Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные правила коррекционной работы с детьми СДВГ

Поиск

С детьми, страдающими синдромом дефицита внимания нужно много заниматься. Но занятия должны быть непременно увлекательными и интересными, то есть игровыми. Любая игра заставляет ребенка соблюдать правила, обдумывать последовательность действий. Именно этому необходимо в первую очередь обучить детей с синдромом дефицита внимания. Перед вами — несколько игр, которые помогут постепенно справиться с проблемой.

Чтобы все эти игры действительно принесли пользу, нужно соблюдать всего лишь два правила.

Первое: играть систематически. Для этого не обязательно выделять специальное время. Можно играть по дороге в школу или в детский сад, в транспорте, на прогулке, пока моете посуду, стираете, накрываете на стол.

Второе: играть с удовольствием, не обижая и не унижая ребенка, создавая для него ситуацию успеха, позволяя пережить чувство победы.

Рекомендации:

1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из "можно" и "нельзя" были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

- игры на развитие внимания;

- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

- игры, способствующие закреплению умения общаться.

4. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и.т.д.);

- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

- выслушайте то, что хочет сказать ребенок;

- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребенку достаточно внимания;

- проводите досуг всей семьей;

- не допускайте ссор в присутствии ребенка.

Организация режима дня и места для занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

- чаще показывайте ребенку как лучше, выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

- избегайте по возможности больших скоплений людей;

- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

- организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.

- используйте балльную или знаковую систему, заводите дневник самоконтроля;

- не прибегайте к физическому наказанию; если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

- чаще хвалите ребенка; порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

- составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашения на определенные виды работ;

- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

- постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

- помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушением вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

- объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенны средства убеждения «через тело»:

- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

- прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

- чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

- холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;

- внеочередное дежурство по кухне и т. д.

5. Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.

Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

Изменение окружения:

- изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

- работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

- оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка - первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.

- измените режим урока с включением физкультминуток;

- разрешите гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

- предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

Создание положительной мотивации на успех:

- введите знаковую систему оценивания;

- чаще хвалите ребенка;

- расписание уроков должно быть постоянным;

- избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

- вводите проблемное обучение;

- используйте на уроке элементы игры и соревнования;

- давайте задания в соответствии со способностями ребенка;

- большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

- создайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

- научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

- игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

- стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

- помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

Коррекция негативных форм поведения:

- способствуйте элиминации агрессии;

- обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

- регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

Регулирование ожиданий:

- объясняйте родителям и окружающим, что положительны изменения наступят, не так быстро как, хотелось бы;

- объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.115 (0.011 с.)