Раздел девятый. Судьба, свобода воли, карма, наследственность и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел девятый. Судьба, свобода воли, карма, наследственность и др.



Приведенные вами выдержки из текста, взятые сами по себе, очень выразительны, но при чтении книги выразительность эта уменьшается и исчезает. Вы ссылаетесь на успехи Чейро, но что вы скажете о его неудачах? Я смотрел на книгу и, скорее, удивлялся числу пророчеств, которым не суждено было сбыться. Исходя из немногочисленных пророчеств вы не можете заключить, как бы аккуратно вы это ни делали, что все было предсказано, вплоть до ваших вопросов в письме и моего ответа. Подобное возможно, но действительность не достаточно подтверждает это. В действительности же, в ходе событий есть предсказуемый элемент, точно предсказуемый как в деталях, так и в целом. Но это было уже известно, это оставляет вопрос еще нерешенным, предсказуемо ли все, является ли судьба единственным фактором в существовании или есть и другие факторы, которые могут изменить судьбу, - или, если судьба задана, нет ли иных источников, сил или планов судьбы и не можем ли мы изменить свою первоначальную судьбу, обратившись к этому другому источнику судьбы, силе или плану и сделав их активными в нашей жизни. Метафизические вопросы не так просты, чтобы их можно было так четко решить в том или ином смысле, это - популярный подход, но это легковесно и неубедительно. Все есть свобода воли или все есть судьба - все не так просто, как в такой формулировке. Этот вопрос о свободе воли или о предопределенности - самый узел всех метафизических вопросов, и никто еще не смог развязать его, - по здравому размышлению, и судьба, и воля существуют, и даже свобода воли существует где-то; трудность лишь в том, чтобы достичь ее и сделать ее эффективной.

Астрология? Многие астрологические предсказания оказываются истинными, большинство, если брать их в массе. Но это не означает, что звезды управляют нашей судьбой; звезды просто записывают судьбу, которая была уже сформирована, они являются иероглифом, не Силой или, если их деятельность и является силой, - это передаточная энергия, а не первая порождающая Сила. Есть кто-то, кто определил Судьбу, или что-то, что является, так сказать, Судьбой; звезды - лишь указатели. Астрологи сами говорят, что есть две силы, daiva и puruШakАra, судьба и индивидуальная энергия, и индивидуальная энергия может изменить и даже отменить судьбу. Больше того, звезды часто указывают на несколько возможных судеб; например, что кто-то может умереть в среднем возрасте, но если это предсказание удастся преодолеть, то он может дожить до предопределенного пожилого возраста. Наконец, есть случаи, когда предсказания гороскопа выполняются с великой точностью вплоть до определенного возраста, но затем больше не приложимы. Это часто случается, когда субъект поворачивается от ординарной жизни к духовной. Если поворот очень радикален, предсказания могут сразу перестать соответствовать событиям его жизни; в ином случае определенные результаты могут продолжаться еще какое-то время, но перестают быть столь неизбежными. Это должно бы показать, что существует или может существовать более высокая сила, более высокий план или более высокий источник духовной судьбы, которые могут, если настал их час, преодолеть нижнюю силу, нижний план или нижний источник витальной и материальной судьбы, чьими индикаторами являются звезды. Я говорю «витальной», ибо характер может быть указан в гороскопе значительно полнее и удовлетворительнее, чем жизненные события.

Индийское объяснение судьбы - это Карма. Мы сами творим свою собственную судьбу своими действиями, но судьба, созданная нами, связывает нас; ибо то, что мы посеяли, мы должны пожать в этой жизни или в другой. Все же, мы создаем свою будущую судьбу, даже когда наша прежняя судьба из прошлого развертывается в настоящем. Это наделяет смыслом нашу волю и деятельность, а не ведет, как ошибочно полагают европейские критики, к жесткому и бесплодному фатализму. Но, опять же, наша воля и деятельность зачастую могут аннулировать или же изменить прошлую Карму; это лишь определенный сильный эффект, называемый utkaТa karma, не может быть изменен. И здесь тоже достижение духовного сознания и жизни, считается, аннулирует или дает способность аннулировать Карму. Ибо мы входим в объединение с Божественной Волей, космической или трансцендентальной, которая может аннулировать то, что она санкционировала в определенных условиях, которая может переделать то, что она сделала, ликвидировать узкие фиксированные линии, установить более пластичную свободу и ширь. Ни Карма, ни Астрология, поэтому, не указывают на жесткую и вовеки неизменную судьбу.

