Тема 3.2 Сложные познавательные процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.2 Сложные познавательные процессы



Память. Понятие о памяти. Связь памяти с другими психическими про-цессами. Роль памяти в познавательной деятельности и жизни человека. Мне-мические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Ус-ловия продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания. Кривая забывания Г. Эббингауза и ее модификации.

Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая. В зависимости от характера деятельности: произвольная, непроиз-вольная. В зависимости от способа запоминания: механическая, смысловая. В зависимости от продолжительности хранения материала: ультракороткая, крат-ковременная, долговременная, оперативная.

Развитие процессов памяти в онтогенезе. Индивидуальные различия в процессах памяти. Компенсируемость видов памяти. Использование мнемотех-нических приемов и средств как специфический принцип организации чело-веческой памяти.

Мышление. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной дея-тельности. Мышление и чувственное познание. Социальная природа мышле-ния. Мышление и предметно-практическая деятельность.

Виды мышления. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, словесно-логическое. По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое. По степени развернутости: дискурсивное, интуи-тивное. По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.

Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Поня-тия: всеобщие и единичные, конкретные и абстрактные, теоретические и эмпи-рические. Суждения: истинные или ложные, общие, частные и единичные. Умозаключения: индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Мышление как про-цесс. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстра-гирование и конкретизация.

Интеллект. Понятие интеллекта. Структура интеллекта. Трехмерная мо-дель интеллекта по Дж. Гилфорду. Невербальный и вербальный интеллект как подструктуры общего интеллекта. Коэффициент умственного развития. Тесты интеллекта.

Творчество. Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности. Этапы и механизмы творческой деятельности. Факторы, спо-собствующие и препятствующие творческому мышлению человека.

Воображение. Понятие о воображении. Воображение как процесс преоб-разования представлений. Воображение и образное мышление. Виды вооб-ражения: активное (воссоздающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное). Формы синтеза представлений: агглютинация, акцен-тирование (гиперболизация), заострение, схематизация, типизация. Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации как формы воображения. Связь творчества с воображением человека.

Внимание. Понятие о внимании. Основные функции внимания: активиза-ция деятельности, обеспечение избирательности психических процессов. Роль внимания в других познавательных процессах. Виды внимания: непроизволь-ное, произвольное, послепроизвольное. Факторы, обуславливающие непроиз-вольное внимание. Особенности и условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Послепроизвольное внимание и условия его возник-новения. Практическое значение послепроизвольного внимания. Свойства вни-мания: объем внимания, устойчивость внимания, переключение и распре-деление. Отвлекаемость (внешняя и внутренняя).Внимательность как профес-сионально важное свойство личности специалиста. Развитие внимания и управ-ление им. Рассеянность мнимая и подлинная, апатия.

Учет и оценка различных видов и свойств внимания применительно к раз-личным видам деятельности человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.111.48 (0.037 с.)