Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

После завершения редакционной правки текст законопроекта представляется в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Государственной Думы.

Поиск

Согласно ч. 3 ст. 124 Регламента Государственной Думы решение о принятии поправок к проекту федерального закона принимается на пленарном заседании большинством голосов депутатов Государственной Думы, а поправки к федеральным конституционным законам – двумя третями голосов депутатов Государственной Думы.

Смысл третьего чтения законопроекта состоит в голосовании в целях его принятия в качестве закона. Статья 125 Регламента Государственной Думы запрещает в третьем чтении вносить в текст поправки, возвращение к обсуждению законопроекта в целом, либо обсуждение его отдельных разделов, глав, статей.

В случае непринятия законопроекта в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит, но из этого правила есть исключения: по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения (ч. 4 ст. 125 Регламента Государственной Думы).

Представляет интерес процедура принятия закона после первого чтения, за исключением законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данная процедура предусмотрена в части 8 статьи 119. В этой норме определены следующие условия:

- предложение о принятия закона, минуя второе и третье чтение, вносит ответственный комитет, при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой и лингвистической экспертиз;

- при наличии возражений против этого предложения председательствующий представляет каждому возражающему до трех минут для обоснования своей позиции;

- представитель ответственного комитета вправе высказать мнение ответственного комитета по каждому возражению, либо снять предложение о принятии закона;

- по результатам обмена мнениями о внесенном предложении проводится голосование простым большинством. Если решение о принятии закона не проходит большинством голосов, работа над законопроектом продолжается в обычном порядке во втором чтении.

Принятые Государственной Думой законы с соответствующими постановлениями, стенограммами заседания Государственной Думы, заключениями Правительства и другими необходимыми материалами, оформляются ответственным комитетом совместно с аппаратом Государственной Думы и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совету Федерации (ч. 2 ст. 126 Регламента государственной Думы).

1. Правовое регулирование чтения законопроекта в законодательном органе субъекта Федерации (на примере Свердловской области)

Анализ норм региональных законов, регламентирующих правотворческую деятельность, свидетельствует о том, что процедура принятия региональных законов в субъекте Федерации определена по-разному. В большинстве субъектов Федерации нормы, регламентирующие принятие законов, носят бланкетный характер, отсылают к статьям регламентов или уставов субъектов Федерации, либо отдельных законов.

Такое рассредоточение нормативного материала, обеспечивающего правотворческую деятельность, объективно затрудняет работу законодателя в регионах. Представляется более целесообразным сосредоточить основной нормативный материал в одном законе, как это сделано в Свердловской области. Нормативные положения этого закона, а также Регламента Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области используются для анализа нормативного обеспечения рассмотрения и принятия региональных законов.

Глава 7 указанного закона так и называется: «Рассмотрение законопроекта на заседаниях Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области и принятие основных законов». Норма ст. 49 Закона Свердловской области «О правовых актах в Свердловской области» указывает на то, что рассмотрение и принятие законопроекта на заседаниях Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, как правило, осуществляется в трех чтениях, если Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области не принято иное решение по конкретному законопроекту. Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Федерации» проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации не менее, чем в двух чтениях. Значит, два чтения регионального закона обязательно должны состояться.

Как и на федеральном уровне, законотворческие действия регионального законодателя можно подразделить на организационно-процессуальные и процедурно-процессуальные. К сожалению, в анализируемом законе отсутствует статья, нормы которой регламентируют организационно-процессуальные действия по подготовке первого чтения законопроекта. По всей видимости, эти действия осуществляет Аппарат Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, а определены они в Регламенте Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области.

Часть 1 ст. 50 анализируемого закона определяет цель первого чтения законопроекта в Областной Думе Законодательного Собрания Свердловской области, которое состоит в обсуждении концепции, основных положений и общего уровня подготовки законопроекта, а также вопроса о необходимости его принятия. Часть 2 ст. 50 регламентируя процедурно-процессуальные законотворческие действия, указывает на то, что рассмотрение законопроекта в первом чтении начинается с доклада представителя субъекта права законодательной инициативы, после чего с содокладом выступает представитель профильного комитета Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. Здесь имеет место правоотношение государственно-правового характера. Субъектами этого правоотношения являются субъект права законодательной инициативы и профильный комитет (представляет законодательный орган), а объектом – текст законопроекта.

Следующие законотворческие действия –это нормативно закрепленное заслушивание предложений и замечаний комитетов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, депутатов, других субъектов права законодательной инициативы, представителей Губернатора и Правительства Свердловской области в палатах Законодательного Собрания Свердловской области, а также лиц, приглашенных для участия в обсуждении законопроекта (ч. 3 ст. 50). Мы видим, что норма анализируемой статьи предполагает внесение предложений и замечаний по законопроекту другими субъектами права законодательной инициативы. Такая регламентация имеет место по тому, что в ч. 3 ст. 38 Закона Свердловской области «О правовых актах Свердловской области» сказано, что один и тот же законопроект может быть внесен в Областную Думу двумя и более субъектами права законодательной инициативы.

В указанной выше части 3 статьи 50 определено, что предложения, высказанные в ходе обсуждения, отражаются в протоколе заседания Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, так как отдельные из них могут быть включены в постановление Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, принимаемое по итогам первого чтения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.008 с.)