Что до пророчества, я никогда не встречал и не знал пророка, как бы известен он ни был, который не знал бы неудач. Некоторые из их предсказаний оказываются верными, другие - нет, - они осуществлялись наполовину или же оказывались совершенно неправильными. Из этого не следует, что сила пророчества нереальна, или что правильные пророчества целиком можно объяснить вероятностью, случайностью, совпадением. По природе их количество и не может быть слишком велико. Непостоянство в осуществлении может объясняться либо несовершенной силой в пророке, которая иногда активна, иногда слабеет, или тем, что вещи предсказуемы лишь частично, предопределены лишь отчасти или же обусловлены разными факторами или линиями силы, разными сериями возможностей и существующих факторов. Пока кто-то следует одной линии, его предсказания правильны, иначе - не правильны - или если линии силы меняются, его пророчество тоже сходит с рельс. Все равно, можно сказать, если что-то вообще предсказуемо, должна быть какая-то сила или план, благодаря которой или на котором все может быть предвидено; если есть божественное Всезнание и Всемогущество, это тоже должно быть. Даже когда предвиденное должно осуществиться, в действительности, оно осуществляется через игру сил, - духовных, ментальных, витальных и физических сил - и в этом плане сил нет ничего, что могло бы быть определено с абсолютной четкостью. Личная воля и усилие являются одной из этих сил. Когда Наполеона спросили, почему он, веря в Судьбу, всегда планировал и действовал, он ответил: «Потому, что это было предопределено, что я должен действовать и планировать»; другими словами, его планирование и деятельность были частью Судьбы, необходимым вкладом в результаты Судьбы. Даже если я предвижу неблагоприятный результат, я должен работать ради того результата, который, я считаю, должен быть достигнут; ибо это сохраняет живой силу, принцип Истины, которой я служу, и дает ей возможность победить позднее, чтобы она стала частью работы будущей благосклонной Судьбы, даже если нынешняя судьба враждебна. Люди не бросают свое дело оттого, что они сталкиваются с неудачей или предвидят ее; и они духовно правы в своей упрямой настойчивости. Больше того, мы живем не только для внешнего результата; гораздо более высокая цель жизни - это рост души, - не внешний сиюминутный успех или даже успех ближайшего будущего. Душа может расти, невзирая на неблагоприятную материальную судьбу или даже с ее помощью.

Наконец, даже если все предопределено, к чему говорить, что жизнь, по выражению Шекспира или, скорее, Макбет, - это «история, рассказанная идиотом, полная шума и неистовства, но ничего не означающая»? Жизнь была бы таковой, скорее, если бы все было делом случая и неопределенности. Но если она является чем-то предвиденным, спланированным в каждой детали, не означает ли это, скорее, что жизнь что-то значит, что в ней должна быть тайное Намерение, которое осуществляется мощно, упорно, через все эпохи, и мы сами являемся частью его и сотрудниками в осуществлении этого непобедимого Намерения?

 

P.S. Один из величайших возможных экстазов - это ощущать себя управляемым Божеством, не звездами или Кармой, ибо последнее - занятие плохое, скучное и некомфортабельное, как существо, кружащееся в машине, «yantrАrУДhАni mАyayА».

***

Боюсь, я не питаю большого доверия к идеям и пророчествам Чейро - некоторые пророчества исполнились, но большинство оказались неверными. Идея об иудеях - это старое иудейское и христианское верование; оно не заслуживает особого доверия. Что до чисел, это правда, что, согласно оккультной науке, числа имеют мистическое значение. Правда также и то, что существуют периоды и циклы в жизни, как и в жизни мира. Но в этих вещах не всегда можно установить точное значение.

