Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие аномального развития (дизонтогенез). Современные классификации видов психического дизонтогенеза.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. КАК ИЗВЕСТНО, СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО аутизма оформляется окончательно к 2,5 -- 3 годам. В этом возрасте психическое развитие ребенка имеет уже выраженные черты искаженности (В.В.Лебединский, 1985), нарушения носят всепроникающий характер и проявляются в особенностях моторного, речевого, интеллектуального развития. В настоящее время становится все более понятно, что искажение психического развития связано, прежде всего, с общим нарушением возможности ребенка вступать в активное взаимодействие с окружающим. Такое нарушение является закономерным результатом трудностей становления уже на первом году жизни основных аффективных механизмов, формирующих и поведение, и само мироощущение ребенка (О.С.Никольская, 1990). Они развиваются скорее в целях защиты и ограждения малыша от контактов с миром. Традиционно наиболее явные черты уже сложившегося синдрома детского аутизма определяются следующим образом: * нарушение способности к установлению эмоционального контакта; * стереотипность в поведении проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий -- моторных (раскачивания, прыжки, постукивания и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов, которые отражаются в разговорах на одну и ту же тему, в одних и тех же рисунках; совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица), суть которых -- нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации; -- всеми исследователями подчеркивается, что детский аутизм -- это прежде всего вызванное особыми биологическими причинами нарушение психического развития, которое проявляется очень рано. Мнение специалистов подтверждается воспоминаниями близких таких детей и ставшими сейчас нередкостью домашними видеозаписями: особенности аффективного развития аутичных детей можно обнаружить уже на первом году жизни. Они проявляются, прежде всего, в повышенной сензитивности малыша к сенсорным стимулам, что выражается, с одной стороны, в легкости возникновения состояния дискомфорта и прочной фиксации страхов, с другой -- в захваченности, очарованности избирательными ощущениями -- тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребенок пытается получить вновь и вновь. Эта тенденция сочетается с малой активностью в контактах с окружением, его обследовании. Характерные для аутистического типа развития -- сложности взаимодействия с близкими людьми -- обнаруживаются уже на инстинктивном уровне как особенности приспособления к рукам матери, недостаточность зрительного контакта с близкими, своеобразие комплекса оживления, нарушения формирования привязанности. С раннего возраста отмечается слабая реакция на обращение близких к ребенку, трудности попыток его произвольной организации (см. книгу О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг «Аутичный ребенок: пути помощи", 1997). Таким образом, необходимость раннего коррекционного вмешательства при признаках аутистического развития очевидна. Попытаемся сформулировать основные принципы психологической коррекции, адекватные аутичному ребенку раннего возраста, и остановимся на некоторых ее приемах. Принципы организации коррекционной работы Рассмотрим прежде всего основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми раннего возраста с подобным нарушением аффективного развития. 1. Логика аффективного развития аутичного ребенка, в силу тех патологических условий, в которых оно происходит (изначальная слабость тонуса и сверхчувствительность) отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающей его психический тонус и заглушающей постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние тревоги и различные страхи. На ранних этапах аутистического дизонтогенеза можно видеть, как происходит связанное с этим искажение психического развития ребенка. Фиксация отдельных сильных ощущений от внешнего сенсорного потока, от своего тела происходит очень рано. Ребенок вновь и вновь стремится их повторить, тем самым ограничивая возможность формирования механизмов реальной адаптации в развитии отношений с окружающим миром, и прежде всего с близкими. 2. Помимо искажения психического развития при раннем детском аутизме мы видим в любом случае, даже при ощущении достаточно интенсивного интеллектуального развития и при наличии каких-то избирательных способностей у ребенка, его выраженную эмоциональную незрелость. Поэтому, вступая с ним во взаимодействие, нужно адекватно оценивать его реальный "эмоциональный" возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями; что он часто действительно не может подождать обещанного; что ему нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен; что ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию поэтому характерны отсроченные реакции, стремление стереотипизировать взаимодействие с окружающим. Перечисленные особенности не являются в принципе патологичными, они характерны и для очень ранних этапов нормального развития. Вспомним, как младенец отрицательно реагирует на задержку удовлетворения его потребности, как требует для ухода за собой одни и те же руки, как многократно он хочет повторить одно и то же приятное впечатление, как легко возникает плач после сильной радости или возбуждения. Как любой малыш, аутичный ребенок очень чувствителен к интонации, с которой к нему обращаются, крайне чуток к эмоциональному состоянию близкого человека -- особенно легко ему передаются его тревога, неуверенность, он страдает от дискомфорта, но часто может выражать это не сопереживанием, а ухудшением собственного состояния, усилением страхов, агрессивным поведением. 3. Оказание коррекционной помощи невозможно без точного определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление нежелательных протестных реакций -- негативизма, агрессии или самоагрессии и фиксацию негативного опыта общения. 4. Основная нагрузка, как физическая, так и психическая, в воспитании ребенка ложится на его мать. Нужна регулярная помощь специалистов, которые могли бы квалифицированно оценить состояние ребенка, его динамику, подсказать матери конкретные коррекционные приемы в работе с ним, наметить следующие закономерные этапы психологической коррекции и обучения. Однако в попытках наладить взаимодействие с ребенком с серьезными нарушениями эмоционального развития (особенно раннего возраста) специалист не должен подменять родителей. Механизм привязанности должен быть сформирован именно к матери, именно она должна научиться самостоятельно управлять поведением малыша, справляться с его состояниями повышенной тревожности, агрессивности. Только она наиболее естественно может наполнить их общие складывающиеся стереотипы бытовой жизни важными для обоих аффективными подробностями. 5. Большое значение в успешности коррекционной работы имеет правильная оценка динамики развития ребенка. Даже когда близкие ребенка очень внимательны ко всем его проявлениям: и небольшим ухудшениям состояния, и к малейшему его движению в сторону новых положительных приобретений, им в этом часто нужна помощь специалиста. Быстрое привыкание к новым возможностям малыша, а иногда и некоторая их недооценка либо, напротив, большое желание принять отдельные признаки зарождающейся способности за умение, которое должно стабильно проявляться, -- естественные последствия каждодневной жизни с ребенком и невозможность стать на позицию "объективного наблюдателя" со стороны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.01 с.) |