Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медитация как способ снятия напряжения.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эти упражнения будут полезны не только гиперактивным детям, но и всем детям, поскольку медитация представляет хороший способ обучения концентрации. Стоит лишь обучиться небольшим премудростям. Рекомендации для родителей. Все медитации проводятся лежа на полу или на диване. Перед тем, как погрузить ребенка в медитацию, важно позаботиться о том, чтобы ему было тепло и комфортно, чтобы он лежал в удобной расслабленной позе. Погружая ребенка в медитацию, родителям необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности. Основное условие – уравновешенное стабильное эмоциональное состояние родителя. Желательно, чтобы на время медитации родители были свободны от житейских проблем. Иначе это может негативно отразиться на общей «атмосфере» занятия, а также на тех образах, которые увидит ребенок. Голос, темп и состояние рассказчика должны быть спокойными. Родитель не спеша, рассказывает сказку, делая небольшие паузы после каждой фразы. Для медитации используются не только сказки, но и рассказы о том, что можно увидеть на поляне, в лесу, на берегу моря и в других местах, свободных от шума и суеты. Музыка должна быть спокойной и тихой, не должна содержать тревожных, тяжелых и громких звуков. Можно использовать некоторые композиции Китаро, Стива Халперна «Спектральную сюиту», Клиффорда Вайфа. Хорошо расслабляют композиции Анугама, Вайкмана, Мишеля Пэпэ. Специально подобранная композиция служит ненавязчивым фоном для работы, а также она способствует приближению ребенка к своему внутреннему «Я», к своей сути. Некоторые композиции классической музыки также возможны, но их необходимо подбирать очень тщательно, посоветовавшись с музыкантом, поскольку эта музыка самостоятельна и может сама «уводить» ребенка и стимулировать у него создание своих образов. Мы ее будем использовать, но во время других упражнений. Здесь же можем порекомендовать: Шопен «Ноктюрн №2», Брамс «Симфония №3, часть III. Необходимо создать спокойную, психологически комфортную обстановку дома. Выбрать такое время, когда бы ни кто посторонний не помешал занятию (звуки и шумы от соседей, хлопанье дверьми и прочее). Цель наших медитаций – снятие напряжения, достижение эмоционального равновесия, научение концентрации и возможности «зарядиться» положительной энергией. Перед тем, как предложить вам возможные варианты медитаций скажем о важности входа и выхода из них. Начало и завершение медитаций связано с дыханием, концентрации на своем дыхании. Родители могут попросить ребенка сделать два глубоких вдоха и выдоха. Завершать медитацию можно, попросив ребенка на счет «3» открыть глаза. Примеры медитаций «Прогулка по Волшебному лесу» «Сегодня мы отправимся с тобой на сказочную поляну! Давай подготовим все необходимое: зажжем свечу, постелем одеяло на пол, чтобы было мягко и тепло лежать. Сейчас я включу музыку, и мы начнем совершать прогулку в нашем воображении». Горит свеча, тихо звучит неназойливая музыка, спокойным, размеренным голосом родители начинают. «Сейчас мы с тобой совершим воображаемое путешествие в Волшебный лес. Закрой, пожалуйста, глазки, сделай глубокий вдох-выдох, и еще вдох-выдох. Ты закрыл глазки, и у тебя перед глазами возникло темное пространство. Я буду рассказывать сказку, и это пространство будет пополняться разными героями». «В одной стране, которая находится далеко-далеко от нас, есть Волшебный лес. Лес этот старый, ему очень много лет. Он многое на своем веку видел и многое знает. Поэтому, тому, кто входит в этот лес, он дает силу и мудрость. Сейчас мы с тобой тоже войдем в этот Волшебный лес. Там пахнет прохладой и ягодами. В Волшебном лесу есть много полян с удивительными цветами и волшебными ягодами. Прогуляйся не спеша по лесу, ощути и понюхай приятные лесные запахи. Найди для себя самое приятное место в лесу. Может быть, ты познакомишься с птицами, а может с животными и другими обитателями Волшебного леса. А может быть, ты будешь собирать ягоды и цветы. Ты можешь делать в лесу что хочешь – знай, Волшебный лес тебя охраняет и дает тебе силу… На счет "3" ты откроешь глаза. «1» – внимательно посмотри еще раз на самое лучшее место в лесу. «2» – запомни, кто находится в твоем лучшем месте. «3» – открой глаза. А теперь расскажи, что ты видел во время нашего путешествия. Какие запахи в Волшебном лесу? Прикасался ли ты к траве, к деревьям? Каковы были твои ощущения? Если ты знаешь, то можешь взять краски или другой материал (восковые мелки, фломастеры или