***

Я не сказал, что все жестко предопределено. Игра сил этого не означает. А что говорил я, так это то, что позади зримых событий в мире всегда есть масса невидимых сил, которые действуют, оставаясь неизвестными внешнему разуму людей; и с помощью йоги (идя внутрь и устанавливая сознательную связь с космическим Собой, Силой и силами) можно начать осознавать эти силы, сознательно вмешиваться в игру и, по крайней мере в некоторой степени, определять ее результаты. Все это не имеет ничего общего с предопределенностью. Наоборот, можно наблюдать за развитием событий и тут и там подталкивать их, когда это возможно и необходимо. Во всем этом нет ничего, что противоречило бы заявлению великого ученого, сэра Ч.В. Рамана. Раман однажды сказал, что все эти научные открытия являются лишь игрой случая. Однако, когда он говорит, что научные открытия являются лишь игрой случая, он просто имеет в виду, что человеческие существа не знают, как они осуществляются. Это - не жесткая предопределенность, но и не слепой невежественный Случай. Это - игра, в которой возможности прорабатываются во Времени.

***

Действительно, трудно установить, что Планк имел в виду на этих страницах - каков его вывод и как он пришел к нему; он, вероятно, так сжал свои аргументы, что необходимые звенья цепи объяснения выпали. Тема свободы воли, я просмотрел мельком предыдущие страницы, затрагивается лишь случайно из-за его позиции, что новые открытия в области квантовой теории не ведут ни к чему радикально новому в физике. Если там и есть тенденция рассматривать законы как статистические - в случае чего не остается места «строгой причинности» и детерминизму, - то, все же, там нет ничего, что доказывало бы, что они не могут, и не могут с выгодой, рассматриваться и как динамичные - в случае чего детерминизм возможен; неопределенность индивидуального поведения (электронов, квантов), в действительности, не отрицает детерминизм, а только вносит в него новую особенность. Такой представляется, на первый взгляд, его позиция. Определенные ученые-мыслители рассматривают эту неопределенность индивидуального поведения как физический фактор, перекликающийся с элементом свободы воли в индивидуальных человеческих существах. Именно здесь Планк затрагивает вопрос свободы воли, оспаривая вывод, что она противоречит строгой причинности и закону детерминизма. Его аргументы, насколько я могу судить, таковы:

1. Закон строгой причинности существует, ибо любая данная деятельность или внутреннее событие индивидуального человеческого существа является результатом, полностью обусловленным двумя причинами: а) предшествующим состоянием его разума в целом, б) внешним влиянием.

2. Воля есть ментальный процесс, целиком обусловленный двумя этими факторами; следовательно, это - не свобода, а часть цепи жесткой причинности - как и результаты свободы воли.

3. Что важно, так это не подлинная свобода воли, а человеческое осознание свободы. Это создает внутреннее переживание сознательного мотива, который вновь создает новые мотивы и т.д. без конца. Поэтому человеку важно предопределять свою будущую деятельность - ибо в любой момент может появиться новый мотив. Но когда мы оглядываемся на прошлое, тогда взаимосвязь причины и следствия становится очевидной.

4. Факт жесткой причинности (или, по крайней мере, ее теория) не опровергается осознанием свободы воли индивидуумом. Он лишь затмевается фактом, что человек не может предопределить свою собственную деятельность или понять причины своего нынешнего состояния; но это происходит оттого, что здесь субъект и объект есть одно и то же, и этот субъект-объект находится в состоянии постоянного переменного движения, в отличии от внешнего объекта, который, как принято считать, не изменяется в результате внутреннего движения познающего.

Там есть упоминание причинного закона и этического закона, которое ставит меня в тупик. Разве является «этический закон» некой внешней жесткой цепью причин и следствий? Разве такая вещь существует вообще? Если «жесткая причинность» правит всем, что вообще здесь делает этический закон?

Таковы аргументы, насколько я смог проследить их, но они не кажутся мне достаточно убедительными. Если бы поведение человека не могло предопределяться им самим, оно не могло бы предопределяться никем, хотя здесь субъект и объект уже не были бы одним и тем же; а если оно не может быть предопределено, тогда, по той же причине, оно должно быть элементом свободы воли и мобильности, созданным всем возможным бесконечным вмешательством новых мотивов. Если бы это было так, жесткая причинность не могла бы быть прочной, - хотя можно было бы утверждать, что пластичная причинность, в которой сила выбора, называемая нами свободой воли, является элементом (либо как одна из имеющихся причин, либо как инструмент причины), возможна.

