Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоанализ и музыкальная психотерапия

Поиск

 

Явление психорезонанса используется и в других методах МПТ. Американская школа МПТ основывается на идеях тра­диционного психоанализа. Психотерапевт во время сеанса стре­мится добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоциональ­но травмировавшие его ситуации, и при помощи музыки дово­дит их до катарсической разрядки. Тем самым он облегчает со­стояние пациента.

Если в свое время переживание оказалось слишком слож­ным для человека, непереносимым для достигнутого на то вре­мя уровня развития психики, известно, что его образ вытесня­ется в бессознательные слои... Однако еще 3. Фрейд доказал, что подобные вытесненные комплексы обладают огромным потенциалом и словно ждут удобного момента для мощного энергетического всплеска.

Музыкальное произведение, близкое по сути вытесненно­му комплексу, также провоцирует актуализацию образа. Он словно поднимается из глубины бессознательных структур ближе к порогу осознания. Но очень часто существующие пси­хические барьеры препятствуют его проявлению в области сознания.

«Сильнейший энергетический заряд бессознательного об­раза вызывает эмоционально-двигательную реакцию такой силы, что сознание невольно регистрирует необыкновенную мощь этой косвенной проявленности. Процесс сопровождает­ся чувством острейшего беспокойства, вызванного непонима­нием причин столь сильной психической реакции. До осознания вытесненного образа здесь остается один шаг: у человека должно хватить мужества задать себе вопрос: чем именно он так обеспокоен? В ответ вытесненный образ может преодолеть барьеры и проявиться в области сознания» (21).

Здесь уместна помощь психотерапевта. Это может быть и точное, вовремя сказанное слово, выразительный жест или взгляд, умело предложенная форма для фиксации проявляю­щегося образа (например, запечатлеть в рисунке).

Большое значение для МПТ имеет подбор соответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызвать необ­ходимый строй образных ассоциаций и переживаний, чей пос­ледующий анализ мог бы выяснить природу подавленного кон­фликта.

Музыка и фантазия

 

Музыку с успехом можно использовать в методе направлен­ных фантазий В. Оклендер (18). Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое сред­ство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание.

Этот метод помогает детям выразить достаточно безопас­ным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Часто ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы. Метафорическая сила музыки помо­гает ему в этом.

Перед тем как погрузиться в мир фантазии, ребенку пред­лагают закрыть глаза, расслабиться, сделать несколько глубо­ких вдохов и выдохов и затем уже представить что-то. Этому, как уже говорилось выше, может способствовать соответству­ющая музыка.

Затем психотерапевт стимулирует детское воображение воп­росами, предлагает различные варианты и возможности форми­рования образа. Обычно скованные дети, отличающиеся сильны­ми защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи для начала полета творческой фантазии. Музыка может послужить здесь отправной точкой для фантазии. Яркая и иллюстративная, она создаст у ребенка соответствующее эмоциональное состоя­ние, которое поможет родиться визуальным образам.

Фантазировать можно как с открытыми глазами, так и с зак­рытыми.

К фантазиям помимо музыки побуждают различные виды искусства: картинки, рисунки, природа (фильмы, звуки при­роды).

Придуманные детьми истории излагаются:

• в виде импровизированных сценок-спектаклей с участием детей;

• в устной форме — в виде рассказа;

• в письменном виде;

• в виде кукольных представлений с использованием различных видов кукольного театра;

• в рисунке, лепке;

• в виде импровизации на различных музыкальных инстру­ментах, звучащих предметах;

• в виде импровизированного пения.

После фантазий обязательно проводится беседа с ребенком о том, что он изобразил, показал, сыграл, спел и т. д.

Фантазия «Пещера»

Проводится с закрытыми глазами. Музыка — фон.

Терапевт вводит ребенка в медитативное состояние (текст примерный, его можно дополнять, обогащать): «Вы путешеству­ете через лес, горы. Встречаете пещеру. Там вы видите дверь со своим именем. За дверью — ваш дом. Вы перешагиваете — что вы там видите? Как вы себя там чувствуете? Хорошо? Нет?».

После этого ребенок выражает свои чувства по отношению к этому месту.

Дополнительное задание:

Детей просят ответить на вопрос: «Где (как) вы изобразите себя в этой фантазии?»

Ребенок изображает свое место с помощью тех же средств (музицирование, рисунок, куклы и т. д.)

Затем дети обязательно поясняют, что они изобразили. Обя­зательно дают название своей импровизации.

Фантазия «Крылья»

Проводится с открытыми глазами. Музыка — фон. Терапевт вводит в фантазию: «Вы замечаете, что у вас растут крылья. Вы летите. Что вы видите? Куда вы летите? Где вы приземлитесь?»

Фантазия «Животные»

Проводится с открытыми глазами. Терапевт вводит в фан­тазию: «Представьте, что вы — животные (дети выбирают по желанию). Вы двигаетесь, как они, издаете звуки, как они».

Дети фантазируют, а психотерапевт озвучивает их фантазии соответствующими музыкальными отрывками, которые иллю­стрируют данных животных, сопровождает показ детей различ­ными подходящими музыкальными инструментами или звуча­щими предметами.

Дополнительное задание:

Детей просят продемонстрировать, как поют те или иные животные, которых они изображают, как они звучат? Показать на музыкальных инструментах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.006 с.)