маркеры) и нарисовать то, что ты видел. Можешь нарисовать свое настроение». Во время рисования ребенок может двигаться вокруг стола, разговаривать. Помните о его особенностях и дайте возможность его мозгу отдохнуть и накопить энергию. Эта техника еще и очень терапевтична, потому что предоставляет возможность ребенку прикоснуться к своей сути, к своему «Я», зарядиться и наполниться положительной полезной энергией. Психодинамическая медитация. Этот вид медитаций связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением позитивного двигательного опыта и направлен на общую энергизацию тела. «Четыре стихии» Желательно, но совсем не обязательно, чтобы в упражнении участвовало два или три ребенка. В ходе психодинамической медитации ребенка уже не надо укладывать на пол.. Перед началом упражнения подготовьте пространство Волшебного леса. Это может быть напольный ковер, покрытый какой-то необычной тканью (старая тюль, шторы, скатерть). Задание выполняется босиком. Родители подбирают подходящую музыку: звуки живой природы. Текст медитации можно менять по усмотрению родителей или работать с нашим. I часть «Земля». «Сегодня мы с тобой окажемся опять на Волшебной поляне, в Волшебном лесу. Я буду тебе рассказывать сказочную историю, а ты старайся изображать, пытайся ощущать ручками и ножками все, о чем я говорю. Постарайся своим носиком чувствовать все запахи, которые будут разноситься по лесу». Родители очень четко, ясно и нежно начинают рассказывать историю. Звучит негромкая музыка. «Мы в сказочном лесу. Идем по земле. Земля бывает разная: сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле растет трава, лежит песок, валяются камушки и разные сухие ветки. В нашем Волшебном лесу все постоянно меняется. Вот сейчас мы идем по мягкой зеленой травке, она приятно ласкает нам ноги… Дальше – под ногами у нас оказывается горячий песок. Он жжет нам ноги. Ой, ой, ой!!! Но сейчас, вдруг, выпал снег. И мы идем по мягкому и пушистому снегу. Он холодит нам ноги. Холодно. Ух!!! И снова все изменилось в лесу. Теперь мы идем по осеннему лесу. У нас под ногами шуршат сухие осенние листья. Разгребайте ногами листья. Подкиньте их руками или ногами… мы оказались у болота и идем по нему. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, вытягиваем из тины… Но вот мы вышли из болота и побежали по лесной дорожке. У нас под ногами иголки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги… но вот мы оказались на полянке и бежим по теплым лужам. Потопчитесь в теплой луже, окуните в нее руки, побрызгайтесь… Это упражнение способствует уравновешиванию психики, общей энергизации тела ребенка, развивает воображение и тактильную память. Ребенок в ходе медитации учится «заземляться» и сбалансировать свои чувства. По общему состоянию вашего малыша, вы принимаете решение о продолжении психодинамической медитации или предлагаете малышу нарисовать свои ощущения и чувства в виде цветовых пятен, линий, образов. Помните о том, что желательно чередовать активность ребенка с более спокойными упражнениями (движение – отдых, движение – рисование, движение – сочинение истории). II часть «Вода» «А сейчас мы вышли к сказочному озеру. Вода в нем прозрачная и холодная. Дотронься до воды… И вдруг пошел дождь. Это сказочный дождь, он дает нам силу и смывает усталость… Мы мокрые идем дальше. Но тут выглянуло яркое, жаркое солнце. Мы поднимаем руки на встречу солнцу. Нам тепло и одежда наша высохла… дальше мы видим небольшую речку. Подойдем к ней и дотронемся до воды. Вода в реке теплая. Мы с разбегу бросаемся в реку. Брызгаемся, прыгаем и плаваем в ней… А сейчас мы выходим из реки и идем к роднику. Родниковая вода выплескивается прямо из земли. Мы подходим к ней и дотрагиваемся руками вода в роднике чистая и холодная. Мы умываемся водой из родника. Бодрость и сила проникает в наше тело». III часть «Воздух» Для упражнения родители готовят прозрачную ткань белого, голубого или синего цвета. «Во время нашей игры ты можешь брать ткань и накладывать на себя. Сказочный воздух наполнен разными запахами. Принюхайтесь – чем пахнет в Волшебном лесу? Сейчас подул легкий ветерок, и воздух наполнился запахами земляники, грибов и цветов. Ветер стал дуть все сильнее и сильнее, воздух стал холодным, холодным… А сейчас выглянуло солнышко, воздух стал даже горячим и мы загораем. А теперь мы встаем и превращаемся в сильный ветер, настоящий ураган… Ураган потихоньку стихает, и мы превращаемся в легкий, теплый и ласковый ветерок». Очень важно, чтобы родители тоже участвовали в медитации и интонациями, мимикой и эмоциональным голосом помогали