Заявление, что деятельность индивидуума жестко детерминирована всем его ментальным состоянием плюс внешние влияния, сомнительно и не ведет далеко. Можно опровергнуть всю идею о неизбежной причинности, приняв, что все существующее до события состояние является лишь теми условиями, в которых это событие протекает - здесь есть масса вещей предшествовавших и последующих, но ничто не доказывает, что последние являются неизбежным следствием этой массы первых. Возможно, все это существующее состояние является матрицей, в которую брошено некое семя происходящего или в которой оно становится активным, поэтому в этой матрице возможно множество результатов, и в случае человеческой деятельности видно, что свобода воли существует или, по меньшей мере, является детерминирующим фактором.

Поэтому я не думаю, что аргументы Планка заведут нас достаточно далеко. Имеется, безусловно, также вопрос, поднятый в самой книге, является ли, придерживаясь детерминизма, локальное состояние вещей независимым полем причинности или же все настолько взаимосвязано, что именно вся совокупность в целом и определяет локальный результат. Деятельность человека, в таком случае, должна определяться универсальными силами, а состояние его разума и окончательный выбор должны быть инструментами Универсальной Силы.

***

В примере Сократа и пьяницы, использованном вами, вы верно проводите различие. Слабовольным человеком управляют его витальные и физические импульсы, его ментальное существо не достаточно динамично, чтобы его воля могла управлять ими. Его воля не «свободна», ибо она недостаточно сильна, чтобы быть свободной, она является рабом сил, которые воздействуют на его витальную и физическую природу или действуют в ней. В случае Сократа воля настолько более свободна, что она стоит над игрой этих сил, и он определяет своей ментальной идеей и решением, что он должен делать и чего не должен. Остается вопрос, свободна ли воля Сократа только в этом смысле, будучи сама, в действительности, обусловлена чем-то большим, нежели менталитетом Сократа, чем-то, чьим инструментом она является - либо Универсальной Силой, либо Существом в нем, голос которого и был голосом его демона и которое не только давало его разуму ясное понимание ментального идеала, но навязывало ему стремление действовать, повинуясь этому пониманию. Или она могла быть подчинена отношениям между Пурушей и Универсальной Силой. В последнем случае мог бы быть нестабильный баланс между детерминизмом Природы и самодетерминизмом изнутри. Если мы будем исходить из взглядов Санкхьи, что существом (viz., тем, кому принадлежит голос его демона) должна была быть душа, или Пуруша, то и в случае волевого Сократа, и в случае слабовольного раба витальных импульсов деятельность и ее результаты должны были определяться согласием или отказом Пуруши. Во втором Пуруша дает согласие и подчиняется игре сил Природы, привычке витального импульса, подчиняясь витально, тогда как разум смотрит на это, беспомощный. В Сократе Пуруша начал освобождаться и решать, что он (Пуруша) примет, а чего не примет - сознательное существо начало навязывать себя силам, которые воздействуют на него. Это господство стало столь полным, что Сократ в большой степени смог предопределять свою собственную деятельность и смог даже до определенных границ не только предвидеть, но и предопределять ее результаты - так, что решенное им должно было рано или поздно произойти.

Что до Сверхчеловека, это - сознательное существо, чье освобождение завершается его подъемом в область, находящуюся за пределами границ разума. Он может определять свою деятельность в полном соответствии с сознанием, которое осознает все силы, воздействующие на него, действующие в нем и вокруг него, и которое, вместо того, чтобы подвергаться их влиянию, способно использовать и даже обусловливать их.

