмотрим прежде всего основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми раннего возраста с подобным нарушением аффективного развития.

1. Логика аффективного развития аутичного ребенка, в силу тех патологических условий, в которых оно происходит (изначальная слабость тонуса и сверхчувствительность) отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающей его психический тонус и заглушающей постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние тревоги и различные страхи. На ранних этапах аутистического дизонтогенеза можно видеть, как происходит связанное с этим искажение психического развития ребенка. Фиксация отдельных сильных ощущений от внешнего сенсорного потока, от своего тела происходит очень рано. Ребенок вновь и вновь стремится их повторить, тем самым ограничивая возможность формирования механизмов реальной адаптации в развитии отношений с окружающим миром, и прежде всего с близкими.

2. Помимо искажения психического развития при раннем детском аутизме мы видим в любом случае, даже при ощущении достаточно интенсивного интеллектуального развития и при наличии каких-то избирательных способностей у ребенка, его выраженную эмоциональную незрелость. Поэтому, вступая с ним во взаимодействие, нужно адекватно оценивать его реальный "эмоциональный" возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями; что он часто действительно не может подождать обещанного; что ему нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен; что ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию поэтому характерны отсроченные реакции, стремление стереотипизировать взаимодействие с окружающим. Перечисленные особенности не являются в принципе патологичными, они характерны и для очень ранних этапов нормального развития. Вспомним, как младенец отрицательно реагирует на задержку удовлетворения его потребности, как требует для ухода за собой одни и те же руки, как многократно он хочет повторить одно и то же приятное впечатление, как легко возникает плач после сильной радости или возбуждения. Как любой малыш, аутичный ребенок очень чувствителен к интонации, с которой к нему обращаются, крайне чуток к эмоциональному состоянию близкого человека -- особенно легко ему передаются его тревога, неуверенность, он страдает от дискомфорта, но часто может выражать это не сопереживанием, а ухудшением собственного состояния, усилением страхов, агрессивным поведением.

3. Оказание коррекционной помощи невозможно без точного определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление нежелательных протестных реакций -- негативизма, агрессии или самоагрессии и фиксацию негативного опыта общения.

4. Основная нагрузка, как физическая, так и психическая, в воспитании ребенка ложится на его мать. Нужна регулярная помощь специалистов, которые могли бы квалифицированно оценить состояние ребенка, его динамику, подсказать матери конкретные коррекционные приемы в работе с ним, наметить следующие закономерные этапы психологической коррекции и обучения. Однако в попытках наладить взаимодействие с ребенком с серьезными нарушениями эмоционального развития (особенно раннего возраста) специалист не должен подменять родителей. Механизм привязанности должен быть сформирован именно к матери, именно она должна научиться самостоятельно управлять поведением малыша, справляться с его состояниями повышенной тревожности, агрессивности. Только она наиболее естественно может наполнить их общие складывающиеся стереотипы бытовой жизни важными для обоих аффективными подробностями.

5. Большое значение в успешности коррекционной работы имеет правильная оценка динамики развития ребенка. Даже когда близкие ребенка очень внимательны ко всем его проявлениям: и небольшим ухудшениям состояния, и к малейшему его движению в сторону новых положительных приобретений, им в этом часто нужна помощь специалиста. Быстрое привыкание к новым возможностям малыша, а иногда и некоторая их недооценка либо, напротив, большое желание принять отдельные признаки зарождающейся способности за умение, которое должно стабильно проявляться, -- естественные последствия каждодневной жизни с ребенком и невозможность стать на позицию "объективного наблюдателя" со стороны.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.003 с.)