ребенку. IV часть «Огонь» Для этого упражнения ребенку потребуется прозрачная ткань красного или оранжевого цвета. Перед медитацией родители напоминают ребенку о том, что он может взять ткань, когда захочет. «В нашей сказочной стране живет и огонь. Огонь тоже может быть разным. Сейчас это маленькие, чуть горячие уголечки. Лежат, потрескивают. Но вот подул ветер, и уголечки превращаются в огонь. Сначала язычки пламени небольшие. Они словно танцуют, развиваясь на ветру. Огонь становится все сильнее и сильнее. И это уже большое, сильное и красивое пламя. Пламя так и пляшет… Но постепенно танец огня стихает, становится все тише и тише. Утих наш огонь». По завершении психодинамической медитации, и по желанию ребенка, делается рисунок акварельными красками. Акварельные краски с их воздушностью и текучестью также способствуют снятию мышечного и умственного напряжения ребенка. Споласкивание большой беличьей кисти (№9) в трехлитровой банке с водой тоже терапевтично. Метод активного воображения. Техника направленной визуализации «Путешествие». Эта техника позволяет ребенку расслабиться, войти в свое внутреннее пространство, ощутить и передать в материале свои переживания и чувства. Вербализируя в конце занятия свои чувства, ребенок научается понимать себя, а это «ключ» к пониманию других людей. Техника состоит из нескольких этапов: 1. Релаксация. Поверхностная релаксация – сидя с закрытыми глазами. Средний уровень релаксации – лежа. Глубокий уровень – лежа, с акцентом на дыхание. Родители предлагают ребенку один из вариантов релаксации, тихо включают музыку со звуками живой природы (желательно лесные звуки), зажигают свечу и начинают рассказывать историю. «Укладывайся поудобнее. Сначала ты можешь обвести взглядом все, что тебя окружает и убедись в том, что ты находишься в безопасном уютном пространстве. Я предлагаю тебе закрыть глаза». Если ребенок категорически отказывается это сделать, не принуждайте его. Постепенно, в ходе ваших занятий, он научится закрывать глаза и входить в свое воображаемое пространство. «Представь, что ты сейчас будешь все видеть своим внутренним глазом. Сейчас перед глазами у тебя темнота, но скоро это пространство наполнится разными образами. Сделай глубокий вдох-выдох, вдох-выдох. Сейчас просто слушай мой голос и пытайся следовать за ним». 2. Зачитывание истории. «Представь, что ты идешь по лесу. Вокруг тебя разные деревья и поют птицы. Солнечные зайчики прыгают по деревьям, проникают сквозь листву. Очень приятно идти по такому лесу. Ты видишь разные цветы и интересные растения. Ты идешь по тропинке все дальше и дальше. Вот перед тобой пробежал какой-то зверек, наверное, зайчик. Тропинка, как бы поднимается вверх, и ты понимаешь, что забираешься на гору… Забравшись на вершину горы, ты садишься на большой теплый камень и отдыхаешь… Теперь ты поднимаешься с камня и осматриваешь все вокруг… Светит ласковое солнце, и летают птицы. Ты всматриваешься в даль и видишь такую же гору, а в ней пещеру и тебе очень хочется туда попасть… И вдруг ты замечаешь, что у тебя вырастают крылья… Ты делаешь ими взмах, еще взмах, разбегаешься и … перелетаешь на другую гору… Приземлившись, ты убеждаешься в том, что крылья у тебя исчезли. Тебе не терпится найти пещеру, и ты карабкаешься по горе. И вот перед тобой вход в пещеру. Ты заходишь в нее и видишь длинный коридор… По обе стороны коридора двери с надписями. На каждой табличке написано какое-то имя. Ты ходишь по коридору и находишь табличку со своим именем… Ты стоишь перед входом в свою дверь, в свое пространство… Ты поворачиваешь ручку двери и входишь в свою комнату… Что ты там видишь? Это может быть уже знакомая тебе комната, а может, ты видишь ее впервые. Но знай, это только твое пространство. Тебе здесь хорошо, комфортно, все, что тебя окружает, радует тебя. Это твое безопасное пространство и ты хозяин его. Запомни все, что находится вокруг. На счет «3» - ты откроешь глаза. «1» - походи по своей комнате, внимательно посмотри, что в ней находится. «2» - ощути, как тебе хорошо в твоем пространстве. «3» - открывай глаза». 3. Отражение своих переживаний в виде рисунка. «А теперь ты можешь медленно встать, взять любые краски, и нарисовать ту комнату, где ты оказался. Постарайся делать все молча, чтобы картинка, которую ты сейчас видел во время нашего путешествия, не исчезла». 