***

После прочтения убедительных объяснений Х я вижу, что можно было сказать с интеллектуальной точки зрения по этому вопросу, чтобы увязать реальность высшей Свободы с феноменом Детерминизма Природы - иным образом, но с той же целью. В действительности, свобода и детерминизм являются лишь двумя сторонами одного и того же - ибо фундаментальная истина - это самодетерминизм космоса, а в нем - тайный самодетерминизм индивидуума. Трудность возникает из-за того, что мы живем в поверхностном разуме неведения, не знаем, что происходит позади, и видим лишь феноменальный процесс Природы. Довлеющий детерминизм Природы - это внешне очевидный факт, и, поскольку наше поверхностное сознание является частью этого процесса, мы не способны видеть другую сторону реальности. Практически, на поверхности, в Материи, имеет место один лишь детерминизм, - хотя сейчас это начинает оспариваться последней научной школой. При появлении Жизни устанавливается определенная пластичность, так что трудно предсказать что-либо точно, как в случае материальных явлений, которые подчинены жесткому закону. Пластичность возрастает с ростом Разума, так что человек может иметь, по крайней мере, чувство свободы воли, свободы выбора своей деятельности, своего движения, которая, по крайней мере, помогает обусловить окружение. Но эта свобода сомнительна, ибо ее можно назвать иллюзией, фокусом Природы, частью ее механизма детерминизма, видимостью свободы или, самое большее, относительной и подчиненной независимостью. Лишь когда кто-то делает шаг назад из Пракрити в Пурушу и вверх из Разума к духовному Себе, эта свобода сперва становится очевидной, а затем, благодаря унисону с Волей, стоящей над Природой, полной.

***

В жизни вещи всех сортов предлагают себя. Нельзя все принимать, исходя из идеи, что это послано Божеством. Существует выбор, и ошибочный выбор приводит к соответствующим последствиям.

***

Судьба, в жестком смысле слова, применима лишь ко внешнему существу, пока то живет в Неведении. То, что мы называем судьбой, в действительности, является лишь результатом нынешнего состояния существа, природы и энергий, накопленных им в прошлом, воздействующих друг на друга и определяющих нынешние попытки и их будущие результаты. Но как только кто-то ступает на путь духовной жизни, эта прежняя предопределенная судьба начинает отступать. Появляется новый фактор, Божественная Милость, помощь более высокой Божественной Силы, отличной от силы Кармы, которая может поднять садхака за пределы нынешних возможностей его природы. Тогда его духовная судьба становится божественным выбором, обусловливающим будущее. Единственное сомнение связано с превратностями пути и временем, необходимым для его прохождения. Именно здесь враждебные силы играют на слабостях прошлой природы, стараясь помешать быстрому прогрессу и отложить осуществление. Те, кто падает, падает не из-за атак витальных сил, а из-за того, что они становятся на сторону враждебных Сил и предпочитают витальные амбиции или желание (амбицию, тщеславие, страсть и т.п.) духовной сиддхи.

***

Ни Природа, ни Судьба, ни Божество не действуют ментальным образом или в соответствии с законами или стандартами разума - вот почему даже для ученого и философа Природа, Судьба, образ действия Божества целиком остаются мистерией. Мать действует не посредством разума, поэтому и объяснять ее действия с помощью разума бесполезно.

***

Природа в очень большой степени является тем, что вы из нее делаете или можете из нее сделать.

***

У каждого есть своя собственная судьба, и его появление в конкретной семье - лишь эпизод.

***

Сознание - это не механическая мертвая вещь, чтобы вмешиваться подобным образом. Наследственное влияние создает сходство, а сходство - вещь длительная. Это лишь когда наследственная часть изменена, сходство исчезает.

***

[Штамп наследственности, расы, касты, семьи:] Очень глубокий отпечаток в большинстве случаев - главным образом, в физическом витальном и физическом материальном, - и он усиливается благодаря образованию и воспитанию.

***

Многое в теле и кое-что в разуме и витале получено по наследству от отца и матери или от других предков - это знает, наверное, каждый. Есть и другие вещи, которые, не будучи врожденными, присущи своей собственной природе или развиты событиями этой жизни.

***

Карма и наследственность являются двумя главными причинами [которые определяют врожденный темперамент]. По мнению некоторых, наследственность также подчинена Карме, но это возможно лишь в общем, не во всех деталях.

***

Все энергии, введенные в деятельность - мысль, речь, чувство, поступок - участвуют в образовании Кармы. Они помогают развивать природу в том или ином направлении, а природа и ее деятельность и реакции приводят ко внутренним и внешним последствиям: они воздействуют также и на других и создают движения в общей сумме сил, которые могут рано или поздно вернуться к создавшему их. Невыраженные мысли тоже могут выступать как силы и производить свой эффект. Это - ошибка, думать, что мысль или воля могут иметь эффект, лишь когда они выражены в речи или в действии: невысказанная мысль, невыраженная воля тоже являются активными энергиями и могут произвести свои собственные вибрации, эффекты или реакции.

