ТОП 10:

Тема 1.1 Предмет и объект научной психологии, и их становление



Психология как наука и как практическая деятельность. Предмет и объект научной психологии, их становление. Сравнительный анализ обыденной и научной психологии. Специфика научного психологического знания. Психо-логия как наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Место психологии в системе наук.Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Психология как сложная система научных дисциплин. Связь психологии с различными сферами деятельности человека. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Структура общей психо-логии, ее задачи.

Тема 1.2История развития психологического знания

И основные направления психологии

Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития представ-лений о предмете психологии. Развитие психологии в рамках философии. Концепция души в античной культуре. Представления о душе в эпоху Сред-невековья. Естественнонаучные идеи о психическом в XVII веке. Сознание как предмет психологии. Развитие эмпирического направления в психологии. Ес-тественнонаучные и философские предпосылки возникновения научной психо-логии. Становление психологии как самостоятельной отрасли знания.

Основные направления и научные школы зарубежной психологии. Пси-хоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная и трансперсональная психология. Новейшие тенденции в развитии психологичес-ких знаний.

Основные направления и научные школы отечественной психологии. Школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Проблема человекознания в работах Б.Г. Ананьева. Проблемы индивидуальных различий в работах Б.М. Теплова, В.Н. Небылицина. Совре-менное состояние и проблемы развития психологии в России.

 

Тема 1.3Методы психологии

Методологические принципы психологии: развития психики, единства сознания и деятельности, детерминизма. Системный принцип в психологии.

Методы психологии: исследовательские, диагностические, коррекцион-ные и психотерапевтические.

Классификация методов исследования в современной психологии. Спе-цифические и неспецифические методы. Общенаучные методы: организации исследования, обработки данных, методы интерпретации.

Методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.).

Методы психологической диагностики. Объективные тесты, стандарти-зированные самоотчеты, проективные и диалогические техники. Метод тестов и границы его применения в практике. Особенности каждого метода, опти-мальные условия его применения в психологических исследованиях. Слож-ность и проблемность выбора методов исследования психических явлений.

Раздел 2 Психика, поведение и деятельность

Тема 2.1 Психика и организм

Понятие психической деятельности. Определения и трактовки психики, их критический анализ. Основные функции психики: Отражение окружающей действительности. Регуляция поведения и деятельности. Осознание человеком своего места в окружающем мире.

Структура психики.Взаимосвязь и взаимодействие различных проявле-ний психической деятельности.

Развитие психики в процессе филогенеза.Стадия элементарной сенсор-ной психики: представители низшего и высшего уровня, формы и механизмы отражения, основные психические новообразования. Раздражение. Простые бе-зусловные рефлексы. Таксисы как основные формы движения простейших ор-ганизмов. Пластичность поведения простейших привыкание, ассоциативное на-учение. Способность к отражению отдельных свойств объектов, высшие так-сисы, зачатки конструктивного поведения, агрессии и общения у примитивных беспозвоночных

Перцептивная стадия эволюционного развития психики. Представители низшего и высшего уровня, формы и механизмы отражения, основные психи-ческие новообразования. Чувствительность. Сложные безусловные рефлексы Появление сложных форм таксисов у высших беспозвоночных. Особенности двигательных и сенсорных функций у высших позвоночных. Способность к зрительному представлению и обобщению. Инстинкты и импринтинг. Элемен-тарная рассудочная деятельность.

Развитие психики на стадии интеллекта: представители низшего и выс-шего уровня, формы и механизмы отражения, основные психические новообра-зования. Интеллект. Развитие высших форм научения (вероятностное прогно-зирование). Пластичность поведения. Роль врожденных факторов и научения в организации поведения. Выделение особой ориентировочно-исследовательской фазы в деятельности животных.

Сознание как высшая стадия развития психики.Условия перехода к высшей форме отражения – сознанию. Понятие о сознании. Сознание как выс-ший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Реф-лексия и мотивационно-ценностный характер сознания. Условия возникнове-ния сознания: коллективная трудовая деятельность и язык. Развитие сознания и личности человека.

Развитие психики в процессе онтогенеза.Проблемы развития психики человека. Физическое развитие ребенка. Когнитивное развитие. Социальное развитие. Взаимоотношение природного и социального факторов в развитии психики. Стадии психосоциального развития. Возрастные периодизации. Воз-растные психологические кризисы.

Структура сознания.Соотношение сознания и бессознательного.«Я-концепция». Сознание и самосознание. Сознание и неосознаваемые психичес-кие процессы. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регу-ляции деятельности. Измененные состояния сознания.

Основные психические процессы. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психи-ческие процессы:познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование и т.д.), волевые (принятие решений, борьба мотивов, управление своим пове-дением и т.д.).

Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направлен-ность, устойчивость, интенсивность.

Психические свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности.

 

Тема 2.2. Мозг и психика

Современные представления о физиологических основах психики. Тео-рии и модели работы мозга. Теория функциональных систем и принцип опере-жающего отражения. Современное состояние проблемы соотношения мозга и психики; системный подход к ее решению.

Особенности высшей нервной деятельности человека.Слово как сигнал сигналов. Строение центральной нервной системы человека.Спинной мозг. Его роль в регуляции двигательных функций. Рефлексы спинного мозга.

Продолговатый мозг. Стволовые структуры мозга как центры регуляции дыхательных, сосудодвигательных и пищеварительных рефлексов. Роль сред-него мозга в регуляции сенсорных и моторных функций.

Структуры промежуточного мозга и их в регуляции вегетативных функ-ций и целостного поведения организма.

Мозжечок и его роль в организации двигательных функций.Конечный мозг. Представление о базальных ганглиях. Роль базальных ганглиев в регу-ляции двигательных и высших психических функций.

Кора больших полушарий. Дифференцировка коры на сенсорные, мотор-ные и ассоциативные области (теменная, лобная и нижневисочная кора). Роль различных отделов коры в психической деятельности.

Лимбическая система. Краткие анатомические сведения; структуры, вхо-дящие в состав лимбической системы. Функции лимбической системы. Гип-покамп и его роль в запечатлении информации. Миндалина и ее роль в эмо-циональном поведении, регуляции вегетативных и высших психических функ-ций. Современные взгляды на роль лимбической системы в эмоциональном поведении организма и в осуществлении сложных психических функций.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.2 (0.007 с.)