4. Вербализация своих чувств. Ребенок рассказывает о том, как он путешествовал и что нарисовал. Ему необходимо дать выговориться. Родители очень внимательно слушают своего малыша, не перебивая. Родители обращают внимание на то, какую комнату или какое пространство нарисовал ребенок. Именно в этом месте ребенок чувствует себя безопасно и уверенно. Это очень ценная для родителей информация. В процессе данного упражнения родители могут многое узнать о своем ребенке: о его переживаниях, чувствах, внутреннем мире. А ребенок, в свою очередь, учится переводить возникшие у него в голове образы в рисунки и интересные истории. Это умение сосредотачиваться. Предлагаем вам еще несколько упражнений, способствующих развитию умения концентрироваться, контролировать свои действия, владеть своим телом, развитие мышечного контроля и координации движений. Упражнение «Заколдуй и расколдуй». Материалы: пастельные или восковые мелки, ватман формата А1, скотч, фрагмент классической музыки. Родители предлагают ребенку удобнее усесться за стол, на котором скотчем закреплен лист ватмана. Предложите на выбор взять два разного цвета постельного или воскового мелка. «Возьми в каждую руку по мелку, твердо, всей ступней, поставь ноги на пол. Таким образом, ты будешь связан с землей, которая придаст тебе силы. Сейчас я негромко включу музыку, ты закроешь глаза и будешь что-то рисовать двумя руками одновременно. Ты можешь совершать большие движения руками с мелками. Не думай ни о чем. Слушай музыку и пусть руки, что хотят, то и рисуют, совершая движения по всему листу. Наслаждайся движениями всего тела: оно то почти ложится на стол, то качается сначала в одну, затем в другую сторону. Почувствуй, как тебе хорошо в этот момент. Как только ты почувствуешь, что твое тело и руки останавливаются, открой глаза. Посмотри теперь на лист, что-то ты там заколдовал. А теперь возьми всю коробку с мелками и то, что ты увидел на своем листе, уточни несколькими штрихами или линиями. Вот видишь, ты и расколдовал, то, что было заколдовано. Молодец! Красиво получилось. Давай вместе повесим волшебный рисунок на стену». Концентрируя внимание, ребенок учится понимать самого себя и свое тело. Упражнение, так же, направлено на развитие креативности. Упражнение «Волшебные краски». Для работы потребуется: клейстер, сваренный из крахмала (1 ст. ложка крахмала на 1 стакан воды). Клейстер должен быть густым, держащим форму. Кладем клейстер в отдельные баночки (4 – 5 штук) и добавляем в него или немного краски гуашь, или пищевого красителя. У нас получились объемные краски: желтого, красного, синего, зеленого и черного цветов. Нам потребуется также большой поднос, на котором малыш будет работать, и лист бумаги для оттиска. «Дорогой мой, у нас сегодня необычное занятие. Волшебник подарил нам волшебные краски. Вот они. Располагайся вокруг подноса, бери руками волшебные краски и начинай рисовать пальцами. Экспериментируй, смешивай цвета». Когда работа на подносе будет закончена, предложите малышу сделать оттиск на бумагу. «А теперь возьми лист бумаги, положи его на рисунок на подносе, прижми бумагу и у тебя получится великолепный оттиск. Молодец!» Далее ребенок снимает оттиск с подноса, рассматривает свою картину, дает ей название и рассказывает о том, что он видит на рисунке. В процессе работы ребенок получает удовольствие от тактильных ощущений, контролируя свои действия, он учится лучше ощущать свое тело. Концентрация внимания на оттиске помогает малышу придумать историю. Упражнение с глиной, водой и песком. Глина способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков контроля над своими действиями и формированию творческой активности. Любые упражнения с глиной будут полезны и терапевтичны. Пусть малыш делает из глины все, что захочет. Песок – великолепный материал для гиперактивных детей. Наберите песок в большой таз и поставьте рядом банку с водой. Сначала предложите ребенку работать с сухим песком. Пусть он закапывает в него маленькие фигурки, а затем ищет их, раскапывает. Постепенно увлажняя песок, ребенок может что-то строить. Налив очень много воды, в песке можно «дрызгаться». Такие взаимодействия успокаивают малыша. Важно, чтобы родители подготовили рабочее пространство для своего чада и не ограничивали его действия такими фразами: «Осторожней, не напачкай», «Не сори» и т.д. Предоставьте свободу действий малышу, и он вам будет благодарен. Вода оказывает благоприятное расслабляющее и уводящее в глубь себя, к своему «Я» воздействие. Предложите поиграть ребенку с водой перед сном. В это время дня хорошо играть с теплой водой. Пусть малыш наливает и переливает воду из одних сосудов в другие (пластмассовые). Успокаивающий эффект от упражнения с водой будет способствовать быстрому засыпанию и хорошему сну вашего ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.144 (0.012 с.) |