***

Точно? Как можно измерить точно входящие витальные, ментальные и духовные факторы? Вы можете это делать, имея дело со звездой и атомом (хотя, очевидно, не с электроном), но не когда вы имеете дело с человеком и его живыми разумом, душою и телом.

II

То, что говорит Х, правда; игра сил очень комплексна, нужно осознавать их, и, как бы, видеть и наблюдать, как они работают, прежде чем можно будет действительно понять, почему различные вещи происходят так, как они происходят. Всякая деятельность окружена комплексом сил, и если кто-то вкладывает силу для успеха одной из них, ему следует позаботиться о том, чтобы делать это тщательно, поддерживать ее и не оставлять двери открытыми для других противоположных сил. Каждый человек сам является полем многочисленных сил - некоторые работают на его садхану, некоторые работают на его эго и желания. Имеются, кроме того, силы, которые стремятся сделать человека инструментом для осуществления не его целей без его знания об этом. Все они могут образовывать комбинации, чтобы достичь конкретного результата. Каждая из этих сил работает для осуществления своего собственного мотива - они вовсе не обязательно являются тем, что мы называем враждебными силами, - они являются просто силами Природы.

Чувство зависти и abhimАna были, конечно, выжившим остатком прошлых движений природы. Именно так эти вещи уходят, если они отвергнуты: они теряют свою силу, все меньше и меньше могут оставаться, все меньше и меньше могут воздействовать на сознание, - наконец, они не будут способны касаться и приходить в дальнейшем.

***

Любой, обладающий некоторой сообразительностью и наблюдательностью, живущий больше во внутреннем сознании, может видеть игру незримых сил на каждом шагу, которые порождают те или иные события и воздействуют на людей без их ведома. Йога или внутреннее сознание - ибо есть люди, которые, подобно Сократу, развили или имеют некое внутреннее сознание без йоги, - приводит к тому отличию, что начинают не только осознавать эти незримые силы, но и могут сознательно пользоваться или управлять ими. Вот и все.

***

[Витальный взаимообмен:] Трудно пояснить его специфику. Всегда существует притягивание витальных сил от одного к другому во всей человеческой социальной смеси, которое происходит автоматически. Ухаживание - один из наиболее мощных способов любого берущего или притягивающего витальную силу другого, что, к тому же, часто происходит односторонне - к великому вреду «другого». При переходе приходит множество вещей, хороших и плохих, приподнятое настроение, чувство силы или поддержки, просачиваются хорошие и плохие качества, происходит взаимообмен психологическими настроениями, состояниями и движениями, депрессиями, истощением - вся гамма. Люди не знают этого, - это на милости Бога над ними, - но достигнув определенного йогического сознания, начинают очень отчетливо осознавать и чутко ощущать весь этот взаимообмен, всю эту деятельность и реакции, но при этом могут также построить стену против всего этого, отвергать все это и т.д. и т.п.

Именно стену сознания и нужно построить. Сознание - это не что-то абстрактное, оно, как и само существование, Ананда, разум или prАНa, является чем-то очень конкретным. Если кто-то пробуждается ко внутреннему сознанию, он может делать с ним вещи всех сортов, посылать его вовне как поток силы, воздвигать кольцо или стену сознания вокруг себя, направлять идею, чтобы та вошла в чью-то голову в Америке и проч. и проч.

***

Его новое сознание позволяет ему острее ощущать противостоящие силы, с которыми вступают в контакт, двигаясь в мире, имея дела и встречаясь с другими, и он боится отклика в витале, который опрокинул бы его садхану или создал бы трудности. Очевидно, он - человек, психически чувствительный или ставший таковым, чувствительный к тем вещам, которые вы слепо отказываетесь признать, даже когда вы находитесь в средоточии всего этого - посреди всей этой игры сил. Вы можете чувствовать атмосферу вашего друга через письмо, «такое прекрасное, такое укрепляющее, такое освежающее», и она оказывает немедленное воздействие на вас. Но ваш разум таращится, как сова, и удивляется: «Что за черт?» Я полагаю, это оттого, что ваши медицинские книги никогда не рассказывали вам об этом, ну а как может быть правдой то, что неизвестно ни обычному разуму, ни ученому? Именно благодаря вмешательству сил враждебного сорта вы попадаете в лапы Дьяволу, но вы можете лишь стенать и восклицать: «Что это?»- а когда их сметают другие силы, моргать и бормотать: «Это забавно!» Ваш друг может чувствовать и одновременно знать, когда ему грозят враждебные силы, и, таким образом, он может быть настороже и сопротивляться Старому Приятелю, ибо сразу может обнаружить одно из его главных средств атаки.

***

Осознание этих вещей [влияний людей] служит для знания - психо-оккультного знания, необходимого для полноты сознания и опыта. Оно служит не для того, чтобы позволять всему, что почувствовалось, становиться влиянием, хорошим ли, или плохим.

***

Что до другого вопроса, это - две разные вещи. Некоторые люди обладают способностью составлять впечатление о других, которое никоим образом не является непогрешимым, хотя и часто оказывается правильным. Это - одно, а йогическая интуиция, посредством которой прямо чувствуют или знают, что из себя представляет тот или иной человек, каковы его способности, характер, темперамент, - это другое. Первое может помочь в развитии второго, но оно не является тем же. Йогическая способность должна и может стать полной только со значительным развитием внутреннего сознания.

***

Отложите вопрос о Божественном или небожественном, нет духовного человека, который, действуя динамично, был бы ограничен физическим контактом - идея, что физический контакт через письмо, речь, встречу абсолютно необходим для действия духовной силы, противоречит сама себе, ибо тогда это была бы не духовная сила. Дух не ограничен физическими факторами или телом. Если вы имеете духовную силу, она может воздействовать за тысячи миль на людей, которые не знают и никогда не узнают, что вы воздействуете на них или что на них было оказано воздействие, - они знают лишь, что есть сила, позволяющая им делать редкие вещи, и с легкостью считают, что это - их собственная энергия и одаренность.

***

Божественные Силы предназначаются для использования - ошибка человека, индивидуализированного в Неведении, заключается в том, что он использует их для эго, а не для Божества. Именно это должно быть исправлено объединением с Божественным Сознанием, а также расширением индивидуального существа, чтобы оно могло жить сознательно в универсальном. Трудность возникает из-за укоренившихся эгоистических привычек, но это - не невозможно.

***

Всякая сила приходит от Божества, но она гораздо чаще используется неправильно, чем духовно или правильно.

***

Безусловно, можно осознавать разные вещи на расстоянии и вмешиваться.

Идею, что йогины не используют или не должны использовать эти силы, я рассматриваю как аскетическое суеверие. Я полагаю, что все йогины, которые имеют эти силы, используют их, когда бы они не обнаруживали, что те откликаются изнутри и действуют. Они могут воздерживаться, если думают, что использование их в каком-то конкретном случае противоречит Божественной Воле, или видят, что, ликвидировав одно зло, они могут открыть двери худшему злу, или по какой-то иной обоснованной причине, но не из-за общего правила, запрещающего это. То, что непозволительно никому, имеющему сильное духовное чувство, это быть торговцем чудес, творящим экстраординарные вещи ради шоу, выгоды, известности, из тщеславия или гордости. Недопустимо использование сил просто из витальных побуждений, асурически хвастаться ими или поворачивать их для поддержания высокого мнения о себе, из-за тщеславия, амбиции или какой-нибудь другой слабости, к которой склонна человеческая природа. Именно из-за полуиспеченных йогинов, столь часто попадающих в эти ловушки враждебных сил, использование йогических сил порой воспринимается как нечто вредное для использующего.

Но попадают таким образом, в основном, те люди, которые живут, по большей части, в витале; с сильным, свободным и спокойным разумом и с пробужденным активным психическим существом такие убогие вещи, похоже, не случаются. Что до тех, кто может жить в подлинном Божественном Сознании, определенные силы являются для них вовсе не силами в этом смысле, иначе говоря, не сверхъестественными или ненормальными, а, скорее, их нормальным способом видеть и действовать, частью их сознания - а как можно им запретить или как могут они отказаться действовать в соответствии со своим сознанием и его природой?

Я полагаю, что получил даже более полное европейское образование, чем вы, и у меня тоже был свой период агностического отрицания, но с того момента, когда я посмотрел на эти вещи, я больше никогда не смог занимать позицию сомнения и неверия, которая так долго была модной в Европе. Анормальные, иначе надфизические, переживания и силы, оккультные или йогические, всегда казались мне чем-то совершенно нормальным и заслуживающим доверия. Сознание по самой своей природе не могло быть ограничено ординарным физическим человеческо-животным сознанием, оно должно иметь иные уровни. Йогические или оккультные силы не более сверхъестественны или невероятны, чем сверхъестественна и невероятна сила, создавшая великую поэму или какую-то великую музыку; немногие люди способны на это - меньше даже, чем один на миллион; ибо поэзия и музыка приходят из внутреннего существа, и чтобы написать или сочинить нечто истинное и великое, нужно, чтобы был чист проход между внешним разумом и чем-то во внутреннем существе. Вот почему вы обрели поэтическую силу, как только занялись йогой, - йогическая сила сделала проход чистым. То же и с йогическим сознанием и его силами; нужно достичь очищения прохода, - ибо они уже находятся внутри вас. Конечно, первое, что нужно делать, это верить, стремиться и, с истинным импульсом внутри, делать усилие.

***

JАdu (магия) - это специальная практика, выполняемая профессиональными магами или теми, кто изучает искусство магии, но она не является частью йоги. Что бывает в йоге, так это то, что порой или даже достаточно часто в садхаке развиваются определенные силы, с помощью которых он может влиять на других, заставлять их что-то делать или поворачивать ход событий по своему желанию. Эта и другие йогические силы никогда не должны использоваться садхаком для эгоистических целей или для удовлетворения своих витальных желаний. Они могут быть использованы, лишь когда они становятся частью реализованного божественного сознания, самой Матерью или под ее руководством для хороших и неэгоистических целей. Нет ничего плохого в йогических силах, которые приходят естественно как часть нового сознания и не используются для неправильных личных целей. Например, вы видите что-то в видении или во сне, и это происходит впоследствии в состоянии бодрствования. Хорошо, это - йогическая сила предвидения, знания будущего, которая часто имеет место при росте сознания; в этом нет ничего неправильного; это - часть роста в садхане. Так и с другими силами. Нужно лишь не гордиться, не хвастаться и не использовать неправильно эти силы ради желания, гордости, силы или удовлетворения эго.

Видение вами человека и огня у его ног было, вероятно, видением Бога Агни, от которого исходит огонь тапасьи и очищение в садхане.

Когда садхана прогрессирует, почти всегда приходит сила видения; видимое истинно, если видящий остается в правильном сознании. Существуют также ложные голоса и переживания. Люди сходят с ума оттого, что были эгоистичны, начинали думать о себе как о великих садхаках, считали себя и свои переживания важными и преувеличивали свою важность и значимость своих переживаний; это приводило их в неправильное сознание, к ложным голосам, видениям и вдохновениям. Они считали себя настолько важными, что отказывались прислушиваться к Матери и наконец становились враждебны к ней, потому что она говорила им об их заблуждении и рассеивала их иллюзии. Ваши видения и переживания очень хороши и истинны, и я уже объяснил вам их значение - ложные пытались прийти, но вы отбросили их, поскольку вы не были к ним привязаны, а были зафиксированы на подлинной цели садханы. Нужно не привязываться к этим вещам, а просто наблюдать их и идти дальше, тогда они будут подмогой, а не опасностью.

***

Под черной магией понимается оккультизм враждебных сил - оккультизм божественных Сил совсем иной. Один основан на объединении, другой - на разделении.

***

Трудно сказать [почему Христос исцелял людей] - из того, что написано в Библии, представляется, что он делал это в знак того, что он был послан Божеством с силой.

***

Вы совершенно правы. Она [мадам Блаватская] была оккультистом, не духовной личностью. То духовное учение, которое она дала, основано, похоже, на интеллектуальном знании, а не на реализации. Ее позиция - это позиция тибетского буддиста. Она верила не в Бога, а в Нирвану, чудесные силы и Махатм.

***



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.082 с.)